Рабочая учебная программа по обществознанию 5-9 классы (базовый уровень, основная ступень образования)
рабочая программа по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_obshchestvoznanie.docx | 34.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования с.Конергино»
Рассмотрено руководитель МО __________________Ф.И.О. Протокол № «___»__________20__ г | «Согласовано» Зам.директора по УВР ____________Малькова С.В. «___»_______20__ г | «Утверждаю» Директор школы ______Чагдуров Б.В. Приказ №_____ от «_»_ 20__ год |
Рабочая учебная программа по обществознанию 5-9 классы
(базовый уровень, основная ступень образования)
ФИО учителя, составителя рабочей программы:
Малькова Светлана Владимировна
2019 г
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции);развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество. Взаимодействие сфер общественной жизни.
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека.
Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Реализация потребностей людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения.
Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Современное российское общество, особенности его развития.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.
Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло.
Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе.
Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Законы на защите семьи и брака. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление.
Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России.
Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализаци и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы Российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Законотворческая деятельность в Кузбассе. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений.
Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений.
Административные правонарушения. Виды административного наказания.
Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.
Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм.
Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда.
Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы.
Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование тем | Класс/количество часов | ||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
1 | Человек и общество | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Человек. Деятельность человека | 5 | 21 | |||
3 | Общество | 6 | ||||
4 | Социальные нормы | 12 | 14 | |||
5 | Сфера духовной культуры | 5 | 5 | |||
6 | Социальная сфера жизни общества | 9 | 7 | |||
7 | Политическая сфера жизни общества | 7 | ||||
8 | Гражданин и государство | 7 | 7 | |||
9 | Основы Российского законодательства | 5 | 19 | |||
10 | Экономика | 7 | 15 | 15 | ||
Итого | 34 | 34 | 34 | 34 | 34 |
Приложение №1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО КУРСУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 6 КЛАСС
№ урока | Наименования разделов и тем | Дата проведения План /факт |
1 | Введение. Как работать с учебником | |
2 | Человек – личность | |
3 | Человек – личность | |
4 | Человек познает мир | |
5 | Человек познает мир | |
6 | Человек и его деятельность | |
7 | Человек и его деятельность | |
8 | Потребности человека | |
9 | Потребности человека | |
10 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек в социальном измерении» | |
11 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек в социальном измерении» | |
12 | Межличностные отношения. Национальный состав ЧАО. | |
13 | Человек в группе | |
14 | Человек в группе | |
15 | Общение | |
16 | Общение | |
17 | Конфликты в межличностных отношениях Конергино- многонациональное село. | |
18 | Конфликты в межличностных отношениях Конергино- многонациональное село. | |
19 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек среди людей» | |
20 | Человек славен добрыми делами Молодежь села Конергино. | |
21 | Человек славен добрыми делами Молодежь села Конергино. | |
22 | Будь смелым | |
23 | Будь смелым | |
24 | Человек и человечность | |
25 | Человек и человечность | |
26 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Нравственные основы жизни» | |
27 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и общество» | |
28 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и общество» | |
29 | Человек в системе общественных отношений | |
30 | Человек в системе общественных отношений | |
31 | Итоговая контрольная работа | |
32 | Итоговая контрольная работа | |
33 | Урок-конференция «Человек и общество» | |
34 | Урок-конференция «Человек и общество» |
Приложение №2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО КУРСУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 7 КЛАСС
№ урока | Наименования разделов и тем | Дата проведения План /факт |
1 | Введение. Как работать с учебником | |
2 | Раздел 1. Человек в социальном измерении Что значит жить по правилам | |
3 | Что значит жить по правилам | |
4 | Права и обязанности граждан | |
5 | Права и обязанности граждан | |
6 | Почему важно соблюдать законы | |
7 | Защита Отечества | |
8 | Защита Отечества | |
9 | Что такое дисциплина | |
10 | Что такое дисциплина | |
11 | Виновен - отвечай | |
12 | Виновен - отвечай | |
13 | Кто стоит на страже закона | |
14 | Кто стоит на страже закона | |
15 | Практикум по теме: «Регулирование поведения людей в обществе» | |
16 | Раздел 2. Человек в экономических отношениях Экономика и ее основные участники | |
17 | Экономика и ее основные участники | |
18 | Золотые руки работника | |
19 | Золотые руки работника | |
20 | Производство: затраты, выручка, прибыль | |
21 | Виды и формы бизнеса | |
22 | Виды и формы бизнеса | |
23 | Обмен, торговля, реклама | |
24 | Обмен, торговля, реклама | |
25 | Деньги и их функции | |
26 | Деньги и их функции | |
27 | Экономика семьи | |
28 | Практикум по теме: «Человек в экономических отношениях» | |
29 | Раздел 3. Человек и природа | |
30 | Воздействие человека на природу | |
31 | Охранять природу – значит охранять жизнь | |
32 | Закон на страже природы | |
33 | Практикум по теме: «Человек и природа» | |
34 | Итоговое повторение |
Приложение №3
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО КУРСУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 8 КЛАСС
№ урока | Наименования разделов и тем | Дата проведения План /факт |
1 | Глава I Личность и общество. Быть личностью. | |
2 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | |
3 | Развитие общества. | |
4 | Итоговый тест. | |
5 | Глава II. Сфера духовной культуры. Сфера духовной жизни. | |
6 | Мораль. | |
7 | Долг и совесть. | |
8 | Моральный выбор – это ответственность. | |
9 | Образование. | |
10 | Наука в современном обществе. | |
11 | Религия как одна из форм культуры. | |
12 | Итоговый урок по разделу. Тест. | |
13 | Глава III. Экономика. Экономика и ее роль в жизни общества. | |
14 | Главные вопросы экономики. | |
15 | Собственность. | |
16 | Рыночная экономика. | |
17 | Производство – основа экономики. | |
18 | Предпринимательская деятельность. Региональные программы по поддержке частного предпринимательства. | |
19 | Роль государства в экономике. | |
20 | Распределение доходов. | |
21 | Потребление. | |
22 | Инфляция и семейная экономика. Бюджет государства и семьи. | |
23 | Безработица, ее причины и последствия. Деятельность службы занятости в ЧАО. | |
24 | Мировое хозяйство и международная торговля. Государственный бюджет Российской Федерации. | |
25 | Итоговый тест. | |
26 | Глава IV Социальная cфера. Социальная структура общества. | |
27 | Социальные статусы и роли. | |
28 | Нации и межнациональные отношения. | |
29 | Отклоняющееся поведение. | |
30 | Итоговый урок по разделу. Тест | |
31 | Повторение и обобщение изученного. | |
32 | Повторение и обобщение изученного. | |
33 | Резервные уроки. | |
34 | Резервные уроки. |
Приложение №4
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО КУРСУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 9 КЛАСС
№ урока | Наименования разделов и тем | Дата проведения План /факт |
1 | Глава I Политика. Политика и власть. | |
2 | Государство. | |
3 | Политические режимы. Тест. | |
4 | Правовое государство. | |
5 | Гражданское общество и государство. | |
6 | Участие граждан в политической жизни. | |
7 | Политические партии и движения. | |
8 | Итоговый урок по разделу. | |
9 | Контрольный тест. | |
10 | Глава II Право. Право, его роль в жизни общества и государства. | |
11 | Правоотношения и субъекты права. | |
12 | Правонарушения и юридическая ответственность. | |
13 | Правоохранительные органы. | |
14 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ. | |
15 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ. | |
16 | Контрольный тест. | |
17 | Права и свободы человека и гражданина. | |
18 | Права и свободы человека и гражданина. | |
19 | Контрольный тест. | |
20 | Гражданские правоотношения. | |
21 | Право на труд. Трудовые правоотношения. | |
22 | Урок-практикум. | |
23 | Семейные правоотношения. | |
24 | Административные правоотношения. | |
25 | Урок-практикум. | |
26 | Уголовно-правовые правоотношения. | |
27 | Урок-практикум. | |
28 | Контрольный тест. | |
29 | Социальные права. | |
30 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | |
31 | Правовое регулирование отношений в сфере образования. Образовательные учреждения ЧАО | |
32 | Повторение и обобщение изученного. | |
33 | Банковская система России | |
34 | Пенсионные программы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для 10 класса (базовый уровень)
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего общего...
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса (базовый уровень), программа и учебное пособие А.И. Кравченко
Рабочая программа учителя составлена на основе авторской программы .Кравченко А.И. . Обществознание. Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразова...
Рабочая программа учебного предмета «Всеобщая история» 5-9 классы ( базовый уровень, основная ступень образования)
Рабочая программа учебного предмета «Всеобщая история»5-9 классы( базовый уровень, основная ступень образования)...
Рабочая учебная программа по истории России 6-9 классы ( базовый уровень, основная ступень образования)
Рабочая учебная программа по истории России 6-9 классы( базовый уровень, основная ступень образования)...
Рабочая учебная программа Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5класс ( базовый уровень, основная ступень образования)
Рабочая учебная программа Основы духовно-нравственной культуры народовРоссии, 5класс( базовый уровень, основная ступень образования)...
Рабочая программа по алгебре для обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с ЗПР, 6 класс базовый уровень, основное общее образование, 170 часов
Рабочая программа по математике составлена на основе сборника рабочих программ. 5-6 классы, пособие для учителей общеобразовательных учреждений / сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: ...
Рабочая программа по математике для обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с УО, 7 класс базовый уровень, основное общее образование, 102 часа
Рабочая программа по математике составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида: 5-9 кл.: Под ред. В.В. Воронковой – М: ВЛАДОС, 2011г, ...