Методическая разработка на тему: «Использование элементов технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы»
статья

Панькина Екатерина Анатольевна


 

Методическая разработка на тему:

«Использование элементов технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы»

      

Проектная деятельность личности, необходимой обществу будущего и уже сегодняшнего дня, вырабатывается в процессе выполнения учебных творческих проектов. В процессе проектной деятельности учащиеся изучают не только средства, но и способы конкретной деятельности. Технология проектного обучения является одной из образовательных тактик, обеспеченных довольно надёжным научно-методическим инструментарием.

Русский язык и литература обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Чтобы способствовать воспитанию свободной личности, я стараюсь организовать такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты.

На своих уроках, во внеклассной работе по предметам метод проектов реализую в полной мере, позволяю учащимся создавать качественные и интересные проекты в групповой и индивидуальной форме. Считаю, что проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

Технологии проектного обучения привлекли внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе - запрещено.

Описание метода и причину запрещения можно найти в романе В.Катаева «Два капитана»:

«Старенькая преподавательница Серафима Петровна приходила в школу с дорожным мешком за плечами, учила нас... Право, мне даже трудно объяснить, чему она нас учила. Помнится, мы проходили утку. Это были сразу три урока: география, естествознание и русский... Кажется, это называлось тогда комплексным методом. В общем, все выходило «мимоходом». Очень может быть, что Серафима Петровна что-нибудь перепутала в этом методе... ...по мнению Наробраза, наш детский дом был чем-то вроде питомника юных дарований. Наробраз полагал, что мы отличаемся дарованиями в области музыки, живописи и литературы. Поэтому после уроков мы могли делать что угодно. Считалось, что мы свободно развиваем свои дарования. И мы их действительно развивали. Кто убегал на Москву-реку помогать пожарникам ловить в прорубях рыбу, кто толкался на Сухаревке, присматривая, что плохо лежит... ...Но так как на уроки можно было не ходить, то весь школьный день состоял из одной большой перемены... ...Из четвертой школы-коммуны вышли впоследствии известные и уважаемые люди. Я сам обязан ей очень многим. Но тогда, в двадцатом году, что это была за каша!»

Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя:

  1. не было учителей, способных работать с проектами;
  2. не было разработанной методики проектной деятельности;
  3. чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения;
  4. «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;
  5. отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, -основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Основа метода проектов - развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми».

Проекты игр - различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель - участие детей в групповой деятельности.

Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

Повествовательные проекты, цель которых - получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме - устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).

Конструктивные проекты - создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и т.п.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме (проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду).
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, передача доклада в соответствующие службы о демографическом состоянии региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии изучаемой проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  3. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  4. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров).

С постановки целей начинается работа над проектом. Формулировке целей стоит посвятить специальные усилия, потому что от тщательности выполнения этой части работы наполовину зависит успех всего дела. Сначала определяются самые общие цели, затем они детализируются до уровня максимально конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы. Работа над проектом в этом случае превратится в пошаговое достижение поставленных целей от низших к высшим.

Пример возможного списка целей: «Перечень педагогических целей (задач), поставленных научным руководителем в рамках конкретного учебного проекта», из перечня документов, представляемых к защите проектных и исследовательских работ учащихся на конкурс «Ярмарка идей на Юго-Западе. Москва 2004 год».

1. Когнитивные цели - познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента, проведение опытов.

2. Орг.деятельные цели - овладение навыками самоорганизации; умение ставить перед собой цели, планировать деятельность; развивать навыки работы в группе, освоение техники ведения дискуссии.

3. Креативные цели - творческие цели, конструирование, моделирование, проектирование и т.д.

Более общая цель современной школы- обучение проектированию как универсальному умению. «Весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, научить школьника проектированию, мы называем проектным обучением».

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление.

С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определитьэтапы разработки проекта.

Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом.

Проект может быть групповым и персональным.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

  • практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
  • исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
  • информационный проект - сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
  • творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт - альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
  • ролевой проект - литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

Возможна классификация проектов по:

  • тематическим областям;
  • масштабам деятельности;
  • срокам реализации;
  • количеству исполнителей;
  • важности результатов.

Но независимо от типа проекта, все они:

  • в определенной степени неповторимы и уникальны;
  • направлены на достижение конкретных целей;
  • ограничены во времени;
  • предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.

Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.

По характеру контактов проекты бывают - внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными.

По продолжительности различают:

  • минипроекты - укладываются в один урок или даже его часть;
  • краткосрочные - на 4-6 уроков;
  • недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
  • долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

Виды презентации проектов:

  • научный доклад;
  • деловая игра;
  • демонстрация видеофильма;
  • экскурсия;
  • телепередача;
  • научная конференция;
  • инсценировка;
  • театрализация;
  • игры с залом;
  • защита на Ученом Совете;
  • диалог исторических или литературных персонажей;
  • спортивная игра;
  • спектакль;
  • путешествие;
  • реклама;
  • пресс-конференция.

Проектные задания по русскому языку и литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.

Рассмотрим на примерах как воплощается проективный метод в рамках уроков русского языка:

Развитию творческого потенциала детей способствуют проекты по созданию журналов, газет, иллюстрированных сборников стихов и прозы. Такой проект проходит несколько этапов.

I. Этап первый – поисково-исследовательский

Учитель формирует цели и задачи, идею проекта, руководит аналитической работой учащихся.

Учитель. Каждое учебное заведение имеет свой орган печати, газету или журнал. Есть такой и в нашей школе. Сегодня мы с вами узнаем, что собой представляет наш журнал, какие могут быть в нем рубрики, распределим обязанности и попробуем представить, как будет выглядеть очередной номер журнала.

Ученики обсуждают, как может выглядеть очередной номер журнала, посвященный, например, началу учебного года (осенний выпуск), какие там могут быть странички. Обычно ученики предлагают разделы: «Поздравляем», «Поэтическая страничка», «Сказка за сказкой», «Литературный дебют», «Школьная энциклопедия», «…не вырубишь топором», «Учитель глазами учеников», «Интервью у школьной доски». Распределяются обязанности: корреспонденты работают над интервью, авторы – над оригинальными произведениями в прозе и стихах, художники – над иллюстрациями к статьям в журнале. Ответственный редактор формирует «редакционный портфель» и отбирает лучшие материалы для публикации.

II. Этап второй – технологический

Участники проекта на этом этапе выполняют первичные наброски, готовят тексты. На уроке русского языка учитель знакомит учеников с такими жанрами, как очерк, репортаж, путевые заметки, интервью, фельетон, а затем лучшие материалы в этих жанрах публикуются в журнале. Найдут свое место в журнале и оригинальные поэтические и прозаические произведения юных авторов. Учитель выступает в роли консультанта, помощника.

III. Этап третий – практическая реализация проекта

Ученики самостоятельно работают над оформлением журнала, верстальщик текста набирает его, корректор – вычитывает текст, исправляет ошибки, художник иллюстрирует тексты. Журнал (газета) может быть размещен в электронном виде на сайте школы. Вот отрывок из рубрики«…Не вырубишь топором»:

  • «Пень облепили две опяты».
  • «У бедных крестьян не хватает на еду, а на жизнь тем более...»
  • «Крестьянам приходилось продавать свои плоды жизнедеятельности по очень низким ценам».
  • «Крестьяне, жившие вокруг, отличались оригинальной раскраской, красотой орнамента».
  • «Обломов женился на женщине, у которой главным достоинством были локти».
  • «До того, как Обломов закрылся у себя дома, у них со Штольцем были одинаковые желания».

IV. Этап четвертый – внесение необходимых изменений

Выпускающий редактор редактирует номер журнала, проверяет орфографию и пунктуацию (можно с помощью компьютерных программ).

V. Этап пятый – заключительный

Представление проекта читателям (в форме презентации, отзывов о журнале, читательской конференции).

ПРИМЕР №2

Проект «Мой учебник русского языка» предлагается ученикам для индивидуального исполнения. В ходе реализации этого проекта у ученика возникает собственная рабочая тетрадь по русскому языку, которая способствует не только более полному усвоению материала, но и индивидуализирует учебный процесс.

На подготовительном этапе методом «мозгового штурма» ученики совместно обсуждают, какой может быть структура учебника по русскому языку, какие материалы могут быть использованы, какая существует справочная литература. Обсуждается и вид учебника; некоторые ученики предлагают электронный вид, особенно те, у кого плохой почерк. В результате обсуждения создается запись, например, следующего содержания:

1. Краткое определение лингвистического явления «своими словами». Вопросы, которые я задам учителю и одноклассникам.

2. Иллюстративный материал из произведений художественной литературы.

3. Диктант (или упражнение) на изучаемое явление.

4. Творческая работа на изучаемое явление.

5. Работа над ошибками.

6. Кроссворды, игры, шутки на лингвистические темы.

На втором этапе – технологическом – каждый из учеников подбирает цветовую гамму для своего учебника, выбирает форму предъявления (рукописная или набранная на компьютере), привлекает необходимый справочный и дидактический материал.

Практический этап может продолжаться несколько лет. Если учебник создается с 5-го по 9-й класс, то длительный проект, если в 10–11-х классах – 2 года. В процессе реализации проекта происходит и его презентация, так как на уроке ученики могут обмениваться «учебниками», проводить по ним взаимодиктанты, викторины и игры.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektno-issledovatelskaia-deiatelnost-na-urokak-7.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьников

Приоритетной целью современного российского образования в связи с введением ФГОС становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат - научить учиться. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника. (Из доклада ЮНЕСКО)
Передо мной, как перед учителем, ежедневно, ежеурочно стоят вопросы:

-Как заинтересовать ребенка учебным материалом?
-Как интересно и доступно донести до учащихся новый материал?
-Как создать для всех учеников ситуацию успеха?
Я решаю их путем включения учащихся в ситуацию творческой, поисковой и исследовательской деятельности. Стремлюсь строить обучение так, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей.

Проектная методика на уроках литературы имеет свою специфику. Это связано с тем, что содержание предметов гуманитарного цикла заключает в себе меньше возможностей для проведения экспериментов, лабораторных работ в сравнении с содержанием предметов естественного цикла. Необходимо помнить, что проект – это исследование, добывание ответа с помощью самостоятельного мыслительного процесса. Конечно, в результате учащиеся не совершат какого-либо научного открытия, качественно новых закономерностей и явлений, но они

постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Открытия, сделанные учащимися, должны вытекать из их личного опыта, и выводы, к которым они придут, не могут быть прочитаны в учебной литературе.

Использую три вида проектов обучения русскому языку и литературе:
1. Групповой проект, в котором "исследование проводится всей группой, а каждый учащийся изучает определенный аспект выбранной темы".

2. Мини-исследование.

3. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий "выборочное чтение по интересующей учащегося теме" и подходящий для индивидуальной работы.
Последний тип проекта на основе работы с литературой является самым легким для практического использования и потому самым популярным. Однако структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только тех навыков, которые необходимы для работы с литературой: просмотрового и внимательного чтения, умения работать со справочниками и библиотечными каталогами и т.д.

Таким образом, реализуется коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме

 Мои ученики создают учебно-познавательные книжки – малышки, литературные газеты, рукописные журналы, создают свободные тексты, сочиняют стихи и сказки, по которым мы работаем на уроках.
Конечно, ведущая роль в работе отводится учителю, так как для пятиклассников это новый вид деятельности, требующий длительного времени, умения работать с поисковыми источниками, различными материалами, в том числе, интернет - ресурсами.

В результате получаются довольно интересные и красочные мини – проекты, которые мы объединили в один «Сказочники 5в».  (Презентация в приложении)

Яркий альбом с ними был подарен образовательному учреждению в честь 20-летнего юбилея.

Мы поработаем сейчас как литературоведы-исследователи

Содержание данного урока обеспечивает формирование коммуникативной компетенции с точки зрения анализа образцов художественного текста, овладения практическими умениями просмотрового, изучающего чтения, приёмами работы с книгой, создания устных монологических высказываний с учётом целей и ситуации общения.

Личностными результатами станут достаточный объём словарного запаса и усвоенных языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметными результатами – способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

Предметные результаты – опознавание и анализ основных единиц языка, уместное употребление их адекватно ситуации речевого общения.

Фрагмент урока с использованием исследовательской деятельности учащихся

 Роль художественных описаний (пейзаж, портрет, интерьер) в идейно-образной структуре произведения (по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»).

Цель нашего урока: заглянуть в творческую лабораторию Тургенева с тем, чтобы понять, какую роль играют художественные описания в раскрытии характера героя, проблем произведения.   Мы поработаем сейчас как литературоведы-исследователи, рассмотрим все художественные описания рассказа «Бирюк» по ходу развития сюжета. Трудную задачу легче решить сообща, поэтому будем работать в группах.

По каждому заданию выступает один представитель от группы  (в карточке 3-4 задания).     Этот представитель выражает общее мнение группы.

 Итак, работают  5 групп.

 1,5 группа  - с пейзажем;

 2-я группа – с интерьером;

 3, 4 группа – с портретом;

Задания 1-й группе   «Пейзаж» (слайд 3)

  1. Выразительно прочитать фрагмент текста с описанием начала грозы. («Гроза надвигалась… Дождь полил ручьями»).

2. Какие слова точно и образно передают состояние природы, краски, запахи. звука? (Назови ключевые слова. Какие части преобладают?)

3. Какие чувства вызывает у вас этот пейзаж?

Задания 2-й группе   «Интерьер» (слайд 4)

1. Художественное рассказывание (описание жилища Бирюка).

2. С каким чувством охотник-рассказчик описывает избу Бирюка? Как это описание помогает понять характер героя?

3. Какие слова в описании являются ключевыми?

Сделайте вывод, для чего нужно в этом рассказе описание избы? (Путь от описания жилища (интерьера) к пониманию характера героя.)

Задания 3-й группе   «Портрет» (слад 5)

1. Художественное рассказывание (описание внешности главного героя).

2. Что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету? Как портрет помогает понять характер героя?

3. Почему лесник, человек, близкий к природе, тонко чувствующий её, удостоился такого прозвища Бирюк?

4. Что означает «бирюк» (по словарю В.И.Даля)? Соответствует ли это прозвище правде о леснике? Что сделало героя нелюдимым и угрюмым?

Задания 4-й группе   «Портрет» (слайд 6)

1. Как портрет мужика-вора помогает читателю понять его поступок!

2. Для чего в произведении нужен портрет?

Задания 5-й группе   «Пейзаж»

1. Зачитать и прокомментировать все пейзажные зарисовки по ходу развития сюжета рассказа.

2. Какова роль образа-символа грозы?  Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа «Бирюк»?

3. Какие чувства передает Тургенев в описании природы?

ВЫВОДЫ УЧИТЕЛЯ

Пейзаж выполняет разные функции в произведении: он может передавать или оттенять настроение героев, а может выражать отношение автора к происходящему. В этом рассказе пейзаж – говорящий фон. Пейзаж передает отношение автора к происходящему. Конфликт разрешается на фоне дождя. Автор одушевляет, очеловечивает природу. В рассказе «Бирюк» природа плачет – идет дождь.

    Этим автор выражает неприятие таких человеческих отношений. Гроза – образ-символ в рассказе. Это не только явление  природы. Бирюк – гроза воров, гроза – психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, перешедшее в гнев.

       Проблема «Природа – человек» получила здесь свое отражение.

4. Подведем итоги.

Все художественные описания в рассказе тесно взаимосвязаны, переплетены между собой. Они помогают понять смысл произведения.

Сделаем вывод. (слайд 7)

Что хотел сказать нам автор? В чем смысл произведения, проведенный через всеединство образов?

Ученики:

  • Тургенев показал, как тяжела крестьянская жизнь, какой отпечаток накладывает на людей крепостное право, на характеры крестьян, их отношения.
  •  От описания крестьянского быта Тургенева шёл к показу души и характера русского мужика.
  •  Это особенно грустно наблюдать на фоне природы, где царит мир, покой, гармония.

            Тургенева волновала судьба Росси, тревожили ее проблемы. Он  сочувствует крестьянам и пытается пробудить эти чувства в своих читателях - современниках (а это были дворяне, владельцы крепостных  душ).

Обратимся к цитате – теме урока: « Я посмотрел кругом, - сердце  во мне заныло».

Кому принадлежат эти слова и когда  они сказаны?

 Эта фраза образно выражает идею рассказа. Это впечатление от убогого жилища Бирюка можно рассматривать как впечатление от крепостной России вообще. Какие чувства в вас пробудил этот урок?

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Данный  урок – третий по рассказу « Бирюк». Изучены композиция, сюжет, конфликт, характеристика героя, образ рассказчика и позиция автора.

Этот  урок, с одной стороны, - обобщающий по рассказу, его образовательная цель – истолкование произведения на основе целостного  восприятия текста и понимания идеи  произведения.

С другой  стороны, это урок  теории литературы, цель  которого – показать роль художественных описаний в раскрытии замысла автора и характеров героев.

Уроки теории всегда сложны. Я постаралась ввести теоретические понятия на практическом материале.

Выпускник современной школы должен обладать практическими знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития на основе личностно – ориентированной модели образования.
Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....

Использование технологии модульного обучения на уроках русского языка и литературы.

Краткие теоретические сведения о сущности технологии модульного обучения и заметки из практики работы в рамках данной технологии....

Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы"

Данная статья содержит краткое описание технологии интерактивного обучения на уроках в основной школе, ее особенности, некоторые формыи методы, преимущества.  Также в ней описаны фрагменты некото...

Технология проектного обучения на уроках русского языка и литературы

Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостояте...

Использование элементов сингапурской методики обучения на уроках русского языка и литературы.

Материал предназначен для учителей русского языка и литературы....

Методическая разработка на тему: «Использование информационных технологий в обучении китайскому языку»

Методическая разработка на тему: «Использование информационных технологий в обучении китайскому языку»...