презентационное выступление "Формирование УУД у обучающихся основной ступени образования"
презентация к уроку по теме
Вопросы формирования УУД у обучающихся основной ступени образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uud.ppt | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фридрих Адольф Дистервег Счастлив тот, кого судьба привела к тому, к чему предназначила его природа. Счастлив он сам, счастливо через него и человечество. Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным.
Ключевые изменения в ФГОС−2: 1) «Ориентация на результаты образования , где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД … составляет цель и основной результат образования» 2) Объектами итогового контроля и аттестации являются: личностные результаты (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, личностных качеств, системы ценностей); метапредметные результаты (освоение обучащимися УУД и умения учиться); предметные результаты (усвоение ЗУН по предметам)
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого : - собственной деятельностью, - собственными силами, - собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение… Поэтому самодеятельность – средство и одновременно результат образования.
Если мы хотим осознанно употребить слово "деятельность" применительно к той или иной сфере жизни человека, то обязательно должны отчетливо представлять себе предметное содержание ее компонентов, содержание ее конечного продукта .
«Универсальные учебные действия» - это УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ , то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения обучащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностно-морального выбора.
Это система действий обучащегося, обеспечивающая : культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности
Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность обучащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности обучащегося. (А.Г.Асмолов)
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
ЛИЧНОСТНЫЕ − обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучащихся РЕГУЛЯТИВНЫЕ − обеспечивают организацию обучащимся своей учебной деятельности ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ − включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем. КОММУНИКАТИВНЫЕ − обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
1. Приобретение первичного опыта и мотивация. 2. Получение теоретических знаний о новом способе (алгоритме) действия. 3. Тренинг в применении установленного алгоритма, уточнение связей, самоконтроль и коррекция. 4. Контроль. Через эти же этапы должно пройти и формирование умения выполнять любое УУД. Как сформировать УУД «самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели»?
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. Программа формирования универсальных учебных действий в период обучения в начальной школе разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, стр. 15
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты , практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: определение цели и основного результата образования как воспитание и развитие личности обучающихся, их готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, отвечающих задачам построения российского гражданского общества, требованиям информационного общества и инновационной экономики; признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе универсальных способов познания и преобразования мира, содержания образования и способов организации учебной деятельности и сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1) сформированность целеполагания в учебной деятельности как умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели и задачи, преобразовывать практическую задачу в теоретическую, устанавливать целевые приоритеты; 2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; 3) умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
4) формирование осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; 5) овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, готовность и способность противостоять внешним помехам деятельности;
6) осознанное владение логическими действиями определения и ограничения понятий, установления причинно-следственных и родовидовых связей и обобщения на различном предметном материале; сравнения, сериации и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; умение строить классификацию, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации; умение работать с метафорами; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексивного чтения;
9) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы ; 10) умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; 11) формирование внутреннего умственного плана действий на основе умения отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной речи и внутренней речи;
12) умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; владение устной и письменной речью; умение строить монологическое контекстное высказывание, использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; овладение основами коммуникативной рефлексии; 13) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее — ИКТ-компетентности) как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий; 14) развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, обеспечения защиты значимой информации и личной информационной безопасности, в том числе с помощью типовых программных средств.
Поскольку проектирование — деятельность, то для обучения проектированию, безусловно, надо использовать деятельностные формы обучения, такие как метод учебных проектов и любое проектирование как способ организации этой деятельности. Проектирование — целенаправленная деятельность учащихся, в процессе которой актуализируются полученные на традиционных занятиях или каким-либо другим путём знания, приобретается личный опыт их практического применения. Проектное обучение строится на принципах личностно-ориентированного развивающего обучения.
овладение проектированием должно происходить не только при осуществлении целостного проекта, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта. формирование специальных умений и навыков как элементов проектной деятельности целесообразно проводить и в процессе работы над проектом, и в рамках традиционных занятий поэлементно . освоение элемента проектной деятельности (например, элементы проблематизации, презентационные элементы проектной деятельности, целеполагание, планирование деятельности по этапам) венчается формированием соответствующего специального умения.
базовый уровень — 1, продвинутый уровень — 2, высший уровень —3.
Формулировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации, порождающей проблемы. — 1 Выделить и сформулировать проблему из множества проблем (поля проблем). — 2 Рассмотреть проблему под разными углами зрения, с разных позиций. Сформулировать проблему с определённой позиции. — 2 Произвести сужение проблемы путём ограничения пространства и/или времени в ситуации, породившей проблему. — 2 Из нескольких проблем выбрать главную (по тем или иным признакам), выбрать самую актуальную, самую острую, самую доступную в решении. Обосновать выбор. — 3
Формулировать цель деятельности по заданному результату. - 1 Формулировать цель деятельности по решению проблемы. — 1 Выбирать главную цель из нескольких, установив их взаимосвязь. Обосновать выбор. — 2 Провести уточнение цели с учётом имеющихся средств её достижения. — 2 Распределение общей групповой цели между членами группы. — 2 Ранжировать цели: — 3 по срокам достижения (перспективные, средне срочные, ближайшие), масштабам предполагаемых результатов (узкие, широкие), по принадлежности (личные, групповые, корпоративные, всеобщие). Сделать сужение и расширение цели. — 3
Формулировать задачу, исходя из формулировки цели. — 1 Планировать поэтапное достижение цели. Формулировать задачи и предполагаемые результаты для каждого этапа. — 2 Планировать распределение деятельности между членами группы и ставить задачу каждому из них по получению определённых результатов. — 2 Составлять сетевое планирование со сложной структурой этапов, сроков и исполнителей, распределением задач и предполагаемых результатов. Выполнять графическое представление этого планирования. — 3
Анализ результата по практической важности, — 1 Анализ результата по соответствию цели, — 1 Рефлексия поставленной задачи и личных возможностей её решения - 1 Анализ результата по социальной значимости, — 2 Анализ результата по степени решения проблемы, — 2 Рефлексия результатов решения задачи — 2 Анализ результата по оптимальности затрат. — 3
Для поэлементного освоения проектных умений используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.
Формирование общеучебных умений и навыков, необходимых для проектной деятельности Формирование элементов проектной деятельности Простые краткосрочные проекты индивидуальные и с простыми групповыми взаимодействиями Применение проектной деятельности в организации своего учения обучащимся
Формирование предметных умений как универсальных (общеучебных) Поэлементное формирование проектной деятельности 2 уровня Групповые краткосрочные и среднесрочные проекты 2 уровня Применение проектирования в самообучении, самоорганизации групповой работы в школьной среде, жизненном самоопределении
Педагогические задачи: 2 уровень Формирование готовности к самостоятельному переводу предметных умений в универсальные Развитие элементов проектной деятельности 3 уровня Участие в сложных групповых проектах 3 уровня с оценкой социальной значимости проекта в целом и своего вклада Самостоятельное проектирование решения личных проблем и задач
Как создавать школьный проект 1. Проект может выполняться в индивидуальном порядке либо парой или группой школьников. Для его создания отводится определенное время, за которое надо решить конкретную проблему, выходящую за рамки учебной дисциплины. Результатом поисковой деятельности и анализа полученных данных может стать стенгазета, презентация, мультфильм, выставка, иллюстрированная книга , карта местности и так далее.
2. Любой школьный проект, независимо от темы и формы, можно создать в 4 этапа: подготовительный ориентировочный организационный продуктивный.
3. Подготовительный этап Сначала выберите тему исследования и конкретизируйте ее. Важно выбирать те темы, которые интригуют и вызывают непроизвольный интерес у учащегося. Чем уже будет тема исследования – тем лучше. Так, тема «Подросток» будет слишком обширной – школьник не сможет объять необъятное даже при помощи родителей. Пусть это будет более конкретная тема, например, «Скажем наркотикам «Нет»».
4. Ориентировочный этап Определите цели и задачи исследования. Школьник должен четко знать, что он проектирует и для чего. Например, в проекте «Скажем наркотикам «Нет»»: Цель: уберечь подрастающее поколение от жуткой жизни в плену наркотического омута. Задачи: 1. Познакомить подростков с понятием «наркотики» и «наркомания»; 2. Провести профилактическую работу с подростками и их родителями; 3. Научить подростков вести себя при давлении сверстников; 4. Провести профилактическую работу, направленную на отказ подростков от употребления наркотиков; 5. Посоветовать родителям как вести себя, чтобы уберечь своих детей-подростков от наркотиков.
5. Организационный этап Самый большой объем работ предстоит именно на этом этапе. Нужно для начала составить план работы, собрать всю нужную информацию из различных источников: фильмы по теме, книги, наблюдения, интернет-ресурсы, интервью и так далее. В процессе работы школьник изучает кратко историю вопроса, выявить интересные малоизвестные факты, которыми школьник позже сможет поделиться с другими. Это очень подогревает его интерес к работе над проектом.
6. Оформление работы Это продуктивный этап. Школьник вместе с товарищами и при помощи родителей оформляет работу, подготавливается к защите и к возможным вопросам. Оформление должно быть максимально наглядным – с иллюстрациями, презентациями и так далее. Безусловно, родительская помощь важна, но обучающийся сам должен проделать всю работу, чтобы успешно представить свой проект.
Эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач , решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Модель основной ступени образования МОУ Урлукская СОШ «Основная школа - пространство выбора»»
Предлагаемая модель «Основная школа – пространство выбора» предполагает создание в школе на основной ступени образования условий для получения подростками опыта проб и ошибок, ...
Рабочая программа учебного предмета «Всеобщая история» 5-9 классы ( базовый уровень, основная ступень образования)
Рабочая программа учебного предмета «Всеобщая история»5-9 классы( базовый уровень, основная ступень образования)...
Рабочая учебная программа по истории России 6-9 классы ( базовый уровень, основная ступень образования)
Рабочая учебная программа по истории России 6-9 классы( базовый уровень, основная ступень образования)...
Рабочая учебная программа по обществознанию 5-9 классы (базовый уровень, основная ступень образования)
Рабочая учебная программа по обществознанию 5-9 классы (базовый уровень, основная ступень образования)...
Карта индивидуального развития обучающегося на основной ступени образования
Карта индивидуального развития обучающегося - это удобная карта сопровождения обучающегося с 5 го по 9-ый класс, в карту включены следующие разделы: результаты адаптации 5 кл.,состояние здоровья, соци...
Методическая разработка " Критерии и нормы оценки знаний обучающихся общей основной ступени образования в рамках изучения иностранного языка"
В рамках изучения иностранного языка предлагаю в помощь учителям сводную критериев и норм оценки знаний обучающихся по различным видам учебной деятельности....
Методическая статья на тему: "Преемственность в оценивании образовательных результатов и достижений обучающихся начальной и основной ступеней образования по предмету физическая культура."
В данной статье представлен материал по оцениванию на уроках физической культуры. Переход детей из одних педагогических рук в другие - сложный момент в жизни ребенка. Взаимодействие учителей нача...