Индивидуальный образовательный маршрут для слабоуспевающих суворовцев
статья (5 класс)
Индивидуальный образовательный маршрут позволяет реализовать личностно - ориентированный подход в образовании слабоуспевающих обучающихся, восполнить пробелы в знаниях и повысить мотивацию. В этих случаях главная цель ИОМ — коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут для слабоуспевающих суворовцев
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это образовательная программа одного конкретного обучающегося, направленная на развитие его способностей и преодоления трудностей в обучении. Необходимость разработки индивидуального образовательного маршрута определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося, а также существующими стандартами образования. Он направлен на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями обучающегося, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей. Индивидуальный образовательный маршрут позволяет реализовать личностно - ориентированный подход в образовании слабоуспевающих обучающихся, восполнить пробелы в знаниях и повысить мотивацию. В этих случаях главная цель ИОМ — коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями обучающихся. Алгоритм проектирования ИОМ следующий:
1. Выявление и анализ проблем развития обучающегося, испытывающего трудности в обучении, психологом, преподавателем и воспитателем. Определение возможности создания специальных образовательных условий для конкретного обучающегося, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения.
2. Предварительное определение вида и объема необходимой помощи (образовательной, психолого-педагогической), исходя из имеющихся или привлеченных ресурсов.
3. Адаптация образовательных материалов по темам программы, которые были слабо усвоены обучающемся.
4. Реализация ИОМ (систематическое сопровождение образовательного процесса; отслеживание динамики развития обучающегося по слабо усвоенным темам, оценка результатов обучения). 5. Коллегиальное обсуждение, согласование деятельности преподавателя, психолога и воспитателя. Проектирование и заполнение форм ИОМ.
Основные условия осуществления образовательной деятельности с помощью ИОМ в следующем:
- открытость обязательных результатов обучения;
- возможность выбора обучающегося уровня сложности;
- целесообразность сочетания различных форм организации учебной деятельности;
- организация дифференцированной помощи со стороны преподавателя и воспитателя;
- обучение должно стать преимущественно активной самостоятельной деятельностью обучающегося;
- создание психологического комфорта обучающихся, учет индивидуальных особенностей.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
Этапы реализации | Формы и способы деятельности педагога | Практический выход |
Диагностический | Проведение мониторинга, анкетирования, наблюдение, контрольные мероприятия. | Материал для исследования и планирования дальнейшей работы |
Аналитико-исследовательский | Анализ диагностических работ, анкетирования, наблюдения. Выявление пробелов в знаниях обучающегося, по конкретным темам | Информация об индивидуальных особенностях обучающегося, сопоставление с реальными учебными возможностями |
Организационно – проектировочный | Поиск путей педагогической поддержки. Определение темы, компетентностей обучающегося. Выбор форм и способов работы. Сроки. Составление ИОМ обучающегося. | ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут обучающегося) |
Деятельностный | Работа по ИОМ обучающегося с целью его развития и поддержки. | Развитие и поддержка творческой одаренности обучающегося. |
Итоговый | Анализ работы по ИОМ. Выявление положительных и отрицательных моментов. Определение перспектив для дальнейшей работы. |
Структура индивидуального образовательного маршрута
включает следующие компаненты: - целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей обучающегося при получении образования);
- содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);
- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
- организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей). Достигается это через:
- структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
- сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);
- регулирование (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности);
- результативный (формулируются ожидаемые результаты).
- коррекционный этап предполагает работу обучающегося, преподавателя, воспитателя и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.
Примерная схема индивидуального образовательного маршрута
- Титульный лист включает: наименование образовательного учреждения;
- гриф утверждения индивидуального образовательного маршрута (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);
- название учебного курса вида деятельности;
- Ф.И.О. преподавателя, разработавшего и реализующего индивидуальный образовательный маршрут; - фамилию и имя, возраст обучающегося, для которого разработан индивидуальный образовательный маршрут;
- год составления индивидуального образовательного маршрута.
2. Пояснительная записка включает:
- актуальность и педагогическую целесообразность (диагностика, цели и задачи)
- название, вид, уровень и направленность образовательной программы, автор и год утверждения (издания) конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработан индивидуальный образовательный маршрут;
- цели и задачи индивидуального образовательного маршрута в области формирования системы знаний, умений на текущий учебный год (полугодие, четверть);
- особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий), а также режим учебных занятий;
- ожидаемые результаты.
Элемент структуры индивидуального образовательного маршрута «Требования к уровню подготовки обучающихся» представляет собой описание требований к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе занятий; качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий данным видом деятельности; систему отслеживания и оценивания результатов: формы учета знаний, умений; возможные способы оценки результативности образовательной деятельности обучающихся. Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает образовательная программа, на базе которой разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.
«Календарно-тематический план» индивидуального образовательного маршрута самый объемный раздел, отражает реализацию учебного плана в течение учебного года. Составляется календарно-тематический план на текущий срок обучения, т.е. на один учебный год (полугодие, четверть).
В разделе «Учебно-методические средства» указываются используемые учебные и методические пособия для педагога и обучающегося; список литературы составляется отдельно для педагога и обучающегося.
Роль педагогов при реализации индивидуального образовательного маршрута
Воспитатель | Педагог-психолог | Преподаватель |
1. Изучение и анализ индивидуальных особенностей суворовцев. 2. Беседа с обучающимися для определения причин неуспеваемости по предмету. 3. Организация самостоятельной подготовки. 4. Формирование навыков самостоятельной работы у обучающихся. 5. Посещение уроков. 6. Взаимодействие с преподавателями по вопросам усвоения суворовцами изучаемых тем. 7. Планирование и организация коррекционной работы совместно с преподавателями по предметам. 8. Консультации с педагогом-психологом по выявлению причин слабой успеваемости. 9. Информирование родителей об успеваемости и достижениях суворовцев. 10. Воспитание суворовца на основе личного примера. 11. Воспитание, основанное на успехе, уважении личности и доверии. 12. Работа с суворовцем по преодолению им трудностей. 13. Выработка у воспитанника таких положительных качеств, как организованность, усидчивость. 14. Совершенствование развития памяти, мышления, речи и познавательных способностей суворовца. | 1. Изучают личности учащихся и классных коллективов в целях организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания. 2. Реализуют программы преодоления учащимися трудностей в обучении, создают условия для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся воспитанникам. 3. Создают психологические условия для реализации ИОМ. 4. Выявление причин неуспеваемости по предмету. 5. Углубленная индивидуальная диагностика психического и интеллектуального развития слабоуспевающих суворовцев. 6. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия со слабоуспевающими суворовцами. 7. Психологическое консультирование. 8. Консультации воспитателей, преподавателей по вопросам возрастной психологии при работе со слабоуспевающими суворовцами. 9. Консультирование родителей о трудностях и достижениях суворовцев. | 1. Знание индивидуальных особенностей развития суворовцев 2. Обучение, основанное на успехе, доверии. 3. Развитие познавательной активности суворовца в соответствии с его индивидуальным уровнем познания данного предмета: - система реабилитации, в результате которой каждый суворовец чувствует и осознает себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели на урок и достигать их; - адаптация учебного материала уровню подготовки суворовцев; - упражнения на развитие памяти, внимания, мышления; - работа по развитию речи, умению логически излагать материал; - одновременное включение слуха, зрения, моторики, памяти и мышления в процесс восприятия материала; - использование ориентировочной основы действий (опорные сигналы); - взаимообучение; - рефлексия; -оптимальность темпа урока с позиции полного усвоения и т.д. 4. Уменьшение дидактических единиц. 5. Задание на самоподготовку соизмеримо уровню знаний суворовца и контроль его выполнения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут для ученика,нуждающийся в домашнем обучении по состоянию здоровья и со слабоуспевающими обучающимися
Индивидуальный образовательный маршрут для ученика,нуждающийся в домашнем обучении по состоянию здоровья и со слабоуспевающими обучающимися...

Индивидуальный образовательный маршрут для ученика,нуждающийся в домашнем обучении по состоянию здоровья и со слабоуспевающими обучающимися
Индивидуальный образовательный маршрут для ученика,нуждающийся в домашнем обучении по состоянию здоровья и со слабоуспевающими обучающимися...

Индивидуальный образовательный маршрут коррекционной работы со слабоуспевающим обучающимся
ИОМ на слабоуспевающего ученика...

Индивидуальный образовательный маршрут со слабоуспевающими детьми
Индивидуальный образовательный маршрут со слабоуспевающими детьми...

Индивидуальный образовательный маршрут 1. Пояснительная записка. Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ разработан в соответствии с: • Законом Российской Федерации «Об образовании»; • Федеральным государственным образовательным станд
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ разработан в соответствии с: • Законом Российской Федерации «Об образовании»; • Федеральным государственны...

Справка о работе со слабоуспевающими учащимися по индивидуальному образовательному маршруту
В помощь учителю....

Индивидуальный образовательный маршрут со слабоуспевающими детьми по английскому языку.
Цель программы: формирование коммуникативных навыков и развитие познавательного интереса школьников в практической деятельности.Задачи программы:Воспитывать толерантность и уважение к другой культуре,...