Программа развития "Одарённые дети"
материал по теме

Создание благоприятных условий для талантливых учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_-_odaryonnye_deti.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

 «Выявление, развитие и поддержка талантливых детей»

по предмету «ТЕХНОЛОГИЯ

учитель Алиева Ольга Олеговна МБОУ СОШ № 14 г. Азова

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита. 
В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. 
В настоящее время по этой проблеме используются нормативно-правовые документы:
-основные положения «Декларации прав человека»; 
- основные положения «Конвенции о правах ребенка»;  
- Закон РФ «Об образовании»; 
- Концепция модернизации российского образования; 
- Федеральная целевая подпрограмма «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России».
Современное образование должно быть не только качественным, но и доступным. Именно поэтому общеобразовательные учреждения создают условия для того, чтобы обучающиеся в них дети имели возможность освоить инновационные образовательные программы, обеспечивающие их успешное развитие в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и предпочтениями. В законе РФ “Об образовании” указывается на необходимость развития творческих возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного прогресса.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

 Одаренные дети:

·        имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

·        имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

·        испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

Цель программы:

1.   Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся,  через

оптимальную структуру  школьного  и дополнительного образования.

.

Задачи программы:

- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психологической помощи  одарённым детям;

-  отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в школьных, районных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах;

- реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обученности, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

- создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей.

Категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

·        принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·        принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·        принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·        принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

·        принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 

Ожидаемые результаты реализации программы:

Реализация программы призвана способствовать

- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

- созданию системы работы педагогов  с одарёнными детьми;

- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- повышению качества образования и воспитания школьников;

-   формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.

Основные мероприятия программы

- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

  

Формы работы с одаренными учащимися

- групповые занятия с одаренными учащимися;

-предметные кружки;

-кружки по интересам;

-конкурсы;

- участие в олимпиадах;

-интеллектуальные марафоны

Этапы реализации 

1 этап: диагностико- прогностический, методологический

Мониторинг одарённости.

Создание:

- банка данных по одарённым детям;

- банка творческих работ учащихся;

- банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов;

- рекомендаций по работе с одаренными детьми.

Организация:

- системы дополнительного образования;

- внеклассной работы по предмету.

2 этап: деятельностный

- выявление одаренных детей на ранних этапах развития;

- система портфолио;

- проведение выставок детского творчества;

- обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

3 этап: констатирующий   

-  создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми;

Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми

Мероприятие

Сроки реализации

1

Диагностика одаренных детей

сентябрь

2

Продолжить внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление

В течение года

3

Создание и пополнение базы данных одаренных детей по технологии.

В течение года

4

Распространение опыта работы с одаренными детьми.

Педсоветы, ШМО, ГМО, Интернет

5

Участие школьников в школьных, городских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах.

В течение года

6

Отработка форм, методов, приёмов работы

В течение года

7

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

В течение года

8

Проведение предметной недели по технологии.

01.03-07.03.2013

9

Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов.

март

10

Обобщение эффективного опыта работы учителя с одаренными детьми

май

11

Творческий отчёт

май

Основные мероприятия по реализации программы

1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»
1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании»

 2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.

3. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.

4. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителя с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.

 2. Организационная деятельность учителя
1. Заседания МО  по результатам диагностирования.

2. Организация патронажа между учителями предметниками и способными учащимися.

3. Организация методической работы с педколлективом.

4. Организация  внешкольного образования (кружок «Бисероплетение», секции «Прикладное искусство, заочная школа «Юные таланты»).

 3. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов
1. Рациональное наполнение школьного компонента БУПа с учетом склонностей и запросов, учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, кружков.

2. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в городских, региональных  конкурсах и олимпиадах.

3. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.

 4. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей
1.Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

2.Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.

3.Знакомство учащихся с новинками литературы.

4.Привлечение, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.

5.Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

6.Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.

7.Организация помощи ученикам в подборе литературы.

8.Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

7. Развитие творческих способностей 
1.Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.

2.Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.

3.Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов: - творческие ответы; - выполнение творческих тематических заданий; - выполнение проблемных поисковых работ; - выступление в лекторских группах; - назначение ответственными за проведение предметных недель; - приобщение (в различных формах) к работе учителя; - повышение степени сложности заданий; - интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игровой программы для детей и родителей "Неразлучные друзья - взрослые и дети"

Сценарий игровой конкурсной программы для детей и родителей. Участвуют пары: ребенок и родственник (мама, папа, старший брат или сестра, бабушка или дедушка) Из опыта проведение - программа проходит о...

Программа подготовки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни

Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной рол...

Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.

Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...

Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

      Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...

Дополнительная общеобразовательная программа: дополнительная общеразвивающая программа развития детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой «Песочная страна» (Для детей с ОВЗ)

АктуальностьНесмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психо-коррекции у детей с ограниченными ...