Использование разнообразных форм наглядности как одно из направлений коррекционно – развивающей работы на уроках швейного дела.
методическая разработка по технологии (8 класс) на тему
Кабинет швейного дела оснащен необходимым оборудованием, наглядными пособиями и инструментами.
За это время мною накоплен определенный опыт работы с учащимися, изучена и собрана специальная литература, изготовлен дидактический и раздаточный материал по всем классам и темам.
В обществе возрастает потребность в людях с высоким уровнем профессиональной грамотности, владеющих определенными трудовыми навыками и все более актуальным становится подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, адаптация их в обществе. Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.
У детей с ограниченными возможностями здоровья познавательные интересы развиты в меньшей степени, чем в норме, поэтому только применение специальных приемов и методов обучения и воспитания позволяет в существенной мере преодолеть недостатки психического развития. Большую роль в коррекции познавательных интересов играет труд, он побуждает инициативу, заставляет работать мозг, побуждает внимание и желание, и регулирует проявление воли. Таким образом, он является важным орудием для развития интеллекта и для прочного усвоения различных знаний.
С.Я. Рубинштейн.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_naglyadnosti-l.a.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование разнообразных форм наглядности как одно из направлений коррекционно – развивающей работы на уроках швейного дела.
Кабинет швейного дела оснащен необходимым оборудованием, наглядными пособиями и инструментами.
За это время мною накоплен определенный опыт работы с учащимися, изучена и собрана специальная литература, изготовлен дидактический и раздаточный материал по всем классам и темам.
В обществе возрастает потребность в людях с высоким уровнем профессиональной грамотности, владеющих определенными трудовыми навыками и все более актуальным становится подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, адаптация их в обществе. Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.
У детей с ограниченными возможностями здоровья познавательные интересы развиты в меньшей степени, чем в норме, поэтому только применение специальных приемов и методов обучения и воспитания позволяет в существенной мере преодолеть недостатки психического развития. Большую роль в коррекции познавательных интересов играет труд, он побуждает инициативу, заставляет работать мозг, побуждает внимание и желание, и регулирует проявление воли. Таким образом, он является важным орудием для развития интеллекта и для прочного усвоения различных знаний.
С.Я. Рубинштейн.
Исторический аспект реализации принципа наглядности.
Идея наглядности занимала видное место в истории педагогики. На практике она выражалась в реализации дидактического принципа наглядности, который стал научно оформляться одним из первых в истории педагогики. Принцип наглядности является одним из старейших и важнейших принципов дидактики. К наглядности обращались и тогда, когда не существовало письменности и даже самой школы. Издавна философы и педагоги думали о том, как облегчить познавательный труд школьников. В житейском плане в школах древних стран – Китая, Египта, Греции, Рима – наглядность была достаточно широко распространена. Применяли наглядные пособия как средство, облегчающее учение школьников, и на Руси. Однако не было педагогической теории, принципа использования наглядных средств.
В обоснование принципа наглядности в разное время внесли существенный вклад Т. Мор, Ф. Рабле, Т. Кампан елла.
Английский мыслитель-гуманист Томас Мор (1478–1535) в своей «Утопии» большое значение придавал наглядным пособиям, особенно при изучении астрономии.
Сторонником идеи наглядности был Франсуа Рабле (1494–1553). Он советовал связывать обучение с окружающей действительностью Первым ученым, кто разработал достаточно стройную теорию наглядности как принципа успешного обучения, был великий чешский педагог Я.А. Коменский (1592–1670). Он обобщил эмпирический опыт предшественников и впервые теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности.
Ян Амос Коменский понимал наглядность как привлечение всех органов чувств к лучшему восприятию вещей и явлений.
». В «Великой дидактике» Я.А. Коменский следующим образом определил наглядность, ее задачи и значение: «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей, вообще нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство… Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем если он прочитает обширнейшие объяснения, не видав всего этого своими глазами. Отсюда известное выражение: наблюдение собственными глазами заменяет собой доказательство». Принцип наглядности Я.А. Коменский противопоставлял словесному, пассивному обучению. Для осуществления наглядности он считал необходимым использовать реальные предметы и непосредственное наблюдение за ними, а если это невозможно – модели или копии предметов или явлений. Таким образом, Я.А. Коменский развивает очень ценную мысль о широком применении в школе различных наглядных пособий. В учебниках Я.А. Коменский тоже предлагает использовать принцип наглядности, о чем свидетельствуют составленные им учебные книги, большинство из которых он иллюстрировал лично.
Дальнейшая разработка теоретических положений принципа наглядности и их проверка в практике обучения тесно связаны с именами Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф.А. Дистервега, Р. Оуэна, М.В. Ломоносова, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, а в наше время Л.В. Занкова и других.
И.Г. Песталоцци был знаком только с некоторыми учебными книгами Я.А. Коменского, но не с его педагогической системой в целом. Видимо, это дало ему право утверждать: «Когда я в настоящее время оглядываюсь назад и спрашиваю себя: что же собственно я сделал для обучения человечества, то нахожу следующее: я прочно установил высший основной принцип обучения, признав наглядность абсолютной основой всякого познания».
Немецкий психолог и педагог Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в своих дидактических советах рекомендовал в преподавании широко пользоваться наглядностью: когда нельзя показать сам предмет, надо продемонстрировать его изображение; но не следует слишком долго демонстрировать одно и то же, так как однообразие действует утомительно.
При исследовании наглядных форм мышления, обнаружила низкий уровень его развития. Специфика выполнения заданий состоит в использовании примитивных для данного возраста способов действий. В связи с тем, что у большинства детей выявлены нарушения внимания, словесно – логического, наглядно – образного и наглядно – действенного мышления, памяти, усидчивости, моторики, им свойственна быстрая утомляемость и отвлекаемость.
Исходя из этих данных, учитывая индивидуальные особенности психофизического развития ребенка я, на своих уроках швейного дела планируя коррекционную работу, включала и включаю разнообразные виды наглядности.
Эффективность урока значительно повышается с помощью разнообразных видов наглядности, работа с наглядными пособиями и раздаточным материалом активизирует учащихся, повышает их интерес к занятиям, корректирует все психические процессы.
Использование наглядности способствует пониманию детьми связи между изучаемыми понятиями, служит систематизации приобретаемых знаний.
Наглядные средства смогут служить чувственной опорой для мыслительной деятельности и ее коррекции только в том случае, если им будут понятны условные обозначения, которые должны соотноситься с конкретными предметами и явлениями.
Принцип наглядности является крайне важным в условиях трудового обучения в специальной коррекционной школе. Школьники видят, осязают изучаемые предметы, познают свойства материалов в процессе их обработки. Это способствует развитию у детей наблюдательности, мышления, речи, делает обучение более доступным, понятным.
1. Подбираю такую наглядность, которая служит решению основной задачи обучения.
2. Заранее определяю, на каком этапе урока, какой вид наглядности необходим, какая с ним будет проводиться работа.
3.Не выставляю всю сразу подобранную к уроку наглядность, демонстрирую ее последовательно.
4.Наглядные пособия выполнены качественно.
5.Выбираю доступные средства наглядности.
6. Демонстрируемые средства наглядности хорошо видны учащимся.
7. Соответствуют возрасту.
Применяю следующую наглядность:
Использование ИКТ на уроках швейного дела позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышать творческий потенциал личности.
Использование ИКТ на уроках в коррекционной школе относится к наглядным средствам обучения, которым принадлежит ведущее место в образовательных технологиях.
Компьютер в швейной мастерской это не только помощник учителя в повышении эффективности обучения, но и средство позволяющее:
- развить новую информационную культуру деятельности для учеников школы VIII вида;
- повысить уровень мотивации учащихся;
- расширить зону индивидуальной активности ребенка;
- находить источники дополнительной информации по предмету;
- увеличить динамику и образность предлагаемого учебного материала;
- проверить объем и правильность знаний, их глубину, осознанность, гибкость и оперативность;
- применить различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся;
- проводить словарную работу, как способ осознания учебного материала;
- систематизировать новые для учащихся знания;
- активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе.
Применение интерактивных технологий в обучении швейному делу детей с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально необходимыми на каждом этапе урока.
Преподавание большинства материалов по швейному делу предполагает не столько рассказы по теме, сколько наглядные показы некоторых познавательных моментов. Сообщение сведений о прядильном, ткацком и швейном производстве, о современном оборудовании, о новых тенденциях моды, разнообразие и ассортимент новых тканей и многое другое можно реально показать только с использованием компьютера. Интернет безгранично расширил возможности обнаружения и демонстрации учебной информации. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как иллюстративно-объяснительный метод. Бесспорно, что именно это способствует получению хорошего результата в плане усвоения программного материала.
На уроках «Бытовая швейная машина. История создания швейной машины» - можно использовать видеоролики об истории создания швейной машины и возможностях современного оборудования. В 6 классе по теме «Ткани из натуральных волокон» доходчиво показывает слайд с постепенно заполняющейся таблицей классификации волокон растительного происхождения и волокон животного происхождения. В 8, 9 классах по теме «Мода, стили, силуэты» - учащиеся получают дополнительную занимательную информацию о развитии представлений людей о моде, о различных силуэтах, которые были модными в разные эпохи.
Использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.
Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).
При повторении пройденного материала актуализация знаний проходит через работу со схемами, таблицами и тестами, составленными по разделам «Машиноведение», «Материаловедение», и др. Также вызывают интерес тематические кроссворды, разгадывая которые происходит закрепление знаний.
При обучении школьников с ограниченными умственными возможностями планированию важную роль играют различные наглядные пособия, активизирующие и направляющие практическое мышление учащихся. Такими являются предметные технологические карты. Они отражают основные этапы изготовления изделия, состоят из предметных образцов выполняемых операций. Количество предметных образцов технологической карты полностью соответствует числу технологических операций.
В процессе работы с предметными технологическими картами можно выделить три этапа:
- Работа по подробным технологическим картам.
- Работа по технологическим картам с неполным заданием.
- Самостоятельное планирование предстоящих трудовых действий.
Использование предметно-технологических карт на уроках швейного дела помогают учащимся устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, подбирать необходимые инструменты, материалы и приспособления, пользоваться рациональными приёмами труда, применять необходимые правила техники безопасности, осуществлять поэтапный контроль выполнения изделия. Использование предметно-технологических карт способствуют тому, что дети осознают необходимость составлять план и придерживаться его в практической деятельности. Работа с картами активизирует учащихся, и делает их работу более интересной и привлекательной. Предметно-технологические карты дают возможность учителю чётко организовать урок, учитывать индивидуальные возможности учащихся, рационально использовать учебное время.
Основной задачей учителя на первом этапе обучения состоит в том, чтобы привить элементарные навыки работы по технологическим картам, понимать их построение и содержание, правильно и осознано выполнять предложенный учащимся план работы. Для решения этой задачи учитель подробно объясняет технологическую карту, сопровождая каждый этап трудовыми действиями, используя наглядность (рисунок, чертеж, схема, образец и т.д.), привлекая к обсуждению учащихся. Обсуждая последовательность пошива какого-либо изделия, эффективно варьировать карточками плана. Это позволяет учащимся ясно представить, что в одних случаях определённая последовательность диктуется необходимостью (иначе нельзя), а в других - из ряда вариантов выбирается наиболее целесообразная последовательность обработки. При работе с технологическими картами важно приучать девочек обосновывать свой ответ, т.е. доказывать или объяснять, почему они думают так, а не иначе. Такая многообразная работа позволяет им осознанно усвоить ориентировочные и планирующие действия, и в дальнейшем использовать их самостоятельно. ПТК я использую и при индивидуальной работе с учащимися, которые не справляются с работой.
Более полно отражает план работы комбинированная технологическая карта, она содержит кроме предметных образов набор табличек с названиями технологических операций или трудовых приемов.
Следующий этап обучения – формирование у школьников умения составлять план предстоящей работы по заранее расставленным мною предметным образцам карты, подставляя к нужному образцу соответствующую инструкцию с технологическим описанием приёма.
Данное задание сложнее, чем предыдущее, поэтому при его выполнении возможны ошибки. Со своей стороны стараюсь их предвидеть и предупредить. Чтобы организовать внимание отвечающего, предлагаю сравнить все элементы предметной карты с технологическим описанием каждого приёма и затем выбрать правильный вариант. С такого рода заданием со временем справляются даже слабые ученики.
В процессе работы с технологическими картами варьирую задания, привлекаю к работе весь класс. Когда у детей с интеллектуальной недостаточностью вырабатываются некоторые умения определять последовательность предстоящей работы по расставленным предметным образцам карты, задания усложняю, создавая проблемные ситуации путём замены местами одного или нескольких предметных образцов карты.
Такие приёмы побуждают детей внимательно анализировать содержание каждого компонента карты, проводить сравнения рядом стоящих образцов с тем, чтобы установить логику изготовления объекта.
Сложным заданием является самостоятельная расстановка всех компонентов карты в нужной последовательности.
К концу обучения дети твёрдо усваивают, что перед началом работы следует внимательно изучить образец изделия, продумать с какого технологического приёма нужно начинать работу и что, выполнив данный приём, нужно проконтролировать себя, используя предметную карту на данное изделие как эталон для самоконтроля.
Многочисленные наблюдения показали, что сущность педагогической проблемы не в разработке наилучшей системы наглядных пособий, не в максимально широком их применении, а в правильном сочетании словесных и наглядных средств обучения. Гармоническое сочетание слова и наглядности способствует осуществлению подлинного понимания учебного материала. Если ребенок не может рассказать о ходе выполнения предстоящей работы, это значит, что он не осмыслил задание и самостоятельно не сможет выполнить все необходимые операции.
На уроках использую различный раздаточный материал: образцы швов, образцы тканей, карточки с буквенными обозначениями мерок, карточки-таблицы для сравнения свойств тканей кроссворды.
При разгадывании кроссвордов учащимся приходится запоминать и произносить сложные по составу слова, например: плательная ткань - сатин, маркизет, штапель, фланель, бязь.
Разгадывание кроссвордов способствует коррекции и развитию речи учащегося.
Для организации словарной работы мной разработаны и систематически используются специальные карточки:
а) «Заполни пропуски» 1. Назови виды утюжильных работ;
2. Назови рабочие инструменты;
3. Назови машинные швы;
4. Назови отделочные ручные стежки;
При этом слежу, чтобы учащиеся использовали профессиональные термины при названии действий и операций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми ЗПРР дошкольного возраста.
Чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат. Программа коррекционной работы должна составляться с учетом особенностей и потребност...
Сообщение Тема: «Использование разнообразных форм наглядности на уроках швейного дела»
Эффективность урока по швейному делу можно значительно повысить с помощью разнообразных видов наглядности, так как работа с наглядными пособиями и раздаточным материалом активизирует учащихся и повыша...
Курсовая работа по теме "Основные направления коррекционно-развивающей работы со стойко неуспевающими младшими школьниками "
1. Современное представление логопедии об изучении и формировании речи дошкольников и младших школьников.2. Механизмы дефектного развития письменной речи и приемы корригирующие их....
Исследование влияния наглядных средств обучения на эффективность усвоения учебного материала на уроках швейного дела.
В настоящее время наиболее актуальна проблема разработки путей эффективного использования наглядных пособий для формирования знаний, умений и навыков учащихся по программному материалу....
Направления коррекционно-развивающей работы учителя - дефектолога с детьми различных нозологических групп
презентация Семинара для логопедов и воспитателей ДОУ "Направления коррекционно-развивающей работы учителя - дефектолога с детьми различных нозологических групп "...
Массаж рук для детей с ТНР, как одно из направлений коррекционно- развивающей работы
Речь - одна из центральных психических функций, отражения мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождение в социум. Она влияет на развитие психических процессов и е...
«Словарная работа на уроках швейного дела в коррекционной школе VIII вида » (Из опыта работы)
В своем выступлении я ознакомлю вас с приемами активизации речи учащихся на уроках швейного дела на различных его этапах.Перед выполнением любого изделия проводится детальный анализ образца: дается ха...