Использование элементов сингапурской методики обучения на уроках русского языка и литературы.
учебно-методический материал

Гарифуллина Розалия Илдаровна

Материал предназначен для учителей русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование элементов сингапурской методики обучения на уроках русского языка и литературы.

В современном обществе всё острее возникает вопрос об усовершенствовании методик образования, т.к. современным детям необходим иной подход в обучении.

Новые приоритеты образования подталкивают учителей к поиску и внедрению в школах современных технологий преподавания, помогающих достичь более ощутимых результатов обучения и воспитания.

 Ученики должны стать, прежде всего, социально  адаптированными личностями, а все полученные в школе знания должны иметь практический выход во взрослую жизнь, поэтому сейчас правильно говорить об усовершенствовании образования.

Одним из путей такого усовершенствования является введение сингапурской методики образования.

Сущность методики  состоит в групповом обучении (Cooperativelearning).

 В сингапурской системе образования у учащихся появляется больше самостоятельности, а учитель уже не является центром урока. Он лишь должен уметь направлять и организовывать деятельность учащихся.
Как известно, традиционное обучение основывается на принципе «учитель – ученик», проходит в виде лекции, за урок успевают ответить, как правило, два-три ученика. В центре такого урока учитель — источник информации. Поэтому и ученические столы расставлены соответствующим образом, чтобы все ученики сидели лицом к доске, к учителю. В сингапурской методике обучения все не так.
Сингапурская методика обучения представляет собой набор тезисов и формул, называемых структурами, из которых, как из кубиков ЛЕГО, строится урок. Соединять их друг с другом можно в любой последовательности.
Каждая структура имеет жесткие рамки и собственное название. Всего структур около 250.

Метод кооперативного обучения (Сингапурская методика обучения) - это вариант обучения в сотрудничестве, связанный с большим разнообразием обучающих структур.

Метод основан на технологии сотрудничества, работе в малых группах, парном обучении, проектной деятельности.

Существуют пять базовых составляющих кооперативного обучения:

1. Позитивное взаимоотношение. Группа работает как единое целое, имеет одну цель, достижение которой возможно только совместными усилиями всей команды.

2. Индивидуальная ответственность. Каждый представитель группы ответственен за достижение цели.

3. Взаимное общение.

4. Постепенная выработка коммуникативных умений.

5. Коммуникативные умения.

Основной формой работы в этой методике являются групповые формы работы, т.к. они способствуют развитию навыков работы в коллективе, группового общения, умения совместной работы со сверстниками.

Приемы Сингапурской методики таковы: коллектив разбивается на группы или пары и изучает небольшую долю материала самостоятельно. Каждый ученик периодически примеряет на себя роль учителя, объясняя своими словами соседу суть вопроса, и наоборот. А педагог осуществляет так называемый «включенный контроль»: слушая по очереди одного из представителей микрогруппы, оценивает их, корректирует, помогает и направляет.

 Обучающие структуры (LearningStructures) методики можно разделить на три основные группы:

1.Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик- ученик, необходимые для развития коммуникации и сотрудничества.

Релли Робин «круглый стол» - обучающая структура, в которой два

участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка

ТаймдПэаШэа «временная кооперация парами» - обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.

 Континиус раундРобин  «продолжительный  раунд  робин»  -  обучающая  структура,  в  которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга.

Таких структур достаточно много.

2. Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик - учебный материал.

ДжотТотс - «запишите мысли» - обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.

РАФТ - Роль-Аудитория-Форма-Тема - более структурированный вариант организации проектной работы, в которой конечный продукт может отличаться в зависимости от роли учеников, аудитории (для которой готовится продукт), формы выполнения и темы задания, определенные учителем.

Стёзе Класс - «перемешай класс» - обучающая структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.

Подобные структуры позволяют ученикам обдумать материал, связать его с предыдущими знаниями и порефлексировать о приобретенном академическом материале для развития критического и креативного мышления.

3. Обучающие структуры, позволяющие сделать урок веселым, повысить самооценку и уверенность учеников, а также, чтобы ребята могли практиковать социальные навыки для коммуникации, сотрудничества и принятия решений.

Тимбилдинг  - совокупность структур, применяемых для командообразования и сплочения команды из 4 человек. Важно, чтобы все было организовано легко, весело, неакадемично

Классбилдинг– совокупность структур, основанных на следующих действиях: встать, подвигаться, повзаимодействовать.

Для управления классом используются такие структуры, как сигнал тишины (Хай файв), таймер, мэнэджмэт и т.п.

Класс разбивается на группы по 4 человека, каждая группа – сплоченная команда, оснащенная рабочим материалом: бумагой, тетрадями, ручками и пр. Команды получают задания и шумно в своей среде его выполняют. По сигналу коллектив оперативно меняется, группы перемешиваются и образуются новые команды (четверки или пары). Дается вопрос или новое задание, дети в ограниченном времени активно обмениваются информацией и навыками. Скучающих учеников на таких уроках не бывает.

По сигналу учителя «стоп!» прекращается самообучение и начинается подведение учителем общих итогов.

Сингапурская методика обучения очень похожа на советские и российские разработки Льва Выготского, Даниила Эльконина и Василия Давыдова. Однако в Восточной Азии их довели до технологии. Специалисты из Сингапура откровенно признают, что, создавая данную систему, они взяли лучшее из имеющегося в России и пропустили через американский опыт, систематизировав его в обучающие структуры, дали четкие алгоритмы их применения. Главное – коллективное, или кооперативное, обучение, система Выготского, они сами это признают.

Методика не требует изменения урока, а предусматривает проведение одной части новым методом – с применением одной, двух структур. Их можно применять на всех уроках для достижения академических целей, а также на внеклассных мероприятиях как для классбилдинга (объединение класса), так и тимбилдинга (объединение команды) и даже в работе с родителями.

Работа в группах превращает учебу в интересное занятие.

 Благодаря данной методике мы можем:

  • Повысить уровень усвоения знаний учащимися;
  • Познакомить учащихся с новой формой подачи материала;
  • Повысить интерес учащихся к предмету.

 Процесс обучения основан на поэтапности и четкости выполнения инструкций. Это приводит к дисциплинированности, внимательности и доведению до автоматизма  выполняемых действий.

Метод кооперативного обучения, в отличие от традиционной групповой работы, предусматривает создание не просто группы, а команды между учащимися, где результат работы  зависит от личного вклада каждого ее члена в достижение цели, в тесном взаимодействии.

Преимущества метода:

1.Система формирует у школьников навыки эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде, позволяющим им стать успешными и внести свой вклад в развитие общества.

2.Сингапурская технология обучения на уроке увеличивает разнообразие форм и средств, которые повышают и стимулируют любую, в т.ч. творческую, активность учащихся.

3.Применение прогрессивных обучающих структур позволяет по-новому переосмыслить учебный процесс и направить обучение в сторону групповых и парных форм работы с учениками.

4. Процесс обучения основан на поэтапности и четкости выполнения инструкций. Это приводит к дисциплинированности, внимательности и доведению до автоматизма  выполняемых действий.

5.Сингапурская методика способствует овладению навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решения тех задач, с которыми придется столкнуться детям в новом, измененном мире, непохожем на сегодняшний.

6. Процесс обучения основан на поэтапности и четкости выполнения инструкций. Это приводит к дисциплинированности, внимательности и доведению до автоматизма  выполняемых действий.

7.Метод кооперативного обучения, в отличие от традиционной групповой работы, предусматривает создание не просто группы, а команды между учащимися, где результат работы  зависит от личного вклада каждого ее члена в достижение цели, в тесном взаимодействии.

8.Около половины детей в классе учатся одновременно говорить и слышать, исправлять чужие ошибки, таким образом, закрепляя, корректируя и дополняя свои знания.

9.Резко возрастает активность каждого ученика в процессе, особенно в функции «учитель». Каждый ученик оказывается в центре вопроса, ему необходимо общаться, чтобы научить товарища тому, что знаешь сам, тем самым создается положительное отношение к процессу обучения.

10.Обучение для каждого ребенка без исключения становится интересным и результативным, а качество знаний по предмету существенно растет.

11.Любой урок становится похожим на увлекательную и насыщенную игру и несет в себе исключительно положительные эмоции.

           Недостатки и риски:

  • Этой методике надо сначала научить. Для этого учитель должен найти время на обучение методике на уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
  • Статичность сингапурской системы. Она запатентована, поэтому все названия нужно произносить именно так, как они написаны и переделывать их на русский язык их нельзя (у многих педагогов с этим возникают сложности). Система не меняется, не подстраивается под наш менталитет.
  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

Применение обучающих структур позволяет по-новому переосмыслить учебный процесс, при котором центром класса является ученик, а не учитель. При этом учитель перестает быть единственным источником знания в классе, диктующим всем, что делать,  он лишь помогает детям развиваться и обучаться.
Сингапурская методика обучения — мощный инструмент в получении обучающимися знаний по предмету и многостороннему развитию их способностей.

Конспект урока литературы в 7 классе

УРОК- МАСТЕРСКАЯ ПО РАССКАЗУ А.П.ПЛАТОНОВА «ЮШКА» ( с использованием элементов сингапурской методики обучения)

Цели:

  • Совершенствовать умения анализа художественного произведения, повторить и закрепить способы создания образа литературного героя, продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения;
  • Развивать речь, совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь;
  • Воспитывать любовь и уважение к человеку, способствовать формированию положительных нравственных качеств личности: ответственности за поступки, уважения к чужому мнению, образу жизни, любовь к ближнему.

Тип урока: изучение нового материала

Технологии сингапурской методики: ДжотТотс, КОНЕРС, МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР, ЗУМ ИН, РАУНД ТЕЙБЛ.

Ход урока:

1. Орг.момент. Приглашение в мастерскую слова.

А дверь в нашу мастерскую открываем словами писателя А. П. Платонова, с творчество которого вы начали изучать:

«Я всего лишь хочу быть человеком.

Человек для меня – это редкость и праздник».

      Вы заметили, что автор не говорит о человеке, каким он должен быть: добрым, смелым, справедливым.  Почему?

Обучающая структура ДЖОТ ТОТС(записывают мысли оперативно, в течение 40 секунд, озвучивание по цепочке)

     Говорят, человек появляется на свет из чрева матери чистейшим душой и телом. Откуда же в нем потом появляются злость, черствость, бездушие?

Так вот я приглашаю вас к серьезному разговору в мастерской слова, где  мы поразмышляем о любви к ближнему, о добре и зле.

     - Для чего рождается человек на земле? Вы как считаете?

Обучающая структура КОНЕРС(распределение участников по углам класса по выбранным ими вариантам:

№1. Появляется человек на свет, чтобы пройти определенный Путь, получить знания, жизненный опыт.

№2. Человек рождается для развития, самосовершенствования и для помощи остальным людям, прежде всего родственникам и друзьям.

№3.Человек рождается на свет для понимания окружающего мира, людей, животных, ведь каждый из нас частица Большого Мира под названием Вселенная.

№4.Построить дом, посадить дерево, вырастить сына.

Обсуждение выбранных вариантов.

Да, сколько людей – столько и мнений. А вот мнение современного поэта Дмитрия Голубкова. Он размышляет о назначении человека на Земле:

Поколеньями созидается

Век за веком земля нетленная.

Человек, как звезда, рождается,

Чтоб светлее стала вселенная.

- Вот так много лет назад на небосклоне зажглась новая звезда… родился человек, чтобы жить, герой  одноимённого рассказа «Юшка», т. е. имя его — Юшка.   

 - Ребята, а вы знаете, что означает ваше  имя?

    - А что  вы знаете об  имени  Юшка?  Что оно обозначает? 

- Мы выяснили значение имени Юшка, теперь обратимся к характеристике главного героя.

Портрет Юшки.

 - Каким видят люди Юшку?  Что знают о нем?   Что думают?

Работа в парах с партнерами по плечу.(работа с текстом, обсуждение ответов)

 - Почему же люди так жестоко  относятся к Юшке, хотя он утверждает в разговоре с дочкой кузнеца Дашей обратное: «Меня,  Даша,  народ любит!»

- Так ли это? Чем он отвечает своим обидчикам? Кто прав?

    Вот такие вопросы встают перед нами при чтении рассказа. Чтобы ответить на эти вопросы, открывающие тайну Юшки, давайте поработаем  в группах.

(Класс делится на  четыре группы, и каждая группа работает со своими вопросами к отдельным эпизодам текста).

Обучающий метод МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР(заполнение таблицы, обсуждение в группе)

1группа – Встреча Юшки с детьми

А теперь, ребята, на листах в таблицу  запишем своеобразную таблицу поведения, а главное – чувств, состояние героев.                              

II  группа – Встреча Юшки со взрослыми.

Работа с иллюстрацией. Обучающая структура ЗУМ ИН(«увеличивать»)

Почувствовать тяжесть происходящего еще сильнее помогает иллюстрация художника к рассказу.

Какой эпизод изображен на ней?

Что вы чувствуете, когда видите изображенное?

III  группа – Юшка и природа.

-Как этот эпизод помогает нам понять образ Юшки?

-Дополняет ли он то, что мы уже знаем об этом герое?

-Как изменяется Юшка на фоне природы?(выписать цитаты)

IV  группа - Юшка и «весёлый прохожий».

- Как приветствует прохожий Юшку?

Как же можно обращаться к человеку с пожеланием смерти? Это ли не жестокость?

-Как назвал прохожий Юшку? (ЮРОДИВЫЙ) Что значит слово юродивый?

-Чем помешал Юшка «веселому прохожему»?

- Помните, зачитывая строки, описывающие внешность Юшки, мы услышали такие слова: «глаза же у него были белые, как у слепца».  Слепец, который видел всё, видел сердцем.

Как можно назвать такое всевидящее сердце?   (ЗРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ)
- А жители городка? Ведь они зрячие, но какое у них сердце? (СЛЕПОЕ СЕРДЦЕ) Юшка- «слепец» со зрячим сердцем, жители- зрячие со слепым сердцем. Потому- то они не видят подлинного Юшку, всякий считает вправе себя упрекнуть его за «безответную глупость», кинуть в него камень (в прямом смысле слова), жестоко ранить словом.

- Найдите, как Юшка говорит о людских сердцах?

 - Он где-нибудь называет сердце жестоким?

        «Народ меня без понятия  любит, сердце в людях бывает слепое.

- Что значит слепое сердце?

Иногда  человек не задумывается о том, что он  творит зло.        

Игра  «Кластер». Суть ее в том, что  к основному понятию подбираются похожие по смыслу, синонимы.

- Подберите к записанному понятию слова, которыми вы бы смогли объяснить значение выражения «слепое сердце»

                                                 эгоизм

  жестокость         равнодушие

                       черствость                      себялюбие

                                                злоба

- Какие чувства вызвал у вас рассказ?

Обучающая структура РАУНД ТЕЙБЛ(письменная работав команде по кругу на одном листе бумаги).Обсуждение ответов.

Какую важнейшую тему поднимает А.П.Платонов?

Обучающая структура ИНСАЙД-АУТСАЙДСЕКЛ(внутренний и внешний круг)

Встаньте. Посмотрите на своего партнера по лицу. Запомните его. Все ученики В, сформируйте внешний круг. Сейчас все ученики А найдите своего партнера по лицу и встаньте перед ним, формируя внутренний круг. Поприветствуйте его. Теперь я задаю вопрос и даю 15 сек на размышление.
– А как вы понимаете значение слов милосердие, сочувствие, сострадание, зло, добро.

Работа с высказываниями известных людей.

Обучающая структура РАУНД ТЕЙБЛ.

Проблема уважения, сострадания, сопереживания, любви к человеку всегда была очень острой, и многие великие люди обращались к ней.

– Прочитайте предложенные высказывания и попробуйте выбрать то, которое больше всего подходит к теме нашего урока-мастерской.  Докажите.

1.Уважай в себе и других человеческую личность.
Д.И. Писарев

2.Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. 
М Горький

3.“Старая мудрость говорит: не плачьте об умершем – плачьте о потерявшем душу и совесть”.
В. Распутин

4.“Возлюби ближнего своего, как самого себя”.
Библия

Домашнее задание.Творческая работа                

  • Давайте пофантазируем. Подумайте и нарисуйте, как будет выглядеть сердце Юшки. Подберите ассоциации и цвет, в который бы вы окрасили сердце Юшки. Постарайтесь изобразить сердце Юшки, наполнив его выбранными разными цветами. Главное в этой работе не красиво нарисовать, а постараться изобразить собственное представление.

Итог урока. Оценивание.

Конспект урока русского языка в 7 классе

Тема урока: Правописание НЕ с деепричастиями.

Цели урока:

1.Образовательные:

- повторить ранее полученные знания о деепричастиях,

-познакомить учащихся с правилом правописания не с деепричастиями, повторить правописание не с глаголами, местоимениями

2. Развивающие:

- создать мотивационную основу для восприятия учебного материала

-формировать навык правописания не с деепричастиями в сопоставлении с глаголами

-развивать коммуникативные умения учащихся, мышление, внимание, память

3.Воспитательные:

- воспитать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику

-привить любовь к русскому языку,

Оборудование: ноутбук, проектор, карточки

Тип урока: изучение нового материала

Технологии: новые структуры обучения: Модель Фрейер, Эй Ар Гайд, Тэйк оф - тачдаун, ТИК_ТЭК_ТОУ, РЭЛЛИ_РОБИН

Ход урока.

1.Организиционный момент

- Поприветствуем партнера по плечу, по лицу. Пожелаем хорошего настроения, удачи на уроке.

2.Проверка домашнего задания

3.Орфографическая работа. Словарный диктант.

Обучающая структура ТИК-ТЭК-ТОУ(из3-х слов, расположенных в любом ряду по вертикали, диагонали, горизонтали, участники составляют предложение и производят его синтаксический разбор).

Известный, опасность, растаять, съесть, восхищаться, трещотка, ночь, помощь, стеречь, какой-то.

Нормативы оценивания: 0 ошибок-5 баллов, 1-2-4б., 3-5-3б., более5-2 балла.

- Итак, какова же тема нашего урока: Правописание не с деепричастиями. Откройте тетради, запишите число, тему. Какую же цель мы ставим себе?

-Цель: знакомство с правилом написания не с деепричастиями; научиться правильно использовать это правило в письменной речи

4. Актуализация ранее полученных знаний о деепричастии.

 Обучающая структура Модель Фрейер.

- Давайте вспомним все, что мы знаем о деепричастии. Работаем с партнером по плечу. Партнеры А сделайте заготовки. Вам нужно на этих листочках составить модель Деепричастия: понятие, определение, характеристики, примеры, антипримеры. Время работы 3 минуты.

- Кто готов, покажите. Зачитает ответ участник №3, стола № 1.

- Дополняет участник №4 стола №2

- Молодцы! Спасибо.

5. Изучение новой темы. Обучающая структура Эй Ар Гайд

Задача: изучить самостоятельно новую тему, используя ранее изученную тему «не с глаголами»

- Возьмите  листочки с заданием.

1 этап: работаем с утверждениями: ставим плюс, если согласны с утверждением ; если не согласны – минус в графе «До» Не боимся ошибаться. Чтобы принять решение, учитывайте свои знания, личный опыт, убеждения.

Вам дается одна минута

2 этап: А сейчас изучим материал по слайду.

3 этап: Теперь, по завершению чтения правила, еще раз прочтите все утверждения. В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или « - « , если вы не согласны с утверждением. Вам дается 30 секунд

4.Этап: СРАВНИТЕ столбики «ДО» и «ПОСЛЕ», изменились ли ваши утверждения. Расскажите об этом своему партнеру по плечу. Даю вам на это 20 секунд. Начинают участники Б. Не забудьте поблагодарить друг друга за рассказ.

- Участник №1, стол №1, что тебе рассказал партнер по плечу?

-Участник №3, стол №2, что ты узнал из слайда(Ответы учеников.)

- Какие из этих утверждений являются самыми главными для вас для изучения темы? Почему?

Откройте стр. 82 учебника, прочитайте еще раз правило. Вы согласны с ним?

До утверждения

После утверждения

(не)зная броду - раздельно

(не)доумевая - слитно

(не)обращая внимания - слитно

(не) взявшись за топор – слитно

Сидит (не)двигаясь - раздельно

(не)навидя врага - раздельно

(не)работая,сыт не будешь – раздельно

6. Физминутка: 

- партнеру по лицу  скажите  несколько добрых слов, пожеланий, комплиментов.

- а теперь партнеру по плечу подарите комплименты, добрые слова

Для физкультминутки можно использовать структуру ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз». ТИМ ЧИР – это короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.
1.Стряхнули с себя лень и усталость.
2. Потянулись к звездным далям.
3. Спрятались (присели) от бед и опасностей.
4. Улыбнулись друзьям и весеннему солнышку.
5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами

Продолжаем работу.

  1. 1)Закрепление изученного материала
  2. Тэйк оф - тачдаун - «встать - сесть» - обучающая структура для получения информации

- Ребята, я сейчас продиктую словосочетания. Вы записываете только те, в которых есть деепричастия и в два столбика: первый – с не слитно, второй с не раздельно

Не берись лапти плести,не надрав лыка; не торгуясь;  недосыпать;  деду нездоровится; неосвещенная комната; невидимые цикады, не обращая внимания, ничего недоумевая, рассказывала негодуя.

- Встаньте те, кто выписал 3 примера , спасибо, присаживайтесь, встаньте те, кто выписал 4 , хорошо, присаживайтесь, а теперь встаньте те, кто выписал 5 примеров, встаньте те, у кого 6 примеров. Молодцы! Какие же слова нужно было выписать? Отвечает участник №2 стола № 1

- Давайте похлопаем тем, кто выписал все ответы.

- А сейчас проверим столбики. Как же мы их распределили. На какое правило мы опирались. Смотрим на слайд, проверяем. Ставим оценку.

- У кого все правильно?

2).»Исправьошибку».Обучающая структура РЕЛЛИ РОБИН(два участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка)

Не видевши медведя, следов его небойся.

НЕпоужинавши,легче, а поужинавши, лучше.

Не уговорившись на берегу, неезди за реку.

Непобывав в воде, плавать не научишся.

3) - Возьмите листы. Перед вами советы-пожелания. Прочтите задание, если все понятно, выполняйте.

- Выпишите из них те, которые соответствуют теме сегодняшнего урока. Раскройте скобки. Подумайте, которые из этих пожеланий вы бы хотели принять к исполнению. И почему?

1) (Не)спорьте, (не)узнав как следует в чем дело. 2) Стремитесь всегда вперед, (не)останавливаясь на достигнутом. 3) (Не)осуждайте другого, (не)зная его жизни. 4) (Не)вымыв руки, (не)садись за стол. 5) Выполняй работу внимательно, (не)отвлекаясь (ни)чем. 6)Языком (не) спеши, а делами (не)смеши. 7) Береги время, оно (не)возвращается.

- На какие правила вы опирались. Вспомним правила правописания не с глаголами, деепричастиями, ни с местоимениями. А какое из данных пожеланий вы взяли на исполнение?

8. Подведение итогов урока.Оценивание.

Урок русского языка в 10 классе

Имя прилагательное как часть речи.

Цель урока: повторение и обобщение представлений учащихся об имени прилагательном как о части речи.

Задачи:

- обучающие: научить применять знания об имени прилагательном; восприятие и мотивированное принятие учебной задачи, овладение системой навыков оперирования с учебным материалом (предметные и метапредметные компетенции), овладение приемами самоорганизации и оценки результативности своей деятельности;

-развивающие: развитие способности опознавать, анализировать сопоставлять, классифицировать языковые факты; обогащение активного словарного запаса; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни;

-воспитательные: овладение культурой устной и письменной речи, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета.

Оборудование: проектор, слайды, видео, карточки с заданиями, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие партнеров по команде.

II. Усвоение темы

1) Вступительное слово учителя

- Восстановите текст, запишите пропущенные слова на своих листочках, укажите части речи вставленных слов. На это вам даётся 2 минуты.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На … небе мгла носилась;
Луна, как … пятно,
Сквозь тучи … желтела,
И ты … сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под … небесами
… коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
…лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

- Сейчас мы послушаем, что же получилось. Свой вариант прочитает участник № __ стола № __.

- А теперь проверим, как же написал А.С.Пушкин (СЛАЙД № 1)

- Я думаю, вы поняли, о какой части речи мы будем говорить сегодня. Давайте сформулируем вместе тему сегодняшнего урока. Подумайте! Даётся 5 секунд. («Имя прилагательное как часть речи. »). Попрошу назвать команду № , отвечает партнёр № 3.

2) Запись в тетрадях даты, темы урока.

- Для чего мы изучаем эту тему? Подумайте! (Опрос по одному участнику с каждого стола.

3) - Вспомните определение имени прилагательного. Прочитайте стихотворения, которые вы подобрали, укажите имена прилагательные. Проговорите в группах свои варианты по очереди. На эту работу отводится 4 минуты (по 1 минуте каждому). Начинает участник № 4. (ТАЙМД РАУНД РОБИН).

4) - Выполним следующее задание (ЭЙ АР ГАЙД). На ваших листочках записаны утверждения. Внимательно прочитайте их и поставьте в колонку «ДО» знак «+», если вы с этим утверждением согласны, и знак «-», если думаете иначе. (1 минута)

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

Имена прилагательные по значению делятся на три разряда

Все имена прилагательные могут быть полными и краткими

Имена прилагательные могут переходить из одного разряда в другой

Все имена прилагательные имеют степени сравнения

Разряд имени прилагательного можно определить без контекста

Относительные прилагательные обозначают признак без степени сравнения

Имя прилагательное золотое в словосочетании золотое сердце является относительным

СЛАЙД № 2.Обучающая структура ЗУМ ИН.

(Просмотр видео «Разряды имён прилагательных»). Теперь, после завершения просмотра видео, ещё раз прочтите все утверждения. В столбике «ПОСЛЕ» проставьте соответствующие знаки «+» и «-». Подумайте!

- Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши убеждения?  Даётся 30 секунд.

Хотелось бы услышать ваши ответы. Участник № ___ со стола № 3, № 1.

СЛАЙД № 3

5) - Представьте ночное небо. Сколько на небе звёзд! Вот перед нами яркая звезда, другая ярче, а третья самая яркая. О каком морфологическом признаке идёт речь? (СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО).

СЛАЙД № 4.Структура ЗУМ ИН.

- Посмотрите на экран, прочитайте предложенные примеры и сделайте вывод о том, как образуется каждая степень сравнения.

- РАУНД ТЕЙБЛ: Составьте схему для быстрого запоминания. Выполняете это по очереди на одном листочке: 1 участник пишет о способах образования простой формы сравнительной степени, 2 участник - о составной форме сравнительной степени, 3 участник - о простой форме превосходной степени, 4 участник - о составной форме превосходной степени. ) (1 минута)

- Послушаем, что получилось.

6) Проведём ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ: Посмотрите на своего партнёра по лицу! Запомните его! Все ученики В, сформируйте внешний круг. Сейчас, все ученики А, найдите своего партнёра по лицу и встаньте перед ним, формируя внутренний круг.

- Вопрос: чем отличается краткое прилагательное от полного? Подумайте над ответом 3-5 секунд. Ученики из внешнего круга отвечают своему партнёру. … Партнёры по лицу, повернитесь налево и отсчитайте столько шагов, сколько падежей в русском языке, при этом их громко называете.

- Как определить род, число, падеж имени прилагательного? Подумайте над ответом 3-5 секунд. Ученики из внутреннего круга отвечают своему партнёру. … Повернитесь налево и отсчитайте столько шагов, сколько родов в русском языке.

- Какую синтаксическую роль выполняет имя прилагательное в предложении? Подумайте над ответом 3-5 секунд. Ученики из внутреннего круга отвечают своему партнёру. …

7) - Мы с вами повторили все постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного. Обменяйтесь листочками со стихотворениями с партнёрами по плечу и выполните в тетрадях морфологический разбор любого имени прилагательного из этого стихотворения. На это задание вам даётся 3 минуты.

III. Тест. Выполнить за 5 минут как можно больше заданий, минимум - 5 заданий. (5 минут)

1. Найдите имя прилагательное.

а) морозный; б) морозит; в) мороз; г) подмораживает.

2. Укажи выражения, где неправильно написаны окончания прилагательных.
а) летним утром ; б) в зимнию вьюгу; в) от осенней листвы; г) под могучими дубами.
3. Найдите притяжательное прилагательное.

а) верхняя полка; б) тёплый шарф; в) вороний глаз; г) стеклянная ваза.

4. Найдите качественное прилагательное.
а) заячий след; б) тонкая нить; в) гусиная походка; г) шерстяная кофта.

5. Укажи выражения, где НЕ с прилагательными пишется раздельно.
а) (Не)ласковый взгляд. б) (Не)глубокая речка. в) (Не)ряшливый вид. г) (Не)лисья нора.

6. Укажи прилагательное, которое с НЕ пишется слитно:

а) нисколько (не)интересный, б)(не)искренний; в)(не)знакомый, а чужой; г) (не)гречневая.

7. Укажи ряд, в котором все прилагательные пишутся с НН:

а) тума…ый, песча…ый, весе..ий, ветре…ый;

б) деревя…ый, исти…ый, торжестве…ый, традицио…ый;

в) гости…ый, форме…ый, шерстя…ой, дикови…ый;

г) мыши..ый, утре…ий, деревя…ый, маши…ый.

8. Морфологические признаки прилагательного это:

А) род, число

Б) род, число, падеж

В) род, число, лицо

Г) лицо, число 

9. Синтаксические признаки прилагательного это:

А) определение, сказуемое

Б) определение, обстоятельство

В) определение, дополнение

Г) дополнение, обстьоятельство

10. В каком ряду все слова являются именами прилагательными?

А) могуч, первый, сильное, лисий

Б) беспощаден, выдуман, цветной, бела

В) нетерпеливый, должен, хаки, сытый

Г) одетый, несчастный, злой, высказан

СЛАЙД № 5

IV. 3-2-1. Запишите в тетрадях 3 самых важных момента, которые вы сегодня узнали, 2 подсказки, которые будете использовать при выполнении заданий , 1 вопрос, который остался непонятым. (2 минуты)

VI. Итог урока.Оценивание.

Домашнее задание.Написать эссе о любимом времени года, используя различные степени сравнения прилагательных. 

Приложение

«Сингапурская» методика обучения

Основные понятия обучающих структур

ДЖОТ ТОТС (JotThoughts) - «запишите мысли» - обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.


ЗУМ ИН (ZoomIn) - «увеличивать» - обучающая структура, помогающая более подробно и детально рассмотреть материал по чтению или видеоматериал, останавливаясь и отвечая на вопросы для генерирования интереса к определенной теме.

ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ (Inside-OutsideCircle) - «внутренний и внешний круг» - обучающая структура, в которой ученики формируют внутренний и внешний круги и делятся своими мнениями с разными партнерами.

КЛОК БАДДИС (Clockbuddies) - «друзья по часам (времени)» - обучающая структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.

КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЭНДЖ (Connect-Extend-Challenge) - «связать расширить - продумать» - обучающая структура, помогающая РАСШИРИТЬ (углубить) знания по теме, СВЯЗЫВАЯ их с предыдущим опытом и ПРОДУМЫВАЯ возможные ТРУДНОСТИ.

КОНЭРС (Corners) - «углы» - обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа.

КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД (Quiz-Quiz-Trade) - «опроси-опроси-обменяйся карточками» - обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.

МИКС ПЭА ШЭА (MixPairShare) - обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ОБРАЗОВЫВАЮТ ПАРУ, когда музыка прекращается, и ОБСУЖДАЮТ предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД-ПЭА-ШЭА (для развернутых ответов).


МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group) - обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.

МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР (FrayerModel) - обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером).

МЭНЭДЖ МЭТ (ManageMat) - инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.


     ОБУЧАЮЩИЕ СТРУКТУРЫ (LearningStructures) - техники и формы организации обучения, выполняемые по определенному алгоритму.

ПАЙС (PIES) - английская аббревиатура заглавных букв четырех принципов, необходимых для успешной работы в команде (Кооперативное обучение).

РАУНД РОБИН

• СИНГЛ РАУНД РОБИН (SingleRoundRobin или RoundRobin) - «однократный раунд робин» - обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.

• КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (ContinuousRoundRobin) «продолжительный раунд робин» - обучающая структура, в которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга.

• ТАЙМД РАУНД РОБИН (TimedRoundRobin) - «раунд робин в течение определенного времени» - обучающая структура, в которой каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного количества времени.

• ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (Think-Write-RoundRobin) - «подумай-запиши-обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники ОБДУМЫВАЮТ высказывание или ответ на какой-либо вопрос, ЗАПИСЫВАЮТ и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде.

• ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН (AllWriteRoundRobin) - «все пишут раунд робин» - обучающая структура, в которой ученики по одному ЗАЧИТЫВАЮТ свои ответы по кругу, а ВСЕ остальные ученики ЗАПИСЫВАЮТ новые идеи на своих листках.


РАУНД ТЭЙБЛ (RoundTable) - обучающая структура, в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги.

РАФТ (RAFT) - Роль-Аудитория-Форма-Тема - более структурированный вариант организации проектной работы, в которой конечный продукт может отличаться в зависимости от роли учеников, аудитории (для которой готовится продукт), формы выполнения и темы задания, определенные учителем.

РЕЛЛИ РОБИН (RallyRobin) - обучающая структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка.

РЕЛЛИ ТЭЙБЛ (RallyTable) - обучающая структура, в которой два участника поочередно записывают свои ответы на одном (на двоих) листе бумаги.

СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ (SimultaneousRallyTable) - «одновременный реллитейбл» - обучающая структура, в которой 2 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу.

СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ (SimultaneousRoundTable) - «одновременный раунд тейбл» - обучающая структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу по кругу.

СТЁ ЗЕ КЛАСС (StirtheClass) - «перемешай класс» - обучающая структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.

ТАЙМД ПЭА ШЭА (Timed-Pair-Share) - обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.

ТИК-ТЭК-ТОУ (Tic-Tac-Toe) - «крестики-нолики» - обучающая структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали.


ТИМБИЛДИНГ (Teambuilding) - совокупность структур, применяемых для командообразования и сплочения команды из 4 человек.

ТИМ ЧИР (TeamCheer) - кричалка, девиз. ТИМ ЧИР - это короткое и веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.

ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН (Takeoff - Touchdown) - «встать - сесть» - обучающая структура для получения информации о классе (кто решил задачу одним способом, двумя, тремя), а также знакомства с классом, аудиторией.

ФАСИЛИТАТОР (Facilitator) - помощник; человек, который направляет, облегчает работу.

ФО БОКС СИНЕКТИКС РЕВЬЮ (Four-BoxSynecticsReview) - структура, помогающая рассмотреть какую-либо тему/концепцию с разных сторон (не имеющих отношение к изучаемой теме) путем составления аналогий.

ХАЙ ФАИВ (HighFive) - дословно «дай пять» SAM 0952 - сигнал тишины и привлечения внимания.

ЭЙ АР ГАЙД (Anticipation-ReactionGuide «Руководство предположения/реакции») - обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка, рассказ и т.д.).

Список литературы:

  1. Мокрополова И. Ю. Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения школьников [Текст] / И. Ю. Мокрополова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.).  — Казань: Бук, 2014. — С. 186-188.
  2. Рубцова Л.Г. Организация групповой работы учащихся [Электронный ресурс] / Л. Г. Рубцова. – Режим доступа: http://skolaharangino.ucoz.ru/Metodic_books/organizacija_gruppovoj_raboty_uchashhikhsja.doc (дата обращения: 03.04.2017).
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.–Москва: Просвещение, 2011. – 47 c.
  5. Щуркова Н.Е. Программа воспитания / Н. Е. Щуркова. – Москва: Педагогическое общество России, 2009.– 48 с.

https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2016/06/27/singapurskaya-metodika-obucheniya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы"

Данная статья содержит краткое описание технологии интерактивного обучения на уроках в основной школе, ее особенности, некоторые формыи методы, преимущества.  Также в ней описаны фрагменты некото...

Использование некоторых структур сингапурской методики обучения на уроках русского языка и литературы

Приоритетной задачей государственной образовательной политики является обеспечение качества  обучения и воспитания подрастающего поколения, которое достигается путем использования наиболее эффект...

Как сделать урок интереснее: применение сингапурской методики обучения на уроках английского языка

Современные образовательные технологии не стоят на месте, в школьное образование в последнее время внедряется много нового и интересного. Одно из таких прогрессивных нововведений - технология кооперат...

Использование элементов системы развивающего обучения на уроках русского языка.

Доклад на тему "Использование элементов системы развивающего обучения на уроках русского языка" подготовлен для обобщения педагогического опыта на методическом объединении уителей гуманитарн...

Методическая разработка на тему: «Использование элементов технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы»

Методическая разработка на тему:«Использование элементов технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы»      Проектная деятельнос...

Выступление на тему "Применение структур сингапурского метода обучения на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)

Данная работа посвящена приёмам сингапурской технологии как активным методам, использеумым на уроках русского языка и литературы, благодаря которым у учащихся повышается интерес и уровень усвоения зна...

«Сингапурская» методика обучения на уроках иностранного языка

Рассматриваются приемы  сингапурской методики обучения применительно к английскому языку...