Система профориентационной работы в ГКОУ КК школе-интернате станицы Шкуринской.
учебно-методический материал
Выбор профессии – такой же естественный этап развития каждого человека, как первые шаги и первые слова. Это в том случае, когда ребёнок развивается без проблем, окружён любовью и заботой. Профессиональная ориентация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от организации работы педагогического коллектива образовательного учреждения по профессиональной ориентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_prof._or.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа- интернат
ст-цы Шкуринской.
Система профориентационной работы
в ГКОУ КК школе-интернате станицы Шкуринской
Подготовила: Бойко О.Ю.
Выбор профессии – такой же естественный этап развития каждого человека, как первые шаги и первые слова. Это в том случае, когда ребёнок развивается без проблем, окружён любовью и заботой. Профессиональная ориентация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от организации работы педагогического коллектива образовательного учреждения по профессиональной ориентации.
Как известно, основной задачей специальной (коррекционной)школы является социально-трудовая адаптация и интеграция учащихся в обществе, их успешная социализация. Повышение качества интеграции учащихся с интеллектуальными нарушениями возможно лишь при достаточной степени их социально-психологической адаптации, механизмы которой формируются и реализуются на уровне целостной личности в процессе учебно-воспитательного воздействия.
При планировании коррекционной работы, направленной на организацию социализирующей адаптивной среды, коррекционные учреждения делают акцент на следующие задачи:
-укрепление здоровья и физического развития;
-психическое развитие;
-гражданское становление;
-приобретение опыта индивидуального жизнеобеспечения;
-образовательная деятельность;
-трудовая деятельность;
-правовое образование и воспитание;
-профессиональное развитие;
-профессиональное самоопределение;
-творческое развитие.
Таким образом, социальная адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями заключается в формировании готовности к самостоятельной жизни и деятельности, которая, в свою очередь, состоит из нижеперечисленных показателей, а именно:
-социальной готовности, предусматривающей адаптацию к своему социальному статусу; сформированность навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовой ориентации, организации самостоятельной жизнедеятельности;
-психологической (морально - волевой) готовности, критериями которой является адекватная самооценка, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в условиях рынка;
-физической готовности к самостоятельной жизни и деятельности, предусматривающей формирование индивидуального стиля здорового образа жизни; отсутствие вредных привычек; развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к труду и различным видам деятельности.
-трудовой готовности, включающей готовность к труду по самообслуживанию и в домашнем хозяйстве; сформированность общих житейских умений и навыков; подготовку к будущей профессиональной деятельности и профессиональное самоопределение
Цель обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями заключается в формировании у них способности самостоятельно жить в меняющемся обществе. На практике это означает, что образовательное учреждение создает условия для того, чтобы учащиеся могли научиться самостоятельно решать бытовые, коммуникативные, образовательные проблемы.
2. Система профориентационной работы.
В школе-интернате сложилась система профориентационной работы, которая включает:
- Систему трудового обучения:
-пропедевтический этап (1-4 класс);
-профильное трудовое обучение (цветоводство, растениеводство, швейное дело, столярное дело, младший обслуживающий персонал)
2.Комплексную профориентационную работу:
- трудовое воспитание;
- коррекционные занятия;
- система работы классных руководителей и воспитателей;
-сотрудничество с ГКУКК «Центр занятости населения» Кущевского района;
-сотрудничество с ГБПОУ КК ЛТК;
-сотрудничество с ГКОУ НПО "Армавирское профессиональное училище-
интернат для детей-инвалидов".
- Профили трудового обучения
Трудовое обучение в школе представлено следующими трудовыми профилями:
-цветоводство;
-растениеводство;
-младший обслуживающий персонал;
-швейное дело;
-столярное дело.
Целью обучения на уроках растениеводства является подготовка учащихся к самостоятельному выполнению после школы несложных видов работ в сельскохозяйственном производстве.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
-формирование доступных технических и технологических знаний;
- развитие у учащихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;
-обучение школьников профессиональным приёмам труда по выбранной специальности и привитие им соответствующих трудовых навыков;
-воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности (чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу).
-ознакомление учащихся с новыми сведениями, терминами, понятиями т.к. трудовая подготовленность учащихся во многом зависит от умения использовать речь в трудовых действиях.
В школе имеется учебно-опытный участок, который даёт возможность выполнять практическую часть программы по растениеводству. Участок имеет многостороннее назначение. Он используется не только для проведения учебных занятий по растениеводству и цветоводству, но и широко используется учителями начальных классов, русского языка, географии с целью расширения знаний и представлений об окружающей среде, активизации словарного запаса. Вся эта работа носит целенаправленный характер, способствующий развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых операций, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на базе учебно-опытного участка, подготовить учащихся к жизни, труду, сознательному выбору профессии. Подведением итогов всей работы на учебно-опытном участке является уже ставший традиционным в школе праздник Урожая. Изготавливаются различные поделки из овощей, цветов, природного материала. Семена овощных культур используются для посева на пришкольном участке.
- «Карта педагогического изучения учащегося в процессе учебно-трудовой деятельности».
Как известно, важнейшим условием успешного бучения учащихся с интеллектуальными нарушениями, в том числе, трудового обучения, является осуществление индивидуального и дифференцированного подходов. А это предполагает глубокое, разностороннее изучение учащихся. Этому служит «Карта педагогического изучения учащегося в процессе учебно-трудовой деятельности». Изучение учащихся при помощи Карты проводится с 5-го класса, когда начинается профильное обучение. Карта оформляется на каждого учащегося. В картах учителя трудового обучения отслеживают динамику сформированности общетрудовых умений и навыков, а также профессиональных приемов труда. Карты педагогического изучения учащегося в процессе учебно-трудовой деятельности способствуют объективной педагогической дифференциации учащихся по возможностям обучения, в том числе, при проведении итоговой аттестации. Например, готовясь к итоговой аттестации, учителя трудового обучения готовят экзаменационный материал с учетом потенциальных возможностей учащихся, в соответствии с педагогической дифференциацией. Это способствует успешному проведению итоговой аттестации выпускников школы.
- Программа «Важная профессия».
В рамках психолого-педагогического сопровождения в школе-интернате создана и реализована программа по профориентации для учащихся 1-9 классов «Важная профессия». Программа предназначена для проведения проф. ориентационных занятий с учащимися 1-9 классов в системе общешкольной проф. ориентационной работы.
Программа создает психологическую основу для развития профессионального самосознания. Основная направленность занятий:
-знакомство с содержанием труда людей самых распространенных профессий, с правилами поведения в процессе трудовой деятельности;
-формирование мотивации и интереса к трудовой и учебной деятельности, стремление к общественно-полезному труду;
-воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, настойчивости в доведении дела до конца;
-углубление знаний о требованиях профессии к человеку;
-коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе;
-пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и доступных для выпускников специальных (коррекционных) школ.
6. Результативность профориентационной работы
Результативностью профориентационной работы является позитивная профессиональная направленность выпускников школы-интерната, адекватный выбор профессии.
Выбор профессионального пути выпускников с ОВЗ является одним из важнейших событий их личностного и жизненного самоопределения. Трудовая деятельность данной категории людей является основой их социализации, а трудоустройство –важнейшей государственной задачей. Поэтому профессиональная подготовка и профессиональная ориентация выпускников с ОВЗ становится всё более актуальнее, способствует снижению социальной напряжённости, обеспечивает профессиональную интеграцию в общество выпускников с ОВЗ (в том числе с интеллектуальной недостаточностью).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профориентационная работа с выпускниками школы-интернат
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходиться решать, где продолжить образование или куда пойти работать, а это значит выбрать профессию и свой жизненный путь. Необходимо помочь выпускн...
Концепция воспитательной системы ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 14 г. Волгодонска
В материале описана воспитательная система ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 14 г. Волгодонска.Цель воспитательной системы: создание единого воспитательного пространства, центром и главной ценностью...
занятие 1 программы "Профориентационная работа с воспитанниками школы-интерната с ОВЗ"
Данное занятие является вводным к курсу по профориентации воспитанников с отклонениями в развитии....
Система профориентационной работы в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В статье описана система профоринтационной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями...
Доклад на пед совет "Система профориентационной работы в Полтавской адаптивной школе - интернате"
Профориентационная работа в адаптивной школе - интернате должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся....
Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе по теме : М.Ю. Лермонтов "Баллада" в ГКОУ КК школе-интернат ст-цы Шкуринской
Чтение и развитие речи 9 класс ...
Система профориентационной работы в ГКОУ СКОШИ №2
Презентация работы по профориентации обучающихся в школе-интернате для слабовидящих детей....