рабочая программа логопедических занятий РАС 8.3
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Михайловская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СО
«Михайловская школа-интернат»
______И. В. Николаева
___________________
Рабочая программа по курсу: «Логопедические занятия»
составлена на основе АООП (вариант 8.3) с РАС
в 4 классе
Рассмотрено на МО:
Руководитель МО:
______(Захарова Л. М.
Составитель:
учитель-логопед
Савченко Т.В.
2020
Структура рабочей программы
1.Пояснительная записка
- обоснование актуальности и основная идея программы, место программы в образовательном процессе
- нормативные документы, лежащие в основе программы
- цель и задачи предмета
- планируемые результаты обучения
- сведения об обучающихся
- условия реализации программы
- Календарно-тематическое планирование
3.Содержание программы
4.Циклограмма проведения занятий
5.Сведения об авторе
6.Список литературы для обучающихся и учителя
- Пояснительная записка
РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психическогоразвитияребенка,проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.
К одной из самых тяжелых форм расстройства аутистического спектра относятся дети, которые почти не имеют активной избирательности в контактах со средой и людьми, что проявляется в их волевом поведении. Они практически не реагируют на обращение и сами не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации, их аутизм внешне проявляется как отрешенность от происходящего.
Программа коррекционной работы направлена на создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с РАС посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
В рамках работы психолого-педагогического консилиума обсуждаются проблемы определения и порядок предоставления специализированной квалифицированной помощи детям с РАС.
В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 1 занятие в неделю.
Срок реализации настоящей программы: 2020-2021 учебный год.
У детей с РДА нарушенной, прежде всего, оказывается коммуникативная функция речи. Для всех вариантов речевого развития детей с РДА характерны следующие общие черты: нарушение коммуникативной функции речи; выраженная стереотипность речи; склонность к словотворчеству, неологизмам; значительно большая, чем в норме, роль эхолалий; нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи. Ребёнок с аутизмом часто говорит о себе во втором или третьем лице. Речь может быть скандированной, толчкообразной из-за нарушений темпа, ритмической организации речи. В этом случае страдает не только коммуникативная функция речи, но и моторное звено реализации речи. Можно сказать, что речевое развитие детей с аутизмом достаточно вариативно, и чаще всего зависит от глубины нарушения и соответствующей степени приспособления ребенка к окружающему миру.
Основные этапы логопедической коррекции
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог общается с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего коррекционного процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление речевой активности ребенка. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе коррекции важной задачей является целенаправленная организация речевой активности аутичного ребенка.
С обучаюшимися,имеющими недостатки звукопроизношения проводятся индивидуальные занятия, построенные на основании логопедического заключения, возраста и тяжести речевой патологии.
Нормативные документы, лежащие в основе курса:
Нормативные документы, лежащие в основе предмета
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»
3. Устав ГБОУ СО «Михайловская школа-интернат»
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа ГБОУ СО «Михайловская школа-интернат»
Целью логопедического сопровождения является - создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, позволяющего учитывать особые образовательные потребности детей с РАС на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе, что соответствует требованиям ФГОС.
Задачи программы:
- преодолевать негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
- максимальная коррекция дефектов устной речи учащегося, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка;
- повышение речевой активности ребенка в процессе общения;
- обогащать и активизировать словарный запас; - развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся, использование мимики и жестов в общении; - развивать артикуляционную моторику и фонематические процессы;
- формировать правильноефизиологическое дыхание; - создавать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся;
- уточнять грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной речи; - развивать фразовую и связную речь;
- подготовить к обучению письменной речи (письмо и чтение):
- формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза; - создавать базу для успешного овладения навыками чтения и письма; - развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление; - формировать пространственно-временные представления и понятия;
- совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы:
Личностные результаты должны отражать:
1) осознание себя как ребёнка;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.
3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
4) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
5)владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
6) развитие навыков сотрудничества с взрослыми.
Предметные результаты:
Устная речь. Минимальный уровень:
Выражать свои просьбы, желания, используя этикетные слова и выражения;
Сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес;
Участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
Слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы по содержанию;
Уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
Повторять чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
Участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребенка
Сведения об обучающемся
Лыжников Ярослав обучается по АОП в 3 классе ГБОУ СО «Михайловская школа-интернат».
Социально-бытовые условия удовлетворительные, отношения в семье доброжелательные, отношения к ребёнку хорошие.
Физически Ярослав развит. Рост выше нормы своего возраста. Обращённую речь понимает на узко - бытовом уровне, понимает назначение предметов повседневной жизни, реагирует на своё имя и фамилию. При выполнении какого-либо задания доступны только совместные, поэтапные действия с взрослым. Самостоятельные действия отсутствуют. Самостоятельно не раскрашивает готовые рисунки. Не удерживает внимание при выполнении действий, не может оценить конечный результат. В тоже время радуется похвале (улыбке взрослого, одобрению и др.).
На занятиях недостаточно активен, теряет интерес к уроку через 15-20 минут. Мышление наглядно-действенное. Не запоминает последовательность действий в игре, не устанавливает причинно – следственные связи на картинках – нелепицах, не сравнивает предметы; не классифицирует, не объединяет в группы: овощи, фрукты и другие предметы. Любит слушать музыку. Себя обслуживает: сам одевается, обувается, ест самостоятельно.
Самостоятельно в кабинет прийти может, но предпочитает поддержку взрослого (страх высоты), садится за парту сам. Самостоятельно подготовиться к уроку не может, даже с опорой на визуальную схему, требуется частичная физическая помощь. На визуальное расписаниенеориентируется.Выдерживаетзапартой30-35минут,приутомлении может начать раскачивать парту, издавать горловые звуки. На визуальные подсказки и правила не ориентируется. Может отрывать с партыприкрепленныематериалы,визуальныестимулыит.д.Приутомлении или сенсорной перегрузке раскачивает парту. Стучит о стену,издает горловые звуки, ложится на пол.
Самостоятельный контроль деятельности недоступен даже при выполнении простого знакомого задания: не доделывает до конца, отрывает/портит уже сделанную работу, закрашивает полностью весь листи т.д. Может портить материал: отрывает куски паззлов, ломает карандаши, мнет карточки и т.д. Плохо понимает новую устную инструкцию, требуется визуальная поддержка. Работать по образцу не умеет. Вызывает затруднение понимание любой устной инструкции, даже на бытовом уровне.
Вербальное поведение не сформировано, не использует ни речь, ни жесты, ни карточки. При необходимости получить тот или иной пред- метходитпоклассу,ищет.Можетначатьплакать.Непривлекаетвзрос- лого для получения желаемого. Указательный жест не сформирован.
Всвободнойдеятельностиавтономен.Кдетямподходит,смотрит,что они делают, спокойно переносит физический контакт. Агрессии даже в ответнепроявляет.Всевербальныепросьбывыученные.Бытовыежесты понимает, самостоятельно не использует. На тактильный контакт реакцияположительная,самявляетсяинициаторомфизическогоконтактасо взрослым. Явных предпочтений среди детей не отмечено. На перемене стучитвстену,сидитзапартой,лежитнапартеилинаполу.
Знанияпоосновнымпредметамзначительнонижепрограммныхтребований.Основныетрудностисвязанысотсутствиемвербальногоповеденияитрудностямипродуктивноговзаимодействия.Скоростьнакоплениянавыковнизкая.Трудностиформированияпродуктивногоответа. Учебные навыки
Математика.Цветаиформынепоказывает,карточкуиз2невыбирает. Цифры не знает. Число с количеством не соотносит.
Чтение. Буквы не знает. Глобально слова с картинкой не соотносит.
Показать/выбрать картинку из двух не может.
Графическая деятельность. Трехпальцевый хват нестойкий. Умеет обводитьпотрафарету,линиинечеткие.Можетсоединятьточки.Умеет раскрашивать. Контур предмета не видит.
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Показать/выбратьпредметиз2неможет.Речьнеиспользует.Можетповторитьслоги и короткие слова. В заученных ситуациях изредка использует слова :«пока», «привет».
Практические навыки. Умеет резать по линии. Умеет приклеивать части аппликации, соотнося их с контуром или меткой. Умеет лепить шарик и колбаску из пластилина после моделирования действия. При выполнении практических заданий может есть клей, пластилин, грызть карандаши. Может испортить результат работы.
Навыкисамообслуживания.Навыкисамообслуживаниясформированыневполномобъеме.Втуалетнепросится.Переодеваетсянафизкультурусжестовойподсказкой.Естнеаккуратно,можетначатьестьруками.
Рекомендации:
Обучение в сопровождении тьютора.
Групповые, индивидуальные занятия с педагогом-психологом с целью развития коммуникативных навыков.
Индивидуальные занятия с учителем-логопедом с целью формирования альтернативной системы коммуникации.
Условия реализации программы
№ | Название раздела | Дидактический материал | Местонахождение |
1. | Тактильно-двигательное восприятие | Ковролиновый конструктор «Застежки- расстежки» Ковролиновый конструктор «Мир аквариума» Ковролиновый конструктор «Мы едем, едем, едем» Ковролиновый конструктор «Веселые буквы. Русский алфавит» | Шкаф №1 Папка № 1, №2,№3 ПК, рабочий стол папка «Развитие психомоторики» |
2. | Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | Развивающая игра «Автобус для зверят» Развивающая игра «Большой, средний, маленький» Развивающая игра «Где живет огурчик?» Развивающая игра «Глаголы в картинках» Развивающая игра «Готов ли ты к школе? Развивающая игра «Готов ли ты к школе? Математика» Развивающая игра «Готов ли ты к школе? Мышление» Развивающая игра «Готов ли ты к школе? Окружающий мир. Предметы» Развивающая игра «Готов ли ты к школе? Окружающий мир. Природа» Развивающая игра «Готов ли ты к школе? Чтение» Развивающая игра «Деньки недельки» Развивающая игра «Деревенский дворик» Развивающая игра «Детям о времени» Развивающая игра «Животные жарких стран» Развивающая игра «Животные и птицы» Развивающая игра «Знаю все профессии» Развивающая игра «Зоопарк настроений» Развивающая игра «Истории в картинках» Развивающая игра «Логические цепочки» Развивающая игра «Найди различия» Развивающая игра «Четвертый лишний-1» Развивающая игра «Четвертый лишний-2» Развивающая игра «Направо- налево» Развивающая игра «Наши чувства и эмоции» Развивающая игра «Парные коврики»/4-7 лет Развивающая игра «Подбери по смыслу» Развивающая игра «Противоположности» Развивающая игра «Развиваем внимание» Развивающая игра « Развиваем память» Развивающая игра «Разгадай головоломку» Развивающая игра «Ребусы» Развивающая игра «Умный паровозик. Цвет и форма» Развивающая игра «Хорошо или плохо» Развивающая игра «Цвет, форма, размер» Развивающая игра «Что не так?» Развивающая игра «Что перепутал художник?» Ковролиновый конструктор «Застежки- расстежки» Ковролиновый конструктор «Мир аквариума» Ковролиновый конструктор «Мы едем, едем, едем» Ковролиновый конструктор «Веселые буквы. Русский алфавит» | Шкаф№2 Папка№1,№2,№3 Папка №10,№11 ПК, рабочий стол папка «Развитие психомоторики» |
3. | Развитие зрительного восприятия | Развивающая игра «Волшебные коробочки» Развивающая игра «Веселые клеточки» Лэпбук «Эмоции» Лэпбук «Осень» Лэпбук «Часть и целое» Лэпбук «Разрезныекаотинки (транспорт)» Лэпбук «Играйка-развивайка» Дэпбук «Игротека» | Шкаф№2 Папка №1,№2,№3 Папка№6 ПК, рабочий стол папка «Развитие психомоторики» |
4. | Развитие слухового восприятия | Аудио/CD-диск. Музыка для релаксации и медитации. Все выпуски. | Шкаф№3 Папка №1,№2,№3 |
5. | Восприятие пространства | Развивающая игра «Внимание! Дорога!» Развивающая игра «Вокруг да около» | Шкаф№2 Папка №1,№2,№3 Папка№7, №13 ПК, рабочий стол папка «Развитие психомоторики» |
6. | Восприятие времени | Развивающая игра «Времена года» Развивающая игра «Деньки недельки» Развивающая игра «Детям о времени» | Шкаф№2 Папка №1,№2,№3 ПК, рабочий стол папка «Развитие психомоторики» |
7. | Развитие моторики, графомоторных навыков | Ковролиновый конструктор «Застежки- расстежки» Ковролиновый конструктор «Мир аквариума» Ковролиновый конструктор «Мы едем, едем, едем» Ковролиновый конструктор «Веселые буквы. Русский алфавит» Игра «Цветные палочки Кюизенера» Учебное игровое пособие «Математический планшет» Альбом «Лото на математическом планшете» | Шкаф№1, №2 Папка №1,,№2,№3 Папка №4,№8 ПК, рабочий стол папка «Развитие психомоторики» |
8. | Кинестетическое и кинетическое развитие | Развивающая игра «Головоломка. Город мастеров» Развивающая игра «Игры Воскобовича. Чудо- крестики» Развивающая игра «Развивающая головоломка. Ежик» Развивающая игра «Сложи кавадрат» Развивающая игра «Тетрис» Развивающая игра «Шнуровка. Грибок» Развивающая игра « Шнуровка. Зайка» Развивающая игра «Волшебная дощечка» Развивающая игра «Математический планшет. Большой геометрик» | Шкаф№1,№2 Папка №1,№2,№3 Папка, №5,№9,№13 ПК, рабочий стол папка «Развитие психомоторики» |
- Календарно-тематическое планирование по курсу: «Логопедические занятия»
№ | Тема логопедического занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Обследование импрессивной и связной речи | 1 | |
2 | Обследование звукопроизносительной стороны речи. | 1 | |
3 | Обследование слоговой структуры слов и словарного запаса. | 1 | |
4 | «Это — я», Формирование представления о звуках речи . | 1 | |
5 | «Это — я», Звук/ а. /и буква Аа. | 1 | |
6 | «Я- ребёнок» Звук/ о /и буква Оо. | 1 | |
7 | «Я- ребёнок» Звуки и буквы А - О Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок | 1 | |
8 | «Ребёнок в семье» Звук У. и букваУу. Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок). | 1 | |
9 | «Ребёнок в семье» Звуки и буквы У -О. | 1 | |
10 | «Моя семья» Звук Ии буква И | 1 | |
11 | «Моя семья» Звук Ы. и буква Ы. | 1 | |
12 | «Ребенок и его дом» Звук Э и буква Э э «Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале | 1 | |
13 | «Ребенок и его дом» Звук м и буква Мм. «Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале | 1 | |
14 | «Ребёнок и его игрушки» Звук С и буква С | 1 | |
15 | «Ребёнок и его игрушки» Звук Х и буква Х | 1 | |
16 | «Ребёнок и его игрушки» Звук Ш и буква Ш | 1 | |
17 | «Ребёнок в школе» Звук Л и буква Л | 1 | |
18 | «Ребёнок в школе» Звук Н и буква Н | 1 | |
19 | «Ребёнок в мире цвета » Повторить пройденные звуки и буквы.Учить различать пройденные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам | 1 | |
20 | «Ребёнок в мире цвета » Звук Р и буква Р | 1 | |
21 | «Ребёнок в мире цвета и геометрических фигур» Звук К и буква К Учить различать данные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам | 1 | |
22 | «Ребёнок в мире цвета и звука» Звук Т и буква Т | 1 | |
23 | «Ребёнок в мире цвета и звука» Звук П и буква П | 1 | |
24 | «Ребёнок и эмоции» Звук В и буква В | 1 | |
25 | «Ребёнок и эмоции» Звук З и буква З | 1 | |
26 | «Ребёнок, одежда, обувь» Звук Д* и буква Д д | 1 | |
27 | «Ребёнок, одежда, обувь» Звуки Ж и буква Ж Работа с альбомом. | 1 | |
28 | «Ребёнок и мир домашних животных» Звук Б и буква Б | 1 | |
29 | «Ребёнок и мир домашних животных» Звук Г и буква Г г | 1 | |
30 | «Ребёнок и мир диких животных» Звук Д и буква Д | 1 | |
31 | «Ребёнок и мир рыб, морей и океанов» Звук Ф и буква Ф | 1 | |
32 | «Ребёнок и мир рыб, морей и океанов» Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам | 1 | |
33 | «Ребёнок и явления природы». Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам | 1 |
- Содержание программы по курсу «Логопедические занятия»
№ п/п | Тема | Содержание | Лингвистическая база речи | психологическая база речи | количество уроков | |
лексика | грамматика | |||||
1 | Обследование импрессивной и связной речи | познакомить детей друг с другом; - развитие общей и мелкой моторики; | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика | Формирование представления о звуках речи. | создание благоприятной атмосферы на занятии; | 1 |
2 | Обследование звукопроизносительной стороны речи. | - развитие коммуникативных навыков. Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах | Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей.. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Игры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?»Звуки и буквы повторение. Составление, чтение слов типа СГСС и СГССГ. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко» Рисуем пальчиками на песке.Пространственно-временные ориентировки | создание благоприятной атмосферы на занятии; - развитие общей и мелкой моторики; | 1 |
3 | Обследование слоговой структуры слов и словарного запаса. | - развитие коммуникативных навыков. Формирование представления о звуках речи | Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Составление, чтение слов типа ССГС и ССГСГ. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке | создание благоприятной атмосферы на занятии; - развитие общей и мелкой моторики; | 1 |
4 | «Это — я», Формирование представления о звуках речи . | - развитие мелкой моторики; - развитие коммуникативных навыков; - развитие свойств мышления: обобщение, классификация Формирование представления о звуках речи. | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Артикуляционная гимнастика. | Добиваться правильного соотношения звука с буквой. | развитие произвольного внимания, умения следовать инструкции; | 1 |
5 | «Это — я», Звук/ а. /и буква Аа. | - развитие общей и мелкой моторики; - развитие произвольного внимания. | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах. Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. | Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок). Постановка и автоматизация звуков. | развитие восприятия, тактильной памяти; | 1 |
6 | «Я- ребёнок» Звук/ о /и буква Оо. | ; - развитие мыслительных операций классификация, обобщение; - развитие произвольного внимания | Уточнить артикуляцию изучаемого звука, добиваться правильного и отчетливого произношения звука в слогах, словах.. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков. | Добиваться правильного соотношения звука с Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок).буквой | развитие зрительного восприятия; - развитие мелкой моторики | 1 |
7 | «Я- ребёнок» Звуки и буквы А - О Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок | - развитие общей и мелкой моторики; - развитие восприятия, тактильной памяти | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении.. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков. | Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок.) Добиваться правильного соотношения звука с буквой | развитие произвольного внимания; | 1 |
8 | «Ребёнок в семье» Звук У. и букваУу. Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок). | развитие произвольного внимания; - развитие общей и мелкой моторики; | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении.. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков. | Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок.) Добиваться правильного соотношения звука с буквой | - развитие восприятия, тактильной памяти | 1 |
9 | «Ребёнок в семье» Звуки и буквы У -О. | развитие произвольного внимания; - развитие общей и мелкой моторики; - развитие восприятия, тактильной памяти | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении.. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков. Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков. | Аудиальные и визуальные упражнения (по тексту стихотворения). (Упражнения по альбому «Знакомимся с окружающим миром» с использованием картинок.) Добиваться правильного соотношения звука с буквой Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слогов типа СГ, ГС. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на пескеИгры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» | 1 | |
10 | «Моя семья» Звук Ии буква И | развитие произвольного внимания; - развитие общей и мелкой моторики; - развитие мышления: Добиваться правильного соотношения звука с буквой. Коррекция звукопроизношения по индивидуальному плану | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира.. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков. | Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слогов типа СГ, ГС. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на пескеИгры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Пространственная ориентировка | обобщение, классификация; - развитие восприятия, зрительной памяти | 1 |
11 | «Моя семья» Звук Ы. и буква Ы. | развитие произвольного внимания; - развитие общей и мелкой моторики; | Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Овладение представлениями о жизни в городе, деревне. Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слов типа СГС. | - развитие мышления: обобщение, классификация; - развитие восприятия, зрительной памяти | 1 |
12 | «Ребенок и его дом» Звук Э и буква Э э «Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале | развитие произвольного внимания; - развитие общей и мелкой моторики; | Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей.. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Овладение представлениями о жизни в городе, деревне. Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слов типа СГС. Пространственно-временные ориентировки | - развитие мышления: (обобщение, классификация); - развитие восприятия, зрительной памяти | 1 |
13 | «Ребенок и его дом» Звук м и буква Мм. «Чтение» телесных и мимических движений. Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале | развитие зрительной памяти; - развитие произвольного внимания; | Учить устанавливать родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Повторить пройденные звуки и буквы. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Составление, чтение слов типа СГСГ. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. | - развитие общей и мелкой моторики; - развитие мышления (анализ, исключение, обобщение, классификация | 1 |
14 | «Ребёнок и его игрушки» Звук С и буква С | развитие зрительной памяти; - развитие произвольного внимания; | Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей.пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко». Игры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Рисуем | - развитие общей и мелкой моторики; - развитие мышления (анализ, исключение, обобщение, классификация | 1 |
15 | «Ребёнок и его игрушки» Звук Х и буква Х | - развитие зрительной памяти; - развитие произвольного внимания; | Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко». Игры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Рисуем пальчиками на песке. | - развитие общей и мелкой моторики; - развитие мышления (анализ, исключение, обобщение, классификация); | 1 |
16 | «Ребёнок и его игрушки» Звук Ш и буква Ш | развитие зрительной памяти; - развитие произвольного внимания; - развитие общей и мелкой моторики; | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы). Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы).. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков. | Составление, чтение слогов типа СГ, ГС. Пространственная ориентировка | - развитие мышления (анализ, исключение, обобщение, классификация Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. | 1 |
17 | «Ребёнок в школе» Звук Л и буква Л | - развитие зрительной памяти; - развитие внимания (объём, концентрация, переключение); - развитие общей и мелкой моторики;«Чтение» телесных и мимических движений. | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (мира животных, растений, к явлениям природы). Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Составление, чтение слогов типа СГ, ГС. | Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале. - развитие мышления (анализ, исключение, обобщение, классификация); | 1 |
18 | «Ребёнок в школе» Звук Н и буква Н | развитие слухового восприятия; - тренировка слуховых ощущений; | Формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении. Познакомить учащихся со строением речевого аппарата. Пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. | Формирование представления о звуках речи. | - развитие слухового внимания; - развитие слуховой памяти; - развитие познавательной активности | 1 |
19 | «Ребёнок в мире цвета » Повторить пройденные звуки и буквы.Учить различать пройденные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам | Упражнения на рассматривание себя в зеркале, показ указательным жестом своих частей тела и отражения их в зеркале.- тренировка тактильных ощущений; | Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Овладение представлениями о жизни в городе, деревне.. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слов типа СГС. Пространственно-временные ориентировки | - развитие познавательной активности; - развитие мелкой и крупной моторики | 1 |
20 | «Ребёнок в мире цвета » Звук Р и буква Р | развитие зрительного восприятия; - развитие представлений о цвете (знание базовых цветов); | Учить устанавливать родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я). Повторить пройденные звуки и буквы. Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Составление, чтение слов типа СГСГ. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке. | - развитие познавательной активности; - развитие мелкой моторики | 1 |
21 | «Ребёнок в мире цвета и геометрических фигур» Звук К и буква К Учить различать данные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам | закрепление представления о цвете; - развитие познавательной активности; | Продолжать формировать представления о себе, о ближайшем социальном окружении.. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков. | Добиваться правильного соотношения звука с буквой | - развитие произвольного мышления; – развитие мышления (анализ, исключение, обобщение | 1 |
22 | «Ребёнок в мире цвета и звука» Звук Т и буква Т | развитие зрительного восприятия; - развитие восприятия формы, понятия размера, умение определить цвет; | Овладение представлениями о социально-бытовой жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Овладение представлениями о жизни в городе, деревне. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слов типа СГС. Пространственно-временные ориентировки. | - развитие познавательной активности; - развитие мыслительных операций (анализ, синтез); - развитие мелкой моторики | 1 |
23 | «Ребёнок в мире цвета и звука» Звук П и буква П | развитие представления о геометрических фигурах; - развитие восприятия формы, понятия размера, умение определить цвет; - развитие мелкой моторики | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков. | Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слогов типа СГ, ГС. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на пескеИгры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» | - развитие познавательной активности; - развитие мыслительных операций (анализ, синтез); | 1 |
24 | «Ребёнок и эмоции» Звук В и буква В | развитие временных представлений; - развитие знаний о явлениях природы; | Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко». Игры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» | - развитие активного словаря; - развитие коммуникативных навыков; - развитие познавательной активности. | 1 |
25 | «Ребёнок и эмоции» Звук З и буква З | развитие временных представлений; - развитие знаний о явлениях природы; | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (животных, растений, к явлениям природы). Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Составление, чтение слов типа СГСГ. Рисуем пальчиками на песке. | - развитие активного словаря; - развитие коммуникативных навыков; - развитие познавательной активности. | 1 |
26 | «Ребёнок, одежда, обувь» Звук Д* и буква Д д | представлений; - развитие знаний о явлениях природы; | Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко». Игры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» Рисуем пальчиками на песке. | - развитие активного словаря; - развитие коммуникативных навыков; - развитие познавательной активности. | 1 |
27 | «Ребёнок, одежда, обувь» Звуки Ж и буква Ж Работа с альбомом. | развитие временных представлений; - развитие знаний о явлениях природы; | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Постановка и автоматизация звуков. | Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слогов типа СГ, ГС. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на пескеИгры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» | - развитие активного словаря; - развитие коммуникативных навыков; - развитие познавательной активности. | 1 |
28 | «Ребёнок и мир домашних животных» Звук Б и буква Б | развитие временных представлений; - развитие мышления (причинно-следственные связи, последовательность событий; - развитие активного словаря; . | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (животных, растений, к явлениям природы). Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Составление, чтение слов типа СГСГ. Рисуем пальчиками на песке. | - развитие коммуникативных навыков; - развитие познавательной активности | 1 |
29 | «Ребёнок и мир домашних животных» Звук Г и буква Г г | временных представлений; - развитие мышления (причинно-следственные связи, последовательность событий; | Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни: профессиональных и социальных ролях людей. Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко». Игры «Найди –покажи – назови. У кого картинка?» | - развитие активного словаря; - развитие коммуникативных навыков; - развитие познавательной активности. | 1 |
30 | «Ребёнок и мир диких животных» Звук Д и буква Д | развитие временных представлений; - развитие мышления (причинно-следственные связи, последовательность событий; | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (животных, растений, к явлениям природы). Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Составление, чтение слов типа СГСГ. Рисуем пальчиками на песке. | - развитие активного словаря; - развитие коммуникативных навыков; - развитие познавательной активности | 1 |
31 | «Ребёнок и мир рыб, морей и океанов» Звук Ф и буква Ф | развитие временных представлений, знаний детей о днях недели; - развитие активного словаря; - развитие коммуникативных навыков; - развитие познавательной активности | Развитие представлений об окружающем мире. Повторить пройденные звуки и буквы. Составление, чтение слов типа СГС. Находить картинки по теме «Времена года». Пространственно-временные ориентировки. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | Формировать умение правильно соотносить данный звук с буквой. Упражнения «Тихо – громко», «Далеко – близко», Рисуем пальчиками на песке. Работа с альбомом | - развитие мышления (причинно-следственные связи, последовательность событий; | 1 |
32 | «Ребёнок и мир рыб, морей и океанов» Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам | развитие пространственных представлений, умения ориентироваться в пространстве; - развитие активного словаря; - развитие коммуникативных навыков; - развитие познавательной активности. Звук Б и буква Б | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (животных, растений, к явлениям природы). Составление, чтение слов типа СГСГ. Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | 1 | ||
33 | «Ребёнок и явления природы». Учить различать изученные звуки, сопоставлять их по акустическим и артикуляционным признакам | развитие пространственных представлений, умения ориентироваться в пространстве; - развитие произвольного внимания; - развитие активного словаря; - развитие коммуникативных навыков; - развитие познавательной активности. Звук Г и буква Г г | Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира (животных, растений, к явлениям природы). Составление, чтение слов типа СГСГ. Рисуем пальчиками на песке. Пространственная ориентировка. Артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Автоматизация и дифференцировка поставленных звуков. | 1 |
4.Контрольно – оценочная деятельность
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения рабочей программы разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) оценочная деятельность представляет собой оценку результатов освоения рабочей программы и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка. Фиксация результатов осуществляется в таблице в виде знаков «+», « - » по следующим критериям:
Уровни самостоятельности при выполнении заданий | |
- не выполняет задание | - |
- выполняет задание со значительной помощью | зп |
- выполняет задание с частичной помощью | чп |
- выполняет заданиепо подражанию | п |
- выполняет заданиепо образцу | о |
- выполняет заданиесамостоятельно, но допускает ошибки | сш |
- выполняет заданиесамостоятельно (без ошибок) | + |
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в АОП. Итоговые результаты обследования за оцениваемый период заносятся в дневники наблюдения. На основе итоговой характеристики составляется АОП на следующий учебный период.
5.Диагностический инструментарий
Диагностика проводится по компьютерной программе «Диагностика речи детей дошкольного и младшего школьного возраста» Авторы: Нурминский Е.В., Безрукова О. А., Каленкова О.Н. Согласно данной методике оцениваемый уровень сформированностиречеязыковой компетенции определяется на основе совокупной оценке результатов выполнения тестовых заданий по трем основным показателям:
- Состояние лексики (объём словарного запаса и его системная организация)
- грамматическая компетенция (словоизменительные.словообразовательные и синтаксические навыки и умения)
- фонетико – фонологическая компетенция (фонематический слух, просодика, слоговая структура слова, навыки звукового анализа и синтеза).
Оформляются результаты диагностической процедуры в виде сводной таблицы, диаграммы и протокола обследования речи ребенка
6.Циклограмма проведения занятий
День недели | Класс | Время |
среда | 4 |
Ф.И.О. | Савченко Татьяна Викторовна | ||
Дата рождения | 02.12.1977 | ||
Образование | Высшее | ||
Что окончил, когда, специальность | Комсомольский- на- Амуре государственный педагогический университет по специальности преподаватель дошкольной педагогики и психологии, логопед. Дата окончания: 24.06.2000 | ||
Занимаемая должность | Учитель-логопед | ||
Стаж работы | Общий 22 года | Педагогический – 22года | В данном учреждении – 9 лет |
Квалификационная категория | |||
Срок действия категории | |||
Методическая тема работы | «Развитие произносительной стороны умственно отсталых обучающихся через активные формы педагогической деятельности» | ||
Курсы повышения квалификации за последние 3 года | С 25.02.2019-06.03.2019 прошла обучение в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» По программе повышения квалификации: «Организация комплексного сопровождения обучающихся в рамках освоения АООП НОО РАС (3,4 вариант) в объеме 72 часа |
7. Сведения об авторе
8.Список литературы для обучающихся и учителя
1. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики. Дефектология, 2002-№3.
2. Баенская Е. Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет //Дефектология. 1995. № 5.
3. Веденина М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации (сообщение 1 и 2) //Дефектология. 1997. N° 2, 3.
4. Громова О.Е. лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: метод.пособие / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатин, - М.: ТЦ Сфера, 2005, -128 с.
5. Кириллова, Л. Советы офтальмолога для воспитателей, работающих с детьми, имеющими недостатки зрения / Юганова И. // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9. – С. 32-36. Материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru
6. Овечая А. А. «Игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста с РДА». г. Краснодар «Детский сад «Сказка» от 27.11.2013 г.
7. Саломатина И.В. Программа сенсорного развития с грубыми множественными нарушениями. //Деффектология – №2, 1998.
8. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1. С.66-75
9. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод.пособие / Стребелева Е.А. – 3-е издание М.: Просвещение, 2007.- 164 с.
Ресурсное обеспечение рабочей программы.
- Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям, М., 1994;
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи,- М., 1985.
Логопедия :Учеб.пособие /Под ред. Л.С.Волковой.- 3-е изд. - М., 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа логопедических занятий.ФФНР(ФНР)1 полугодие
Название предмета Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФН, ФНР, ФФНР)Класс 1-ый год обученияУчитель Галляметдинова Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по ...
Рабочая программа логопедических занятий. ФФНР(ФНР) 2 полугодие
Название предмета Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФН, ФНР, ФФНР)Класс 1-ый год обученияУчитель Галляметдинова Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по ...
Рабочая программа логопедических занятий.ОНР. 1 год обучения
Общее недоразвитие речи (ОНР, НОНР, ЛГНР)Класс 1-ый год обученияУчитель Галляметдинова Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по учебному плану 90 часовИз них на:1...
Рабочая программа логопедических занятий.ОНР. 2 год обучения
Нарушения чтения и письма, об. общим недоразвитием речи (ОНР, НОНР, ЛГНР)Класс 2-ой год обученияУчитель Галляметдинова Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по учебному плану...
Рабочая программа логопедических занятий в коррекционной школе 8 вида
Рабочие программы на каждый класс, тематическое планирование по четвертям....
Рабочая программа логопедических занятий с группой учащихся 2 класса
Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и...
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе
Адаптированная рабочая программа логопедических занятий в 4Л классе...