Программа развития одарённых детей
методическая разработка по теме
Программа направлена на создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 14.89 КБ |
programma_odarennye.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
- Выявление одаренных детей.
Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности любого учителя. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно мы выделяем три категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
- Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области языка и литературы.
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
2. Принципы работы с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
3.Стратегия работы с одаренными детьми
I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении школьников на организацию творческих мастерских.
Творческие мастерские:
- мастерская художественного слова;
- мастерская юных исследователей языка
- «В мире прекрасного» (изобразительная деятельность);
- Мастерская «Проба пера»
II этап – диагностический (5-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
С 2008 года мною организован клуб «Юные исследователи языка», куда вошли самые активные, самые творческие, самые любознательные, самые трудолюбивые и способные в разных областях знаний ребята, объединенные любовью к родному языку ( 8-11 классы).
Деятельность клуба разнообразна. Ребята занимаются исследовательской деятельностью, готовят научные выступления и презентации.
Самые талантливые ребята, участвовавшие и победившие в олимпиадах, конференциях, смотрах и конкурсах, составляют свой портфолио
Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися
- факультативы;
- конкурсы и конференции;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- спецкурсы;
- работа по индивидуальным планам;
Предварительный просмотр:
Цели программы:
- Создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности;
- достижение максимального уровня развития способностей детей;
- выявление и выращивание интеллектуального потенциала учащихся школы.
Задачи программы:
- реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся с высоким уровнем обучаемости, вплоть до составления индивидуальной программы обучению по предмету;
- организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.
- интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
- организация проектной деятельности;
- забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
- Использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью достижения максимального уровня развития детей.
Банк одаренных детей
№ | Фамилия, имя | класс | Способности |
1 | Савченко Александр | 5 | По уровню:средние; По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
2 | Теряев Ярослав | 5 | По уровню: средние; По личностной сфере: творческие(нестандартное мышление и видение мира); По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
3 | Авдонина Елена | 5 | По уровню: средние; По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
4 | Шабалина Таня | 7 | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
5 | Ярыгина Таня | 7 | По уровню: средние; По личностной сфере: творческие(нестандартное мышление и видение мира); По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
6. | Курганский Андрей | 7 | По уровню: средние; По личностной сфере: творческие(нестандартное мышление и видение мира); умственные. По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
7 | Пожарова Татьяна | 8 | По уровню: средние; По личностной сфере, умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие, исполнительские По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание, специальные: (литературные) |
10 | Филиппова Виктория | 8 | По уровню: средние; По личностной сфере: творческие(нестандартное мышление и видение мира); умственные. По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
11 | Дулина Ксения | 8 | По уровню: средние По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
12 | Квашурин Михаил | 10 | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
13 | Серова Виктория | 10 | По уровню: средние По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
14 | Агеева Ксения | 11 | По уровню: высокие; По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
15 | Теряева Юлия | 11 | По уровню: средние По личностной сфере: умственные; По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание) |
Организация работы с одаренными детьми
№ | Направление работы | класс | Время проведения |
1 | Организация и проведение Интеллектуального марафона по русскому языку и литературе | 5-8 | ежемесячно |
2 | Неделя русского языка и литературы | 5-11 | январь |
3 | Неделя детской книги | 5-8 | март |
4 | Проектная деятельность 1)Творческий проект «Создание альманаха «Проба пера» 2)Социально-значимый проект «Жаргонизмы в ИКТ» | 5-11 8-11 | Декабрь Январь Февраль |
5 | Исследовательская деятельность по предмету, проведение уроков-исследований | 7-9 | В течение года |
6 | Исследовательская деятельность в рамках внеурочной деятельности «Родословие», «Наши знаменитые земляки», «Труженики тыла» и др. | 7-11 | В течение года |
7 | Участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня | 5-11 | В течение года |
8 | Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет | 7-11 | Согласно расписанию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация подпрограммы развития "Одарённые дети"
В презентации раскрыта система работы в школе с одарёнными детьми....
Программа развития "Одарённые дети"
Создание благоприятных условий для талантливых учащихся...
Выявление и развитие одарённых детей в условиях коррекционного образовательного учреждения.
Коррекционная школа-это особенная школа. Само название - «коррекционная» - вызывает разную реакцию: одним, кажется оскорбительным, другим, лучик надежды, где смогут понять, и принят ребёнка таки...
Разработка и реализация индивидуального сопровождения: программа развития одарённых детей
Выступление на районной августовской конференции в секции учителей химии и биологии...
Поиск, выявление и развитие одарённых детей в условиях общеобразовательной школы
Мастер-класс на М.О. учителей математики по теме: " Работа с одарёнными детьми"...
Дорожная карта Программы развития одарённых детей
Работа с одаренными в разных областях детьми и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие являются одними из важнейших аспектов деятельности нашего лицея....
Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.
Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...