Программа развития одарённого ребёнка.
материал (6 класс)

Скабёлкин Клим Юрьевич
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_odarennogo_rebenka.docx119.28 КБ

Предварительный просмотр:

Программа развития одаренного ребенка.

Ученицы 6  класса МБОУ «СОШ №6»

г. Мегион,

 п. Высокий ХМАО – Югра.

                                                     Скабёлкин Клим Юрьевич

                                                     классный руководитель 6  класса,

                                                     учитель истории и обществознания.

2018 г

Пояснительная записка.

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность – это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей.  К индивидуальным особенностям относится:  своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида. Считается, что обучение должно максимально опираться на индивидуальность, на глубокое знание личности ребенка.

Актуальность проблемы.

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика.  Реальность открывает перед ребенком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живет ребенок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности (терпимости, снисхождению) и психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью.

Исходя из этого, актуальной задачей  современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.

С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей, администрацией школы была поставлена задача разработки индивидуальной программы работы с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал.

Нормативно-правовая база.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года.

3. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы».

4. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы».

5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог».

Научно-методологическое и методическое обоснование

Наибольший эффект вышеперечисленные действия могут иметь, если они будут подкреплены соответствующим научным базисом. Определенные достижения психолого-педагогической науки в этом направлении уже имеются. Так, к настоящему времени в зарубежной и отечественной литературе рассмотрены понятие одаренности и специфические особенности личности одаренного ребенка (К.Абромс, Ю.З.Гильбух, Э.А.Голубева,         Е.Н. Задорина, А. Карне, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Ф. Монкс, В. Панов,        К. Перлет, А. Савенков, В. Сиервальд, К.Тэкэс, К.А. Хеллер,                            Л. Холлингоуорт, Е.И. Щебланова, В.С. Юркевич и др.), выявлены общие закономерности развития одаренности (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, Р. Стенберг, Дж. Фримэн и др.), предложены способы исследования одаренности (А.Бине, Дж. Гилфорд, Л. Термен,           П. Торренс и др.), предприняты попытки создания моделей одаренности           (Ф. Монкс, Дж. Рензулли, К. Хеллер и др.)

В то же время многие проблемы обучения одаренных детей в системе общего образования остаются неисследованными. Так, слабо изученным до сих пор остается вопрос о том, какие особенности когнитивной и мотивационно-личностной сфер умственно одаренного ребенка требуют дополнительных педагогических усилий, какие проблемы обучения и воспитания одаренных детей могут быть решены за счет организации дополнительного общего образования, какие при этом могут использоваться способы диагностики, какие формы и виды образовательных услуг в региональной системе образования могут обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы с одаренными детьми и подростками и др.

Программа индивидуального развития  учащийся 6 класса.

Одаренность академическая.

Цель программы:  создание условий, способствующих полноценному развитию личности ребенка.

 Задачи:

  1. Выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученицы.
  2. Проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащейся проявить свои способности.
  3. Произвести отбор  среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
  4. Предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу.
  5. Воспитывать целеустремленность, активность  в постановке перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении.
  6. Поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии.

  1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
  2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одарённого ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
  3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
  4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Направления программы.

  1. Познавательная деятельность.
  2. Эмоционально-личностная сфера.
  3. Межличностные отношения.
  4. Психическое и физическое здоровье.

Сроки реализации программы.

Программа сопровождения разрабатывается совместно всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса.

    Реализация индивидуальной программы  рассчитана на 4 года: с 2017 по 2021 годы.

Первый этап – диагностико-прогностический – предполагается реализовать в первом полугодии 2017 года (6 класс).

Второй этап – деятельностный (второе полугодие 2017 года – второе полугодие 1019 года) – связан с непосредственной работой с одаренной учащейся во всех  направлениях.

Третий этап  - констатирующий (первое полугодие 2020 года, 9 класс)

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми.

  1. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
  2. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
  3. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы.

  1. Создание системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, педагогами, родителями.
  2. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
  3. Развитие потенциала обучающейся.
  4. Проведение мероприятий по различным направлениям с участием одаренного ребенка
  5. Создание условий поддержки и защиты одаренного ребенка.

Показатели эффективности реализации программы.

  1. Удовлетворенность обучающейся своей деятельностью.
  2. Повышение уровня индивидуальных достижений учащейся  в образовательных областях, к которым у неё есть способности.
  3. Адаптация к социуму в настоящем времени и в будущем.
  4. Повышение уровня владения общепредметными  и социальными компетенциями.

Структура программы.

  1. Работа с одарённым ребенком на уроках и во внеурочное время.
  2. Ориентация в обучении на конечный результат, задаваемый не только уровнем сложности текстовых заданий, но и объёмом содержания предмета, продолжительностью опыта творческой деятельности.
  3. Переориентация с рутинного труда, связанного с запоминанием и простым воспроизведением задания или текста, решением шаблонных задач на учебную деятельность с элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности решений.

Формы работы с одарённым ребенком.

  1. Групповые занятия.
  2. Кружки по интересам.
  3. Конкурсы, проекты.
  4. Участие в олимпиадах, исследовательские проекты, волонтерское движение.
  5. Работа по индивидуальным планам.

Работа с родителями.   

  1. Родители, семья в системе реализации программы: учитывать одаренность как сложное явление; учитывать личностные и возрастные способности; создать условия для формирования у ребенка положительной «Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей; оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи; формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);
  2. Семейные аспекты развития одаренных детей и реализации программы:

организация работы с родителями по вопросу воспитания одаренных детей;

привлечение родителей к подготовке мероприятий различного направления.

Функции субъектов воспитательно-образовательного процесса при организации работы с одаренными детьми.

Психолог

Педагоги

Заместитель директора по УВР

Диагностическая – осуществление психологической диагностики (начальной, текущей, итоговой). Сбор и анализ результатов педагогической диагностики.

Информационная – сотрудничество с родителями с целью распространения информации по особенностям  одаренного ребенка.

Организационная – осуществляет организацию и координацию процесса сопровождения одаренного ребенка.

Информационная – просвещение родителей и педагогов по проблемам выявления,  сопровождения и развития одаренности.

Развивающая – определение педагогических задач сопровождения с учетом индивидуальных особенностей одаренных детей и потребностей семьи. Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ развития одаренного ребенка.

Информационная – консультирование родителей по вопросам воспитания, обучения их одаренных детей.

Коррекционная – организация мероприятий по адаптации и социализации одаренного ребенка. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.

Координирующая – осуществляет координацию деятельности учителя-предметника, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и других преподавателей в рамках программы сопровождения одаренного ребенка.

Контролирующая – разработка схемы наблюдения за процессом сопровождения одаренного ребенка. Коррекция деятельности субъектов процесса на основе мониторинга и анализа их работы.

Развивающая – участие в развитии одаренного ребенка (индивидуальные и групповые занятия, оказание помощи воспитателям и специалистам при составлении программ индивидуального развития одаренного ребенка).

Методическая – организует методическое оснащение процесса сопровождения одаренного ребенка (пособия, литература и другое оборудование). Оказывает методическую помощь педагогам в разработке программ.

Диагностика. Сентябрь – декабрь 2017 г.

Использованная методика

Сроки

Ответственный

1

Савенков А.И. «Методика оценки общей одаренности».  Цель: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

1 – 2 неделя сентября

Психолог

2

Методика Жд. Рензулли: шкалы для рейтинга поведенческих характеристик.

Цель -  оценка характеристики учащегося  в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях.

1 – 2 неделя сентября

Психолог

3

Методики М.В.Матюхиной и А.А.Реана.

Цель – определить характер и наличие учебной мотивации.

3 – 4 неделя сентября

Классный руководитель

4

Тест Туник (модификация тестов Гилфорда и Торренса).

Цель – определение уровня креативности.

1 – 2 неделя

 октября

Психолог

5

Опросник Айзенка.  Личностные особенности.

3 – 4 неделя

 октября

Психолог

6

Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.Прихожан.

Цель – определение уровня самооценки.

1  - 2 неделя

 ноября

Психолог

7

Социометрия. Автор -  Дж. Морено.

3 – 4 неделя

 ноября

Психолог

8

Карта одаренности. Методика Хаана, Каффа.

Цель – создание карты одаренности.

1 – 2 неделя

декабря

Психолог

Прогнозирование. Индивидуальный учебный план.

Направление

Мероприятия

Сроки

Познавательная деятельность

  1. Посещение кружка русского языка
  2. Участие в занятиях по внеурочной деятельности «Проектная деятельность в школе».
  3. Разработка проекта «Быт и культура народов ХМАО»
  4. Индивидуальные консультации по русскому языку, литературе, обществознанию.
  5. Участие в школьном этапе Всероссийских олимпиад по обществознанию, русскому языку, литературе, истории.
  6. Участие в интернет-олимпиадах на порталах infourok, wideourok, солнечный свет, компэду.
  7. Участие в школьной и муниципальной НПК.
  8. Развитие информационной культуры: работа в интернет-сообществах.

1 час в неделю

декабрь 2017 – март 2018 г

1 час в неделю

по факту

ежемесячно

март, октябрь

в течение года

Эмоционально-личностная сфера

  1. Посещение танцевального кружка.
  2. Участие в работе вокальной студии.
  3. Посещение Нижневартовского театра.

1 раз в неделю

каникулы

Межличностные отношения

  1. Участие в подготовке и проведении классных часов.
  2. Участие в волонтерском движении.

1 раз в неделю

по факту

Психическое и физическое здоровье

  1. Сдача норм ГТО.
  2. Участие в субботниках.

по факту

апрель, сентябрь

 «Я выбираю предметы для изучения»

Предмет

Причина выбора

Форма работы

Ожидаемые результаты

Русский язык

Результативное участие во Всероссийской олимпиаде.

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Результативное участие на городском этапе Всероссийской олимпиады.

Литература

Всероссийская олимпиада, конкурсы.

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Результативное участие на городском этапе Всероссийской олимпиады.

Высокий балл на конец года.

История

Всероссийская олимпиада, конкурсы.

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Результативное участие на городском этапе Всероссийской олимпиады.

Высокий балл на конец года (промежуточная аттестация).

Обществознание

Всероссийская олимпиада, конкурсы, НПК.

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Высокий балл на конец года (промежуточная аттестация).

«Интеграция с другими специалистами»

Составление карты познавательной деятельности ребенка психологом, классным руководителем, руководителем НОУ и учителями – предметниками: история, обществознание, русский язык, литература.

сентябрь

Карта познавательной деятельности ребенка.

Разработка индивидуального образовательного маршрута учителями – предметниками: история, обществознание, русский язык, литература.

октябрь

Индивидуальный образовательный

Маршрут.

Прохождение тестов, предметных олимпиад.

в течение года

Расписание посещений занятий.

Диагностирование, рефлексия школьным психологом, руководителем НОУ, учителями – предметниками.

1 раз в месяц

Карта наблюдений, рекомендации учителями – предметниками.

Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии. Классный руководитель

1 раз в месяц

Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка.

Проектирование.  Индивидуальный образовательный маршрут.

«Я составляю программу образовательной деятельности»

Планирование

Мероприятия

Результат

Подготовка к участию на школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады.

1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.

3. Посещение занятий кружка русского языка.

Посещение занятий по внеурочной деятельности «Проектная деятельность в школе».

Школьная олимпиада по русскому языку – 3 место.

Школьная олимпиада по обществознанию – 2 место.

Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах по русскому языку, литературе, обществознанию, истории.

1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.

Всероссийская олимпиада по истории – 2 место

Всероссийская олимпиада по обществознанию – 1 место.

Международная интернет олимпиада по литературе – 2 место.

Подготовка к участию в городском слете НОУ.

Разработка исследовательской работы. Поэтапная работа над ней (план ученика и план руководителя).

НОУ «Поиск»

Сертификат участника.

Подготовка к участию в городских творческих конкурсах  (по мере поступления положений).

1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.

 Школьный конкурс  «Лучшая ученица  года в параллели».

Рефлексия.

«Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника»

Самооценка: «Что я хотела?»

«Что я сделала для достижения цели?»

«Чему научилась?»

«Что необходимо сделать ещё?»

Результаты.

Портфолио за 2017-2018 учебный год

Олимпиады

Школьный этап

По русскому языку – 3 место. По обществознанию – 2 место.

Городские конкурсы

Городской слет НОУ «Поиск», сертификат участника.

Всероссийские олимпиады по русскому языку, литературе, обществознанию, истории.

По истории – 2 место, по обществознанию – 1 место.

НОУ «Поиск» исследовательская работа: «Досуг молодежи вчера и сегодня»

3 место

Международные олимпиады по литературе

2 место.

Волонтерское движение.

Благодарность

Проект «Твори добро».

Благодарность

Муниципальные интеллектуальные игры.

 

3 место

Брейн ринг.

Диплом

Приложение 1.

Изучаемый

показатель

Методики

Интеллектуальная одаренность

Тест прогрессивных матриц  Дж. Равенна.

Тест Д. Векслера.

Тест Р. Амтхауэра.

Подростковый интеллектуальный тест (ПИТ СПЧ, 5-7 кл.),

Методика «Школьный тест умственного развития»

Когнитивные психические процессы

Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р. Лурия).

Изучение кратковременной образной и вербально - логической памяти.

Оценка устойчивости внимания.

Оценка переключения внимания.

 Оценка вербально – логического мышления.

Оценка образного мышления.

Тест «Куб Линка».

 Механической понятливости тест (Беннета).

Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф).

Диагностика восприятия: «Эталоны»; «Исследование уровня сенсорного восприятия»; Тест Мюнстерберга на восприятие + Ключи; «Восприятие времени»; Тест «Компас»; Тест «Ведущая репрезентативная система»

Математическая одаренность:

Тест на математические способности Г. Айзенк.

Лингвистическая одаренность:

Батарея тестов для изучения языковых способностей (И.Н. Лукашенко, И.А. Зимняя).
 Тест на вербальные способности. Г. Айзенк.
Методика диагностики вербальной креативности (адаптированный вариант методики С. Медника).

Творческий потенциал

Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник).

Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника).

Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса)

Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР).

Методика «Предложения».

Методика «Классификация».

Методика «Две линии».

Методика Вартега «Круги».

Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.

Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» (К. А.Хеллер)

Мотивация

Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина)

Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман)

Диагностика структуры учебной мотивации школьника

Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова )

Личность

Тест 16-PF (Р.Кеттела).

Тест «Шкала социально-психологической адаптированности.» (Т.В.Снегиревой).

Тест «Акцентуации характера».

Характерологический тест Айзенка.

Опросник САН 

Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна).

Методика «Несуществующее животное».

«Тест школьной тревожности Филлипса».

Социальная одаренность

Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени).

Методика изучения коммуникативных и организаторских умений.

Метод исследования уровня субъективного контроля психической стабильности (УСК).

Методика «Q-сортировка».

Тест интерперсональной диагностики Т. Лири.

Оценка отношений полростка с классом.

Методика «Незаконченные предложения».

Комплексные методики для педагогов и родителей

Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой);

Методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков);

 Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову)

Приложение 2.

Диагностика. Сентябрь – декабрь 2017 г.

Использованная методика

Сроки

Ответственный

Результат

1

Савенков А.И. «Методика оценки общей одаренности».  Цель: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

1 – 2 неделя сентября

Психолог

Ярко выражено стремление к познанию. Имеет способность выявлять проблемы, задавать вопросы.

Хорошо выражена способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.

Имеет способность к анализу, синтезу, классификации. Богатый словарный запас. Присущи настойчивость, перфекционизм.

2

Методика Жд. Рензулли: шкалы для рейтинга поведенческих характеристик.

Цель -  оценка характеристики учащегося  в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях.

1 – 2 неделя сентября

Психолог

Высокий показатель познавательных,  творческих  характеристик.

На высоком уровне развиты лидерские качества.

3

Методики М.В.Матюхиной и А.А.Реана.

Цель – определить характер и наличие учебной мотивации.

3 – 4 неделя сентября

Классный руководи-тель

Высокая степень мотивации.

Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

4

Тест Туник (модификация тестов Гилфорда и Торренса).

Цель – определение уровня креативности.

1 – 2 неделя октября

Психолог

Склонна к появлению творчества.  Любит обсуждать интересные фильмы. Способна не только предлагать, но и разрабатывать собственные и  чужие идеи.

5

Опросник Айзенка.  Личностные особенности.

3 – 4 неделя октября

Психолог

Легка в общении, коммуникабельна, неконфликтна.  Экстраверт.

6

Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.Прихожан.

Цель – определение уровня самооценки.

1  - 2 неделя ноября

Психолог

Уровень самооценки завышен.

7

Социометрия. Автор -  Дж. Морено.

3 – 4 неделя ноября

Психолог

8

Карта одаренности. Методика Хаана, Каффа.

Цель – создание карты одаренности.

1 – 2 неделя декабря

Психолог

Составлена карта одаренности.

Приложение 3.

Карта моих интересов.

№ п/п

Вопросы

Ответ

(да / нет)

1

Есть ли у тебя друзья?

Да

2

Нравится ли тебе проводить с ним  свободное время?

Да

3

Тебе нравятся уроки математики?

Нет

4

А русского языка?

Да

5

Чтение книг – твое любимое занятие?

Да

6

Нравится ли тебе получать хорошие отметки?

Да

7

Хотела бы ты участвовать в олимпиадах по предметам?

Да

8

С радостью ли ты ходишь в школу?

Да

9

Ты с желанием пишешь диктанты и сочинения?

Да

10

Стараешься ли красиво писать, выводя каждую букву?

Да

11

Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний?

Да

12

Тебе нравится решать математические задачи?

Нет

13

Стараешься ли ты находить разные способы решения задач?

Нет

14

Читаешь ли ты дополнительную литературу по истории?

Да

15

Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством знаменитых людей, исторических деятелей?

Да

16

Ты хочешь узнавать новое о природе, истории  своего края?

Да

17

Беспокоишься ли ты за будущее нашей планеты?

Да

18

Ты подкармливаешь животных зимой?

Да

19

Ты с удовольствием работаешь на уроках обществознания?

Да

20

Ты любишь рисовать?

Да

21

Ты любишь узнавать новое о великих художниках?

Да

22

Ты посещаешь кружки?

Да

23

А спортивные секции?

Нет

24

Ты участвуешь в конкурсах и соревнованиях?

Да

25

Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации в школе?

Да

26

Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения?

Да

27

Любишь ли ты делать приятное своим друзьям?

Да

28

Любишь ли ты смотреть фильмы об истории нашего государства?

Да

29

Есть ли у тебя домашние обязанности?

Да

30

С удовольствием ли ты выполняешь их?

Да

Приложение 4.

Родительское исследование.

  1. У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)
  2. Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)
  3. Мой ребенок с удовольствием читает художественную литературу  (Да / нет)
  4. Мой ребенок с удовольствием готовится к занятиям (Да / нет)
  5. Он  любит рисовать (Да / нет)
  6. Он любит заниматься каким-либо исследованием (Да / нет)
  7. Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)
  8. Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
  9. Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время?

          Любит заботиться о младшей сестре.

  1. С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину.  Да

Приложение 5.

Портрет одаренного ребенка.

  1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
  2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
  3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
  4. Склонна к рискованным действиям.
  5. Обладает богатой фантазией, воображением.
  6. Часто озабочена преобразованием, улучшением общества, предметов.
  7. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
  8. Чувствительна к красоте, внимательна  к  эстетике вещей.
  9. Не конфликтна, не приспособленец, не боится отличиться от других.
  10. Конструктивно критична, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
  11. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов, вещей, знаний.

Приложение 6.

Формы занятий, методы, приемы, технологии.

Приложение 7.

Интеграция.

Список литературы.

1. Абанкина, Т.В. Развитие сети общеобразовательных учреждений в ре- гионах: результаты реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007-2008 гг./ Т.В. Абанкина //Вопросы образования. - 2009. - №2. - С.5-17.

2. Александрова, Е. Еще раз об индивидуализации старшеклассников /          Е. Александрова //Воспитательная работа в школе. - 2008. - №6. - С.27-46.

3. Александрова, Е. Индивидуализация образования: учиться для себя /          Е. Александрова /Народное образование. - 2008. - №7. - С.243-250.

4. Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63.

5. Зоткин, А. Индивидуализированное обучение в Англии и России /              А. Зоткин, Н. Муха //Школьные технологии. - 2008. - №2. - С.42-47.

6. Крылова, Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н.Б. Крылова // Школьные технологии.-2008. - №2. - С.34-41.

7. Князева, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР/ Т.Н. Князева // Коррекционная педагогика. - 2015. - №1. - С.62-66.

8. Маничкина, З.И. Индивидуальные познавательные маршруты как способ развития личности ребенка в условиях УДОД / З.И. Маничкина, Н.П. Садомова //Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - №11. - С.23-27.

9. Мелешко, В. Организация индивидуального обучения детей с особен - ностями в развитии / В.Мелешко // Социальная педагогика. - 2004. - №3. - С.86-87.

10. Рейндольф, Т.А. Построение предметного образовательного маршрута ученика на основе индивидуально-ориентированных средств обучения/                Т.А. Рейндольф //Директор сельской школы. - 2007. - №3. - С.35-39.

11. . Рыжкова, И. Роль тьютора в составлении индивидуальной образова - тельной программы учащегося / И. Рыжкова // Справочник руководителя ОУ. - 2009. - №1. - С.58-61.

12. Цыбенов, Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по инди - видуальному образовательному маршруту / Б.В. Цыбенко //Практика административной работы в школе. - 2009. - №4. - С.48-52.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития одарённых детей

Программа направлена на создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности....

Исследовательская деятельность на уроках музыки - как развитие одарённости ребёнка.

Давно уже известно,  что урок музыки это урок творчество,  познавания, сотрудничества и поиска. В современной педагогической концепции большое внимание уделяется раскрытию внутреннего ...

Программа развития "Одарённые дети"

Создание благоприятных условий для талантливых учащихся...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...

Роль семьи в развитии одарённого ребёнка

Роль семьи в развитии одаренного ребенка...

Индивидуальная программа развития одарённого ребёнка 4 класс

Индивидуальный маршрут развития одарённого ребенкаИванова Кира ИвановнаОдарённость: академическаяИндивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образоват...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Программа для одарённого ребёнка «Индивидуальный образовательный маршрут - «Эрудит»»

Данный индивидуальный образовательный маршрут разработан как средство развития потенциала у обучающегося в рамках личностно-ориентированного обучения. Работа по индивидуальному образовательному маршру...