организация творческой, проектной, исследовательской деятельности на уроках литературы
статья по литературе по теме
предлагаемая работа является обобщением опыта учителя по развитию творческой активности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_tekst.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация творческой, проектной и исследовательской деятельности на уроках литературы по формированию читателя»,
Наш непростой век компьютерных технологий, модернизаций, разного рода катаклизмов ставит перед семьей и школой непростые задачи. Житейские проблемы обременяют семью, процессу воспитания уделяется все меньше внимания. Зачастую родителям гораздо удобнее поставить малышу диск с мультфильмами, включить телевизор, чем почитать на ночь или просто так книгу. Все прочнее захватывают в плен ум и время школьников компьютеры, происходит «зомбирование» мозга и души. Кино, компьютер вступили с книгой в битву за ученика и, стоит это грустно признать, выигрывают. Ученики потеряли интерес к книге. Читающий школьник становится чуть ли не раритетом. Учителя- словесники бьют тревогу, потому что интерес к книге исчезает, а это влечет за собой определенные последствия: техника чтения снижается, память и воображение тускнеет, душа выхолащивается. В результате выпускник выходит из школы прагматичным, рациональным реалистом. Счастлив учитель, если судьба дарит ему возможность найти в школе ученика-звездочку, разглядеть его любовь к книге, ростки таланта и терпеливо это взращивать. Воспитание внимательного читателя и автора –дело непростое, требующее кропотливого труда, времени, терпения. Развитие творческого потенциала школьника, умеющего чувствовать художественное слово, понимающего автора произведения, способного иметь свою точку зрения – вот основная задача учителей, кто растит Творческую Личность. Учитель должен сознавать, что не все ( а, может, и вообще никто) его воспитанники посвятят себя творческой работе, но минуты общего вдохновения доставляют несомненную радость познания, открытий, заслуженной славы. Работая над темой «Организация творческой, проектной и исследовательской деятельности на уроках литературы по формированию читателя», ставлю перед собой следующие цели и задачи:
Цель:
воспитание духовно зрелой, социально адаптированной личности, способной адекватно оценивать себя и свои возможности, умеющей безболезненно войти в самостоятельную жизнь и быть востребованным обществом.
Задачи:
- воспитание внимательного читателя
- воспитание бережного отношения к слову
- развитие творческого потенциала ученика
- формирование коммуникативной культуры
- развитие личностных качеств (инициативы, толерантности, самооценки)
- развитие навыков работы с ИКТ-технологиями
Формы и методы работы
- методика РТВ
- метод проектирования
Формы работы:
- работа литературного творческого объединения «Капельки»
- выпуск ежегодных журналов, тематических приложений
- выпуск сборников творческих работ отдельных учащихся
- проведение фольклорных праздников, творческих встреч
- участие в конкурсах различного уровня
Прогнозируемый результат:
- возникновение интереса к литературе, искусству слова
- приобретение навыков самостоятельного анализа художественного текста, свободной работы со словом
- умение выражать свою мысль ярко, образно, точно
- возможно, рождение будущего писателя
- повышение самооценки
Чтобы развивать творческие возможности ученика, прежде всего надо формировать в нем читателя, вдумчивого, внимательного, уважающего автора и его труд. Эту работу учитель должен начать сразу с 5 класса, тогда к 8-11 классам у него и появится «звездочка», которой он сможет по праву гордиться. Целесообразно в совместной деятельности «ученик-учитель» использовать методики развития творческого воображения, проектирования.
Предлагаю некоторые виды творческих работ, которые помогают ученикам выразить свое видение текста, осмыслить поставленные автором проблемы, высказать свою точку зрения. Конечно, работы старшеклассников по своей осмысленности более зрелые, чем работы 5-6 классников, но опыт приходит с годами.
Очень интересной, с моей точки зрения, является такой вид творческой работы, как вопрос.
1.Первоначально вопрос задается по всему художественному тексту. Эту форму «вопроса» можно рекомендовать всем учащимся класса. Формулирование вопроса требует от ученика прежде всего хорошего знания текста. Кроме того, ученик должен уметь вычленять в тексте главное, чтобы вопросы были значимыми.
1.Почему фамусовское общество считает таких людей, как Чацкий, сумасшедшими?
2.Почему в фамусовском обществе прислуживаются и мечтают о прислужничестве?
3. Что ценится в фамусовском обществе?
3.Как Молчалин относится к Софье?
4.Почему « Молчалины блаженствуют на свете»?
5.Почему Чацкий одинок?
6.Что критикует Чацкий в фамусовском обществе?
(Кусурсуз Ксения, 9 класс)
2.Далее можно предложить ученикам задать вопрос автору.
Такой вид работы позволяет ученику озвучить волнующие его проблемы текста, почувствовать себя собеседником писателя. Конечно, следует учитывать разное время, разные эпохи , ожидать от ученика несколько другой ответ на поставленный вопрос, чем тот, который предлагает автор. Так современные девятиклассники традиционно «задают» вопрос А.С.Пушкину, почему он не оставил Онегина и Татьяну вместе (им непременно нужен счастливый финал). У М.Ю.Лермонтова интересуются, почему он «позволил» Печорину умереть в расцвете сил.
Вопросы автору Н.Карамзину
1.Почему Вы назвали рассказ «Бедная Лиза»
2.Почему Вы решили познакомить Лизу с Эрастом именно в такой обстановке?
3.Почему Вы не позволили Эрасту рассказать Лизе всю правду?
4.Зачем Вы сделали Эраста любителем азартных игр?
5.Почему Вы «позволили» Лизе умереть такой смертью?
(Сухачева Анжелика ,9 класс)
3. Более сильным ученикам можно предложить интервью с героем
Результаты такого «интервью» иногда вызывают у учителя чувство тихой гордости, что еще не все потеряно, что есть умнички, которые действительно читают произведение вдумчиво, а не просто «пробегают» его. Значит, учительские труды не пропали даром.
Интервью с Е.Онегиным
1.Евгений, отправляясь в деревню к умирающему дядюшке, вы волнуетесь о предстоящей скуке, о наследстве, но никак не о состоянии здоровья родственника. Почему? Разве в вашей душе совсем не осталось чувства сострадания?
2.Евгений , ваше нововведение о замене барщины «оброком легким» в деревенской усадьбе, облегчающее жизнь крестьянам, сопровождалось беспокойством, щадящим чувством или просто бездельем?
3.Господин Онегин, ваше общение с юным поэтом Ленским можно назвать дружбой или все-таки это было просто развлечение на момент пребывания в деревне?
4.Евгений, чем вы руководствовались, когда объяснялись в саду с неопытной, доверчивой Татьяной?
5.Евгений, зачем вы на именинах Татьяны начали флиртовать с ее сестрой Ольгой, которая к тому времени уже была невестой Ленского? Разве вы не догадывались , к чему это может привести?
6.Почему, получив записку с вызовом на дуэль, вы все-таки принимаете вызов, а не предотвращаете поединок?
7.Какие чувства вы испытали во время дуэли?
8.Какие чувства Вы испытали, когда после долгой разлуки встретили ту самую Татьяну, наивную и без памяти когда-то влюбленную в вас?
9.Почему же вы, устав от пафоса и мишуры жизни, влюбляетесь в светскую даму, какой стала Татьяна?
10.Какие чувства вы испытали после бесповоротного отказа влюбленной в вас Татьяны?
11. Что вы думаете предпринять в дальнейшем?
(Брютова Ольга ,9 класс)
Интервью с А.А.Чацким
1.Почему Вы не признаете ни чинов, ни власти?
2.Что, по вашему мнению, достойный человек?
3.Что Вы испытываете к Софье?
4. Против чего Вы выступаете в «фамусовской» Москве?
5.Как Вы считаете, почему Cофья предпочла Вам Молчалина?
6.Что Вы испытываете к Молчалину?
7.Почему Вы не вмешались в разговор Софьи с Молчалиным, а просто стояли за колонной и слушали?
8.Почему Вы решили покинуть Москву?
(Лесив Юлия, 9 класc)
4.Совершенно неожиданно некоторые ученики задание «интервью» перевели в « допрос». Для этого вида работы они выбрали персонажей, которые «нагрешили» в литературе . Наиболее «популярным» для допроса стал персонаж Н.В.Гоголя из поэмы «Мертвые души» П.И.Чичиков.
Допрос Чичикова
1.Почему вы решили заняться нелегальной скупкой мертвых душ?
2.Зачем вы стали покупать мертвые души у Коробочки, ведь у вас было намерение купить души у Манилова и Собакевича?
3.Почему вы позволили Собакевичу назначить такую невыгодную для вас цену?
4.Зачем вы пришли на бал после совершения сделки? Вы были так уверены в своей безнаказанности? Вы не ожидали неприятности?
(Морщаков Влад ,9 класс)
1.Зачем вам были нужны мертвые души?
2.Почему вы покупали именно мертвые души, а не живых людей?
3.Почему именно к этим помещикам вы обратились с предложением о купле-продаже?
4.Почему вы так спешно покинули город?
(Лапский Эдуард ,9 класс)
1.Как повлиял на формирование вашего характера ваш отец?
2.Были ли у вас друзья?
3.Любите ли вы рассказывать о себе?
4.Почему так вышло, что ваша авантюра провалилась?
(Косенко Николай, 9 класс)
1.Откуда появилась идея выкупа мертвых душ?
2.Не боялись ли вы, что ваши планы раскроют?
3.Вы азартный человек?
4.Как вы могли договориться с такими разными по характеру людьми?.
5.С кем вам было проще договориться?
6.Не боялись ли вы, что кто-то из них скажет об этом в городе?
(Колодина Виктория, 9 класс)
При обсуждении в классе заданных вопросов можно выслушать ответ самого ученика. Не всегда их ответы соответствуют авторским ответам, но это говорит о том, что ученик пытается осмыслить поставленную им в вопросе проблему.
Допрос Р.Раскольникова
1.Почему Вы, решив, что старуха недостойна жить, убили ее?
(Согласно моей теории, я разделил людей на 2 группы: достойные (великие) и недостойные (твари дрожащие). Убив старуху, я доказал себе, что я достойный, а она нет)
2.Что Вас побудило создать такую теорию?
(Несправедливость общества, бедность, которая всегда преследовала меня)
3.Что Вы чувствовали, когда совершали убийство?
(Я был охвачен чувством страха опасности, боялся разоблачения)
4.Почему Вы рассказали об убийстве именно Соне Мармеладовой?
(Я верил, что она сможет поддержать меня морально)
5.Когда Вы поняли, что ваша теория ложна?
(Я понял это на каторге, испытав душевные муки. Вернувшись к новой жизни, я смог полюбить Соню)
(Холод Сергей, 10 класс)
Очень интересный вид творческой работы, который, по опыту, пришелся по душе школьникам, - метаморфоза.
«Полезность» данного вида работы неоспорима: ученики могут почувствовать себя в другом теле, роли, ощутить несвойственные им эмоции. Все это развивает не только творческое воображение, но и воспитывает чувства.
Опыт работы показал, что с метаморфозой ученики справляются уже в 5 классе. Причем, год от года даже простые метаморфозы усложняются, получаются более интересные результаты. Например, одну работу на одну и ту же тему один и тот же ученик в разных классах напишет по-разному. Целесообразно предложить ученикам такие темы:
5 класс – предметная метаморфоза
6 класс - предметная метаморфоза с заданной тематикой ( «дерево весной, летом, осенью, зимой)
7 класс - перевоплощение в животного («Я тигр, лев, заяц, черепаха и т.д.) В этот же год начинаем знакомство с литературной метаморфозой. Так при изучении рассказа Л.Андреева «Кусака» ребятам можно предложить «Исповедь собаки».
Художественный материал 9-11 классов дает ребятам возможность осмыслить очень важные социальные, нравственные проблемы, выразить свое отношение к герою уже по той причине, то он захотел им «стать».
В результате проектной работы, в которой были задействованы ученики 5-11 классов, появился журнал «Метаморфозы». Отдельным разделом этого журнала стали «Литературные метаморфозы»
Ниже предлагаю вам несколько творческих работ учащихся, причем отмечаю, что год от года авторское мастерство совершенствуется, и это позволяет в 10, 11 классах перейти к более серьезному виду творческой деятельности.
Л.Андреев «Кусака» Исповедь собаки.
Я Кусака. Мне очень трудно жить. Одиночество- мой самый верный друг. Я никому не нужна, никто не может сказать, где я находилась всю долгую морозную зиму и чем кормилась. Никто не волнуется за меня. Когда у меня появляется потребность в общении, я выхожу на улицу, хотя для меня она, как поле боя. Во дворе ребята бросают в меня камни и палки, а взрослые пронзительно свистят. Мне становится страшно в эти минуты, и я убегаю на край поселка, там я зализываю раны и ушибы, накапливая страх и злобу.
Но один раз меня пожалели и приласкали. Это был пропойца - мужик, возвращающийся из кабака. Он позвал меня к себе сначала ласково, игриво, а потом пришел в ярость и со всего размаху пнул меня в бок. Я завизжала больше от неожиданности и обиды, чем от боли. С тех пор я не доверяла людям, а иногда со злобой набрасывалась на них и пыталась укусить. Среди всех этих мерзостей жизни я жила, жила всем назло, а злоба помогала мне выживать.
Однажды я нашла друга. Это Леля. Я впервые в жизни поверила ей, заинтересовалась и полюбила ее. Я пыталась выразить свою любовь, но выражать я ее не умела, хотя и видела, как другие собаки делали разные трюки, а Леля смеялась, хвалила меня за разные выступления. Я расцвела душой, я принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки?
Наступила осень, и Леля уехала. Я не могла поверить: она бросила меня. Теперь я беззащитна перед жестоким миром. У меня нет смысла жить! В душе осталось чувство боли: она предала меня. (Брютова Оля,7 класс)
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
Я Онегин.
О, как мне надоела вся эта городская мишура! Все эти пустые, лживые «актеры», бестолковые разговоры, сплетни. Надоело. Ничего не получается. Уезжаю. Слава Богу, есть куда, ведь дядя оставил мне приличное наследство.
Первый день. Здесь, в деревне, совсем по-другому: тишина, широкие поля, сумрачный лес, сверкающий ручей.
Третий день. Здесь нет ни дворцов, ни карт, ни балов, ни стихов, а скука та же. Я не знаю, чем занять себя. Целыми днями одно и то же. Эти деревенские гости, они ужасные неучи! Да, что говорить, деревня же. И все эти их «балы», просто смешно! Да, приехал новый помещик- Владимир Ленский, романтик. Мы познакомились, но пользы друг другу не принесли, нам было скучно. Он поэт, мечтатель, а я ... Я трезво мыслящий человек. Время шло. С Ленским мы общались все больше, встречались каждый день и стали очень дружны. Мне было интересно наблюдать за пылким поэтом. Меж нами часто возникали споры, не яростные, а увлекательные.
Владимир часто рассказывал мне о своей любви, об Ольге. Он любил её безумно и, конечно, посвящал ей многие стихи. Однажды мне удалось оценить его выбор. Ленский позвал меня в гости к Лариным. Я согласился. Но выбор его, по моему мнению, был не столь хорошим. Ольга такая же, как и другие городские кокетки, красива, но глупа. А вот Татьяна... Она не была красива, но казалась очень приятной девушкой. Я высказал Ленскому все свои мысли, но они расстроили его. Но это было моё объективное мнение.
Ко мне пришло письмо. От кого же оно? Хм, как живо написано. Похоже, я догадываюсь, от кого оно. Но что же мне делать? Я не хочу обидеть бедную девочку. Что ж, мне придется поговорить с ней. Я приехал к Лариным. Дома Тани не было, я нашел её в саду. Она была совершенно растеряна. Сказал ей все, что думаю. Может, это было сурово, но так надо, и потом она поймет, что это лучше для неё самой.
Каждый день одно и то же. Чем бы заняться? Ах, вот опять Ленский. Сейчас будет опять на что-нибудь уговаривать. Ну, что я говорил! У Татьяны именины, я зван. Ох, весь этот деревенский сброд! Как он меня раздражает! Ленский говорит, что будет только круг близких. Ну, что же, стало быть, поеду.
Я возмущен! Что я вижу! Это же деревенский «бал»! ах, Ленский обманул меня! Знает же, что я не выношу всех этих «мероприятий». Ну, погоди, отомщу.
Я заметил, что Татьяна была сама не своя, это смутило меня, с досады
я опустил глаза. Мне жалко Таню, я подарил ей взгляд, полный нежности. Хотя, может быть, этого и не следовало делать...
Ну, вот и музыка. Где же Ольга?
-Можно вас пригласить?
Да, Ленский в гневе. Пусть в следующий раз знает, как обманывать!
Хм, Владимир уехал. Ну, мне здесь делать больше нечего.
Утром я отправился к нашему общему с Ленским знакомому. Я даже
не предполагал, что меня ждет. Он передал мне записку от Ленского. Дуэль. Что ж, делать нечего. Всегда готов.
Что я наделал? Зачем подшутил так вчера?! Да, и тем более ему восемнадцать лет, пускай дурачится! Ему простительно. Зато я повел себя как мальчишка!
Я проспал. Мы быстро собрались и поехали. Они уже были готовы. Что же это творится?! За день мы стали врагами! Так нельзя!
Но вот. Два шага. Четыре. Пять. Я выстрелил. Всё замерло. Владимир пал. Холод в теле. Бегу к нему… Владимир! Владимир! Очнись! Помогите.
... Три года. Были или нет? Как быстро время пролетело!
Я снова средь этой «мишуры». Ничего не изменилось. Но, стой, кто та в малиновом берете? Ужель она? Да. Изменилась. Совсем другая. И не сказала мне ни слова! Что же делать? Она меня не замечает! Ушла. Когда же я её встречу?
Не могу дождаться вечера. Ну, стрелки, двигайтесь быстрее!
Я у крыльца, вхожу к княгине. Вот Татьяна. Одна. Но что же говорить? Слова не найду. И входит Вяземский...
Я стал как будто её тенью. Она меня не замечает. И остаётся лишь письмо...
Второе. Третье. Нет ответа. Дни мчались. Зима, весна... Я мчусь к Татьяне.
В зале никого и дальше тоже. Ах! Вот она. Сидит, не убрана, бледна. Я пал к её ногам. Она молчит. Ах, Таня, Таня, что же ты молчишь! И она начала...
Ты говоришь, что благодарна мне, что счастье было так возможно, что любить, но.... Но Таня замужем. И точка. Сердце разрывается на части. Уходишь! Что мне теперь делать?! Как жить?! ( Сорокина Полина, 9 класс)
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
Я Максим Максимович, штабс-капитан, «настоящий горец». Я служу на Кавказе уже давно и хорошо знаю природу, местные обычаи, нравы, психологию горцев. Как говорят, у меня золотое сердце и добрая душа. Я и, правда, ценю душевное спокойствие и стараюсь избегать приключений. Для меня на первом месте стоит долг перед Отечеством, но с подчиненными я не чинюсь и веду себя по-приятельски. Я свято верю в дружбу и готов оказать уважение и помощь любому человеку. Мне интересно жить, только я не совсем понимаю, почему скучает Печорин. Доставил он мне волнений…Белу украл…Неблагородно поступил: он ведь на ней все равно не женился бы…
Еще уязвила меня наша последняя встреча, обидело то холодное отношение, которым после пятилетней разлуки наградил меня Печорин. Не ожидал от него такого. По моим понятиям, люди, служившие вместе на Кавказе, становятся чуть ли не родными. Впрочем, может, Печорин и не хотел меня обидеть? Может, он меня и другом-то не считал? Тогда ему и разговаривать не о чем было… Я разочарован… хотя чем-то мы с ним похожи: он, как и я, одинок и обречен…(Лысенко Эля,9 класс)
Ф.М.Достоевский «Белые ночи»
Я стояла возле канала, облокотившись на парапет, и плакала. Плакала из-за своего любимого. Когда я пошла домой, ко мне начал приставать подвыпивший гуляка, но меня спас один мужчина, настоящий мечтатель. Я так ему благодарна за эти несколько дружеских ночей, когда мы могли беседовать по душам. Я рассказала ему свою историю, он разделил со мной мое горе. Это очень чуткий человек, живущий в идеальном мире. Его не устраивает окружающая действительность. Он очень добрый, я чувствую, что нравлюсь ему, но у меня же есть возлюбленный. Он не мог на мне жениться, потому что беден. Я согласилась ждать год, и он уехал в Москву. Он вернулся, но почему-то не дает о себе знать. Я страдаю. Мое сердце разрывается от сомнений и страдания. Мечтатель утешает меня, предложил написать письмо, которое он мог бы передать. Я согласилась. Мы ждали ответа, но он не приходил. Тогда я плакала, а мечтатель меня утешал. Я очень терзаюсь, что сама пришла к нему и открылась. Мечтатель признался мне в любви. Я почти готова была выйти за него замуж. Это был мой необдуманный поступок, потому что мы стали строить планы на будущее, и в этот момент появился мой возлюбленный. Я металась от одного к другому: так непросто было выбрать. Мне было грустно, что я так поступила с мечтателем. Я пришлю ему письмо и попрошу прощения. Прости меня… ( Бубнова Аня , 9 класс)
М.Горький «На дне»
Тихо лежать на тюремной шконке до суда… Впереди неопределенность: посадят или не посадят? А если посадят, то насколько? Однако именно в такие моменты есть время осмыслить всю свою жизнь, особенно последние годы. Проанализировать, что я сделал не так, почему попал в это место и какой надо сделать вывод из этой ситуации.
Итак, начну с того. Что уже двадцать восьмой год называюсь Васькой Пеплом, работы не имею, точнее, имею, но не такую, которая была бы честна для окружающих, которая принесла бы мне удовольствие. Я с детства вор, предки мои ворами были. Может быть, я бы получил нормальную профессию, но меня с детства вором называли, и мне почему-то приходилось подстраиваться под общественное мнение.
Но сижу я здесь совсем не из-за воровства, а за убийство. Не могу сказать. Что меня кто-то подставил, но все же не сам я решился на это дело, хотя в душе и рад, что избавил мир от одного плохого человека. Хотя, конечно, это не оправдание. Естественно, я виноват. В принципе, я даже не очень огорчен тюрьмой, а по-настоящему меня огорчает расставание с Наташей. Хоть она меня отвергает и не верит мне, все же остается дорогим человеком. Но в тюрьме для меня есть и свои плюсы: не придется больше видеть поганых лиц людей, сделавших мою жизнь и жизнь моей любимой невыносимой.. Может, сейчас все вернется на свои места: я отсижу положенный срок ( скорее всего меня отправят на каторгу), потом выйду и стану честным человеком, женюсь на Наташе. Понимаю, что все это мечты, но моя задача -сделать их осуществимыми. А вот и конвой за мной пришел: опять на допрос к следователю…( Каменев Михаил,11 класс)
Систематическая работа по развитию творческих способностей ученика имеет свои результаты, которыми учитель вправе гордиться. Приятно, когда вместо предложенной учителем творческой работы ученик предлагает свой (порой совсем неожиданный) вариант. Работая над тем или иным произведением, предлагаю ученикам «переписать» финал. Обсуждая полученные варианты, приходим к выводам, что теряет произведение, почему автор выбирает именно такой конец своего произведения.
Предлагаю вашему вниманию эпилог романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», написанный ученицей 11 класса Завалишиной Ксенией.
«Мы встретились на улице совершенно случайно, даже более чем неожиданно. Сначала я не узнал её. И только эти два усталых, измученных, но все же еще мерцающих огонька на уже понемногу стареющем лице напомнили мне ту, ко торую я не видел вот уже почти двадцать лет, ту, чье имя так просто и звучно слетело с моих губ: «Сонечка, это ты?!»
Она тоже узнала меня. Нет, Соня ничего не ответила, только слезы покатились по её щекам, и я даже не заметил, как две теплые сухие ладошки легли на мои плечи, а голова прижалась к груди... «Сестренка,» - только и смог я то ли про шептать, то ли просто выдохнуть от переполнявшего меня волнения.
Мы не стали ждать большего скопления и так постепенно окружавших нас любопытных взглядов. Соня предложила пройти к ней ( где-то неподалеку она снимала комнату) , и вот, пройдя несколько переулков, мы очутились в том са мом месте. Соня молча достала тяжелый ключ, дверь со скрипом отворилась, и мы прошли внутрь. Довольно знакомая картина меня ужаснула: обшарпанные обои, скудная мебель с протертой обивкой, голые облезлые деревянные полови цы. За время пребывания в пансионе я отвык от той обстановки, что окружала меня еще ребенком в комнате родителей, но все же виду не подал. Я сел на стул. Соня сконфузилась, каким-то внутренним чувством воспринимая то, что сейчас испытываю я, видя сущность её жизни. Но что же с ней стало? Почему? Почему она не вырвалась из этого порочного круга? Видимо, я так явно выра жал свое недоумение, что Соня, будто снова что-то вспомнив, бросилась в сле зы. Я вскочил со стула, как ошпаренный.
- Сестренка, да что ты, в самом деле. Я тут, теперь все хорошо будет, не плачь только...
И тут она, наверное, доверившись мне, как некогда ей доверялся я, присела напротив меня и, вытирая слезы, принялась за рассказ..
- Коля, братик мой, не ждала я, что судьба снова сведет нас вот так..., сколько же лет я надеялась, что этот миг вновь настанет... я искала, искала вас ... писа ла в ваш пансион, приезжала, только не пустили меня, а к тому времени вы дав но уже закончили, хотела только узнать, где вы теперь... а Поля, Лида? Что с ними?
- С ними-то все хорошо, ты о себе, о себе скажи...
-Ох, что ж сказать... ты ж ведь знаешь, где я была 8 лет, сразу после то го, как вы исчезли из моей жизни.. Там, в Сибири, на каторге, я была счастли ва.. Нет, ты не думай, я не сумасшедшая. Все от того, что он был рядом. Роди он., К концу заключения нам выделили место в поселении, работали каждый день, не покладая рук, но все это было как-то мимо. Я видела, что он рядом, та кой родной, занятый работой, верой, своими мыслями.. Там же я родила ему Катеньку.. Ты бы видел, как он светился от счастья! Весь смысл жизни был в нас самих ... и вот, оставалось несколько месяцев до конца, до того момента, которого мы так ждали... мы хотели начать новую жизнь... Разумихин писал в письмах, что ждет Родиона, что есть неплохое место.
Но ничего не случилось.. Он просто умер.. Чахотка..
- Как? Соня, теперь ты одна?
- Нет, Бог дал, я не одна, со мной Катенька... Я думала она тоже умрет, ей два годика было, такая слабенькая, былинка словно, а нет, окрепла..
- Когда вы вернулись?
- Сразу по смерти Родиона. Как сорок дней прошло, так я и собралась… Сил не было там оставаться., и хоть боялась, что Катенька дорогу не выдержит, все равно поехала.. .Бог дал : добрались... а Петербург все не изменился, та же грязь, сырость, холод.
- И где же она теперь?
- Я думала все не выживу с ребенком на руках, и её, и себя загублю.. Благо, ря дом Дуня с Дмитрием Прокофьевичем, спасибо им, помогли. Своих детей у них нет... Теперь Катенька с ними живет, а я каждый день прихожу... Мамой она меня не зовет..
- А ты почему не с ними, Соня?
Соня замолчала, встала и подошла к окну, достала откуда-то папиросницу и за курила. .. Едкий дым жег горло, я невольно закашлял... Соня быстро потушила сигарету о подоконник, бросила в окно и снова закрыла лицо руками. Я сидел, не двигаясь, не пытаясь даже её более успокоить, чувствуя, что будто все это происходит не со мной, наверное, лишь от того, что я отказывался верить в про исходящее. .. Это не та Соня, которую я знал когда-то. Та была сильнее, та все могла вытерпеть... а что же теперь? Жизнь её побила настолько, что она уже не хочет бороться?
- Я не хочу быть обузой, я знаю, что там ей лучше. Пойми, или бы мы все чет
веро были несчастны, или лишь я одна. Пусть все так и остается... Пусть Бог
им поможет, а я грешная, Не нужно её такой матери... В институты с такими
матерями не пускают...
-Соня, зачем ты так говоришь! Она же твоя!
-Моя была когда-то, а теперь я ей всего лишь Соня.
-Сколько ей?
-Вот уже девятый пошел..
Я задумался.. Теперь я ясно представлял, кто стоит передо мной.. Та, чья сущ ность так и не изменилась. Нет, она не перестала бороться. Она просто никогда не переставала быть той великой жертвенницей, которой была всегда. Сначала она страдала во имя нас, потом во имя Раскольникова, теперь, всеми силами по давляя свои материнские инстинкты, во имя дочери.
- Я хочу её увидеть, Соня. У меня теперь здесь работа, прибыльная, Соня, своя квартира неподалеку. Давай же заберем её, ну же, ты будешь счастлива! Чем же живешь ты теперь, Соня?
- Все тем же...
-Но..
- Не пытайся образумить меня, брат. Для себя я все давно уже решила, а пра -
вильно это или нет, одному Богу известно...
Я замолчал, мои аргументы иссякли... Не знаю, что случилось со мной в тот миг, но я решил во что бы то ни стало сделать этот маленький, почти иссохший светлый комочек счастливым... Я знал, что мне делать и знал, что не стоит те рять ни секунды. Время великих жертв прошло!
- Собирайся!- лишь успел выкрикнуть я. - Грядут перемены!»
При обсуждении работы ученица очень обстоятельно аргументировала свое мнение, хотя образ Сони она преподносит несвойственно трактовке Достоевского. Наверное, этому надо радоваться: ученица имеет свое мнение, по-своему осмысливает текст- вырос вдумчивый читатель.
Если учитель систематически работает с учениками над развитием творческих способностей, то у него накапливается материал, который целесообразно оформить отдельными изданиями. Так с 2001 года у нас выходит журнал «Капельки», который сначала был рукописным, а теперь с применением ИКТ-технологий. Очень интересный творческий материал , созданный учащимися 10-х классов на факультативе по устному народному творчеству, собран в журнал «Бабушкин сундук». Ребята пробовали освоить жанры устного народного творчества ( колыбельные, сказки, заговоры). ( см. Приложение)
Хочется остановиться на индивидуальных проектах учеников, которые к 10-11 классу накопили много творческих работ. Так мы выпустили отдельные книги учащихся:
поэтический сборник Карпачевой А. «Как тяжело любить тебя»
поэтический сборник Студенкиной А. «Созвездие друзей»
сборник прозы Епифанцева Д. «Дубовый талисман»
сборник прозы Сорокиной П. «Ангел»
сборник прозы Завалишиной К. «Немая правда»
Отдельные работы учеников печатались в СМИ. Авторский талант Сорокиной Полины был признан на Всероссийском конкурсе «Дерзай, школяр!»и отмечен литературной премией им. Соколова –Микитова (2009г.)
Последние два года мои ученицы принимают участие в районной научно-практической конференции с исследовательскими работами по литературе.
Cорокина П.(10 класс, 2010г) защитила работу по теме «Литературные образы в современном мире», получила 3 место (см.Приложение)
В 2011 году ее работа «Литературные теории разрушения» получила 3 место. В своей работе выпускница на примере литературных произведений авторов 19 века рассмотрела проблему влияния теорий на поступки , а также на дальнейшую судьбу их создателей. Выпускница акцентирует внимание на теории «комильфо» ( Л.Н.Толстой «Юность») и теории о «праве сильной личности» (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»).
Все основные положения работы подтверждены цитатами из произведений, самостоятельно отобранными ученицей, она успешно аргументирует собственную точку зрения. Кроме того, Сорокина П. провела социологический опрос, систематизировала полученный материал и проанализировала результаты.
Работа «выросла» из сочинения, с которым ученица принимала участие в конкурсе ученических сочинений по творчеству Л.Н.Толстого («Литература» приложение к «1 сентября») и стала победителем.(см.Приложение). В сокращенном варианте материалы реферата отправлены на конкурс методических разработок и ученических сочинений, посвященных творчеству Ф.М.Достоевского (журнал «Литература» приложение к «1 сентября»). В настоящее время Полина является студенткой 1 курса ДВФУ.
Десятиклассница Завалишина К. в работе «Роль родительского примера и наставления в формировании характера литературного героя » рассмотрела проблему влияния родительского примера и наставления на поступки, формирование взглядов и жизненной позиции литературного героя. Ученица особое внимание уделяет родительскому напутственному слову, которое принимается их детьми как руководство в дальнейшей жизни. Ксения рассматривает эту проблему на примере произведений А. С. Грибоедова «Горе от ума», А.С.Пушкина «Капитанская дочка», Н.В.Гоголя «Мертвые души», И.А.Гончарова «Обломов». В процессе написания работы ученица проявила себя достаточно опытным читателем, способным из большого объема материала выбрать необходимое, сравнить разные по своему характеру родительские наставления, выразить собственную точку зрения.
Завалишина К. получила 2 место. В сокращенном виде материалы реферата представлены на Всероссийский конкурс «ЛитМотив» (журнал «Литература» приложение к «1 сентября»).
В заключение своей работы я хочу выразить искреннюю благодарность моим ученикам выпуска 2005, 2006, 2011 годов, современным десятиклассникам и будущим выпускникам 2012 года, кто своими творческими способностями, умением работать над текстом на уроках литературы превращал мою учительскую (не очень радостную) жизнь в мгновения настоящего праздника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно - исследовательская деятельность на уроке литературы. Тема:"Конфликт романтической личности с укладом жизни".
Урок предлагается учителям литературы общеобразовательных учреждений. Проектная деятельность дает возможность реализовать творческие способности ребят, проводить исследования, создавать мини пректы, т...
Проектно - исследовательская деятельность на уроках литературы
В статье рассказывается о преимуществах проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы, приводятся примеры исследования литературных произведений или эпизодов в 5, 9, 11 классах. Нагля...
Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся
Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...
Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр
Jпыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно прио...
Проектно - исследовательская деятельность на уроках литературы.
Аннотация. В статье рассматривается проектно - исследовательская деятельность как одна из современных технологий в образовательном и воспитательном процессе. Оценивается приоритет использования данног...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы
Принципы и методы проектно-исследовательской деятельности...
Метапредметные умения в проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы
Статья посвящена проектной деятельности как интегративного дидактического средства развития, обучения и воспитания, которое помогает решать нравственные задачи,...