Роль семьи в развитии одарённого ребёнка
статья

Фатхриева Эльвира Анваровна

Роль семьи в развитии одаренного ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_i_odaren_reben.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в развитии одарённого ребёнка

    Родители первыми замечают признак одаренности в ребенке, от их реакции и дальнейшего отношения во многом зависит судьба юного дарования. Раскрытие одаренности в процессе развития одаренного ребенка — процесс двусторонний, дарящий радость познания и творчества, как ребенку, так и родителям.

  Одаренность - это дар природы, которую надо постоянно развитии и главную роль в развитии одаренности играет семья. Оособенно важным для семьи любого одаренного ребенка является любовь и повышенное внимание к ребенку, вера в его силы. Ведь если не верить в талант, не понимать своей роли в развитии ребенка, бессмысленно мечтать о раскрытии его творческого потенциала. Нередко у особо одаренных детей оказываются пожилые родители, для которых ребенок смысл жизни. Или ребенок является единственным в семье и все внимание направлено только на этого ребенка.

 В семьях одаренных детей прослеживается высокая ценность образования, причем нередко и сами родители заняты в сфере интеллектуальных профессий и имеют разного рода интеллектуальные увлечения. Это обстоятельство является весьма благоприятным для развития повышенных способностей ребенка. Ведь одаренность ребенка во многом зависит от того, какими способностями обладают сами родители, и как они будут развивать природные задатки ребенка. Именно на родителей в первую очередь ориентируется ребенок, сначала бессознательно, а потом достаточно осознанно, перенимая их манеру поведения, отношение к людям, работе, событиям и вещам. Именно в силах семьи создать условия для творческого развития ребенка в доме и вне его (обеспечение необходимыми материалами, местом для творчества; организацией посещения ребенком кружков, студий; приглашение специалистов для индивидуальных занятий и пр.).

  В общении с ребенком любящие родители сами активно включаются в совместную познавательную деятельность — общие игры и занятия, совместный досуг вне дома (посещение музеев, выставок, стадионов, библиотек и т.д.), вовлечение ребенка в процесс обсуждения и решения познавательных задач и проблем. Это приводит к объединению общих познавательных и личностных интересов, на основе которых между ребенком и родителями возникают дружеские отношения. В таких случаях родители сами начинают обучать своего ребенка и очень часто становятся подлинными наставниками на долгие годы.

  Огромную роль в развитии одаренного ребенка имеет эмоциональный климат семьи. Доверительный стиль детско-родительских отношений, доброжелательная и свободная атмосфера в доме — создают благоприятную психологическую базу для развития творческой личности. Фанатичное желание родителей развить определенные способности ребенка в ряде случаев имеет и свои отрицательные стороны.

  Так, в некоторых семьях наблюдается определенная попустительская позиция, например, известны случаи, когда семилетний ребенок, будучи психически и физически здоровым не научился сам зашнуровывать ботинки. Или, некоторые родители, обнаружив у своего малыша ранние проявления одаренности, например, в области музыки, все свои усилия направляют на развитие его способностей именно в этой области. Родители ограничивают общение ребёнка со сверстниками, составляют для ребенка такое насыщенное расписание различных специальных занятий, что у него не остаётся времени для детской игры. Не будучи включен в сюжетно-ролевые игры со сверстниками, такой ребенок теряет важный источник полноценного личностного развития, не осваивает в достаточной мере навыки межличностных отношений. Кроме того, односторонность развития, которая в будущем может и не быть подкреплена выдающимися достижениями, крайне негативно скажется на всем многообразии интеллектуальных особенностей и на полноценном развитии прочих способностей.

  На развитии одаренного ребенка негативно сказываются и конфликтные отношения между родителями. В таких семьях одаренному ребенку уделяется меньше необходимого ему внимания и у него возникают глубокие внутренние переживания, которые перерастают во внутренний конфликт, изменения в поведении: покорность, боязливость, робость или склонность к агрессии.

Отношение родителей к детской одаренности — это один из основных факторов, влияющих на реализацию возможностей ребенка, и только семья может дать ребенку возможность развития способностей на самом важном и раннем этапе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроках музыки - как развитие одарённости ребёнка.

Давно уже известно,  что урок музыки это урок творчество,  познавания, сотрудничества и поиска. В современной педагогической концепции большое внимание уделяется раскрытию внутреннего ...

Роль семьи в формировании личности ребёнка.

Материал можно  использовать  для бесед с родителями.  Речь идёт о том,  какой разной может  быть  родительская  любовь, и какой мудрой она должна быть, чтобы д...

Роль семьи в воспитании глухого ребёнка.

Роль семьи в воспитании глухого ребёнка ещё важнее, чем в воспитании нормально развивающегося. Родители должны в меру своих возможностей активно участвовать не только в воспитании ребёнка, но и в обуч...

Буклет. Роль семьи в развитии речи ребёнка.

Информация для родителей о том, как развивать речь детей....

Программа развития одарённого ребёнка.

Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универ...

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребёнка»

Консультация для родителей«Роль семьи в развитии речи ребёнка»...

Индивидуальная программа развития одарённого ребёнка 4 класс

Индивидуальный маршрут развития одарённого ребенкаИванова Кира ИвановнаОдарённость: академическаяИндивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образоват...