Проектно - исследовательская деятельность на уроках литературы
статья по литературе по теме

Тен Любовь Владимировна

В статье рассказывается о преимуществах проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы, приводятся примеры исследования литературных произведений или эпизодов в 5, 9, 11 классах. Наглядно показаны результаты и продуктивность проектно - исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно – исследовательская деятельность на уроках литературы.

Проектно – исследовательская деятельность на уроках литературы является одной из приоритетов современного образования. Развивающие приёмы обучения, семинары, эликтивные курсы поискового характера позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию. Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, сопряжённые с практической деятельностью.

Проектно – исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она

Личностью ориентирована.

Характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения.

Позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах.

Позволяет учиться на собственном опыте.

Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелёгкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, учить их мыслить.

Исследовательской деятельностью я занимаюсь три года, в основном опиралась на журнал « Литература в школе», книгу « Путь к сотворчеству» автора Г. С. Меркина, пользовалась услугами интернета.

Считаю, что в основу урока литературы должна быть положена учебно – познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия литературы, где каждый ученик, читая произведение, видит в нём не только средство для получения оценки или обогащения своего словарного запаса, но находит в нём пищу для размышлений и глубоких переживаний.

Всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке. Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения нужно использовать такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить аргументы, доказательства, факты, задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний.

Ситуациями такого рода является рецензирование ответов одноклассников, сочинений и др., то, что связано с экспертизой, советом, активным поиском нового.

Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе, некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене.

В 5 классе я проводила урок-игру с элементами исследования. Урок назывался « Проникновение в тайны замысла». Проводила я его после чтения и обсуждения в классе стихотворений о природе. Построен он на материале трёх стихотворений: И. С. Никитина « Засохшая берёза», « Дуб» и « Тихо ночь ложится». Трудно объяснить пятиклассникам, что в стихах всё взаимосвязано, что каждый образ у поэта внутренне обусловлен. Как зримо дать в этом убедиться? Конечно же, соприкоснувшись с процессом творчества. Каждый ученик в процессе работы получает необходимый текст стихотворения, в котором обозначены пропущенные места ( слово, словосочетание). Говорю детям о том, что злой волшебник тайно унёс из стихотворения поэта очень важные слова, и оно распалось, перестало быть художественным произведением. Нам нужно найти эти слова и поставить их на место. Ребята принесли конверт и фишки. За каждое интересное предложение даётся одна фишка, а за авторское слово-2 фишки.

Тихо ночь ложится

На вершины гор,

И луна глядится

В …………. Озёр.

Начинается поиск слова. Дети предлагают слова: в глубине озёр, в синеву озёр, затем в зеркала озёр. Объясняют, что им найти нужное слово помог глагол « глядится». В следующей строфе пропущено тоже трёхсложное слово, карандашом написали цифру три. Дети характеризуют пространство « над широкой»; пробуем характеризовать состояние, звучание. Появляется слово « безмолвной», но ещё не авторское, подбираем к нему синоним. Так находится нужное  слово «глухою» и так далее. Когда работа над стихотворением закончена, отвечаем на вопрос: « Какова роль заключительной строфы? Что нового вносит она в стихотворение?». Затем по такому же принципу работаем со стихотворением И. С. Никитина « Дуб». Ребята учатся внимательно вчитываться, вслушиваться, всматриваться в строки, угадывать настроение автора. А главное, в творческом поиске они начинают размышлять. Так, например, в стихотворении « Дуб», когда поиск слов – образов завершён, ребята увидели, что автор имеет ввиду не только старое одинокое дерево – речь идёт о человеке, об одиночестве, о том, как это трудно. Таким образом, урок развития творческого воображения стал и уроком нравственности и эстетического прозрения.

В 11 классе я с ребятами проводила групповую исследовательскую работу по поэме А. Ахматовой « Реквием». Чтобы пробудить у ребят интерес к фактам, приблизиться к пониманию творческого пути Ахматовой, я воспользовалась статьёй Абелюк Евгении Семёновны « Читательский комментарий: замысел и воплощение».

Учащимся предстояло научиться ориентироваться в литературе ( художественной, библиографической, мемуарной, исторической, литературоведческой), сравнивать разные комментарии к одному и тому же произведению, изучать комментарии профессиональных литературоведов. В результате углубленного комментированного чтения ребята узнали много нового о жизни и творчестве А. Ахматовой, о той эпохе, которую показала поэтесса в поэме. Творческие группы занимались исследованием по таким направлениям:

Значение слова « реквием»

Страшные годы « ежовщины»

Арест сына, семнадцать месяцев в тюремных очередях.

Библейские мотивы в поэме.

Сопоставление поэмы со стихами А. С. Пушкина, с декабристами ( « каторжные норы»).

Магия цвета и цифр.

Мандельштам в судьбе Ахматовой.

Анна Ахматова и Царское село.

В итоге такой огромной творческой работы ребята прониклись уважением к лирической героине поэмы, к трудностям, которые она пережила; с интересом читали другие произведения Ахматовой, с удовольствием писали сочинение и учили наизусть понравившиеся отрывки.

С учащимися 5 – 9 – х классов приходилось не раз рассматривать литературу с другими видами искусств: музыкой, живописью. Перед ребятами встают вопросы: как с помощью языковых средств художник слова описывает какое – то явление действительности, передаёт свои ощущения и впечатления; и как те же самые явления и внутренние переживания раскрываются в произведениях живописца, композитора.

В 11 классе при изучении повести Куприна « Гранатовый браслет» учащиеся слушали « Лунную сонату» Бетховена, которая помогла более глубоко раскрыть чувства героев, их переживания. В 9 классе, изучая роман А. С. Пушкина « Евгений Онегин» на уроке « Плоды сердечной полноты» ( рассматриваются образы Ленского, Татьяны и Ольги), перед учениками ставлю проблемный вопрос: « Почему Ольга забыла Ленского скорее, чем Татьяна?». Разрешение проблемного вопроса ведёт к сопоставлению сестёр Лариных. Сначала учащиеся рассказывают с помощью устного словесного рисования, как они представляют себе облик Татьяны и Ольги, затем мы обращаемся к портретам героинь Пушкина в иллюстрациях Рудакова. Рисуя почти одно и то же лицо, Рудаков очень тонко подчёркивает несходство сестёр. Портрет Ольги выдержан в розово – золотистой гамме. Она смотрит на зрителя лукаво и весело, чуть подняв голову, довольная явно тем впечатлением, которое производит. Голова Татьяны чуть опущена, глаза задумчиво отведены в сторону. Она занята своими чувствами, а не миром вокруг. Её печаль усилена голубовато – сиреневым тоном портрета. Художник прав. Пушкин отмечает бледность лица Татьяны. Эта бледность – признак сильных чувств, страданья и внутренней сосредоточенности отличает Татьяну от цветущей и легкомысленной Ольги.

В зависимости от объекта исследования ученические работы можно разделить на следующие виды:

Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов. Например, способы создания образов – персонажей в рассказах А. П. Чехова.

Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Например, в 8 классе при изучении « Слова о полку Игореве» мы сравнивали древнерусский текст и его переводы ( Лихачёва, Жуковского, Заболоцкого).

Работы, предлагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики.

Работы, посвящённые изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области ( литературное краеведение). Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения мемуарной литературы, критических статей создать нравственно – психологический портрет писателя, отразив своё восприятие его личности в форме художественно – публицистического очерка.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст. Заметила, что учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, а главное, повысилось качество знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация творческой, проектной, исследовательской деятельности на уроках литературы

предлагаемая работа является обобщением опыта учителя по развитию творческой активности учащихся...

Проектно - исследовательская деятельность на уроке литературы. Тема:"Конфликт романтической личности с укладом жизни".

Урок предлагается учителям литературы общеобразовательных учреждений. Проектная деятельность дает возможность реализовать творческие способности ребят, проводить исследования, создавать мини пректы, т...

Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...

Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр

Jпыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно прио...

Проектно - исследовательская деятельность на уроках литературы.

Аннотация. В статье рассматривается проектно - исследовательская деятельность как одна из современных технологий в образовательном и воспитательном процессе. Оценивается приоритет использования данног...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы

Принципы и методы проектно-исследовательской деятельности...

Метапредметные умения в проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы

Статья посвящена проектной деятельности  как  интегративного ди­дактического средства развития, обучения и воспитания, которое помогает  решать нравственные задачи,...