Выступление "Эффективность осуществления индивидуального подхода к учащимся в учебно - воспитательном процессе"
материал
В материале представлено выступление на методическом объединении учителей гуманитарно - эстетического и математического цикла, отделения для обучающихся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_metodobedinenie.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективность осуществления индивидуального подхода к учащимся в учебно – воспитательном процессе. (методическое объединение учителей гуманитарного цикла)
ноябрь 2017г.
Индивидуальный подход важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Индивидуальный подход необходим в двух отношениях:
- Он дает возможность максимального развития всех имеющихся у ребенка способностей;
- Без учета индивидуальных особенностей ребенка педагогическое воздействие может оказывать на него совсем не то влияние, на которое было рассчитано. Педагогическое влияние всегда опосредуется психологическими особенностями ребенка, и поэтому характер и эффективность воздействия определяется не только его объективными особенностями, но и тем, как оно воспринимается ребенком.
Таким образом, осуществление индивидуального подхода невозможно без изучения особенностей ребенка - это и наблюдение за ним в процессе учебной деятельности, за его взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми, изучение социальной ситуации развития. Что касается социальной ситуации развития, это имеется в виду то, что каждый ребенок приходит к нам с определенным багажом (опытом) - семейные отношения, отношения с уличной компанией, взрослыми и т.д. Знание этих особенностей помогает нам лучше понять, а понять значит принять, а принять значит помочь, оказать содействие в изменении негативных проявлений, а где-то и компенсировать то, чего не хватает ребенку в семье.
Также, получить информацию о учащимся, можно из результатов психологического обследования.
Подобные сведения имеются у психологов, они затрагивают познавательную сферу и личностные особенности учащихся, также имеются составленные на основе диагностики заключения с рекомендациями. Ими всегда можно воспользоваться, кроме того каждый педагог может сделать запрос на дополнительное обследование, для определения причин возникающих у учащегося в учебной и внеучебной деятельности.
По результатам обследования выделяются учащиеся нуждающиеся помощи. Педагог также может обратиться к психологу с запросом на включение того или иного учащегося в коррекционную работу.
В этом учебном году из обследованных 60 учащихся 5-7 классов 39 включены в коррекционно-развивающую работу в малых группах и индивидуальную. Причем акцент сделан не на коррекционно-развивающую работу по познавательным процессам, а на развитие саморегуляции учащихся и на снятие симптомов тревожности (это в основном касается 5 класса).
Традиционно 5-ый класс находится на особом контроле, наряду с основным обследованием проводится обследование на выявление симптомов школьной тревожности в связи с переходом в среднюю школу и определению социометрического статуса в системе классных отношений. Не буду озвучивать результаты поскольку мы их обсуждали индивидуально с классными руководителями, педагогами, работающими в пятых классах. В начале третьей четверти будет проведена следящая диагностика, с целью выявления динамики и продолжение или завершение работы с учащимся.
Мое выступление должно содержать определенные рекомендации, мне хочется дать их опосредованно через Шалву Амонашвили. Это грузинский педагог-гуманист, в 80-е годы им была организована экспериментальная школа, которая имела хорошие результаты, у него много книг, сам он харизматичный и просто очаровывает и зажигает идеями гуманистической педагогики. Он подарил мужу книгу, я стала читать и хочу вам, с вашего позволения, прочесть несколько отрывков.
ВЫДЕРЖКИ ИЗ КНИГИ
Сейчас конечно другое время, но личность педагога, о которой говорит Амонашвили и сейчас не утратила своего значения. Педагоги, к которым дети приходят и после окончания школы, значит, они получали от них тогда не только знания, а что-то еще и идут за этим сейчас.
(Примеры взаимоотношений детей и взрослых – учителей, после окончания обучения в школе)
Что важно знать и помнить:
- Важно не столько научить ребенка предмету, сколько помочь ему в какой-то степени понять, найти себя, научить его строить отношения со взрослыми и сверстниками, ответственно относится к делу. Для этого необходима постоянная рефлексия собственного взаимоотношения с учащимся. Не с позиции силы, я – взрослый и всегда прав, а критического оценивания собственных действий в каждой конкретной ситуации.
- Напомню, что для учащихся с нарушением интеллекта характерно нарушение эмоциональной сферы – они более открыты, ранимы, большинство из них нуждаются в поддержке, одобрении.Важно учитывать опору на положительное в ребенке. Если учащийся чувствует, что учитель считает его никчемным и не ждет от него ничего, то заем и стараться и прилагать какие-то усилия чтобы стать лучше.
(Практический пример)
Я Вам благодарна за внимание, прошу прощения, если где-то не достаточно точно выразила мысль и желаю Вам успехов и плодотворного сотрудничества с психологической службой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учет психофизических особенностей учащихся в учебно-воспитательном процессе
В материале представлены способы организаци учебно-воспитательного процеса, с учетом психофизических особенностей подростков....
Эффективное использование ресурсов информационного центра школы в учебно-воспитательном процессе.
ИЦШ МОУ «СОШ №5» города Ржева начал свою работу 16 марта 2009 года. Центр работает ежедневно с 8-30 до 17-00, в субботу до 13-30. ИЦШ состоит из трёх зон – зоны групповой работы и зоны индивидуа...
Доклад "Социализация и профориентация учащихся в учебно-воспитательном процессе."
Доклад для выступления на заседании методического объединения учителей трудового обучения...
Статья «Системно - деятельностный подход как основа организации учебно-воспитательного процесса в рамках ФГОС (из опыта работы)»
Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Я хотелабы продеменстрировать...
«Стимулирование мотивации учебной и воспитательной деятельности – основа успеха учащихся в учебно-воспитательном процессе»
Проект разработан для учащихся 7 класса, с целью повышения качества знаний , улучшения дисциплины, сплочения коллектива, борьбы с пропусками уроков без уважительных причин, оптимизации учебно-воспитат...
Осуществление индивидуального подхода к учащимся при выполненииизделий программного характера на уроках швейного дела
Задачи:1. Выявление типологических групп учащихся и их дифференциацию по типогруппам.2. Организацию обучения в соответствии с особенностями учебной деятельности каждой типогруппы для выравнивания и по...
Использование личностно ориентированного подхода для повышения качества учебно-воспитательного процесса
Использование личностно ориентированного подхода для повышения качества учебно-воспитательного процесса...