Концепция воспитательной системы ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 14 г. Волгодонска
учебно-методический материал на тему

В материале описана воспитательная система ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 14 г. Волгодонска.

Цель воспитательной системы: создание единого воспитательного пространства, центром и главной ценностью которого являются здоровье и личность ребенка, коррекция отклонений в его развитии для последующей интеграции в общество, формирование человека - гражданина, патриота, ведущего здоровый образ жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Концепция воспитательной системы

Школа-интернат входит в национальный рейтинг как «Ведущее образовательное учреждение России», занимает второе место в рейтинге образовательных учреждений Ростовской области. В учреждении работают квалифицированные специалисты, которыми руководит «Отличник просвещения», кандидат наук, председатель постоянной комиссии по образованию и науке городской Думы – Т.Л. Воронько.

Педагоги и воспитанники активно и результативно принимают участие в Международных, Всероссийских, областных, городских конкурсах педагогического мастерства и детского творчества, выставках, соревнованиях.

Учреждение является областной инновационной площадкой по проблеме: «Формирование системы духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья на основе изучения православной культуры».

Педагогический коллектив ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 14 г. Волгодонска работает над проблемой: «Создание оптимальных условий для успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Зарождение, становление и развитие воспитательной системы школы-интерната  является длительным, сложным процессом, проходящим под влиянием множества объективных факторов и вносящим существенные изменения в жизнедеятельность учреждения и социума. Успешность его протекания во многом зависит от умения определить, что, как и когда надо изменить в развивающемся организме школы-интерната, чтобы не ошибиться, очень важно отчетливо представлять нынешнее состояние и образ учреждения в будущем.

Воспитательная система ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 14     г. Волгодонска - сложное психолого-социопедагогическое образование, саморегулируемое и управляемое. Это открытая система, постоянно развивающаяся, она имеет следующую сущность и качества: целенаправленность, гуманистичность, управляемость, гибкость, эффективность, открытость, поступательность развития и работа в поисковом творческом режиме с учетом накопленного опыта.

Основой воспитательной системы школы-интерната является единство и сотрудничество двух коллективов: педагогического и ученического. Это способствует созданию условий для успешного развития личности.

Цель воспитательной системы: создание единого воспитательного пространства, центром и главной ценностью которого являются здоровье и личность ребенка, коррекция отклонений в его развитии для последующей интеграции в общество, формирование человека - гражданина, патриота, ведущего здоровый образ жизни.

Задачи воспитательной системы:

  1. совершенствование системы мер по сохранению и укреплению здоровья детей, как основы формирования здоровьесберегающей среды школы-интерната;
  2. использование современного опыта и инноваций в области воспитания;
  3. совершенствование содержания и механизмов духовно-нравственного, гражданско-патриотического, художественно-эстетического, трудового и физического воспитания обучающихся;
  4. формирование школьной воспитательной системы с учетом особенностей и возможностей социума;
  5. укрепление взаимодействия всех участников воспитательного процесса: обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей;
  6. организация психолого-педагогического просвещения родителей,
    координация совместной работы школы и семьи по формированию и сохранению здоровья ребенка;
  7. соблюдение санитарно-гигиенических условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

А главная задача - подготовка воспитанников школы-интерната к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Расширение выше перечисленных задач способствует развитию воспитательной системы школы. В основе ее – совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям:

  1. духовно-нравственное  воспитание;
  2. эстетическо-творческое развитие;
  3. физическое развитие и охрана здоровья;
  4. профессионально-трудовое воспитание;
  5. экологическое;
  6. гражданско-патриотическое.

                Работая над первым направлением, воспитатели решают следующие задачи:

  1. Прививать принципы нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
  2. Формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
  3. Формировать у воспитанников внутреннюю потребность жить и действовать по принципам морали. Воспитывать уважение к нравственным формам морали, воспитывать уважение к закону и потребность неукоснительного его выполнения.

Это направление в работе мы считаем ведущим, поскольку школа-интернат является областной инновационной площадкой по проблеме: «Формирование системы духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья на основе изучения православной культуры».

     Основы православия воспитанники изучают на факультативном курсе «Домашний очаг», при проведении бесед, классных часов, уроков нравственности православной тематики, как, например, «Библия – священная книга», «Добро и зло в наших поступках», «Грех», «Совесть», «Десять заповедей», «Христос и его ученики», «Святые Кирилл и Мефодий» и другие.

Регулярно воспитанники посещают храмы города, ходят в воскресную школу при храме Рождества Христова.

На уроках профессионально-трудового обучения дети расписывают иконы, делают оклады. На занятиях в объединениях дополнительного образования «Петельная вышивка» и  «Вышивка бисером» после предварительных бесед на соответствующие темы создают работы, изображающие храмы, соборы. В дальнейшем работы представляются на выставках различного уровня.  

Стало традицией отмечать православные праздники совместно с родителями, представителями общественности: Рождество, Святки, Крещение, Масленицу, Пасху.

              Воспитывать уважение к законам, а также потребность соблюдения их  помогают регулярные встречи-лекции с инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних отделов полиции.

              Традиционными стали месячники:

  1. «Дорога требует дисциплины»;
  2.  «Улица и дети»;  
  3. «Противопожарная безопасность»;
  4. декада, посвящённая Дню Матери «О, женщина, всегда счастливой будь!»; 
  5. декада, посвящённая Международному дню инвалидов «Возьмемся за руки, друзья!»

                Работая в направлении эстетическо-творческого развития, педагоги решают следующие задачи:

  1. Формировать чувство истинной красоты, бережного отношения к природе, культурным ценностям.
  2. Помогать в становлении творческой личности ребенка, как созидателя и преобразователя;
  3. Воспитывать уважительное, милосердное, внимательное отношение к ближним, навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способность к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств;
  4. Воспитывать желание подражать благим образцам, жить по совести, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

      Реализуют педагоги эти задачи через проведение таких традиционных праздников, как Торжественные линейки, посвященные Дню знаний, Последнему звонку, концерт «Тебе, учитель, посвящается!» Праздник осени, Новогодние праздники, Дни именинника.  

С интересом воспитанники посещают городские и школьные книжные выставки к юбилею поэтов, писателей, литературно-музыкальные композиции.

Традиционными стали общешкольные выставки рисунков и выпуски стенных газет, посвященных тому или иному празднику:

  1. «Осенний Волгодонск»;
  2. «Жить – Родине служить»;
  3. «Мама, мамочка, мамуля»;
  4. «Зимние фантазии»;
  5. «Рождество глазами детей»;
  6. «С чего начинается Родина?»;
  7. «Эскиз флага нашей школы»;
  8. «Вспомним лето».

Лучшие работы становятся лауреатами и дипломантами конкурсов Международного, Всероссийского, регионального уровня или же публикациями в школьной газете «Домашний очаг», в которой освещаются все сферы деятельности учреждения. Газета издается на протяжении 10 лет и является совместным творческим проектом педагогов и воспитанников школы-интерната.

        С каждым годом газета становится более красочной, интересной. В ней есть постоянные рубрики:  

«Школьные новости»;

«Православная страничка»;

«Государственные и православные праздники»;

«Наши именинники»;

«В мире интересного»;

«Обмен опытом»;

«Улыбнемся»

Подшивка газеты за 2009 год была представлена на Всероссийском конкурсе школьных изданий «Больше изданий хороших и разных». По мнению жюри, сотрудники редакции показали высокую эрудицию, художественный вкус и глубину подачи материала. Издание было отмечено главным редактором научно-популярного публицистического журнала «Лицейское и гимназическое образование»     Т.Б. Михайловой, как одно из самых профессиональных и серьезных печатных органов Школиздата.

Реализация задач эстетического воспитания осуществляется   средствами   дополнительного образования, на занятиях кружков:

  1. «Вдохновение» (хореографический);
  2. «Кукольная мастерская» (кукольный театр);
  3. «Весёлая нотка» (пение),

а также посещение концертов, музеев, выставок, проведение экскурсий, встреч с интересными людьми.

 В содержание кружковой   деятельности включаются многообразные сенсорные упражнения, способствующие коррекции и развитию, как сенсорных систем, так и моторики.

Речевая  и  общая  моторика  активно  развивается  в  ходе  занятий  хорового  кружка.   Его выступления помогают детям почувствовать свою значимость, воспитывают уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

                Одним из основных в своей работе считаем физическое развитие и охрану здоровья воспитанников. Работая в указанном направлении, воспитатели решают следующие задачи:

  1. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, бережном отношении к своему здоровью.
  2. Прививать интерес к физической культуре и спорту, воспитывать умение противостоять вредным привычкам.

     Решению этих задач способствует комплекс охранительных и здоровьесберегающих мероприятий в режиме дня: ежедневная утренняя зарядка на свежем воздухе, оздоровительные прогулки и подвижные игры, дневной сон, увеличение времени для отдыха на переменах, уменьшение по сравнению с массовой школой длительности уроков до 35-40 минут, внеклассных занятий до 40 минут, гигиенические занятия), динамические паузы во время уроков и самоподготовки, занятия йогой, спортивные соревнования, Дни здоровья, а также  беседы и практические занятия, формирующие знания о физическом здоровье человека, об источниках болезней и их профилактике, о пользе занятий спортом и физкультурой. Такие беседы и практические занятия способствуют развитию у детей сознательного отношения к своему здоровью, что значительно повышает эффективность работы по физическому воспитанию.

        На протяжении многих лет наши воспитанники занимаются плаванием на базе городского бассейна «Нептун», регулярно принимают участие в соревнованиях, занимают призовые места, имеют юношеские разряды.

На базе МОУ ДОД Станции юных техников воспитанники посещают секцию настольного тенниса.

Важное направление воспитательной работы – профессионально-трудовое воспитание, занимающее особое место в комплексной коррекционно-воспитательной работе школы-интерната. Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни.

В образовательном процессе основным является профессионально-трудовое обучение, которое представлено следующими профилями:

  1. столярное дело;
  2. швейное дело; 
  3. основы народного творчества (лепка из глины, роспись по дереву);
  4. цветоводство и декоративное садоводство;
  5. подготовка младшего обслуживающего персонала.

В связи с этим многие объединения дополнительного образования в учреждении (их в школе-интернате – 24) являются продолжением учебного процесса, расширяя профили трудового обучения. Например, такие как:

  1. «Глиняная игрушка», «Художественная игрушка» (лепка из глины);
  2. «Колобок», «Пластилиновые фантазии» (тестопластика); 
  3. «Своими руками», «Умельцы» (мягкая игрушка);
  4. «Весёлая мастерская» (петельная вышивка);
  5. «Бусинка» (вышивка бисером);
  6. «Умелые руки» (вязание крючком);
  7. «Весёлая верёвочка» (поделки из природного материала, шпагата) и другие.

Уделяется большое внимание и внешкольному дополнительному образованию. Воспитанники занимаются в городских учреждениях дополнительного образования: МЛУ ДОД Станция юных техников, МОУ ДОД ЦДТ «Истоки».

Не теряет своей актуальности экологическое направление, задачами которого являются:

  1. Формировать у детей экологически ценные ориентации, позволяющие осознать разностороннюю значимость природы для человека.
  2. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, ко всему живому.

Воспитатели проводят КВНы, классные часы, беседы, диспуты на экологические темы. Интересные значимые мероприятия проходят во время проведения декад, посвященных Дню Земли, или Дню птиц. Регулярно проводятся экскурсии с целью наблюдения за природными изменениями.

Работая над проблемой инновационной площадки «Формирование духовно-нравственного воспитания на основе изучения православной культуры» появилась необходимость выделить в отдельное направление работы гражданско-патриотическое.

В этом направлении решаются следующие задачи:

  1. Воспитание патриотизма, чувства причастности к историческому прошлому и настоящему Родины, потребности в сознательном труде, знакомство с историческим прошлым и настоящим Российского государства, Ростовской области.
  2. Формирование у воспитанников интереса к истории нашего Отечества и родного края.

        Уже стали традиционными:

  1. месячник, посвященный Дню защитника Отечества «Служу России!»;
  2. декада, посвящённая Дню Победы «Пусть поколения знают и помнят!»;  
  3. декада, посвящённая Дню космонавтики «Вперёд к звёздам!»

        В проведении месячника ко Дню защитника Отечества активно принимают участие все воспитанники: на уроках труда, занятиях объединений дополнительного образования они изготавливают подарки ветеранам ВОв. Затем, проведя предварительную поисковую работу, совместно с воспитателями разносят подарки, поздравительные открытки всем ветеранам, проживающим в микрорайоне школы-интерната.

Неподдельный интерес вызывают у воспитанников встречи с воинами-интернационалистами, воинами горячих точек. Дети готовят концерт для гостей, становятся участниками литературно-музыкальных композиций и стремятся много узнать от непосредственных участников событий.

Наша школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовала существующим  в обществе социальным нормам.

Определяющим принципом в работе является то, что педагог должен быть готов ко всему. Его позиция – не рядом, не над, а вместе с ребенком, исходя из его интересов и перспектив развития как полноценного члена общества.

Вся работа воспитателя направлена на то, чтобы воспитанник, имеющий ограниченные возможности здоровья, трудности поведения, был социально ориентирован  на условия современной жизни, т.е. мог самостоятельно правильно вести себя в различных ситуациях.

Задача воспитателя - скорректировать недостатки обучающихся в процессе организации воспитательной работы, определяя основные направления воспитательной работы с детьми, воспитатель  исходит  из того, что каждый ребенок, прежде всего, должен быть здоров, а его жизнь охраняется взрослыми.

Структура

управления воспитательным процессом в

ГКОУ РО школе – интернате VIII вида № 14 г. Волгодонска

Директор

Психолог

Заместитель

директора по ВР

Социальный

педагог

Библиотекарь

Старшая вожатая

Методическое объединение воспитателей

Методическое объединение классных руководителей

Руководители кружков

Воспитатели

Классные руководители

Воспитанники

За период 2010 – 2011 годов воспитанники

награждены за участие:

  1. в Международном детском творческом онлайн-конкурсе «Пасха Православная», посвященном празднованию Святой Пасхи;
  2. в шестом международном конкурсе детского рисунка на лучшую открытку «Арт город»;
  3. в V Международном фестивале детского изобразительного искусства «Все краски мира 2010» в конкурсе «Попутный ветер» в номинации «Покорение Вселенной»;
  4. в VI Международном фестивале детского изобразительного искусства «Все краски мира 2011» в конкурсе «Родник творчества»;
  5. во Всероссийском конкурсе детских рисунков «Вспомним лето»;
  6. в VI Международном фестивале детского изобразительного искусства «Все краски мира 2011» в конкурсе «Планета счастья»;
  1. во Всероссийском детском творческом конкурсе «Святые заступники Руси»;
  2. во Всероссийском конкурсе школьных изданий «Больше изданий хороших и разных»;
  3. во Всероссийском конкурсе детских рисунков «Моя Родина 2011»;
  4. в Четвертом Всероссийском фестивале особых театров «Протеатр»;
  5. в Межрегиональном историко-просветительском конкурсе «Служение отечеству: события и имена»;
  6. в Благотворительном фестивале детского творчества на Дону «Зажигаем новые звезды» в номинации «Декоративно-прикладное искусство»;
  7. областном смотре-конкурсе на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной  спортивно-массовой работы среди детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  8. в XIII Ежегодном Донском образовательном фестивале-выставке «Образование. Карьера. Бизнес»;
  9. в областном фестивале творчества детей-инвалидов «Мне через сердце виден мир»; 
  10. в четвертом детско-юношеском областном конкурсе «Чтобы счастлива, сильна была любимая страна!»;
  11. в областном фестивале «Таланты и поклонники»;
  12. в областном (заочном) конкурсе фотографий «С рюкзаком по родному краю»;
  13. в специализированной благотворительной выставке «Преображение»;
  14. во II городском открытом конкурсе детских рисунков «Энергия Тихого Дона»;
  15. в городском фестивале детского художественного творчества «Детство – чудные года, детство – праздник навсегда», в номинациях «Театральная гостиная», «Эстрадная песня»;
  16. в городском конкурсе детского рисунка по противопожарной тематике;
  17. в городской выставке художественного творчества детей и молодежи «Вселенная детского творчества;
  18. в городском фестивале «Мир глазами детей» в номинации «Конкурс рисунка на асфальте»; 
  19. в городских соревнованиях по плаванию среди детей-инвалидов;
  20. в городской акции «Знамя победителей», посвященной 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне;
  21. в городском конкурсе детского рисунка «Огонь – друг, огонь – враг!», в номинациях «Рисунок на асфальте», «Изобразительное творчество. « Утром, вечером и днем – осторожно будь с огнем»;
  22. в городском конкурсе детского рисунка «Сколько нас, какие мы»;
  23. в городском конкурсе творческих работ «Компьютер будущего»;
  24. в городском конкурсе детских рисунков «Мир налогов глазами детей»;
  25. в городском конкурсе на лучшую куклу-ингушку «Веснянка»;
  26. в городском конкурсе детского рисунка, посвященного Дню борьбы с туберкулезом.

Творческие достижения педагогического коллектива

        Ежегодно педагоги школы принимают активное участие в Российских, областных, городских конкурсах педагогического мастерства.

        Учителя И.Е. Золотарева, К.Ю. Хрипунова, Н.Н. Тюменева приняли участие в финале IV Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок». В течение года педагоги учреждения приняли активное участие в конкурсах:

  1. I Всероссийском конкурсе программ «Здоровье педагога – стратегия дальнейшего развития»;
  2. во Всероссийском конкурсе мастерства педагогов-новаторов «Урок физкультуры XXI века»;
  1. в областном смотре-конкурсе на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2009 год, посвященном Всероссийскому Году семьи;
  2. в творческом конкурсе «Урок Просвещения-2011».

        Продолжается работа областной инновационной площадки «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей с особыми образовательными потребностями на основе изучения  православной культуры».

        В марте 2011 года заместитель директора по учебной работе Загребельная О.А. приняли участие в заседании клуба «Импульс» (сеть областных экспериментальных площадок) по теме: «Духовно-нравственное воспитание как компонент основной образовательной программы», где поделились опытом работы по проблеме: «Формирование духовно-нравственных ценностей у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе изучения православной культуры».

        Работа «Формирование духовно-нравственных ценностей у обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе изучения православной культуры» заняла первое место в номинации «Лучшая инновационная разработка года» в областном туре Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя 2011».

        Заместитель директора по воспитательной работе В.А. Осипова принимала участие в работе областной научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание гражданина России XXI века», на которой раскрыла тему «Духовно-нравственное воспитание детей с особыми образовательными потребностями на основе изучения православной культуры».

Заместитель директора по учебной работе О.А. Загребельная раскрыла суть проводимой работы в докладе «Организация работы по формированию культуры здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья» на научно-практической конференции «Здоровье в образовании: опыт образовательных учреждений».

        Педагог К.Ю. Хрипунова поделилась опытом «Внедрения современных информационно-коммуникативных технологий в работу педагогов школы-интерната VIII вида» на X Южно-Росийской межрегиональной научно-практической конференции-выставке «Информационные технологии в образовании 2010».

В учреждении активно издается школьная газета «Домашний очаг», которая стала еще красочнее и интереснее. Подшивка газеты за 2009 год была представлена на Всероссийском конкурсе школьных изданий «Больше изданий хороших и разных». По мнению жюри, сотрудники редакции показали высокую эрудицию, художественный вкус и глубину подачи материала. Школьная газета была отмечена главным редактором научно-популярного публицистического журнала «Лицейское и гимназическое образование» Т.Б. Михайловой, как одно из самых профессиональных и серьезных печатных органов Школиздата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг на сплочени коллектива для учащихся 5-6 классов школы-интерната №6 VIII вида

В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива....

Использование интерактивной доски на уроках и воспитательных мероприятиях в ГКОУ РО школе-интернате VIII вида п.Матвеева Кургана

В статье приводятся данные результата внедрения в образовательный процесс ГКОУ РО школы-интерната VIII вида компьютерных технологий, а в частности работу с интерактивной доской и влияние этой формы ор...

Портфолио учителя социально-бытовой ориентировки ГКОУ РО школы-интерната VIII вида г.Новошахтинска

Данное портфолио подводит итог моей профессиональной деятельности за период с 2010 по 2013 гг....

Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.

Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...

План работы службы ГКОУ РО школы-интерната VIII вида с. Развильное по социальной адаптации и сопровождению выпускников из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей на 2013-

В ГКОУ РО  школе-интернате VIII вида создана служба социальной адаптации и сопровождения выпускников лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного казенно...

Организация работы с подопечной и неблагополучной семьей в школе интернате 8 VIII вида № 102

Несмотря на позитивность принимаемых в последние годы мер, проблемы семейного неблагополучия остаются крайне острыми.Семейное неблагополучие-комплексная социальная проблема, которая заключается в нару...

План мероприятий по предупреждению правонарушений и преступности среди воспитанников ГКОУ РО школы-интерната VIII вида

План мероприятий по предупреждению правонарушений и преступности среди воспитанников ГКОУ РО школы-интерната VIII вида с. Развильного на 2014-2015 учебный год...