Выступление "Эффективность осуществления индивидуального подхода к учащимся в учебно - воспитательном процессе"
материал

Егорова Тамара Николаевна

В материале представлено выступление на методическом объединении учителей гуманитарно - эстетического и математического  цикла, отделения для обучающихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_metodobedinenie.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность осуществления  индивидуального подхода к учащимся в учебно – воспитательном процессе.                                      (методическое объединение учителей гуманитарного цикла)

                                                                                                                  ноябрь 2017г.

       Индивидуальный подход важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

   Индивидуальный подход необходим в двух отношениях:

  • Он дает возможность максимального развития всех имеющихся у ребенка способностей;
  • Без учета индивидуальных особенностей ребенка педагогическое воздействие может оказывать на него совсем не то влияние, на которое было рассчитано. Педагогическое влияние всегда опосредуется психологическими особенностями ребенка, и поэтому характер и эффективность воздействия определяется не только его объективными особенностями, но и тем, как оно воспринимается ребенком.

    Таким образом, осуществление индивидуального подхода невозможно без изучения особенностей ребенка - это и наблюдение за ним в процессе учебной деятельности, за его взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми, изучение социальной ситуации развития.  Что касается социальной ситуации развития,  это имеется в виду то, что каждый ребенок приходит к нам с определенным багажом (опытом) - семейные отношения, отношения с уличной компанией, взрослыми и т.д. Знание этих особенностей помогает нам лучше понять, а понять значит принять, а принять значит помочь,  оказать содействие в изменении негативных проявлений, а где-то и компенсировать то, чего не хватает ребенку в семье.

  Также, получить информацию о учащимся,  можно из результатов психологического обследования.

    Подобные сведения имеются у психологов, они затрагивают познавательную сферу и личностные особенности учащихся, также имеются составленные на основе диагностики заключения с рекомендациями. Ими всегда можно воспользоваться, кроме того каждый педагог может сделать запрос на дополнительное обследование, для определения причин возникающих у учащегося в учебной и внеучебной деятельности.

    По результатам обследования выделяются учащиеся нуждающиеся помощи.  Педагог также может обратиться к психологу с запросом на включение того или иного учащегося в коррекционную работу.

   В этом учебном году из обследованных 60 учащихся 5-7 классов 39 включены в коррекционно-развивающую работу в малых группах и индивидуальную.          Причем акцент сделан не на коррекционно-развивающую работу по познавательным процессам, а на развитие саморегуляции учащихся и на снятие симптомов тревожности (это в основном касается 5 класса).

   Традиционно 5-ый класс находится на особом контроле, наряду с основным обследованием проводится обследование на выявление симптомов школьной тревожности в связи с переходом в среднюю школу  и определению социометрического статуса в системе классных отношений. Не буду озвучивать результаты поскольку мы их обсуждали индивидуально с классными руководителями,  педагогами,  работающими в пятых классах. В начале третьей четверти будет проведена следящая диагностика, с целью выявления динамики и продолжение или завершение  работы с учащимся.

    Мое выступление должно содержать определенные рекомендации, мне хочется дать их опосредованно через Шалву  Амонашвили. Это грузинский педагог-гуманист, в 80-е годы им была организована экспериментальная школа, которая имела хорошие результаты, у него много книг, сам он харизматичный  и просто очаровывает и зажигает  идеями гуманистической педагогики. Он подарил мужу книгу, я стала читать и хочу вам, с вашего позволения,  прочесть несколько отрывков.

                             

                                     ВЫДЕРЖКИ ИЗ КНИГИ

   Сейчас конечно другое время, но личность педагога, о которой говорит Амонашвили и сейчас не утратила своего значения. Педагоги, к которым дети приходят и после окончания школы, значит,  они получали от них тогда не только знания, а что-то еще и идут за этим сейчас.

(Примеры  взаимоотношений детей и взрослых – учителей, после окончания обучения в школе)

Что важно знать и помнить:

   

  • Важно не столько научить ребенка предмету, сколько помочь ему в какой-то степени понять, найти себя, научить его строить отношения со взрослыми и сверстниками, ответственно относится к делу. Для этого необходима постоянная рефлексия собственного взаимоотношения с учащимся. Не с позиции силы, я – взрослый и всегда прав, а критического оценивания собственных действий в каждой конкретной ситуации.
  • Напомню, что для учащихся с нарушением интеллекта характерно нарушение эмоциональной сферы – они более открыты, ранимы, большинство из них нуждаются в поддержке, одобрении.Важно учитывать опору на положительное в ребенке.  Если учащийся чувствует, что учитель считает его никчемным и не ждет от него ничего, то заем и стараться и прилагать какие-то усилия чтобы стать лучше.

                      (Практический пример)

   Я Вам благодарна за внимание, прошу прощения, если где-то не достаточно точно выразила мысль и желаю Вам  успехов и плодотворного сотрудничества с психологической службой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учет психофизических особенностей учащихся в учебно-воспитательном процессе

В материале представлены способы организаци учебно-воспитательного процеса, с учетом психофизических особенностей подростков....

Эффективное использование ресурсов информационного центра школы в учебно-воспитательном процессе.

ИЦШ МОУ «СОШ №5» города Ржева начал свою работу 16 марта 2009 года. Центр работает ежедневно с 8-30 до 17-00, в субботу до 13-30. ИЦШ состоит из трёх зон – зоны групповой работы и зоны индивидуа...

Доклад "Социализация и профориентация учащихся в учебно-воспитательном процессе."

Доклад для выступления на заседании методического объединения учителей трудового обучения...

Статья «Системно - деятельностный подход как основа организации учебно-воспитательного процесса в рамках ФГОС (из опыта работы)»

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Я хотелабы продеменстрировать...

«Стимулирование мотивации учебной и воспитательной деятельности – основа успеха учащихся в учебно-воспитательном процессе»

Проект разработан для учащихся 7 класса, с целью повышения качества знаний , улучшения дисциплины, сплочения коллектива, борьбы с пропусками уроков без уважительных причин, оптимизации учебно-воспитат...

Осуществление индивидуального подхода к учащимся при выполнении изделий программного характера на уроках швейного дела

Задачи:1. Выявление типологических групп учащихся и их дифференциацию по типогруппам.2. Организацию обучения в соответствии с особенностями учебной деятельности каждой типогруппы для выравнивания и по...

Использование личностно ориентированного подхода для повышения качества учебно-воспитательного процесса

Использование личностно ориентированного подхода для повышения качества учебно-воспитательного процесса...