Использование личностно ориентированного подхода для повышения качества учебно-воспитательного процесса
статья по географии (10 класс)

Гарифьянов Мине - Хамат Рауильевич

Использование личностно ориентированного подхода для повышения качества учебно-воспитательного процесса 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шапшинская средняя общеобразовательная школа  Высокогорского района РТ

Доклад на тему:

«Использование личностно ориентированного подхода для повышения качества учебно-воспитательного процесса »

                                     Учитель информатики и географии

                                     I квалификационной категории

                                     Шапшинской средней

                                     общеобразовательной школы

                                     Высокогорского района Р. Т.

                                     Гарифьянов М Р

                       

2019 г.

«Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения»(И.П.Волков). Любая педагогическая технология ориентируется на конкретный замысел, в основе ее лежат цели, имеющие ориентир на конкретный результат. Технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и должна гарантировать всем школьникам  достижение и прочное усвоение уровня государственного стандарта образования. Любая технология преследует цель усвоения уровня образовательного стандарта, повышение качества знаний. Например, моделируя урок по какой-либо теме, учитель не обязательно должен объявлять в начале тему урока, ее могут сформулировать сами ученики в конце урока. Учитель же в начале урока должен реализовать ситуацию успеха, т.е. дать такое задание классу, с которым бы справились все. Затем необходимо сформировать ситуацию интеллектуального конфликта, т.е. дать задание, при выполнении которого старых знаний и способов действия уже недостаточно. Тогда учителем вводится новый способ действия, причем он должен предусматривать  задания разных уровней сложности  и самостоятельности, чтобы вовлечь в работу всех учащихся – это главная задача учителя. Функционирование технологий предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом принципов индивидуализации. (Вместо традиционной схемы УВП   Субъект → Объект  применяется другая Субъект→ Субъект). При моделировании урока предлагается использовать следующие 5 этапов:

  1. Разминка: даются психотренинговые упражнения по теме, целью которых является создать настрой на совместную работу.
  2. Контрольно-подготовительный этап: контролирование знаний учащихся и подготовка к тому, что будет.
  3. Постановка учебной цели, создание ситуации вызова (интеллектуального конфликта).
  4. Сотворчество: деловые игры, театрализация, составление кластеров. Ребенок должен иметь целостное представление по теме.
  5. Рефлексивный этап: осмысление результатов своей работы. Домашнее задание должно быть разноуровневым на выбор, каждое выполненное задание оценивается отдельно.

Современные педагогические технологии можно классифицировать следующим образом:

  • технологии объяснительно-иллюстративного обучения (те, что применяем в традиционной школе);
  • технологии личностно ориентированные (в центре – способности ребенка. И.С.Якиманская).
  • технологии развивающего обучения (Давыдов, Эльконин).

Личностно ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечивают комфортность, бесконфликтность и безопасность условий ее развития. Личность ребенка не просто субъект, но субъект приоритетный. Такие технологии называют также антропоцентрические. К личностно ориентированным технологиям примыкают

  • технология сотрудничества, которая реализует демократическое равенство и партнерство в субъективных отношениях педагога и ученика.
  • технология гуманно-личностная отражает гуманистическое отношение к ребенку и психотерапевтическую направленность (Ш.Амоношвили).

По определению Г.К.Селевко, каждая личность обладает своими особенностями:

  • уровнем темперамента;
  • уровнем особенностей психических реакций (память, характер восприятия, особенности мышления, эмоции, воля, внимание и т.п.).По характеру мышления, согласно психологу В.Н.Пугачу, людей условно можно подразделить на
  • аудиалов ( восприятие через слух);
  • визуалов (восприятие через зрение);
  • кинестетиков (восприятие через движение, тактильные ощущения);
  • синтетиков (в равной степени воспринимают информацию аудиально, визуально и кинестетически);
  • уровнем опыта личности (ЗУН, сфера действенно-практическая);
  • уровнем направленности (сфера эстетически-нравственная. Это можно воспитать: мировоззрение, отношение к добру и злу и т.п.).

Опираясь на эти данные, учитель формирует основу своего педагогического кредо, используя принципы личностно ориентированного подхода:

  • принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;
  • принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть самим собой, обрести свой образ;
  • принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обучения детей;
  • принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе;
  • принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
  • принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике  насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

К одной из разновидностей личностно ориентированных технологий можно отнести проектные технологии. Главный принцип проектных технологий – создание проекта. Проект – это модель того, что мы реализуем. Можно выделить 3 основных вида проектов:

  • монопредметный
  • межпредметный (2 или более предметов)
  • надпредметный (внепредметный: включает все школьные предметы).

Любой проект имеет несколько технологических ступеней:

  • постановка цели, формулировка задач, выявление основной проблемы;
  • обсуждение возможных вариантов исследования, т.е. стратегия;
  • самореализация учащихся и актуализация их знаний при консультативной помощи учителя;
  • распределение обязанностей ( в коллективном проекте);
  • непосредственно исследование;
  • обобщение результатов и выводы;
  • анализ успехов и ошибок при выполнении проекта;

Форма проекта может быть разнообразной: печатная работа, компьютерная презентация, инсценировка, видеофильм и т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ И ВОСПИТАННОСТИ, УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

Условное разграничение учащихся на уроке основывается, прежде всего, на уровне социальной адаптации и степени тяжести заболевания, поэтому учителю важно знать точный диагноз своих воспитанников и прин...

Научно-методическая и инновационно-преобразующая деятельность методических объединений – основа системного развития и повышения качества учебно-воспитательного процесса в ЦРТДЮ

Инновационная деятельность в любом образовательном учреждении, будь то школа или Центр дополнительного образования детей, неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-иссл...

Роль личностно-ориентированного подхода в повышении качества образовательных услуг

Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывает...

Личностно-ориентированный подход — залог повышения качества на уроках математики, средство развития и саморазвития личности.

Одним из направлений в вопросе гуманизации обучения является личностно-ориентированное обучение (ЛОО). Решением этой проблемы занималась с 2011 года. Реализация личностно-ориентированного подхода явля...

Методическая разработка «Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей воспитанников в т\о «ВИА»

Методическая разработка«Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей воспитанников в т\о «ВИА»...

Методическая разработка «Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей воспитанников в т\о «Вокально-инструментальный ансамбль»

Методическая разработка«Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей воспитанников в т\о «Вокально-инструментальный ансамбль...