Метапредметные умения в проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы
статья
Статья посвящена проектной деятельности как интегративного дидактического средства развития, обучения и воспитания, которое помогает решать нравственные задачи, способствует формированию коммуникативной, социальной, информационной, культурологической, рефлексивной компетентностей учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Метапредметные умения в проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы
Подготовила: преподаватель русского языка и литературы
Нанарова О.А.
ГБУ КО ПОО «Техникум отраслевых технологий»
В настоящее время в России происходит процесс реформирования системы образования. Сегодня студент – главный участник учебного процесса. Чтобы реализовать себя в динамично развивающемся обществе, необходимо непрерывно повышать свой образовательный уровень в течение всей жизни. Важно, чтобы молодые люди умели самостоятельно мыслить, учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретать новые знания.
Именно поэтому отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося через универсальные учебные действия. Важным элементом формирования универсальных учебных действий являются ориентировка в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять. В образовательный процесс введены понятия «надпредметные умения», «метапредметные умения», «полипредметные умения», составляющие новую метапредметную технологию.
Преподавание литературы с использованием метапредметной технологии связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. Как сформировать активную и самостоятельную личность в условиях, когда читательская способность молодого поколения оставляет желать лучшего? Одной из наиболее эффективных форм преподавания литературы в профессиональных учебных заведениях зарекомендовал себя метод проектов. Проектная деятельность способствует активному вовлечению учащихся в различные виды практической деятельности и позволяет развивать их творческие и индивидуальные способности. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить», - вот основной тезис понимания метода проектов.
Обязательная задача при работе над проектом — дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела. Участвуя в коллективном обсуждении проблемных ситуаций, ребята определяют возможные пути их решения. Изучая тему «Человек и общество" в романе Толстого «Война и мир», проведение круглого стола «Для достижения цели… все средства хороши?» предваряю вопросами: «Знакомы ли ситуации, когда приходилось обманывать или подстраиваться под общество?», «Когда вы чувствуете себя увереннее: когда остаетесь самим собой или вынуждены приспосабливаться? Применяя технологию информационного обмена на уроках, важно придерживаться принципа «свободы высказывания», что позволяет развивать речекоммуникативные и речемыслительные навыки учащихся. Обучая различным видам речевой деятельности, стараюсь формировать умение работать с текстом: выделять главную мысль, извлекать конкретную информацию, анализировать факты, делать выводы, обобщения, предвидеть событие.
При подготовке к уроку по теме «Современное звучание пьесы А. М. Горького «На дне» как социально-философской драмы» класс делится на несколько команд. Первая, подготовив инсценировку пьесы, не только сама проживает жизнь персонажей, но и помогает погрузиться в атмосферу «жизни на дне» зрителей. Вторая, для понимания образа Луки, разрабатывает вопросы и проводит беседу в классе. Затем предлагает ситуацию: «Представьте себе, что вы можете встретиться с обитателями ночлежки до того, как те попадут на дно жизни. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы», «Что бы Вы им посоветовали, чтобы не оказаться на «дне жизни»? Подобная постановка вопросов заставляет ребят обратиться к литературе не только психологического, но правового характера. Интервью с режиссером спектакля и автором пьесы, появившимися в финале урока, является важным элементом в раскрытии темы урока. Пожелание потомкам «писатель» озвучивает отрывками своих статей, выступлений, писем.
Вовлеченные в творческую деятельность, ребята становятся не только активными организаторами и участниками круглых столов, дискуссий, у них появляется потребность к самостоятельному поиску истины, желание получить ответ на проблемный вопрос и создать конкретный творческий продукт. Идея реализации проекта «Откровенный диалог» назрела после изучения романа И. Тургенева «Отцы и дети». Взаимоотношения Базарова с близкими ему людьми не оставили подростков равнодушными. Учащиеся предложили провести урок с приглашением родителей и психолога. Освежив в памяти взрослых идею романа и предложив просмотр мини-спектакля «В споре рождается истина?» (по мотивам романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»), учащиеся определили важный вопрос: «Как добиться взаимопонимания между родителями и детьми». Объединившись в команды, студенты подготовили презентацию на тему «Отцы и дети. Точка зрения», разработали вопросы для «отцов», приглашенного психолога; представили результаты социологического опроса среди сверстников и родителей (взрослых) на тему «Взаимоотношение в семье между родителями и детьми», подобрали высказывания Сократа, Гесиода, Египетского жреца о молодом поколении. В ходе диалога обсуждались вопросы, волнующие как студентов, так и их родителей. Многие ситуации разрешались с помощью психолога. Совместными усилиями выработали «Советы родителям и детям», в конце урока подвели итог совместной работы.
Использование проектной методики на уроках требует большой подготовительной работы. Это планирование уроков в рамках одной большой темы, планирование деятельности учащихся, определение методов исследования, обдумывание формы взаимодействия учащихся и преподавателя. Используя технологию проектной деятельности важно направить учащихся на поиск решения проблемы, помочь в достижении поставленной цели.
При работе над проектом ребятам приходится пользоваться различными источниками. Средства ИКТ являются наиболее перспективными в реализации проектной методики. Одним из методов современного преподавания литературы является создание мультимедийных проектов. Проект может быть представлен в виде презентации, ролика, может включать в себя репродукции картин, фотографии, текстовый материал, музыку, видеофрагменты. Работая над проектом «Донелайтис и мы», посвященным 300-летию со дня рождения Кристионаса Донелайтиса, учащиеся проделали большую работу по изучению творчества писателя. Определив проблемную ситуацию и сформировав рабочие группы, ребята собрали и обработали материал о жизни и деятельности автора знаменитой поэмы «Времена года»; организовали экскурсию, во время которой посетили пасторский дом-музей, где жил литовский поэт; кирху, которую он выстроил для своих прихожан в поселке Чистые Пруды. Подготовив материал для видеосюжетов, подобрав музыку и стихи, студенты сняли фильм о жизни великого литовского просветителя, в творчестве которого отражена часть истории края. Такая коллективная работа превращает обучение в творчество, где каждый участник проекта несет ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы.
Поэтому метод проекта можно считать личностно ориентированной технологией. Это способ управления самостоятельной деятельностью учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и другие методики. Проектная работа позволяет не только активизировать учащихся на достижение практического результата, но уметь презентовать и анализировать результаты своей деятельности. Поэтому учебный проект можно считать интегративным дидактическим средством развития, обучения и воспитания, которое помогает решать нравственные задачи, развивает универсальные учебные умения учащихся, способствует формированию коммуникативной, социальной, информационной, культурологической, рефлексивной и других компетентностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
организация творческой, проектной, исследовательской деятельности на уроках литературы
предлагаемая работа является обобщением опыта учителя по развитию творческой активности учащихся...
Проектно - исследовательская деятельность на уроке литературы. Тема:"Конфликт романтической личности с укладом жизни".
Урок предлагается учителям литературы общеобразовательных учреждений. Проектная деятельность дает возможность реализовать творческие способности ребят, проводить исследования, создавать мини пректы, т...
Проектно - исследовательская деятельность на уроках литературы
В статье рассказывается о преимуществах проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы, приводятся примеры исследования литературных произведений или эпизодов в 5, 9, 11 классах. Нагля...
Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся
Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...
Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр
Jпыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно прио...
Проектно-исследовательская работа на уроках литературы
Роль проектно- иссдедовательсой детельности при изучении поизведений на уроках литературы...
Организация проектно-исследовательской работы на уроках литературы
Главная цель в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке через проектную деятельность- открывать, искать, исследовать. Для реализации данной цели необходимо выполнить следую...