Методическая разработка на тему: «Использование информационных технологий в обучении китайскому языку»
методическая разработка
Методическая разработка на тему: «Использование информационных технологий в обучении китайскому языку»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lebedeva_metodicheskaya_razrabotka.docx | 32.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 5 г. Охи им. А.В.Беляева
Методическая разработка
на тему:
«Использование информационных технологий в обучении китайскому языку»
Лебедева Анна Витальевна,
учитель английского и китайского языка,
1 квалификационная категория,
стаж работы 6 лет.
2021г.
Название данной методической разработки обусловлено внедрением новых стандартов обучения иностранным языкам, а также повышением требований к качеству освоения китайского языка учениками средней образовательной школы. В данной работе рассматривается использование в учебном процессе современных инновационных методов и технологий преподавания, способных повысить мотивацию к изучению и поддерживающих интерес к китайскому языку среди учеников.
Ключевые слова: образовательные технологии, иностранные языки, китайский язык, коммуникативные компетенции, инновационные методики, Интернет - проекты, компьютерные программы.
Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время в связи со стремительным развитием общества, проблема становления интереса у учащихся к китайскому языку стала как никогда актуальной. Я выбрала данную тему, потому что передо мной, как учителем современной школы, стоит задача поиска новых путей и средств, для создания необходимых условий, обеспечивающих развитие познавательного интереса у школьников. Одним из таких путей развития является внедрение инновационных технологий на уроке. И данный путь занимает первое место в содержании образования. В моей педагогической деятельности возникают трудности в том, что в процессе работы на уроках китайского языка можно заметить, только небольшой процент учащихся, способных успешно овладевать новыми знаниями. В большинстве случаев ученики с трудом запоминают новую информацию. Но, положительным в моем педагогическом опыте, являются новые педагогические технологии, которые как нельзя, кстати, приходят на выручку, использование которых позволяют сделать обучение легким и увлекательным для учащихся.
Целью методической разработки является использование в учебном процессе современных инновационных методов и технологий преподавания, способных повысить мотивацию к изучению и поддерживающих интерес к китайскому языку среди учеников. Задачей методической разработки является повышение мотивации к изучению иностранного языка, путем внедрения современных инновационных методов и технологий преподавания.
Основная педагогическая идея моей методической разработки, основывается на сложности, связанной с освоением иероглифической письменности (неалфавитная графическая система, большое количество иероглифов, необходимость заучивания порядка черт и т. д.), и вопросы, касающиеся фонетической структуры языка, А.Р. Аликберова. Современные технологии обучения китайскому языку такие как присутствие специфических, непривычных для русской фонетики звуков, наличие тонов у слогов, а также некоторые другие нюансы, обусловленные особенностями китайского языка. В связи с этим особенно актуальной мне представляется задача внедрения нестандартных методов обучения и технологий, которые позволили бы поддерживать интерес обучающихся, вовлекать их в процесс коммуникации с использованием языка, стимулировать их активную самостоятельную работу с иноязычным материалом. На уроках китайского языка я всегда стараюсь использовать разнообразные приемы и технологии, целью которых является развитие у учащихся коммуникативных навыков. В последнее время при изучении иностранных языков активно применяю относительно новые технологии обучения — например, «дебаты», кейс - технологии, проектные технологии, методы активного обучения и др. Они помогают сделать занятия более увлекательными и интенсивными, повысить интерес учащихся к предмету, а главное, преодолеть языковой барьер. Обычно эти технологии позволяют задействовать одновременно четыре основных коммуникативных умения (говорение, аудирование, чтение и письмо).
Новизна методической разработки заключается в описании использования комплекса разнообразных методов, взаимодополняющих друг друга, а именно описание метода Интернет - проектов, метода использования различных программ при изучении китайского языка.
Основная часть
Вопрос интеграции информационных технологий в образование и, в частности, применение его в обучении иностранным языкам, в настоящее время достаточно актуален. Это связано в основном с тем, что при использовании Интернета и компьютера средства обучения иностранному языку как нельзя лучше реализуются многие цели и задачи обучения и воспитания.
Основной целью обучения китайскому языку учащихся младшей, средней и старшей школы является воспитание личности, желание и способной вступать в межкультурную коммуникацию. Для достижения цели эффективного обучения китайского языка, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование ресурсов Интернет.
На основании своего опыта я пришла к выводу об огромной роли информационных технологий при изучении китайского языка на младшем, среднем и старшем уровне.
Процесс обучения иностранному языку – это сложный процесс, включающий в себя огромное количество компонентов. Прежде чем начать урок я провожу большую подготовительную работу. Во-первых, определяю цели и задачи, методы и приемы обучения. Но не менее важно использование различных средств обучения. При обучении иностранному языку применяю различные наглядности: картинки, карточки, фотографии и так далее. При формировании навыков аудирования и говорения и письма, использую технические средства обучения: компьютерные программы, компьютер, мультимедиапроетор и др. Кроме книг и журналов, полезным является использование современных информационных технологий, которыми являются компьютер и Интернет.
Для того чтобы использовать информационные технологии на уроках иностранного языка, прежде всего, следует определить цели, которые необходимо поставить. Изучив материал, я выяснила, что этими целями могут быть следующие:
― включение материалов сети в содержание урока (интегрировать их в программу обучения);
― самостоятельный поиск информации учащимися в рамках работы над проектом;
― самостоятельное изучение, углубление первого или второго изучаемого иностранного языка, ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках;
― систематическое изучение определенного курса иностранного языка дистанционно под руководством преподавателя.
Все это, вполне очевидно, разные задачи, объединенные, однако, единой целью обучения является – формирование коммуникативной компетенции. Исходя из специфики предмета, зная дидактические свойства и функции Интернета и компьютеров, их возможности и ресурсы, мы можем определить, для решения каких дидактических задач могут использоваться те или иные услуги и ресурсы сети. Только после этого можно определяться с методикой их применения на уроке или во внеурочное время, в очной или дистанционной формах обучения.
Одним из примеров является составление Интернет - проектов. Учащимся предлагается сделать Интернет – проекты. Эти проекты рассчитаны на то, что обучающиеся получают задание, для выполнения которого им необходимо найти информацию в Интернете и представить затем результаты своего поиска в письменном виде. Следует заметить, что акцент здесь делается на навыки письменной речи и не подходит для начального этапа обучения китайскому языку. Такие проекты можно предложить ученикам, начиная со второго полугодия изучения языка.
Тема проекта может соответствовать учебной теме или быть совершенно независимой. Но в любом случае она должна быть интересной для учащихся и входить в общий контекст обучения языку. Я приведу примерные темы проектов, которые мы брали для выполнения с учениками:
- изучение информации о каком-либо городе/ стране
- составление плана путешествия самолетом, автобусом по Китаю
- поиск и нахождение информации о продуктах, о возможности учебы или работы и так далее.
Чтобы провести проект. Преподаватель должен подготовить проведение проекта: сформировать группы, определить временные рамки проекта, продумать какие материалы кроме Интернета могут быть использованы дополнительно, найти и дать им дополнительные адреса и так далее. Презентация материалов происходит в письменной форме. Каждая группа представляет свои разработки в виде статьи, куда добавляются различные фотографии и иллюстрации.
В процессе работы ученики получают актуальную страноведческую информацию: как живут китайцы, что они едят, в каких домах живут и так далее. Но не только это является положительным результатом проведения Интернет - проектов. Обучающиеся знакомятся с огромным количеством новых иероглифов, аутентичных текстов, при этом у учеников возникают положительные эмоции оттого, что они понимают тексты на иностранном языке, значит, они не зря занимаются его изучением. Этот факт становится мощным стимулом для дальнейшего изучения китайского языка.
В моем педагогическом опыте, наиболее сложной частью китайского языка является письменность, так как здесь нет алфавита и не достаточно просто выучить некоторое количество букв. Именно поэтому мне, как преподавателю китайского языка приходится обращать особое внимание на письмо. Зачастую моим ученикам очень трудно запомнить правила написания иероглифов. Здесь нам на помощь приходит компьютерная программа. Следует отметить, что данные программы являются дополнительным средством обучения, и здесь обязательно необходима помощь преподавателя. В качестве примера хотелось бы привести планирование нескольких занятий, цель которых формирование у учащихся навыков китайской письменности и с правилами написания иероглифов.
Тема. «Этимология происхождения иероглифов».
Цель занятия: познакомить учеников старшего звена с этимологией происхождения иероглифов и правилами каллиграфии.
Ход занятия: Педагог предлагает ученикам занять место перед компьютером. Ученикам демонстрируется короткометражный фильм об этимологии происхождения иероглифов и правилами каллиграфии. Ученики видят на экране иероглифические знаки. Далее диктор рассказывает о значении иероглифа: ключи, черты, правила каллиграфии. Компьютер рисует иероглиф по чертам, ученики пытаются правильно нарисовать его в тетради.
Другой формой работы является применение игровых элементов с использованием мультимедийного оборудования. В конце изучения каждой темы мы используем викторину «Своя игра» на лучшее знание темы.
Изучающим китайский язык, особенно на старшем этапе, можно предложить для самостоятельной подготовки использование программ и сайтов на китайском языке. К таковым относятся: www.bigchina.ru, www.iafto.com, www.chinalist.ru. Здесь ученикам предложат различные упражнения и тексты, они смогут самостоятельно изучить какую-либо тему по китайскому языку. Кроме того, на этих сайтах осуществляется живое общение с носителями языка, в чатах обсуждаются различные интересные темы. Наиболее распространенный сайт на русском языке называется «Профессиональный Восточный Портал» www.profvostoc.ru. Здесь общему вниманию предлагается различная литература на китайском и русском языке, учебники, карты, фотографии.
Из компьютерных программ, которые не требуют подключение к сети Интернет можно отметить программу «Учите Китайский язык» и др., в которой задания построены по тематикам. Кроме того, производитель предлагает курс, как для начинающих, так и для профессионалов. Данная программа предлагает ученикам познакомиться с новой лексикой, проговорить ее в микрофон, а затем выполнить упражнения разной сложности.
Компьютерные программы и Интернет сравнительно недавно стали внедряться в образовательный процесс. И в настоящее время эти ресурсы позволяют сделать привычный урок более интересным и продуктивным.
В заключение основной части, хотелось бы отметить, что использование проектной методики и различных компьютерных программ является одной из составляющих гуманизации образовательного процесса, так как учащиеся с разным уровнем языковой подготовки участвуют в работе в соответствии со своими возможностями. По моему мнению, наравне с групповыми проектами необходимо применять индивидуальные задания, особенно при подготовке итоговых уроков – это уникальная возможность для действительно коммуникативного обучения иностранному языку. Такие уроки снимают перенапряжение и утомляемость учащихся, резко повышают познавательный интерес, развивают у школьников воображение, мышление, речь, память и могут быть проведены практически по любой теме в рамках программного материала.
Заключение
В ХХI веке интенсификация и модернизация образования требует внедрения таких инновационных технологий, которые преследуют цель творческого воспитания личности в интеллектуальном и эмоциональном измерении. Такими инновационными технологиями являются: развивающее обучение, проектирование, проблемное обучение, уровневая дифференциация, тестовая система, игровое обучение, погружение в иноязычную культуру, обучение в сотрудничестве, самовоспитание и автономия, интеграция, а также - здоровьесберегающие, исследовательские, информационно - коммуникативные и личностно - ориентированные технологии. При такой целевой установке познавательные универсальные действия являются одним из ведущих компонентов образовательного стандарта. Это объясняется тем, что одной из составляющих психического развития ребенка является его познание, подразумевающее сформированность научной картины мира, способности управлять своей интеллектуальной деятельностью, овладение методологией, стратегиями и способами обучения, развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, памяти, внимания, рефлексии.
Одним из способов активизации учащихся в процессе обучения иностранным языкам является проектирование (метод проектов), когда ученик самостоятельно планирует, создаёт, защищает свой проект, т.е. активно включается в процесс коммуникативной деятельности. Учебный проект –это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работы, выполняемых учащимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Использование проектной методики является одной из составляющих гуманизации образовательного процесса, так как учащиеся с разным уровнем языковой подготовки участвуют в работе в соответствии со своими возможностями. По моему мнению, наравне с групповыми проектами необходимо применять индивидуальные задания, особенно при подготовке итоговых уроков – это уникальная возможность для действительно коммуникативного обучения иностранному языку. Такие уроки снимают перенапряжение и утомляемость учащихся, резко повышают познавательный интерес, развивают у школьников воображение, мышление, речь, память и могут быть проведены практически по любой теме в рамках программного материала.
Информационно-коммуникационные технологии являются мощным средством обучения, контроля и управления учебным процессом, так как - это важнейший параметр современной социокультурной системы. Интернет-ресурсы – привычное и удобное средство знакомства с культурой других стран и народов, общения, получения информации, неистощимый источник образовательного процесса. Именно поэтому, в основе системного подхода к реформированию методов обучения иностранному языку с использованием новых информационных технологий лежит концепция информационно - обучающей среды, которая рассматривается в тесной связи с системой развивающего обучения. Информационно – обучающая среда представляет собой совокупность условий, которые не только позволяют формировать и развивать языковые знания, умения и навыки, но и способствуют развитию личности учащегося. Учебная ситуация проектируется в такой среде, как динамический, опосредованный компьютерными технологиями процесс субъективно - субъективного взаимодействия всех участников учебного процесса. Обучаемый, по мере все более активного, глубокого и всестороннего участия в процессе самостоятельной учебной деятельности по усвоению иностранного языка, превращается из пассивного объекта воздействия учителя в полноправного соучастника учебного процесса. Педагогическая актуальность, формируемой в информационно – обучающей среде системы языковых знаний и умений состоит в том, что обучаемому должна быть предложена для усвоения именно такая система знаний, которая ему необходима на данном этапе своего развития, впоследствии дающая возможность решать задачи возрастающего уровня сложности.
Таким образом, инновационные технологии, которые я описала в своей методической разработке, существенно обогащают и разнообразят преподавание иностранных языков. На смену монотонной работе приходит интеллектуальный творческий поиск, в процессе которого формируется личность нового типа, активная и целеустремленная, ориентированная на постоянное самообразование и развитие.
Литература
- Xi Yanli Си Яньли.
- Википедия (ru.wikipedia.org).
- Коптюг Н.М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителей английского языка. Журнал «Иностранные языки в школе», 2000.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Журнал «Иностранные языки в школе», 2000.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2010.
- Foyle H.Ch. Interactive Learning in the Higher Education Classroom: Cooperative, Collaborative, and Active Learning Strategies, National Education. Assn, 1995.
- Бурцева Э.В. Учебный проект как средство мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыкового вуза : автореф. дис. … канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в обучении английскому языку
В преподавании английского языка новые возможности открывают компьютерные технологии. Мультимедийные средства просты в применении, велика их роль в интенсификации урока и повышении его эмоционал...
Использование информационных технологий в обучении русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Содержание Введение ……………………………………………………………………… 2Дидактические основы использования технических средствобучения и воспитания ……………………………………………………… ... 4Примене...
Использование информационных технологий в обучении английскому языку
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в общеобразовательных учреждениях. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы препод...
Использование информационных технологий в обучении русскому языку в специальной̆ ( коррекционной) школе.
использование достижений информационных технологий на уроках письма и чтения в коррекционной школе VIII вида. Аспекты, определеяющие эффективность использования ТСО....
Методическая разработка на тему:" Использование информационно-коммуникативных технолгий на уроках русского языка и литературы"
Аннотация Настоящая разработка имеет коррекционно-развивающую, нравственно-эстетическую и социально-педагогическую направленность. В настоящее время, когда перед школой стоит задача воспитания творче...
Презентация "Использование информационных технологий при обучении иностранному языку"
Презентация "Использование информационных технологий при обучении иностранному языку"...
Методическая разработка на тему: «Использование элементов технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы»
Методическая разработка на тему:«Использование элементов технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы» Проектная деятельнос...