Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы"
статья (6 класс) на тему
Данная статья содержит краткое описание технологии интерактивного обучения на уроках в основной школе, ее особенности, некоторые формыи методы, преимущества. Также в ней описаны фрагменты некоторых уроков, на которых применяется работа в парах, групповая работа учащихся. заострено внимание на такой форме работы, как взаимопроверка и оценивание работ своих товарищей и собственных работ самими учащимися.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
Двадцать первый век делает заказ на выпускников школ. Это должны быть, в первую очередь, личности, обладающие вероятностным мышлением. Выпускник школы должен быть способным ориентироваться в незнакомой ситуации. В процессе обучения учащиеся овладевают универсальными учебными действиями. Это развивает у них способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Поэтому на данном этапе развития образования и возникла необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик, новых педагогических технологий. Они призваны обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, содействовать сохранению и укреплению здоровья.
Я считаю, что интерактивные методы обучения вполне отвечают данным требованиям. На уроках русского языка и литературы я стараюсь активно применять технологию интерактивного обучения.
Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся. Это взаимодействие осуществляется на основе диалога. Умение вести диалог очень важно. Оно предполагает, что собеседники не только слушают друг друга, но еще и слышат. Каждый участник диалога учится не просто говорить, а изъясняться так, чтобы его поняли другие.
Использование интерактивных методов обучения на уроке требует большой подготовки от учителя. В первую очередь, это касается информации, отобранной на урок. Также такие уроки требуют наличие необходимого раздаточного материала. Тщательно продумывается и оборудование урока.
Со стороны учащихся тоже требуется многое: готовность сотрудничать, умение подчиняться правилам, предложенным учителем, необходимый уровень подготовки.
На своих уроках русского языка и литературы я стараюсь применять методы интерактивного обучения в системе. Наиболее удачно проходит внедрение таких видов, как работа в парах и в группах.
Эффективность такой работы очень велика и значима, особенно для учащихся. Дети получают возможность учиться вести диалог, искать и находить компромиссы. Учащиеся получают не только систему определенных знаний, но и овладевают набором ключевых компетентностей в коммуникационной сфере.
Такие методы способствуют высокой степени мотивации, предполагают широкие возможности для творчества.
Так при ведении урока в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи» интерактивные методы использовались мной неоднократно на протяжение всего урока.
На этапе повторения и систематизации ранее изученного материала учащиеся работают в группах ( по четыре человека). Каждая группа получает схематический рисунок.
Предлагаю вспомнить, что им уже известно о местоимении из курса начальной школы, из 5 класса. Дети советуются, предлагают свои варианты, спорят, прислушиваются друг к другу и заполняют пустые ячейки. Затем один представитель от группы озвучивает записанное, то есть защищает работу своей группы.
На этапе формирования новых знаний учащиеся работают в парах. Для наблюдения им предлагается языковой материал (текст):
…Весна на пороге. Скоро она (…) вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая (…) погода продержится недолго. Через несколько (…) дней засияет яркое весеннее солнце, начнется настоящая весна.
У каждой пары на столе лежит карточка, которую они совместно заполняют, делая соответствующие выводы из наблюдений над текстом.
Местоимение | |
Указывает на… | |
Изменяется по… | |
В предложении может быть… |
Чтобы учащиеся двигались в правильном направлении, задаю им наводящие вопросы:
- Какие слова заменяют местоимения?
- Что обозначают эти части речи?
- Сделайте вывод.
- Как изменяются местоимения?
- Что можно определить у выделенных местоимений?
- Сделайте вывод.
- Какую синтаксическую функцию выполняют выделенные местоимения в предложениях?
- Сделайте вывод.
Именно применение методов интерактивного обучения позволяет учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У них повышается самооценка, уверенность в себе. Ведь на каком-то определенном этапе работы в парах или в группах каждый ребенок оказывается востребованным, полезным, его знания вливаются в общие. Дети, в конечном счете, видят результат своих трудов.
Очень плодотворно применение данной технологии и на уроках литературы.
После знакомства с произведением Оскара Уайльда «Кентервильское привидение» учащиеся делятся на группы по 2-3 человека. Здесь удобно давать дифференцированные задания, как более простые, так и сложные, творческие, даже в какой-то мере исследовательские. ( в зависимости от уровня подготовленности членов данной группы):
- Назовите всех героев рассказа и расскажите об их роли в сюжете произведения.
- Ответьте на вопрос, подтвердив отрывком из текста свою мысль: о чем идет спор у бывшего и будущего хозяев замка Кентервилей.
- Как происходит первая встреча новых хозяев замка с враждебным привидением?
- Перечислите все столкновения новых хозяев с возмущенным привидением.
Возможно творческое задание: подготовить инсценирование первого разговора призрака с Виржинией.
Также возможно домашнее групповое задание с использованием Интернет-ресурсов: просмотреть мультфильм, созданный по этому произведению, сравнить финальную сцену, сделать соответствующие выводы.
Таким образом, в работу вовлечены абсолютно все учащиеся класса, каждый получил задание, с которым ему по силам справиться.
За небольшой промежуток времени проделана довольно объемн7ая работа. Затем, во время защиты своих ответов, учащиеся опять включены в диалог. Слушатели имеют возможность задать вопрос, дополнить ответ, возможна полемика по отдельным вопросам.
Я считаю удачным и применение такой формы работы, как взаимопроверка. Особенно актуально это на уроках русского языка.
Так на этапе повторения и систематизации ранее изученного материала учащиеся получают задание поставить личные местоимения в начальную форму:
Передо мной
У вас
С нами
За тобой
К ним.
После выполнения на экране появляется слайд «Проверь» с правильными ответами. Дети обмениваются тетрадями с соседом по парте, сверяют ответы и ставят оценку за данный вид работы.
Внедрение интерактивных методов обучения в учебный процесс дает очень многое всем субъектам образовательного процесса.
Конкретный ученик включен в общую работу, у него развивается личностная рефлексия; он занимает активную позицию в учебной деятельности; работа каждого ученика оценена другими учениками или учителем.
В конкретной микрогруппе развиваются навыки общения и взаимодействия, формируется ценностно-ориентационное единство группы, учащиеся приучаются к смене социальных ролей в зависимости от ситуации.
Класс в целом получает возможность развивать навыки анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.
В связке «класс – учитель» происходит формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию в учебных и в иных ситуациях.
Я считаю, что технология интерактивного обучения позволяет реализовать субъективный подход в организации учебных взаимодействий, отрабатывать на каждом занятии коммуникативные умения учащихся. Каждый участник образовательного процесса получает справедливую оценку, формируется активно-познавательная позиция учащихся.
Все это соответствует актуальным образовательным потребностям современного учебно-познавательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
Проблемное обучение– это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки. ...
Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012
Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...
Обобщение опыта работы по теме "Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы"
В данной статье помещен опыт работы учителя русского языка литературы по теме самообразования"Межпредметная связь на уроках русского языка и литературы"....
Обобщение опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в 5 классах (ФГОС ООО)»
Обобщение опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в 5 классах (ФГОС ООО)». В статье освещается теоретический материал и предложены для внимания 2 ученических...
Применение технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся
Применение в работе интерактивных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, в процессе этой деятельности у обучающихся развивается самостоятельность, г...
Интерактивное обучение на уроках русского языка и литературы
Успех обучения зависит от взаимоотношений учителя с детьми, детей друг с другом, каждого ребенка с учителем, ученика с коллективом. Как же строится работа современного учителя в школе? Только интеракт...