Доклад "Социализация и профориентация учащихся в учебно-воспитательном процессе."
презентация к уроку по теме
Доклад для выступления на заседании методического объединения учителей трудового обучения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 3»
Доклад на тему: Социализация и профориентация учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Подготовила: Шустова Дарья Григорьевна
учитель профессионально-трудового обучения
г. Комсомольск-на-Амуре, 2014г
Социализация и профориентация учащихся в учебно-воспитательном процессе.
В настоящее время особого внимания заслуживает проблема социальной и профессиональной адаптации учащихся школы VIII вида в современном социуме. Этот контингент молодых людей и прежде часто попадал в группу риска вследствие своей неприспособленности к реальной жизни. В современных условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, подготовка выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ к социально-профессиональной адаптации в социуме становится актуальной и значимой.
В центре внимания находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество. К важнейшим задачам деятельности педагога относится помощь в развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении.
Одним из важнейших звеньев работы педагога является оказание помощи учащимся в социально-профессиональной адаптации. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего должна выступать как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса. Школа призвана помочь учащимся в их профессиональном определении и выбора профессии с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и востребованности на рынке труда.
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Наряду с трудовой подготовкой в школе ведется работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей. Но для адекватного выбора профессии данной категории подростком профориентационная работа должна быть грамотно и индивидуально поставлена.
Можно усмотреть некоторые общие проблемы, которые являются характерными для всех учащихся с ОВЗ:
- заниженный уровень жизненных притязаний, низкую способность к условиям жизнедеятельности вне школы;
- неадекватностью самооценки: у некоторых явно завышены профессиональная самооценка. Они претендуют даже на профессии, связанные с интеллектуальным трудом, вследствие этого профессиональные намерения расходятся с возможностями овладения профессией.
- бедность жизненного опыта, ограниченностью знаний;
- несфомированность социальных компетенций данной категории детей;
- школьникам не известны собственные возможности и данные о профессиональной пригодности к тому или иному виду труда;
- учащиеся не проявляют устойчивого интереса к изучаемой профессии;
Формы и методы адаптации используемые в учебно-воспитательном процессе:
- тренинги;
- индивидуальные задания;
- профдиагностика;
- профконсулътации;
- профориентационные уроки;
- профессиографические игры;
- профвстречи;
- профэкскурсии;
- профильное обучение;
Оптимальными психолого-педагогическими условиями подготовки учащихся школы к процессу социально-профессиональной адаптации являются:
- адекватное профессиональное самоопределение учащихся;
- первоначальная профессиональная подготовка;
- приобретение знаний и умений по самоанализу и саморегуляции жизнедеятельности.
В систему профориентационной деятельности школы входит также и работа с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.
Организация профориентации в условиях социально (коррекционной) школы VIII вида.
Профориентация детей с ОВЗ в условиях специализированных школ должна быть организована с учетом следующих позиций.
Во-первых, профориентация - достаточно длительный процесс, в ходе которого решаются проблемы адекватного профессионального самоопределения, профвыбора.
Во-вторых, необходимая системность, комплексность процесса профориентации в значительной степени обеспечивается включением средств медицинского, психологического, социального характера.
В-третьих, продолжительность процесса профориентации, его содержательная разноплановость предполагают различные этапы, направления, которые связаны со спецификой актуальных профориентационных задач и используемых для их решения средств.
В-четвертых, своеобразие профориентации определяется спецификой контингента профориентируемых и конкретных условий ее реализации.
Можно отметить, что на сегодняшний день в нашей школе сложились не только внутренняя система работы, но и система взаимодействия между образовательными учреждениями, а так, же установлены связи с учреждениями других ведомств.
Во взаимодействии с разнопрофильными учреждениями можно опираться на реально существующие учреждения и службы, которые традиционно решают проблемы профессиональной подготовки, трудоустройства, профессиональной реабилитации:
- Отдел социальной защиты населения г.Комсомольска-на-Амуре;
- Служба занятости г.Комсомольска-на-Амуре. Отдел по профориентации;
- Отдел опеки и попечительства г.Комсомольска-на-Амуре;
- Ярмарка рабочих мест
- Профессиональное училище №18;
- Предприятия и организации где организуются экскурсии для учащихся. (Строительные предприятия города, Мебельная фабрика, Швейная фабрика, Агрокомлекс, ЖЭУ);
- Производственные учреждения и организации, предоставившие места для трудоустройства.
- В рамках работы по профориентации очень важно учитывать профессионально – трудовую подготовку учащихся.
Общешкольной задачей трудового обучения в нашей школе является подготовка учащихся к участию в производительном труде в составе обычных трудовых коллективов. В процессе трудового обучения решаются специальные коррекционные развивающие задачи для исправления недостатков познавательных процессов и воспитания положительных качеств личности ученика. Трудовое обучение осуществляется в системе общепедагогических и специальных коррекционных задач с учетом степени сопутствующих дефектов учащихся. Трудовое обучение ведется с 5-го по 9 классы, а теперь и 10-11 классы, с прохождением практики на производстве.
В нашей школе создана хорошая материальная база по трудовой подготовке, учащиеся занимаются в учебных мастерских различных профилей: швейная мастерская, столярная мастерская, штукатурно-малярная, обувное дело и младший обслуживающий персонал, которые оснащены инструментами, техническими устройствами. Воспитанники школы имеют хорошие знания по всем профилям трудовой подготовки.
- Учащиеся самостоятельно ориентируются в задании, владеют навыками работы контрольными и разметочными инструментами, подбирают необходимый для работы инструмент, правильно им пользуются, без нарушений ТБ. Школьные мастерские оказывают большую помощь в ремонте и оформлении интерьера школы, проводится большая работа по ремонту и пошиву костюмов для танцевальной и вокальной группы.
- В школе проходят традиционные выставки, конкурсы. Проводятся предметные недели по трудовому обучению с выставкой работ учащихся. Учащиеся участвуют в конкурсах и выставках по программным работам по трудовому обучению среди коррекционных школ.
- После окончания девятого класса выпускники школы имеют несколько возможных путей трудоустройства:
- остаться в школе для обучения в 10 -11 классах с правом получения разряда по профессии;
- выйти на открытый рынок труда с обучением на рабочем месте или после обучения в профессиональном училище.
Учащиеся старших классов применяют полученные теоретические знания на профессионально-трудовом обучении и практические умения во время производственной практики на предприятиях и организациях города.
В заключение хотелось бы сказать, что приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа. Причем правильно ориентировать надо не только детей, но и их родителей, чтобы заручиться их вниманием и поддержкой. Конечно, не все выпускники выберут профессии, по которым их обучали в школе. На это есть много объективных причин. Но не надо считать свои усилия в профориентировании напрасными. От педагогов зависит, что явится результатом трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии.
Во внутренней системе работы необходимо использовать комплекс мероприятий, оптимизирующий процесс социально-профессиональной адаптации учащихся. При организации профориентации детей с нарушением интеллекта необходимо учитывать, что круг профессий, видов трудовой деятельности, на которые следует ориентировать детей, ограничен. Работа должна строиться, дифференцировано с привлечением детей и подростков к активному участию в различных видах деятельности с учетом их психофизиологических особенностей.
Таким образом, для повышения уровня социально-профессиональной адаптации учащихся в школе должна осуществляться целая система профориентационной работы в соответствии со спецификой отклонений в развитии учащихся.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В настоящее время особого внимания заслуживает проблема социальной и профессиональной адаптации учащихся школы VIII вида в современном социуме.
Социализация [от лат. socialis — общественный] —процесс усвоения и овладения тем социальным опытом, который передается индивиду в ходе его взаимодействия и общения с социальным окружением.
Профессиональная ориентация , профориентация , выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии
В центре внимания находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество. К важнейшим задачам деятельности педагога относится помощь в развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении.
Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего должна выступать как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса . Школа призвана помочь учащимся в их профессиональном определении и выбора профессии с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и востребованности на рынке труда.
Проблемы , которые являются характерными для всех учащихся с ОВЗ: заниженный уровень жизненных притязаний, низкую способность к условиям жизнедеятельности вне школы; неадекватностью самооценки: у некоторых явно завышены профессиональная самооценка. Они претендуют даже на профессии, связанные с интеллектуальным трудом, вследствие этого профессиональные намерения расходятся с возможностями овладения профессией. бедность жизненного опыта, ограниченностью знаний; несфомированность социальных компетенций данной категории детей; школьникам не известны собственные возможности и данные о профессиональной пригодности к тому или иному виду труда; учащиеся не проявляют устойчивого интереса к изучаемой профессии
Формы и методы адаптации используемые в учебно-воспитательном процессе: тренинги; индивидуальные задания; профдиагностика ; профконсулътации ; профориентационные уроки; профессиографические игры; профвстречи ; профэкскурсии ; профильное обучение;
В систему профориентационной деятельности школы входит также и работа с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.
Общешкольной задачей трудового обучения в нашей школе является подготовка учащихся к участию в производительном труде в составе обычных трудовых коллективов.
В нашей школе создана хорошая материальная база по трудовой подготовке, учащиеся занимаются в учебных мастерских различных профилей: швейная мастерская, столярная мастерская, штукатурно-малярная, обувное дело и младший обслуживающий персонал, которые оснащены инструментами, техническими устройствами.
Учащиеся старших классов применяют полученные теоретические знания на профессионально-трудовом обучении и практические умения во время производственной практики на предприятиях и организациях города.
П риобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учет психофизических особенностей учащихся в учебно-воспитательном процессе
В материале представлены способы организаци учебно-воспитательного процеса, с учетом психофизических особенностей подростков....
«Стимулирование мотивации учебной и воспитательной деятельности – основа успеха учащихся в учебно-воспитательном процессе»
Проект разработан для учащихся 7 класса, с целью повышения качества знаний , улучшения дисциплины, сплочения коллектива, борьбы с пропусками уроков без уважительных причин, оптимизации учебно-воспитат...
Роль родителей в сопровождении учащегося в учебно – воспитательном процессе в школе – интернате №28
Данный тренинг разработан для родительского собрания в школе- интернате №28, где обучаются дети, семьи которых попали в трудную жизненную ситуацию, или дети не смогли обучаться в условиях обычных обще...
Социализация и профориентация учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Социализация и профориентация учащихся в учебно-воспитательном процессе....
Выступление "Эффективность осуществления индивидуального подхода к учащимся в учебно - воспитательном процессе"
В материале представлено выступление на методическом объединении учителей гуманитарно - эстетического и математического цикла, отделения для обучающихся с ОВЗ....
«Роль родителей в сопровождении учащегося в учебно – воспитательном процессе в школе – интернате №28»
Тренинговые занятия разработаны с целью включения родителей в процесс воспитания детей....
Статья "Внеурочная деятельность учащихся в учебно-воспитательном процессе"
Внеурочная деятельность учащихся в учебно-воспитательном процессе...