Проектно - исследовательская деятельность на уроке литературы. Тема:"Конфликт романтической личности с укладом жизни".
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Балина Татьяна Ивановна

Урок предлагается учителям литературы общеобразовательных учреждений. Проектная деятельность дает возможность реализовать творческие способности ребят, проводить исследования, создавать мини пректы, такой урок нескучный, но требует большой подготовки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно – исследовательская деятельность на уроке литературы.

Тема: Конфликт романтической личности с укладом жизни. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».)

 Цель.

Учебная: знание текста пьесы

Задачи:

  1. Выявить основной конфликт пьесы.
  2. Объяснить суть конфликта.
  3. Понять причины конфликта.

Развивающая: развитие мышления, творческих способностей.

Воспитывающая: умение работать в группах.

Методы: проектный, исследовательский, работа в группах, эвристический, творческий.

Ход урока.

  1. Мотивация:  проверка домашнего задания. (На предыдущем уроке было дано задание, которое дети не выполнили, оно осталось на дом, его выполнить невозможно, если не прочитать пьесу.)

«Данетка» по пьесе «Гроза».

  1. Главная героиня пьесы – Варвара. (Нет.)
  2. Представитель «темного царства» - Дикой. (Да.)
  3. Муж Катерины – Кулигин. (Нет.)
  4. Варвара дала ключ Катерине от сада. (Да.)
  5. Больше всех донимала Катерину Кабаниха. (Да.)
  6. Катерина мечтала летать, как птица. (Да.)
  7. Тихон постоянно защищал Катерину от матери. (Нет.)
  8. Н. А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в «темном царстве». (Да.)
  9. Дикой любил своих племянников и собирался отдать их  наследство. (Нет.)
  10. Катерина полюбила Бориса. (Да.)
  11. Катерина не могла признаться, что она изменила мужу. (Нет.)
  12. Варвара в конце пьесы убежала с Кудряшом. (Да.)
  13. Катерина покончила жизнь самоубийством. (ДА.)
  14. Островский показал в пьесе «Гроза» жизнь провинциальных дворян. (Нет.)

Проверка задания.

  1. Осмысление содержания. (Эвристическая беседа.)

– Кто же главный герой пьесы? (Катерина.)

- Какие женские образы еще есть?

- Почему автор называет Марфу Игнатьевну Кабанихой?

--Какие отношения Катерины и Кабанихи?

- Кто из мужчин любит Катерину?

- Кто понимает и жалеет Катерину?

- Кто пугает Катерину?

--Конфликт, как он показан в пьесе?

(Запись на доске: Конфли́кт (от лат. conflictus) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.)

-Кто с кем конфликтует?

- Между кем основной кофликт?

3. Составляем проект на уроке: «Схема отношений Катерины с персонажами». (Схемы нужно составить свои,  используя цвет, фигуры, знаки.)

Катя

4.Проверка задания.

5. Распределите качества Катерины и представителей «темного царства»:

Катерина                                                     “Темное царство”

Доброта, честность, эгоизм,  высокая духовность, культура, трудолюбие, истинная вера в бога, и жизнь по его заповедям, совестливость, вольнолюбие, поэтичность,  грубость натур, лицемерие, невежество, консерватизм, боязнь всего нового, властолюбие, ненависть ко всем, кто не хочет жить по их законам, искренность, культура,  жадность, лживость.

Обобщение по произведенному анализу (запись в тетради).

Основа конфликта: разница в воспитании, разные жизненные принципы, взгляды на семейные отношения, отношения к людям. Все это угнетало Катерину. Душевные муки росли с каждым днем. Последней каплей, положившей конец терпению Катерины, стал отъезд мужа. Оскорбленная, униженная свекровью и покорным мужем, она чувствует, что жить в этом доме становится невыносимо. Муж не защитник. Он сломан сам. Поэтому конфликт становится неизбежен. Он заключается в том, что Катерина должна была в поисках выхода, переступить через законы, заведенные хозяевами жизни города.

Учитель: -Далее решается проблема выбора: что предпринимает Катерина, чтобы изменить свою жизнь? По какому пути она пойдет? Думаю, у нее было 3 пути:

1. Смириться и жить по законам ей навязываемым “темным царством”

2. Бежать с любимым человеком- Борисом

3. Покончить жизнь самоубийством, что она и сделала.

Учитель: Почему она выбрала 3-ий путь?

Ученик: Катерина выбрала смерть, потому что она вступила в конфликт сама с собой, она переступила собственные нравственные законы, по которым жила, но привели ее к этому обстоятельства. Ложь, ханжество, давление Кабанихи на всех членов семьи, отсутствие всякой возможности жить так, как хотелось, несвобода во всем сделали саму жизнь, дом, невыносимыми.

Катерина просит Тихона взять ее с собой в поездку, но он отказывает ей. Ведет себя малодушно. Он раб своей маменьки. И Катерина поняла, что она не дождется радости в этом доме. И тогда она решается на свидание с Борисом, хотя мучается, терзается, но желание хоть раз поступить так, как хочется одерживает верх: “Будь что будет, а я Бориса увижу. Ах кабы ночь поскорее!”

Учитель: Оправдались ли надежды Катерины?

Работа в группах:

Первая группа: анализ сцены 1-го свидания (д3,явл.3) и вывод.

Вторая группа: анализ сцены грозы (Д.4 явл1,4,6), ее символическое значение.

Третья группа: анализ д.5 – явл.2

Ученик (вывод): Надежды Катерины в любви к Борису не только не оправдались, но и стало даже хуже. Совестливая Катерина, не умеющая жить во лжи, испытывает сильные нравственные муки, чувствует себя грешницей, которая может отчиститься лишь в аду. Борис тоже, как и Тихон, оказался слабым человеком, он не мог быть ей парой, хотя духовно он был ей ближе, чем Тихон. Он уезжает, призывая Катерину смириться, покориться свекрови. Теперь ей предстоит остаться наедине с позором и с душевными муками. И она приходит к мысли, что лучше умереть. Трагически звучит ее монолог (анализ д.5, явл.6).

В первых трех строчках слово могила повторяется 4 раза, и, наконец, она (в 5-ый раз!) повторяет его: “Под деревцем могилушка… как хорошо…..”

“…И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!”

В ее монологе могила противопоставляется дому, а значит и самой жизни.

В могилах – хорошо, дома – плохо, а больше идти-то некуда. Вот и получается, что выход у нее один – могила. Из ее монолога следует, что жить так, как ее вынуждают, она не хочет. Значит, другого выбора нет. В этом и заключается трагедия ее жизни. А смерть ее можно рассматривать как протест против устоев жизни “темного царства”. (Не все ребята согласятся с тем, что смерть Катерины – протест, поэтому была поставлена проблема следующего урока: Смерть Катерины – протест или смирение, подвиг души или ее смятение, слабость? (Анализ статей Добролюбова и Писарева).

5. Рефлексия. Самостоятельная работа.

 Проверка проектов, заданных на предыдущем уроке.

Автор – Старикова Юлия (гр. 1114.)

Мини – проект по литературе. (Раздаем задания каждому в 2 варианта.)

1 вариант.

Тест по содержанию пьесы А. Н. Островского «Гроза».

  1. А. Н. Островский раскрывает социально – типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды, какой именно:
  1. Помещечье – дворянской.
  2. Купеческой.
  3. Аристократической.
  4. Народной.
  1. Статью «Темное царство написал:

          1.Н. Г. Чернышевский.2. В. Г. Белинский.  3. И. А. Гончаров. 4. Н. А. Добролюбов.

  1. Яркими представителями «темного царства» в пьесе «Гроза» являются (найдите лишнее):
  1. Тихон.      2.Дикой.     3. Кабаниха.    4. Кулигин.

        4..Кто из героев пьесы ярко демонстрирует распад темного царства»

                         1. Тихон.  2. Варвара.  3. Феклуша.  4. Кабаниха.

         5. Сатирическое обличение соединяется в пьесе с утверждением новых сил, поднимающихся на борьбу за человеческие права. На кого из героев пьесы возлагает надежды автор?

        1. Катерину.  2. Тихона.   3.   Варвару.    4. Бориса.

        6. Кого Н. А. Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»?

                1. Варвару.   2. Катерину.   3. Тихона.   4. Кулигина.

        7. Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению Н. А. Добролюбова, считается проявлением:

       1. Духовной силы и смелости.              2. Духовной слабости и бессилия.

           3. Моментного эмоционального взрыва.

    8. Кому из героинь принадлежат слова, ярко ее характеризующие: «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица»:

           1. Варваре…     2. Катерине.      3. Глаше      4. Феклуше.

Мини  - проект по литературе.

                                                                  Автор – Карнаухова Юлия.

2 вариант.

«Чьи это слова?» (Мини проект по пьесе А. Н. Островского «Гроза».)

  1. «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле».
  2. «Бла-алепие, милая, бла-алепие!..В обетованной земле живете!»
  3. «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу.  Уж кабы и слышала, я бы с тобой,  мой милый, тогда не так разговаривала».
  4. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем.»
  5. «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».
  6. «50 лет смотрю я на Волгу и наглядеться не могу»
  7. «Да ведь ты, Катя, Тихона не любишь»
  8. «Как же я могу желать вашей погибели, когда люблю вас больше всего на свете, больше самого себя»
  9. «Провались ты! Я с тобой и разговаривать – то не хочу, с езуитом. Вот навязался».
  10. «Нашла место наставления читать».
  11. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить».

Возможные ответы.

  1. Варвара. 2 Кулигин. 3. Катерина. 4. Дикой. 5. Кабаниха. 6. Тихон. 7. Феклуша. 8. Борис. 9. Кудряш.

Список литературы:

  1. Пьеса А. Н. Островского «Гроза».
  2. Урок литературы в 10-м классе по теме "Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» в пьесе А.Н. Островского «Гроза»"  Успенская Татьяна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация творческой, проектной, исследовательской деятельности на уроках литературы

предлагаемая работа является обобщением опыта учителя по развитию творческой активности учащихся...

Проектно - исследовательская деятельность на уроках литературы

В статье рассказывается о преимуществах проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы, приводятся примеры исследования литературных произведений или эпизодов в 5, 9, 11 классах. Нагля...

Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...

Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр

Jпыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно прио...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьников

Приоритетной целью современного российского образования в связи с введением ФГОС становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и разви...

Проектно - исследовательская деятельность на уроках литературы.

Аннотация. В статье рассматривается проектно - исследовательская деятельность как одна из современных технологий в образовательном и воспитательном процессе. Оценивается приоритет использования данног...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьников

Проектно-исследовательская деятельность на уроках словесности как условие развития личности школьниковПриоритетной целью современного российского образования в связи с введением ФГОС становится не реп...