Программа развития "Одарённые дети"
материал по теме
Создание благоприятных условий для талантливых учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-_odaryonnye_deti.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
«Выявление, развитие и поддержка талантливых детей»
по предмету «ТЕХНОЛОГИЯ
учитель Алиева Ольга Олеговна МБОУ СОШ № 14 г. Азова
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.
В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
В настоящее время по этой проблеме используются нормативно-правовые документы:
-основные положения «Декларации прав человека»;
- основные положения «Конвенции о правах ребенка»;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Концепция модернизации российского образования;
- Федеральная целевая подпрограмма «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России».
Современное образование должно быть не только качественным, но и доступным. Именно поэтому общеобразовательные учреждения создают условия для того, чтобы обучающиеся в них дети имели возможность освоить инновационные образовательные программы, обеспечивающие их успешное развитие в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и предпочтениями. В законе РФ “Об образовании” указывается на необходимость развития творческих возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного прогресса. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренные дети:
· имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
· имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
· испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
Цель программы:
1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся, через
оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
.
Задачи программы:
- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психологической помощи одарённым детям;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в школьных, районных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах;
- реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обученности, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
- создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей.
Категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Реализация программы призвана способствовать
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- созданию системы работы педагогов с одарёнными детьми;
- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- повышению качества образования и воспитания школьников;
- формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.
Основные мероприятия программы
- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
Формы работы с одаренными учащимися
- групповые занятия с одаренными учащимися;
-предметные кружки;
-кружки по интересам;
-конкурсы;
- участие в олимпиадах;
-интеллектуальные марафоны
Этапы реализации
1 этап: диагностико- прогностический, методологический
Мониторинг одарённости.
Создание:
- банка данных по одарённым детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
- рекомендаций по работе с одаренными детьми.
Организация:
- системы дополнительного образования;
- внеклассной работы по предмету.
2 этап: деятельностный
- выявление одаренных детей на ранних этапах развития;
- система портфолио;
- проведение выставок детского творчества;
- обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.
3 этап: констатирующий
- создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми;
Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми
№ | Мероприятие | Сроки реализации |
1 | Диагностика одаренных детей | сентябрь |
2 | Продолжить внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление | В течение года |
3 | Создание и пополнение базы данных одаренных детей по технологии. | В течение года |
4 | Распространение опыта работы с одаренными детьми. | Педсоветы, ШМО, ГМО, Интернет |
5 | Участие школьников в школьных, городских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах. | В течение года |
6 | Отработка форм, методов, приёмов работы | В течение года |
7 | Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми | В течение года |
8 | Проведение предметной недели по технологии. | 01.03-07.03.2013 |
9 | Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов. | март |
10 | Обобщение эффективного опыта работы учителя с одаренными детьми | май |
11 | Творческий отчёт | май |
Основные мероприятия по реализации программы
1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»
1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании»
2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.
3. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
4. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителя с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.
2. Организационная деятельность учителя
1. Заседания МО по результатам диагностирования.
2. Организация патронажа между учителями предметниками и способными учащимися.
3. Организация методической работы с педколлективом.
4. Организация внешкольного образования (кружок «Бисероплетение», секции «Прикладное искусство, заочная школа «Юные таланты»).
3. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов
1. Рациональное наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов, учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, кружков.
2. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в городских, региональных конкурсах и олимпиадах.
3. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.
4. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей
1.Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
2.Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.
3.Знакомство учащихся с новинками литературы.
4.Привлечение, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.
5.Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
6.Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.
7.Организация помощи ученикам в подборе литературы.
8.Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.
7. Развитие творческих способностей
1.Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.
2.Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.
3.Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов: - творческие ответы; - выполнение творческих тематических заданий; - выполнение проблемных поисковых работ; - выступление в лекторских группах; - назначение ответственными за проведение предметных недель; - приобщение (в различных формах) к работе учителя; - повышение степени сложности заданий; - интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий игровой программы для детей и родителей "Неразлучные друзья - взрослые и дети"
Сценарий игровой конкурсной программы для детей и родителей. Участвуют пары: ребенок и родственник (мама, папа, старший брат или сестра, бабушка или дедушка) Из опыта проведение - программа проходит о...
Программа подготовки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни
Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной рол...
Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.
Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...
Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"
Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...
Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...
Дополнительная общеобразовательная программа: дополнительная общеразвивающая программа развития детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная страна» (Для детей с ОВЗ)
АктуальностьНесмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психо-коррекции у детей с ограниченными ...
Адаптация образовательной программы для детей с ОВЗ и трудностями в обучении. Модуль 1. Дети, испытывающие трудности в обучении, и дети с ОВЗ: в чем разница
Модуль 1. Дети, испытывающие трудности в обучении, и дети с ОВЗ: в чем разница ...