Алалия. Основные методы, приёмы и направления коррекционно-развивающей работы.
методическая разработка
Алалия. Основные направления коррекционно-развивающей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alaliya_2014g.docx | 80.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАШИРСКИЙ ССРЦН «СЕМЬЯ» СООБЩЕНИЕ К МЕТОДОБЪЕДИНЕНИЮ ТЕМА: « Алалия. Основные методы, приёмы и направления коррекционно-развивающей работы» Выполнила логопед: Хромина Алла Сергеевна
|
Кашира, 2014г. |
Алалия — недоразвитие или отсутствие речи у детей при сохранном интеллекте и нормальном слухе. Причина алалии, чаще всего, связана с повреждением при родах речевых областей больших полушарий головного мозга. Ее также могут провоцировать травмы и мозговые заболевания, которые ребенок перенес в доречевой период жизни.
В относительно легких случаях отмечаются зачатки речи, которые характеризуются ограниченным запасом слов, трудностями при восприятии и порождении предложений (аграмматизм), затруднениями в усвоении письма и чтения.
Тяжелая степень алалии у детей проявляется лепетными отрывками слов или полным отсутствием речи.
Логопедическую работу с не говорящими детьми выстраивают поэтапно. Результат зависит от установочных целей, обоснованности тех речевых умений, которыми должен овладеть ребенок на определенном этапе, а также эффективности средств, путей и методов логопедического воздействия.
Логопедическая работа с детьми с моторной алалией базируется на онтогенетической последовательности развития речи по А. Н. Гвоздеву:
— предложение из одного слова;
— предложение из слов-корней;
— первые формы слов;
— усвоение флексий (изменения состава корня, падежных окончаний);
— усвоение предлогов;
— развернутая фразовая речь с формированием лексики, фонетики, грамматики.
Планирование логопедической работы следует строить на сохранных компонентах языковой системы, учитывая структуру дефекта речи. Учителю-логопеду необходимо помнить, что дети с алалией имеют замедленную динамику развития речи. Для таких детей важна благоприятная речевая среда, стимулирующая общение и речевую активность.
Этапы логопедической работы с детьми, имеющими моторную алалию
- Подготовительный.
- Формирование начальных речевых умений в диалогическом общении.
- Формирование высказываний в качестве главной единицы речевого действия.
- Формирование навыков связной речи и коммуникативного умения.
Каждый этап зависит от уровня речевого развития детей, начала логопедической работы, окружающих условий.
На подготовительном этапе преодолевается речевой негативизм, формируются психологические предпосылки для речевой деятельности, развивается общая и речевая моторика, формируется игровая деятельность, корректируется слуховое, зрительное, тактильное восприятие, развиваются умения, которые направлены на то, чтобы воспринять, осмыслить и понять речевое общение. Важно донести до ребенка мотивацию развития психической и речевой активности, подражательной деятельности и репродуктивной (отраженной) речи.
Первый этап обучения соответствует детям, у которых имеет место полное или частичное отсутствие общеупотребительной речи.
На этапе формирования первоначальных речевых умений в ситуациях элементарного диалога продолжается развитие всех психических процессов, общей и речевой моторики. Основное направление в работе — активизация пассивного словаря, овладение самыми простыми формами словообразования и словоизменения на практике. Также проводится работа над грамматическим оформлением предложений, рассказом описательного характера и диалогом. На логопедических индивидуальных занятиях обращается внимание на развитие грамматического строя речи, активизацию словаря, а не на правильное произношение, поскольку у детей с алалией возникновение звуков может быть спонтанным.
На этапе формирования высказывания в качестве главной единицы речевого действия продолжается работа по формированию экспрессивной речи (определение мотива, проговаривание про себя и высказывание в виде активной устной речи); формирование грамматического структурирования, словообразования; развития фразовой речи, обогащение детского словаря.
На последнем этапе при проведении анализа звукового состава слова формируется умение пользоваться условными обозначениями: слово — длинная полоска, слог — короткая полоска, гласный звук — красный квадрат, согласный мягкий звук — зеленый квадрат, согласный твердый звук — синий квадрат.
Логопедические занятия более эффективны при общении с психотерапевтом, использовании физиотерапевтического и медикаментозного лечения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми ЗПРР дошкольного возраста.
Чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат. Программа коррекционной работы должна составляться с учетом особенностей и потребност...
Курсовая работа по теме "Основные направления коррекционно-развивающей работы со стойко неуспевающими младшими школьниками "
1. Современное представление логопедии об изучении и формировании речи дошкольников и младших школьников.2. Механизмы дефектного развития письменной речи и приемы корригирующие их....
Использование разнообразных форм наглядности как одно из направлений коррекционно – развивающей работы на уроках швейного дела.
Кабинет швейного дела оснащен необходимым оборудованием, наглядными пособиями и инструментами.За это время мною накоплен определенный опыт работы с учащимися, изучена и собрана специальная литер...
Направления коррекционно-развивающей работы учителя - дефектолога с детьми различных нозологических групп
презентация Семинара для логопедов и воспитателей ДОУ "Направления коррекционно-развивающей работы учителя - дефектолога с детьми различных нозологических групп "...
перспективное планирование по направлению коррекционо-развивающей работы "Физическое развитие"
Перспективное планирование по разделу "Физическое развитие", предназначено для детей, находящихся в детском доме, восзраст 14-16 лет...
Массаж рук для детей с ТНР, как одно из направлений коррекционно- развивающей работы
Речь - одна из центральных психических функций, отражения мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождение в социум. Она влияет на развитие психических процессов и е...
«Примерные формулировки рекомендаций учителя-дефектолога ПМПК о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами»
Формулировки рекомендаций учителя-дефектолога, которые можно прописать в заключениях для образовательных рекомендаций...