Проектно-исследовательская работа на уроках литературы
статья по литературе на тему

Юдина Ирина Анатольевна

Роль проектно- иссдедовательсой детельности при изучении поизведений на уроках литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская  деятельность учащихся на уроках  литературы

      Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержания преподавания, вполне обосновано применение таких средств  и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную исследовательскую работу учащихся. Проектная деятельность является одним из перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативны Метод проектов, несомненно перспективен как эффективная форма деятельностного подхода.

Целью проектной деятельности является

- понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

- повышение мотивации учащихся при решении задач;

развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Исследовательский проект.

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Примером такого проекта может служить работа группы учащихся 10 класса по теме   «Роль символов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Учащимися были при работе над романом выделены следующие символы: Осина-любимое дерево Е.Базарова,  книжка Бюхнера, с которой не расставался Е.Базаров, кольцо со сфинксом, опал в запонках Павла Петровича Кирсанова, крест, как главный символ в романе и др.

Проведя исследования, учащиеся выяснили, что любимое дерево Базарова – осина. Осина считается проклятым деревом у многих народов. На ней вешали преступников, осиновый кол забивали в могилу так называемых «нечистых». По некоторым версиям, из осины был изготовлен крест Христа, его бичевали осиновыми прутьями, на осине удавился Иуда. Дрожание листьев осины даже в безветренную погоду объясняли плясками нечистой силы под корнями этого дерева. Если учесть, что смерть Базарова – в известной степени самоубийство от несчастной любви, то его «преданность» осине и яме приобретает трагический смысл.

Павел Петрович сравнивает княгиню Р. со сфинксом. С этим образом связан мотив загадочности. Княгиня - загадка, которую Павел Петрович не может разгадать и поэтому умирает духовно. Ее отгадывает сама княгиня Р.. Она пишет Павлу Петровичу: «Крест – вот разгадка». А если дана разгадка, то сфинкс должен умереть, что и происходит с княгиней Р..

Своеобразную роль талисмана играет такая художественная деталь, как книжка Бюхнера, впоследствии приобретающая значение символа. Об этом говорят современные исследователи: «Нетрудно заметить, что книга Бюхнера имеет для Базарова особенное значение. Герой часто носит ее с собой и, при случае, рекомендует читать окружающим, словно новоявленный проповедник. Действительно, уже вскоре после своего появления сочинение Бюхнера воспринималось современниками, вследствие необыкновенной популярности, в качестве своего рода «библии материализма». И, несмотря на то, что все в романе, включая самого автора, подчеркивает, будто Базаров ни во что не верит, нельзя не заметить, что именно в свою «библию» силы и материи он как раз верит».

Неудача Базарова в попытке заменить томик Пушкина в руках Николая Петровича сочинением Бюхнера приобретает символический смысл. Пушкинская поэзия освещает весь роман. Вот и получается, что никакая наука не заменит веру в искусство, никакая польза не заменит любовь и поэзию.

В произведении важной деталью является крест. Древнее дохристианское значение креста связано с идеей цикличности, так как крест восходит к изображению пересекающихся спиц солнечного колеса. Таким образом, крест изначально связан с идеей жизни. Согласно энциклопедии «Мифы народов мира», «крест моделирует … восхождение духа, стремление к Богу, к вечности». «Крест – это выбор между счастьем и несчастьем, жизнью и смертью, процветанием и упадком. На этом основано использование креста в гаданиях, в качестве талисмана, амулета, оберега. Человек мифопоэтического сознания стоит перед перекрестком, развилкой пути, где налево – смерть, направо – жизнь».

Крест упоминается в романе восемь раз: кресты на церквушках, «крестообразная» черта на кольце княгини Р., кресты на кладбище, где похоронен Базаров. Крест – это символ человека, так как на кресте распинали людей. Матушка Павла и Николая Кирсановых «в церкви подходила первая ко кресту»; Николай Петрович опасался, что «отставным людям» «пора гроб заказывать и ручки складывать крестом на груди». Три раза герои романа осеняют себя крестом. Перекрестилась «под шалью» княжна Х……я, тетка Одинцовой, узнав об отъезде Базарова и Аркадия; «начал креститься» камердинер Петр, увидев потерявшего сознание Павла Петровича; наконец, сам Павел Петрович в русской церкви Дрездена «задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься…». Крест также означает земные страдания, неизбежность физического ухода. Это и символизирует крест на могиле атеиста Базарова.

Таким образом, Базаров и Павел Петрович, казавшиеся столь различными, пришли к одному итогу – к кресту в церкви и на могиле.

Одинокий крупный опал» на «рукавчике» Павла Петровича –  не только свидетельство его принадлежности к дворянскому сословию, привычки к роскошной жизни,  но и камень одиночества и агрессивности, что вполне возможно повлияло на характер Павла Петровича, а «серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя» на его письменном столе в Дрездене подчеркивает, как одинок и несчастен русский аристократ на чужбине.

В конце исследования пришли к выводу, что предметы (вещи) – составная часть художественной ткани романа. Через бытовые детали Тургенев раскрывает социальную сущность и внутренний мир героев.

Таким образом, художественный мир И. С. Тургенева неповторим. Необычайно богатство и разнообразие художественных деталей в структуре романа «Отцы и дети»  обеспечивает широкий охват всех сфер жизни, изображенных писателем.

Это только один, из исследовательских проектов учащихся

Исследовательская деятельность не имеет границ, ведь основная цель исследовательской деятельности – развитие личности,  рост её самостоятельности, процесс формирования собственной системы ценностей.

Чтобы каждый проект был доведён до успешного завершения, чтобы в ребёнке проснулась гордость за полученный результат, для этого в процессе работы над проектом или исследованием учитель должен не только помогать детям соизмерять свои желания и возможности, но и после завершения работы над своим проектом, ученик имел  возможность рассказать о  показать, что у него получилось и услышать похвалу в свой адрес. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.

В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....

Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы

Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....

Методический проект на тему : «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».

1.Актуальность .        Методический проект разработан на основе  обобщения педагогического опыта , в котором найдены и апробированы типовые решения педагогичес...

Методическое пособие "Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время"

В методическое пособие «Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» помещены материалы по организации проектно- исследовательской дея...

Организация проектно-исследовательской работы на уроках литературы

Главная цель в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке  через проектную деятельность- открывать, искать, исследовать. Для реализации данной цели необходимо выполнить следую...