Организация проектно-исследовательской работы на уроках литературы
статья по литературе на тему
Главная цель в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке через проектную деятельность- открывать, искать, исследовать. Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи: научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления.Главная цель в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке через проектную деятельность- открывать, искать, исследовать. Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи: научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления.Главная цель в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке через проектную деятельность- открывать, искать, исследовать. Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи: научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_proektno-issledovatelskoy_raboty_na_urokah_literatury.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации проектно-исследовательской работы на уроках литературы
Фоменко Лариса Леонидовна,
учитель русского языка и литературы, ВКК
МБОУ «КСОШ им. Т.Т. Шерета»
Яшалтинского района Республики Калмыкия
Мы живем во времена перемен, так как современное общество стремительно меняется. Главная проблема, которая ставится перед современной школой: воспитание предприимчивого, деятельного, мобильного человека, способного жить в современном мире и быть конкурентоспособным на рынке труда. Информация становится главным результатом и одновременно условием развития. Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знание. Актуальность методов проекта состоит в том, что от гностического подхода, при котором основной образовательной задачей являлось формирование прочной системы знаний, произошел поворот к деятельностному подходу, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися
Главная цель в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке через проектную деятельность- открывать, искать, исследовать. Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи: научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета; вовлечь учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем; открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления.
Метод проектов состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретенные ими знания для жизни. Формулы, термины и т.п. становятся не просто информацией для заучивания, а средством достижения поставленной цели.
В связи с этим можно выдвинуть гипотезу- Метод проектов способствует организации самостоятельной работы учащихся на уроке.
При этом следует отметить, что проектная деятельность, осуществляемая на уроках литературы, аккумулирует все знания, умения и навыки учащихся, вызывает большой личностный интерес у детей и выводит их на принципиально новую ступень познания и творческой деятельности.
Структура предмета по литературе открывает возможности для обучения детей с использованием технологии проектов практически в любом разделе курса.
Метод проектов позволяет формировать исследовательские навыки учеников, активизировать их деятельность, применять полученные знания.
Мы считаем, что метод проектов целесообразно применять, если:
- Существует проблема и есть значимость результата (теоретическая, практическая).
- Предполагается самостоятельная деятельность обучающихся .
- Используются исследовательские методы .
- В результате имеем материальный продукт.
Также следует различать проекты:
- по предметно-содержательной области
- по характеру контактов
- по количеству участников
- по продолжительности выполнения проекта
- по доминирующей в проекте деятельности
При работе над проектом можно выделить следующие положительные моменты:
+ навыки самообразования и самоконтроля
+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат
+ навыки групповой деятельности
+ индивидуальный подход
+ интерес к познавательной деятельности
Но при этом появляются и минусы проектной деятельности
- возрастает нагрузка на учителя
- ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки)
- психологические, коммуникативные проблемы
- проблема субъективной оценки
Схема работы над проектом следующая :
- формулировка целей и задач проекта,
- постановка конкретной задачи перед каждым участником или группой учащихся (с обязательным подробным объяснением ожидаемых результатов),
- самостоятельная работа детей по сбору материалов и их оформлению. Роль педагога на этой стадии сводится к просматриванию собранных сведений и консультации по их оформлению,
- рассмотрение готовых материалов и их доработка,
- окончание проекта или публичное представление результатов групповой или индивидуальной работы.
Проекты представляют возможность почувствовать себя успешным на уроке.
Реализация метода проектов ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Учитель помогает определиться с темой, наблюдает за работой, советует, косвенно руководит деятельностью. Он должен всё предусмотреть, оценить индивидуальный вклад в проект каждого ученика. Кроме того, учитель помогает в подготовке презентации, высказывает собственное суждение о достижении цели. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности поискового и творческого характера.
После защиты проектов каждый ученик оценивает свою работу по четырём основным направлениям:
– мои ощущения и чувства во время работы над проектом; - новизна при работе над проектом: что я узнал, чему научился;
– поддержка и помощь товарищей при возникновении затруднения в работе;
–пожелание себе и своим одноклассникам для реализации следующих проектов.
Проектное обучение очень действенно, оно усиливает интерес к учёбе со стороны учеников, потому что оно личностно-ориетированное, само мотивируемое, что означает возрастание интереса к работе по мере её выполнения, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда. Проектная деятельность позволяет развить специфические проектные умения: определить проблему и цель предстоящей работы, спланировать деятельность, найти нужные материалы, точно реализовать план, а при необходимости внести коррективы, оценить полученные результаты и проанализировать ошибки, осуществить презентацию своей работы.
Для учителя самым ценным в организации исследовательской деятельности учащихся и в методе проектов является сам процесс работы, т.к. он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Важно правильно выбрать тему исследования, тип проекта. Это зависит и от темы, изучаемой на уроках, и от возможностей, обучающихся. Так можно вовлечь в работу практически всех детей и управлять их активностью.
При организации творческих проектов по литературе можно использовать разные виды проектов: творческие, ролевые, исследовательские, предметно-ориентированные, интегрированные. Для творческих проектов характерно осмысление учащимися художественного текста и создания оригинальных работ. Это может быть совместная газета, альманах, сочинение, видеофильм, сценарий праздника, драматизация.
Творческие проекты могут быть не только групповыми, но и индивидуальными.
Самый главный проект, который создает каждый учащийся в своей школьной жизни неоднократно и который представляет на выпускном экзамене, - это сочинения. И работа по обучению учащихся написанию сочинения начинается в 5 классе с мини-проектов. Учитель уже учит создавать литературно-творческие проекты: вычленять основные проблемы, находить пути их решения, аргументировать, анализировать, синтезировать. Для многих школьников написание сочинения продолжает оставаться наиболее сложным видом работы. Чтобы помочь учащимся овладеть методикой и технологией создания сочинения, предлагаем написать сочинение в процессе не индивидуальной, а парной или групповой работы. После обсуждения предложенных тем ребята составляют план, тезисы, подбирают необходимые цитаты, возможные эпиграфы. Для этой работы ученики могут использовать и дополнительную критическую литературу.
Любой проект включает следующие этапы:
- постановка проблемы, выбор темы проекта, ее обоснование («круглый стол», «мозговая атака»);
-выдвижение гипотез, путей решения проблемы, выбор методов, способов оформления конечных результатов;
-обсуждение плана работы (распределение ролей);
-сбор, систематизация и анализ полученных данных;
-подведение итогов, презентация.
Работа над темой, состоящей из нескольких уроков, – это, как правило, среднесрочные проекты.
Вот примеры некоторых тем проектов и исследований, выполненных учащимися за последнее время.
Класс | Форма творческой работы | Тема творческой работы |
5 | Проект по литературе | Групповой проект. « Образ Бабы Яги в русских народных сказках» |
5 | Проект по литературе | Групповой проект «Стихотворение К. Симонова «Сын артиллериста» (к 71 годовщине Победы в ВОВ) |
6 | Проект по литературе | Годунова Екатерина, Тимиргириева Айна, Рамазанова Айшат, АраховаАлександра «Знаменитые баснописцы» |
6 | Проект по литературе | Закиева Эльвира, Сафонова Анастасия, Суховеева Анна, Петровский Игорь «Мудрость и мораль в баснях И.А. Крылова» |
9 | Исследовательская работа по литературе | Алташова Айта «Луна и солнце плещутся в пиале» (Почему русские и калмыцкие писатели воспевали калмыцкий чай в своих произведениях) |
9 | Исследовательская работа по литературе | Кузьбарь Светлана «Удивительный мир сказок А.С. Пушкина» |
11 | Исследовательская работа по литературе | Куликов Владислав «Памятники литературным героям в Республике Калмыкия…» |
10 | Исследовательская работа по литературе | Ахматханова Ольга «Желай мне здравия, калмык!» (Пушкин и калмыки) |
Предлагаем вашему вниманию материалы по моделированию урока средствами проектного обучения на общедидактическом уровне и на уровне методики закрепления темы “Сказки”. Это первый раздел, изучаемый в 5-ом классе на уроках литературы, это пример организации работы над обучающимся групповым проектом «Образ Бабы Яги в русских народных сказках». Тип проекта – творческий. Форма организации учебной деятельности – групповая.
Содержание этапа работы над проектом | Результат работы на данном этапе |
1. Проблематизация | . |
2. Целеполагание Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности | |
а) формулирование цели проекта | Отобрать и систематизировать «свой» материал об образе Бабы-Яги , оформить его для презентации. |
б) создание образа ожидаемого результата – проектного продукта | Проектный продукт – презентация «Образ Бабы-Яги в русских народных сказках». |
в) Формулирование названия (темы) проекта | «Образ Бабы Яги в русских народных сказках» |
3. Планирование Составление плана работы над проектов, продолжительность работы над проектом | |
а) постановка задач, исходящих из цели |
|
б) выбор способов работы (технологии) |
|
в) определение последовательности предстоящих шагов | 1. Опрос учащихся 2. Сбор информации о Бабе Яге в литературных источниках. 3. Чтение сказок, где встречается образ Бабы Яги (10 сказок) 4. Систематизация и оформление в виде конечного продукта: а) слайд-презентация; б) иллюстрации к сказкам с образом Бабы Яги. 5. Написание отчета о работе. 6. Защита проекта и презентация проектного Итого на работу отведено 2 месяца (1 четверть) (долгосрочный проект) |
4. Реализация | Проблемы: – Как лучше систематизировать материал, расположить в соответствии с логикой? Помощь учителя (консультация). Обсуждение собранных материалов, оценка их объема, качества. |
5. Рефлексия | Польза для автора проекта – формирование компетентностей, повышение самооценки, реализация творческих способностей. Польза для «потребителей» проектного продукта – расширение представления о Бабе Яге, взгляд на уже известное под новым углом зрения. В ходе работы выявлены ошибки и нечеткости целеполагания. Перспективы: использование работы в курсе «Устное народное творчество». |
.
На уроке используется Памятка, с которой ученики знакомятся перед началом работы.
Памятка.
- Помните, что проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая работа. Успешность этой деятельности зависит от того, появятся ли у вас оригинальные мысли и нестандартные решения, а также желание и усердие сделать проект интересным.
- Не забывайте, что вы должны работать с полной отдачей, помогать друг другу по мере необходимости, чувствовать ответственность за результаты совместной работы.
- Когда вы получите рекомендации, организуйте:
а) планирование работы, обсуждение элементов проекта, изготовление набросков;
б) распределение обязанностей;
в) выполнение заданий;
г) обсуждение подготовленных материалов;
д) презентацию проектов.
Наш опыт показал, что проектная деятельность, аккумулируя все знания, умения и навыки учащихся, выводит их на принципиально новую ступень познания и творчества.
На наш взгляд, метод проекта отвечает всем требованиям ФГОС ООО. В рамках системно-деятельностного подхода, когда главной целью становится развитие личности – метод проекта является наиболее актуальным.
В заключение следует отметить, что проектная деятельность носит элемент творчества, а интерес детей к творческой работе всегда выше и, что особенно важно, такая работа направлена на формирование обще учебных умений: поиск информации, ее обработка, умение представить в виде рассказа, создание иллюстраций и презентаций. Работа над проектом создает навыки публичных выступлений, умения слушать, анализировать и оценивать информацию, так как по каждому представленному на общее обозрение материалу необходимо составить свое мнение. Работа в группах, парах и с младшими школьниками способствует развитию коммуникативной культуры учащихся. Метод проектов в настоящее время становится одним из важных факторов в арсенале педагога современной школы.
Использованная литература:
1.В мире литературы: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учеб. заведений / Авт.-составители А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др. - М.: Дрофа;
2.Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М.: Знание, 1985;
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - с. 64-110;
4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - с. 60-65.
5.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – Москва, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы по организации проектно- исследовательской деятельности обучающихся на уроках технологии.
Учителя, заинтересованные в своей работе, желающие творчески подходить к педагогической деятельности с успехом могут применять идеи программы " Интел" в своей деятельности. Предлагаю вашему вним...
Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы
Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....
Сертификат "Организация проектной исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время"
Выступление на педагогических чтениях...
«Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках технология»
В статье раскрываются понятия проектной технологии, его основные компоненты. Школьники, обучающиеся по методу исследований, получают более глубокое знание изучаемых явлений и процессов, а также стабил...
Методический проект на тему : «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».
1.Актуальность . Методический проект разработан на основе обобщения педагогического опыта , в котором найдены и апробированы типовые решения педагогичес...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.
Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие личности обучающегося. Исследование...
Организация проектно - исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии в условиях ФГОС
В статье описаны формы организации учебно - исследовательской деятельности на уроке биологии, которае связаны с решением учащихся творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным ...