Система профориентационной работы в ГКОУ КК школе-интернате станицы Шкуринской.
учебно-методический материал

Оксана Юрьевна Бойко

        Выбор профессии – такой же естественный этап развития каждого человека, как первые шаги и первые слова. Это в том случае, когда ребёнок развивается без проблем, окружён любовью и заботой.  Профессиональная ориентация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от организации работы педагогического коллектива образовательного учреждения по профессиональной ориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_prof._or.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное  общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная)  школа- интернат

ст-цы Шкуринской.

Система профориентационной работы

в ГКОУ КК школе-интернате станицы Шкуринской

Подготовила: Бойко О.Ю.

        Выбор профессии – такой же естественный этап развития каждого человека, как первые шаги и первые слова. Это в том случае, когда ребёнок развивается без проблем, окружён любовью и заботой.  Профессиональная ориентация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от организации работы педагогического коллектива образовательного учреждения по профессиональной ориентации.

      Как известно, основной задачей специальной (коррекционной)школы является социально-трудовая адаптация и интеграция учащихся в обществе, их успешная социализация. Повышение качества интеграции учащихся с интеллектуальными нарушениями возможно лишь при достаточной степени их социально-психологической адаптации, механизмы которой формируются и реализуются на уровне целостной личности в процессе учебно-воспитательного воздействия.

При планировании коррекционной работы, направленной на организацию социализирующей адаптивной среды, коррекционные учреждения делают акцент на следующие задачи:

-укрепление здоровья и физического развития;

-психическое развитие;

-гражданское становление;

-приобретение опыта индивидуального жизнеобеспечения;

-образовательная деятельность;

-трудовая деятельность;

-правовое образование и воспитание;

-профессиональное развитие;

-профессиональное самоопределение;

-творческое развитие.

Таким образом, социальная адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями заключается в формировании готовности к самостоятельной жизни и деятельности, которая, в свою очередь, состоит из нижеперечисленных показателей, а именно:

-социальной готовности, предусматривающей адаптацию к своему социальному статусу; сформированность навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовой ориентации, организации самостоятельной жизнедеятельности;

-психологической (морально - волевой) готовности, критериями которой является адекватная самооценка, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в условиях рынка;

-физической готовности к самостоятельной жизни и деятельности, предусматривающей формирование индивидуального стиля здорового образа жизни; отсутствие вредных привычек; развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к труду и различным видам деятельности.

-трудовой готовности, включающей готовность к труду по самообслуживанию и в домашнем хозяйстве; сформированность общих житейских умений и навыков; подготовку  к будущей профессиональной деятельности и профессиональное самоопределение

Цель обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями заключается в формировании у них способности самостоятельно жить в меняющемся обществе. На практике это означает, что образовательное учреждение создает условия для того, чтобы учащиеся могли научиться самостоятельно решать бытовые, коммуникативные, образовательные проблемы.

2. Система профориентационной работы.

В школе-интернате сложилась система профориентационной работы, которая включает:

  1. Систему трудового обучения:

-пропедевтический этап (1-4 класс);

-профильное трудовое обучение (цветоводство, растениеводство, швейное дело, столярное дело, младший обслуживающий персонал)

 2.Комплексную профориентационную работу:

     - трудовое воспитание;

     - коррекционные занятия;

      - система работы классных руководителей и воспитателей;

      -сотрудничество с  ГКУКК «Центр занятости населения» Кущевского   района;

      -сотрудничество с ГБПОУ КК ЛТК;

     -сотрудничество с ГКОУ НПО "Армавирское профессиональное   училище-  

     интернат для детей-инвалидов".

  1. Профили трудового обучения    

Трудовое обучение в школе представлено следующими трудовыми профилями:

-цветоводство;

-растениеводство;

-младший обслуживающий персонал;

-швейное дело;

-столярное дело.

      Целью обучения на уроках растениеводства является подготовка  учащихся к самостоятельному выполнению после школы несложных видов работ в сельскохозяйственном производстве.          

      Для достижения цели решаются следующие задачи:

-формирование доступных технических и технологических знаний;

- развитие у учащихся общетрудовых  умений,  то есть умений ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;

-обучение школьников профессиональным приёмам труда по выбранной специальности и привитие им соответствующих трудовых навыков;

-воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности (чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу).

-ознакомление учащихся  с  новыми сведениями, терминами, понятиями  т.к. трудовая подготовленность учащихся  во многом  зависит от умения использовать речь в трудовых действиях.

В школе имеется учебно-опытный участок, который  даёт возможность выполнять практическую часть программы по растениеводству. Участок имеет многостороннее назначение. Он используется  не только для проведения учебных занятий по растениеводству и цветоводству, но и широко используется учителями начальных классов, русского языка, географии с целью расширения знаний и представлений об окружающей среде, активизации словарного запаса. Вся эта работа носит целенаправленный характер, способствующий развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых операций, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на базе  учебно-опытного  участка, подготовить учащихся к жизни,  труду, сознательному выбору профессии. Подведением итогов всей  работы на учебно-опытном участке является уже ставший традиционным в школе праздник Урожая.  Изготавливаются различные поделки из овощей, цветов, природного материала. Семена овощных культур используются для посева на пришкольном участке.

  1. «Карта педагогического изучения учащегося в процессе учебно-трудовой деятельности».  

Как известно, важнейшим условием успешного бучения учащихся с интеллектуальными нарушениями, в том числе, трудового обучения, является осуществление индивидуального и дифференцированного подходов. А это предполагает глубокое, разностороннее изучение учащихся. Этому служит «Карта педагогического изучения учащегося в процессе учебно-трудовой деятельности».  Изучение учащихся при  помощи Карты проводится с 5-го класса, когда начинается профильное обучение. Карта оформляется на каждого учащегося. В картах учителя трудового обучения отслеживают динамику сформированности общетрудовых умений и навыков, а также профессиональных приемов труда. Карты педагогического изучения учащегося в процессе учебно-трудовой деятельности способствуют объективной педагогической дифференциации учащихся по возможностям обучения, в том числе, при проведении итоговой аттестации. Например, готовясь к итоговой аттестации, учителя трудового обучения готовят экзаменационный материал с учетом потенциальных возможностей учащихся, в соответствии с педагогической дифференциацией. Это способствует успешному проведению итоговой аттестации выпускников школы.

  1. Программа «Важная профессия».

   В рамках психолого-педагогического сопровождения в школе-интернате создана и реализована программа по профориентации для учащихся 1-9 классов «Важная профессия». Программа предназначена для проведения проф. ориентационных занятий с учащимися 1-9 классов в системе общешкольной проф. ориентационной работы.

        Программа создает психологическую основу для развития профессионального самосознания. Основная направленность занятий:

-знакомство с содержанием труда людей самых распространенных профессий, с правилами поведения в процессе трудовой деятельности;

-формирование мотивации и интереса к трудовой и учебной деятельности, стремление к общественно-полезному труду;

-воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, настойчивости в доведении дела до конца;

-углубление знаний о требованиях профессии к человеку;

-коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе;

-пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и доступных для выпускников специальных (коррекционных) школ.

       6. Результативность профориентационной работы

  Результативностью профориентационной работы является позитивная профессиональная направленность выпускников школы-интерната, адекватный выбор профессии.

         Выбор профессионального пути выпускников с ОВЗ является одним из важнейших событий их личностного и жизненного самоопределения. Трудовая деятельность данной категории людей является основой их социализации, а трудоустройство –важнейшей государственной задачей. Поэтому профессиональная подготовка и профессиональная ориентация выпускников с ОВЗ становится всё более актуальнее, способствует снижению социальной напряжённости, обеспечивает профессиональную интеграцию в общество выпускников с ОВЗ (в том числе с интеллектуальной недостаточностью).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационная работа с выпускниками школы-интернат

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать, где продолжить образование или куда пойти работать, а это значит выбрать профессию и свой жизненный путь. Необходимо помочь выпускн...

Концепция воспитательной системы ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 14 г. Волгодонска

В материале описана воспитательная система ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 14 г. Волгодонска.Цель воспитательной системы: создание единого воспитательного пространства, центром и главной ценностью...

занятие 1 программы "Профориентационная работа с воспитанниками школы-интерната с ОВЗ"

Данное занятие является вводным к курсу по профориентации воспитанников с отклонениями в развитии....

Система профориентационной работы в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В статье описана система профоринтационной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями...

Доклад на пед совет "Система профориентационной работы в Полтавской адаптивной школе - интернате"

Профориентационная работа в адаптивной школе - интернате должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся....

Система профориентационной работы в ГКОУ СКОШИ №2

Презентация работы по профориентации обучающихся в школе-интернате для слабовидящих детей....