Учет психофизических особенностей учащихся в учебно-воспитательном процессе
статья по теме
В материале представлены способы организаци учебно-воспитательного процеса, с учетом психофизических особенностей подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchet_psihofiz_osoben.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учёт системы восприятия, учебного стиля и нервно психического напряжения учащихся при дифференцированном подходе в обучении подростков вечерней школы»
Структура уроков.
- Вводное повторение. Актуализация опорных знаний.
- Изучение нового материала (основной объём).
- Решение задач, урок семинар – практикум.
- Контроль.
- Обобщающее повторение.
- Контроль.
- Коррекция.
- Вводное повторение. Актуализация опорных знаний.
В начале каждого учебного года происходит повторение изученного за предыдущий год материала. Но одну тему я выношу всегда для повторения в любом классе – это действия с обыкновенными дробями. Как показал опыт работы эта тема является самой трудной для учащихся нашей школы, поэтому повторить её просто необходимо в любом классе.
Повторение в начале и конце учебного года необходимо также потому, что дети зачисляются в школу в течение всего учебного года с разным багажом знаний, с разным перерывами в учёбе (семейные, после армии, после техникумов из других школ, спец учреждений и т.д.).
- Изучение нового материала.
Прежде всего, хотелось остановиться на том, что при планировании изучения тем, я разбиваю все темы на подтемы, то есть дроблю темы учебника на более мелкие, что хорошо зарекомендовало себя.
Остановлюсь более подробно на теме «Тригонометрия» При изучении нового материала я использую в большей мере поисковый метод. Так как для учащихся моих классов (по системе восприятия 10 «в» класс 90% и 11 «б» класс – 85% кинестеты) самим вывести ту или иную формулу, изучить новый материал через «потрогать». Тогда новый материал будет для них понятен, принят и более ценен, чем при использовании другого метода.
Все полученные формулы, выводы сводятся в единую красочную таблицу, что также необходимо для визуалов (10 «в» – 95%, 11 «б» – 85%).
Пример использования данного метода был продемонстрирован на открытом уроке в 10 «в» классе при изучении темы «Формулы приведения», по такому же принципу учащиеся данного класса выводят:
- формулы двойного угла;
- формулы половинного угла;
- формулы суммы и разности тригонометрических функций.
То есть все темы без основных формул тригонометрии.
При оформлении выводов, итоговых таблиц большую работу я беру на себя, так как большинство учащихся моих классов по учебному стилю абстрактно-разбросанные или конкретно-разбросанные. Также после выведения формул или заполнения итоговой таблицы, совместно с учащимися прописывается алгоритм использования того или иного вывода, формул – в связи с тем, что в данных классах присутствуют учащиеся и с последовательным учебным стилем.
- Решение задач, урок - семинар – практикум.
При закреплении изученного материала я применяю такую форму урока как семинар - практикум. Учащиеся класса делятся на группы.
Приложение №1.
Для отработки умений и навыков применяются карточки различных видов – адаптирующие (подготовительные), информационные, инструктивные, тренировочные.
- Контроль.
Непременным дидактическим условием правильной организации учебного процесса является выяснение учителем и учащимися, насколько хорошо последние усвоили знания, необходимые для успешного изучения нового материала. Контроль и учёт знаний имеет разные дидактические функции, важнейшими из которых являются следующие:
- Обучающая. Её сущность состоит в совершенствовании и систематизации проверяемых знаний.
- Контролирующая. Главная цель её – выявление состояния знаний, умений учащихся на конкретном этапе обучения.
- Воспитывающая. Способствует развитию у учащихся чувства ответственности за свой учебный труд, формированию навыков самообразования.
Кроме дидактических, контроль и оценка знаний имеют важные методические функции, а именно:
- уточнение, осознание, углубление знаний;
- выявление, исправление, анализ ошибок;
- применение знаний в учебной практике, выяснение уровня знаний учащихся.
Таким образом, под контролем и учётом знаний нельзя понимать лишь проверку и оценку знаний. Их функции значительно шире и глубже.
Работа по индивидуализации обучения убеждает меня в том, что необходимым условием успешного проведения контроля умений и знаний учащихся является продуманная система дидактических материалов.
Дидактические материалы помогают работать как с группой, так и с отдельными учениками. Плакаты, обобщающие таблицы, чертежи необходимы для фронтальной работы с группой учеников. Карточки различных типов – для индивидуальной работы. Они способствуют выработке умений и навыков учащихся, выполняют порой контролирующую функцию.
Карточки-задания могут быть различных видов: адаптирующие (подготовительные), информационные, инструктивные, тренировочные, контролирующие. Каждая из этих карточек выполняет на уроке как контролирующую, так и обучающую функции.
Материалы к контролю должны помогать учителю в осуществлении индивидуального подхода к учащимся, так как они содержат вопросы и задания разной степени трудности. Так, учащимся, обладающим способностью анализировать и обобщать явления, при контроле предлагаются более общие вопросы, а менее способным ученикам даются более конкретные вопросы, охватывающие меньший по объему материал. Для проверки того, как учащиеся владеют навыками решения задач и примеров, мною составляются задачи разной трудности, причём правильные ответы оцениваются по - разному, в зависимости от задания. Задания для каждого ученика составляются индивидуально с учётом того, что уже проверено ранее и что ещё необходимо проверить.
Выше говорилось о необходимости проведения индивидуальной работы при контроле с некоторыми учащимися. Однако такие занятия не всегда возможны, так как количество учащихся и уровень подготовки различны. В этом случае огромную помощь оказывают информационные и инструктивные карточки, позволяющие ученику в дальнейшем подготовиться к письменному или устному ответу. Помимо информации или инструкции, эти карточки обязательно содержат контролирующую часть, которая, как правило, включает вопросы в трёх вариантах трудности. Эти материалы способствуют привитию учащимся навыков самостоятельной работы, помогают им оценить свои возможности и в дальнейшем самим определить, по какому варианту они могут работать самостоятельно. Информационные карточки помогут учащимся при подготовке к ответу.
- Обобщающий контроль.
На уроках обобщающего контроля кроме выше перечисленного применяется также приёмы:
- устной работы (приложение № 3)
- «расшифруй фразу» (приложение № 2)
Цвет карточек обусловлен трудностью. Этот метод хорош ещё и тем, что, зашифровывая фразу, можно тем самым выполнять и воспитательную функцию урока.
Д\З – контрольная домашняя работа (К.Д.Р.) позволяет учащимся дома ещё раз отработать изученные темы и соответственно подготовиться к контрольной работе.
- Контроль. Контрольные работы, тесты.
- Коррекция. Работа над ошибками, К.Д.Р. – для двоечников.
Приложение № 2
11 13 16 18
У ч а т с я у т е х, к о г о л ю б я т.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12 14 15 17 19
И. Гёте
Ключ к разгадке
А | Б | Г | Е | К | Л | О |
3 | 15 | 10 | 6 | 8 | 11 | 9 |
С | Т | У | Х | Ч | Ю | Я |
2 | 15 | 12 | 7 | 0 | 14 | 4 |
№1 вычислить: 7 + 5 | №6 вычислить: 5 – 1 |
№7 вычислить: 6 2 | №18 вычислить: 2 2 |
№2 вычислить: 7 - 7 | №9 вычислить: |
№3 вычислить: 9 - 6 |
№10 вычислить: - 1 | №14 вычислить: 9 + 7 0 |
№11 вычислить: 819 – 1 | №13 вычислить: 10010 |
№12 вычислить: 25 - 82 | №15 вычислить: 122 + 5 |
№5 вычислить: 7 – 2,5 2 | №19 вычислить: (9 – 4) 3 |
№4 вычислить: (2 + 3) 3 | №16 вычислить: 7 + 5 + 42 |
№8 вычислить: (4 + 1) 3 | №17 вычислить: 45 –5 6 |
Приложение № 3
На доске написано задание «Найдите ошибку»
а)
б)
в) ;
г)
д)
Необходимо найти соответствие
1 | А | ||
2 | Б | ||
3 | В | ||
4 | Г | ||
Д | |||
Е | нет решений |
где nZ
Приложение № 1
I группа «Выравнивания» | II группа«Поддержки» | III группа «Поддержки» | IV группа «Развития» | |
Уровень учащихся группы | Некомпетентный уровень | Минимальный уровень (М) | Общий уровень (О) | Продвинутый уровень (П) |
Характеристика группы | Группа с участием учеников, не достигших минимального уровня | Группы могут быть однородны по составу или трёх видов М, О, П | Группы могут быть однородны по составу или трёх видов М, О, П | Группа состоит из двух соседних уровней О, П. |
Назначение группы | Подтягивание некомпетентных учеников до минимального уровня | Учащиеся закрепляются на достигнутом уровне знаний | Учащиеся закрепляются на достигнутом уровне знаний | Для выведения на более высокий уровень учащихся, а также для ликвидации пробелов в знаниях учеников, пропустивших занятия, но ранее показывающих результаты высокого уровня. |
Степень овладения материалом | Оценка «неудовлетворительно» | Оценка «удовлетворительно» | Оценка «хорошо» | Оценка «отлично» |
Вид деятельности | Совместно с учителем в большей мере | Совместно с учителем в меньшей мере, самостоятельно, в группе | Совместно с учителем в небольшой мере, самостоятельно, в группе | Самостоятельно, в группе, эпизодически с учителем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА
Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...
Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
Анализ рабочей программы, тесты, анкеты, протокол ПМПк...
3.3 Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса
Русский язык. Тема причастие. Карточки с заданиями...
Методика обучения иностранному языку при учете психофизических особенностей младших школьников
Публикация представляет собой разбор методик преподавания английского языка с учетом психологии и физиологических особенностей младших школьников...
Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса
Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса...
Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса
Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показывется, как выявляются и развиваются способности обучающихся...