Доклад на пед совет "Система профориентационной работы в Полтавской адаптивной школе - интернате"
статья на тему

Вишня Наталья Владимировна

Профориентационная работа в адаптивной школе - интернате должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._sovet_noyabr_vishnya_n.v.docx33.28 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1 Доклад на тему: «Система профориентационной работы в Полтавской адаптивной школе - интернате».

Слайд 2 «Если вы удачно выберите труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет».
К.Д.Ушинский

     В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников. Но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам адаптивной школы - интерната очень сложно ориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы. Некоторая часть выпускников адаптивных школ идут на производство. Выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда. Но значительная доля выпускников завершают профессиональное образование в специальных группах ПТУ. Однако и те и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

Слайд 3

  •  Психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
  • Отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищённости;
  • Неадекватной самооценки и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
  • Неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовностью к преодолению определённых профессиональных трудностей и другие.

     Таким образом, существует ряд серьёзных проблем, нерешённость которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальным недоразвитием. Очевидно что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся адаптивной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессии и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности и возможности с требованиями профессии.

    Поэтому профориентационная работа в адаптивной школе должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.

     Важность правильного выбора профессии обусловлена рядом психологических причин. По существу, каждый человек нуждается в оценке и признании окружающих. Ищет одобрения, любви и независимости. Одним из способов достижения этого является выбор такой профессии, которая выделяла бы его в глазах окружающих и принесла бы ему эмоциональное удовлетворение. Отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует его самореализации и самовыражению. Стремление достичь большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства.

     Изучением современных условий российской экономики, которой свойственен дефицит рабочих мест, вопросы трудоустройства и социальной адаптации выпускников коррекционных учебных заведений VIII вида были глубоко изучены такими дефектологами как Ю. Н. Щербакова, И. М. Бгажнокова, 1997.

     В исследованиях И. М. Бгажноковой, В. А. Генкиной, В. В. Гладкой и др. изучалась задача взаимодействия семьи и школы на этапе профессиональной интеграции умственно отсталого ребёнка. По результатам исследования было очевидно, что задача подготовки умственно отсталых детей к жизни может решаться успешно только в том случае, если этим делом целенаправленно и сообща будут заниматься ведущие воспитательные сообщества – семья и школа, причём активным координатором должна выступить школа.

     Ребята моей группы стоят на пороге самостоятельной жизни, по окончании школьного образования им предстоит нелегкий выбор профессионального самоопределения,  именно это обусловило мой выбор темы по самообразованию: «Профориентационная работа с детьми с ОВЗ». По данной теме я работаю третий год, опираясь на программу разработанную Е. Казаровой.

Слайд 4Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка.

Слайд 5 Цель моей профориентационной работы: изучение особенностей профессиональных предпочтений подростков 7, 8, 9 классов, развитие у учащихся представлений о мире профессий, воспитание у них уважения  к труду разных профессий, формирование у учащихся способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими способностями.

Профориентация направлена на решение следующих задач:

Слайд 6 

1. обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях;

2. сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

3. развивать  представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитания и самореализации;

4. воспитать уважение к рабочему человеку;

Слайд 7

Учащиеся должны знать:

  • Правила выбора профессии;
  • Значение правильного самоопределения для личности и общества;  
  • Возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.

Слайд 8

Учащиеся должны уметь:

  • Осуществлять самоанализ развития своей личности;
  • Соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.

Контроль знаний и умений.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.

В работе по данной теме использую такие методы:

Слайд 9

  • Анализ психолого-педагогической литературы, СМИ и исследований по проблеме профориентации;
  • Подбор и использование диагностического комплекса по выявлению профессиональных предпочтений у учащихся 7, 8, 9 классов.

Профориентационная работа осуществляется в 4 этапа

Слайд 10

  1. Диагностический
  2. Профпросветительский (профинформационный)
  3. Профконсультационный
  4. Постконсультационная диагностика

Заключительный этап: подведение результатов работы по профориентации.      

I этап:  « Диагностика учащихся»

Слайд 11

 Первый этап профессиональной ориентации – подготовительный, определение трудового прогноза, на основании результатов клинических, функциональных и психологических исследований детей с ограниченными возможностями.                                                                                                                Это направление реализуется в двух планах:

  • Самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);
  • Оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.

При этом результаты клинико-функционального обследования позволяют выделить объективные параметры функционально допустимых (доступных) нагрузок на жизнеобеспечивающие системы организма, которые могут возникнуть в процессах будущей трудовой деятельности, и определения соответствующего перечня показаний и противопоказаний к различным видам профессиональной  деятельности.

Применяемые методики:

Слайд 12

  1. Схема Хочу – Могу – Надо», направленная на изучение уровня притязаний и самооценки учащихся.

     Выполнение методики проводилось в три этапа. На первом этапе, при выявлении интереса к профессии, учащимся было предложено в первом столбце написать название той профессии, кем они хотят стать в будущем. Во втором столбце следовало отметить, чему дети хотят научиться, при этом, если в списке не было нужных умений, то можно было дописать внизу. В третьем столбике предлагалось отметить название специальностей, по которым ученик мог бы работать. В этом столбике предлагались только доступные для учащихся специальности, но, как и во втором столбике, можно было дописать внизу свой вариант.

  1. «Матрица выбора профессии» Г. В. Резапкина
  2. Тест Айзенка по типу темперамента

Итог завершения первого этапа профориентации:

  • определили максимально полный круг объективно показанных ребенку видов профессиональной деятельности;
  • из этого круга профессий выделили те, которые в наибольшей мере соответствуют его склонностям, интересам и установкам;
  • определили степень соответствия объективно показанных и субъективно приемлемых видов профессиональной деятельности;
  • оценили социальные, социально-экономические факторы, препятствующие (или способствующие) овладению ребенком показанных видов профессиональной деятельности;
  • сформулировали профессиональные рекомендации, оценили адекватность профессиональных планов ребенка в целом, а также реальные возможности осуществления этих планов.

 II этап: «Информационно-просветительское направление»

Слайд 13

Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.

        III этап «Консультационное направление»

Слайд 14

     Подразумевает содействие выбору человека, стоящего перед необходимостью профессионального выбора. Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект, но может и не включать.

        IV этап «Обучающее (или формирующее) направление»

Слайд 15

В русле этого направления учащийся воспринимается как носитель определенных компетенций, к числу которых относятся и следующие умения:

  • умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора;
  • умение анализировать мир профессий;

 Работа по профориентации ведется в соответствии с календарно – тематическим планированием один раз в неделю.

Слайд 16 В работе  использую формы профориентационной работы: беседы, профориентационные сюжетно – ролевые игры, экскурсии на предприятия, диспуты по проблеме.

    В 7, 8 классе провела занятия: «Диагностическое. Вводное», «Классификация профессий Климова», «Склонность и профессиональная направленность», «Мир рабочих профессий», «Деловая игра «Кадровый вопрос», «Профессии моей семьи», «В мире профессий» и др. Провела открытое воспитательное занятие «Осознанный выбор рабочей профессии» где использовала: Слайд 17 разнообразные приёмы, виды работ (индивидуальная работа, сообщения детей по рабочим профессиям и разбор их, работа группами). Также знакомлю с училищами г. Омска и Омской области где можно получить доступные им профессии. 

     На текущий год запланировано ряд занятий по теме: Профориентационная игра «Спящий город», «Профессиональные и жизненные планы», «Перспектива профессионального будущего», «Профессия повар» и ряд др. занятий про рабочие профессии, экскурсии в ателье, на хлебопекарню…»

     Сегодня, в условиях безработицы, конкуренции за каждое рабочее место, при выборе будущей профессии, нужно учитывать не только личностные склонности и желания, но и особенности рынка труда, потребность общества в специалистах. Биржа труда Полтавского района испытывает потребность в квалифицированных специалистах: примерно 70% всей потребности в кадрах приходится на рабочие профессии. Среди востребованных на рынке труда рабочих специальностей можно выделить следующие строительные профессии: штукатур-маляр, каменщик, кровельщик, монтажники, отделочники, плотники, слесари-сантехники. Предприятиям производственной сферы деятельности требуются: токари,  столяры,  слесари, швеи. Предприятиям торговли и общественного питания требуются: повара, официанты. На воспитательных занятиях я нацеливаю ребят на выбор именно этих рабочих профессий.

Слайд 18 Профориентационная работа в группе ведется комплексно с классным руководителем, учителями трудового обучения, школьным психологом, социальным педагогом. С родителями запланировано провести родительские собрания: «Что вы делаете для воспитания детей, развития их интересов, склонностей»,   «Мир профессий, окружающих ваших детей»

    9 класс – период формирования профессионального самосознания, то есть сформированности у школьников личностного смысла выбора конкретной профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с реальными возможностями.

      Углубление знаний о требованиях профессии к человеку, развитие механизмов самопознания, коррекция самооценки и формирование представлений о дальнейшей жизненной перспективе посредством выполнения профессиональных проб: формирование профессионально-важных качеств в избранном виде труда, контроль и коррекция профессиональных планов, оценка результатов достижений в избранной деятельности, социально-профессиональная адаптация, всё это отражается в воспитательских занятиях.

Вся работа по профориентации направлена на то, чтобы учащиеся смогли определиться в важном вопросе – вопросе выбора профессии, который является одним из самых первых серьезных выборов для большинства школьников. Работа именно в этом направлении дает возможность учащимся, желающим приобрести дополнительные навыки, знания о себе и о мире профессионального труда, сознательно и самостоятельно сделать свой профессиональный выбор. Слайд 19

Всем желаю успеха в творчестве!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 9 классе адаптивной школы - интернат "Курить здоровью вредить"

Классный час составлен учителем трудового обучения....

Особенности профориентационной деятельности педагога-психолога в школе-интернате IV вида.

В статье рассмотрена актуальность проблемы профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением зрения, а также обоснованы особенности психологической работы по данному вопросу (проанализир...

Система профориентационной работы в ГКОУ КК школе-интернате станицы Шкуринской.

      Выбор профессии – такой же естественный этап развития каждого человека, как первые шаги и первые слова. Это в том случае, когда ребёнок развивается без проблем, окруж...

Анализ работы методического объединения специалистов дошкольного образования КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» за 2021 – 2022 учебный год

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ...

"Неделя психологии" Профилактическая работа педагога-психолога в адаптивной школе-интернате по формированию бесконфликтного общения как условие успешной адаптации обучающихся с ОВЗ. 2021г.

Конкурс«Творческий учитель – 2021»  https://www.1urok.ru/categories/13/articles/43107Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность:...