Доклад «Модель основной ступени образования МОУ Урлукская СОШ «Основная школа - пространство выбора»»
статья на тему
Предлагаемая модель «Основная школа – пространство выбора» предполагает создание в школе на основной ступени образования условий для получения подростками опыта проб и ошибок, самостоятельного выбора и принятия решений по отношению к собственной образовательной деятельности.
По результатам анализа реализации ФГОС в основной школе выяснилось, что у учащихся снижается учебная мотивация, образовательная деятельность теряет для них личностный смысл и как следствие – неуклонное снижение предметных результатов. В таких условиях, когда ученикам предстоит определиться с профилем обучения в 9 классе, встает проблема ответственного самостоятельного выбора.
Некоторые пути преодоления этой проблемы включены в новые стандарты образования – реализация компетентностного подхода, появление метапредметного содержания образования, система работы по формированию личностных результатов образования. Живо откликаясь на все инновационные процессы, происходящие в обществе, нами предложены свои пути решения возникающих проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_osnovnaya_shkola_prostranstvo_vybora.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Шелопугина Н. С., зам по НМР
Методическая деятельность
Доклад «Модель основной ступени образования МОУ Урлукская СОШ «Основная школа - пространство выбора»»
Предлагаемая модель «Основная школа – пространство выбора» предполагает создание в школе на основной ступени образования условий для получения подростками опыта проб и ошибок, самостоятельного выбора и принятия решений по отношению к собственной образовательной деятельности.
По результатам анализа реализации ФГОС в основной школе выяснилось, что у учащихся снижается учебная мотивация, образовательная деятельность теряет для них личностный смысл и как следствие – неуклонное снижение предметных результатов. В таких условиях, когда ученикам предстоит определиться с профилем обучения в 9 классе, встает проблема ответственного самостоятельного выбора.
Некоторые пути преодоления этой проблемы включены в новые стандарты образования – реализация компетентностного подхода, появление метапредметного содержания образования, система работы по формированию личностных результатов образования. Живо откликаясь на все инновационные процессы, происходящие в обществе, нами предложены свои пути решения возникающих проблем.
Цель модели: создание единой образовательно-воспитательной среды в основной школе, способствующей развитию личности подростка на основе мотивированного, личностно-значимого выбора содержания и форм урочной и внеурочной деятельности.
Предполагаемый результат: уверенный в себе подросток, способный на основе личного портфолио спроектировать и ответственно реализовать дальнейший образовательный маршрут.
Модель основной школы предполагает следующие элементы: введение группового метода обучения, системы краткосрочных курсов по выбору, систему социальных практик и проб, внеурочную деятельность, тьюторское сопровождение детей и мониторинг результатов образовательной деятельности.
- Учебно-групповой метод обучения предполагает организацию учебных занятий, при которой изучение одного или нескольких предметов проводится в учебных группах со сменным составом обучающихся из разных классов. (Процедура перехода учащихся из одной группы в другую зафиксирована в «Положении об учебных группах»). Образовательная деятельность внутри учебных групп - направлена на достижение «метапредметных и предметных целей обучения», должна основываться на коммуникативно-деятельностном подходе.
В рамках часов учебных предметов в 5-6 классах введен межпредметный модуль «Образовательное путешествие: познай себя» через интеграцию учебных компонентов выбранных предметов. Это позволит наиболее полно интегрировать содержание учебных предметов, помочь увидеть учащимся связь между науками, активизировать и совершенствовать научные, исследовательские, творческие навыки.
В 7-9 классах введен внутрипредметный модуль «Образовательное событие: поле проб». Сущность образовательного события состоит в том, что на уроке организуются специальные условия для действия по выбранному учеником предмету. Учащиеся вовлекаются в различные виды продуктивной деятельности: учебная, проектная, исследовательская, творческая, игровая, профориентационная.
В процессе реализации каждого модуля в результате деятельности /действия (учебной, проектной, исследовательской, творческой) учеником создается определенный продукт (индивидуальный проект).
Подобный подход позволяет: развивать универсальные учебные действия школьников; дифференцировать уровень сложности в освоении материала; учитывать интерес, возрастные особенности и способности; осуществлять пропедевтику профильного образования.
- Поэтому, следующим важным элементом является -
Система социальных практик и профессиональных проб в образовательной программе школы.
Социальные практики, реализуемые в нашей школе: «Мы здоровью скажем – Да!», «Доброе сердце», «Год экологии», «Педкласс», агитбригада «Клаксон» и др. «Мир своими руками» (волонтеры музея), «Гвоздика памяти», «Веселая дорога в страну Здорового Питания семейских»,.
Профессиональные пробы могут осуществляться в разных формах, таких как экскурсии, стажировки, предпринимательская деятельность и другие, проходить как в ознакомительном, так и в активном деятельностном режиме.
А) Сформирована группа ребят, которая предпочитает профессию «Учитель» и успешно проходят профессиональные пробы. Так, учащиеся проводят уроки и активные перемены (педкласс), являются вожатыми в летнем лагере (педотряд).
Б) Работает группа ребят по самоуправлению - организация учащимися вечеров, дискотек, утренников в ДУ.
В) Успешно реализуются профессиональные пробы в таком направлении, как «Журналистика»; заинтересованные ребята выпускают школьную газету «Искорка», работает школьное радио, где ребята пробуют себя в роли диктора.
Г) «Музейные площадки», имеющие три отдела – исторический, краеведческий и патриотический отделы, позволяет осуществлять такие профпробы, как экскурсовод, туристические гиды.
Д) Немаловажное внимание уделяется профпробам, ориентирующими учащихся на военные профессии. Так, создан пропедевтический кадетский класс, в котором реализуются направления физкультурно – патриотического модуля (уроки мужества, классные часы военно – патриотической направленности, военизированные игры, элективные курсы; реализуется программа клуба «Юные присягают России», руководителем которого является председатель УС; реализуются план мероприятий погранзаставы «Жиндо», утвержденный командиром Мангутского пограничного отряда; проводятся занятия представителем заставы; реализуется программа дополнительного образования «Рукопашный бой»).
Е) Хорошо организованная массовая физкультурно – спортивная работа и личные достижения, позволяют учащимся осуществлять профпробу в качестве тренера.
Школа обладает определенным спектром реализации профессиональных проб, кроме этого -
Ж) сформированы группы учащихся, которые будут осуществлять профпробы на базе организаций села: участковой больнице, отделении МЧС, администрации, ДЭУ и др. по договорам.
Составлен алгоритм реализации профессиональных проб.
За основу образовательной деятельности в основной школе «Основная школа – пространство выбора» взята матрица по созданию единой образовательно-воспитательной среды в основной школе (таблица ).
- Цель реализации краткосрочных курсов по выбору – формирование образовательного пространства выбора для решения задач социализации, самоопределения, самоидентификации обучающихся.
В нашей школе продолжительность краткосрочных курсов составляет от 4 до 16 часов. По окончании одного курса учащиеся переходят на выбранный ими следующий курс. Таким образом, в течение одного учебного года каждый ребенок осваивает программу минимум четырех краткосрочных курсов. Краткосрочные курсы (КСК) реализуются помимо учебно – группового обучения и предполагают разноуровневое обучение. Деление на группы будет осуществляться по результатам мониторинга выбора учащихся. По итогам полугодия проводится фестиваль КСК, на котором учащиеся представляют свои продукты.
4. Внеурочная деятельность учащихся основной школы.
Разрабатывая модель основной школы, коллектив уделяет наибольшее внимание проблеме интеграции урочной и внеурочной деятельности в единое образовательное пространство.
Занятия внеурочной деятельности классифицированы по направлениям (духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное), каждое из которых, будучи тесно связано с другим, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Программы дополнительного образования «Шашки и шахматы», «Задоринка», «Теннис», «Вольная борьба», «Рукопашный бой», «Завалинка» являются неотъемлемой частью школьного образовательного пространства, средством построения индивидуальной образовательной программы каждого учащегося.
Для учащихся 8-9 классов в качестве программы дополнительного образования за сеткой часов учебного плана организуются дистанционные курсы по выбору.
В рамках внеурочной деятельности делается акцент на традициях семейских, воспитывается чуткость, доброта, порядочность, которые являются основой духовно-нравственного развития при выборе любой профессии.
5. Цель тьюторского сопровождения – выстраивание особого типа коммуникативных процедур, позволяющих детям принимать собственные осознанные образовательные решения. (На слайде).
Тьютор организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, проводит анкетирование, опросы, тьютериалы 1 раз в четверть (обсуждение первого опыта выбора предмета по учебно-групповому методу обучения и краткосрочных курсов, а также выявление принципов выбора учебного маршрута (самостоятельность, осознанность, заинтересованность и т.д.). Тьютор организует взаимодействие обучающегося с учителями для коррекции индивидуального учебного плана, а также организует взаимодействие с родителями (законными представителями) с целью становления познавательных интересов ребенка.
Тьюторами являются классные руководители 5-9-х классов.
6. Взаимодействие родителей и учителей – это выход в новое пространство, где начинается разговор не только по поводу успеваемости, но и о формировании таких качеств личности, как умение делать выбор, принимать решение, нести ответственность за свой выбор.
7. Мониторинг качества обучения в инновационных условиях представлен на слайде
Критерии:
- продуктивность созданного пространства для формирования способности самостоятельного выбора и перехода;
- произошла ли дифференциация предметного содержания в зависимости от интересов и способностей учащихся;
- изменение показателей качества знаний;
- профессиональный рост педагогов;
- деятельностный характер обучения;
- изменение уровня самостоятельной учебной деятельности учащихся;
- повышение осознания роли семьи в самостоятельном выборе ребенка.
Таким образом, в предлагаемой модели образовательный процесс основной ступени образования рассматривается как организационно-содержательная структура, состоящая из семи качественно новых элементов, распределенных во времени и пространстве. Эта структура включает в себя как урочные, так и внеурочные виды образовательной деятельности учащихся, т. е. объединяет в себе пространство обучения и воспитания в единый образовательный процесс. Предлагаемая модель включает в себя новые для традиционной школы элементы образовательного процесса, которые связывают учебные, социальные и личностные задачи основной ступени образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности реализации проекта «Основная школа – пространство выбора»
Основная ступень традиционно является наиболее проблемной ступенью школьного образования. У учащихся снижается учебная мотивация, образовательная деятельность теряет для них ...
презентационное выступление "Формирование УУД у обучающихся основной ступени образования"
Вопросы формирования УУД у обучающихся основной ступени образования"...
«Основная школа – пространство выбора»
ММОШ в параллели 5 классах...
презентация основная школа - пространство выбора
Цель модели:создание единой образовательно-воспитательной среды в основной школе, способствующей развитию личности подростка на основе личностно-значимого выбора содержания и форм урочной и внеу...
Рабочая программа учебного предмета «Всеобщая история» 5-9 классы ( базовый уровень, основная ступень образования)
Рабочая программа учебного предмета «Всеобщая история»5-9 классы( базовый уровень, основная ступень образования)...
Рабочая учебная программа по истории России 6-9 классы ( базовый уровень, основная ступень образования)
Рабочая учебная программа по истории России 6-9 классы( базовый уровень, основная ступень образования)...
Рабочая учебная программа по обществознанию 5-9 классы (базовый уровень, основная ступень образования)
Рабочая учебная программа по обществознанию 5-9 классы (базовый уровень, основная ступень образования)...