Особенности реализации проекта «Основная школа – пространство выбора»
статья на тему
Основная ступень традиционно является наиболее проблемной ступенью школьного образования. У учащихся снижается учебная мотивация, образовательная деятельность теряет для них личностный смысл и как следствие – неуклонное снижение предметных результатов. В условиях лицея, когда ученикам предстоит определиться с профилем обучения в 8 классе, встает проблема ответственного самостоятельного выбора.
В лицее эта проблема решалась путем создания пространства выбора во внеурочной деятельности. Учащимся предлагалось выбрать предметный кружок, театральный коллектив, спортивную секцию, клуб по интересам, участие в предметных четвертях, интеллектуальных играх, научно-практических конференциях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l.v.kazeevastatya_k_konferencii.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности реализации проекта «Основная школа – пространство выбора» В МАОУ «Лицей №8» г.Перми
Казеева Л.В., учитель
высшей категории
Основная ступень традиционно является наиболее проблемной ступенью школьного образования. У учащихся снижается учебная мотивация, образовательная деятельность теряет для них личностный смысл и как следствие – неуклонное снижение предметных результатов. В условиях лицея, когда ученикам предстоит определиться с профилем обучения в 8 классе, встает проблема ответственного самостоятельного выбора.
В лицее эта проблема решалась путем создания пространства выбора во внеурочной деятельности. Учащимся предлагалось выбрать предметный кружок, театральный коллектив, спортивную секцию, клуб по интересам, участие в предметных четвертях, интеллектуальных играх, научно-практических конференциях.
В рамках проекта «Основная школа – пространство выбора» предлагаются инновационные подходы к решению комплекса актуальных для лицея проблем.
Для реализации концептуальных задач проекта «Основная школа-пространство выбора» нужны новые подходы к организации учебной деятельности. Необходимо сформировать круг единомышленников для работы над новыми идеями. Такими единомышленниками должны стать педагоги, родители, администрация, ученики.
Поэтому взаимодействие родителей и учителей – это выход в новое пространство, где начинается разговор не только по поводу успеваемости, но и о формировании таких качеств личности, как умение делать выбор, принимать решение, нести ответственность за свой выбор. Задача взрослых - создать условия для осуществления выбора.
Диалог с родителями состоялся на родительских собраниях, где педагоги презентовали свои идеи, разъясняли суть проекта, на консультациях с психологами, администрацией лицея. Родители включились в обсуждение Положения о поточно-групповой форме обучения, Положения о культурологических практиках, структуры индивидуальных учебных планов учащихся. Состоялся разговор о роли и месте родителей в проекте. Родители познакомились с программой психологического сопровождения поточно-группового обучения.
Для взаимодействия педагогов, участвующих в проекте, созданы временные творческие коллективы «Внедрение поточно-группового метода обучения в параллели 5х классов». Учителя совместно решали проблемы выделения деятельностных элементов в предметном содержании, разрабатывали критерии оценки учебной деятельности, обсуждали рейтинговую систему оценивания, определяли формы и сроки выполнения работ, механизмы перехода из потока в поток, обеспечение взаимозаменяемости в учебном процессе, ожидаемые результаты участия в проекте.
Для эффективной реализации основных задач концепции поточно-группового метода обучения администрацией создана материальная база: приобретены УМК по природоведению под редакцией В.М. Пакулова и Н.В. Иванова (учебник «Природоведение» 5 класс, рабочая тетрадь, атлас); по литературе УМК под редакцией Коровиной В.Я. (Программа: Литература 5-11 классы под редакцией В.Я.Коровиной, М., Дрофа, 2008г. Учебник. Литература. Автор В.Я.Коровина М., Просвещение, 2010г.) Написаны пояснительные записки к каждой учебной группе с разъяснением специфики обучения, описанием форм и методов преподавания. Есть общая пояснительная записка с обоснованием причин разделения обучения по предмету на учебные группы. Составлено расписание с небольшим количеством переменных: разный количественный и качественный (списочный) состав учащихся групп по природоведению и литературе, разные места для занятий (не всегда школьный кабинет). Построена система мониторинга, определены показатели эффективности реализации проекта в условиях лицея.
В ходе реализации проекта стало реальным участие детей в учебном процессе, так как обязательным условием является самостоятельный выбор потока, формирование индивидуального учебного плана, переход из потока в поток по желанию ученика.
В течение двух недель в лицее шла работа по созданию групп. Она включала презентацию потоков на классных часах, знакомство со стендовыми презентациями, индивидуальные и групповые консультации со всеми субъектами образовательного процесса. Основаниями для выбора потока определены способы деятельности. По каждому предмету предложены 4 группы:
- природоведение и химия (наблюдения за химическими процессами на уроках, в лаборатории, экскурсии в виртуальные музеи, практические работы в природе, опыты по химии на кухне);
- природоведение и туризм (экскурсии в природу, практические работы по ориентированию на местности, наблюдения за природными явлениями, эксперименты с водой);
- природоведение и флористика (наблюдения за растениями, дизайн-эксперименты, экскурсии на мастер-классы по составлению композиций: цветочных, космических, геологических, экосистем);
- природоведение и биология (наблюдения за живыми объектами, экскурсии в ботанический сад, оранжерею, выращивание комнатных растений, практические работы на пришкольном участке).
4 группы по литературе:
- литература и живопись (очные и виртуальные экскурсии в мастерские художников, выставки, экскурсии в Пермскую художественную галерею, этнографический музей «Хохловка», создание собственных иллюстраций к произведениям);
- литература и театр (просмотр спектаклей ТЮЗа с последующим их обсуждением, встречи с актерами, экскурсии «За кулисы театра», написание мини-сценариев, инсценирование произведений);
- литература и музыка (просмотр спектаклей театра оперы и балета, встреча с актерами театра; знакомство с музыкальными произведениями, названия которых встречаются на страницах изучаемых художественных текстов; слушание, обсуждение их роли в тексте).
- литература и творчество (очные и виртуальные экскурсии «В мастерской писателя», встречи с пермскими авторами, обучение написанию собственных творческих работ (стихотворений на заданную тему, сказок, былин), создание сборника детских творческих работ.
Состав групп формировался только на основании заявлений и индивидуальных учебных планов, составленных и подписанных учениками, их родителями, заместителем директора по УВР.
В рамках реализуемого проекта образовательный продукт, представленный в конце учебной четверти, рассматривается как результат обучения.
Природоведение и туризм
Iч. Макет костра
IIч. Топографическая карта «Дорога домой»
IIIч. Компас
IVч. Памятка туриста
Природоведение и флористика
Iч. Букет из осенних листьев
IIч. Икэбана из веток хвойных деревьев и шишек
IIIч. Оригами
IVч. Макет строения цветка из бумаги
Природоведение и биология
Iч. Журнальный разворот «История созвездий»
IIч. Модель воды
IIIч. Модель клетки одноклеточных организмов
IVч. Рассада цветущих растений
Природоведение и химия
Iч. Лабиринт «Путешествие химических элементов по Солнечной системе»
IIч. Модели простых и сложных веществ
IIIч. Презентация «Зубные пасты: состав и качество»
IVч. Памятка «Человек и его здоровье»
Литература
Литература и живопись
Iч. Декорации к спектаклю по мотивам сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
IIч. Пригласительный билет на спектакль
IIIч. Панорамные рисунки к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино».
IVч. Книжки-малышки с иллюстрациями учащихся к стихотворениям Ф.И.Тютчева и А.А. Фета о весне.
Литература и музыка
Iч. Презентация «Композитор и литература»
IIч. Описание музыкального произведения
IIIч. Музыкальный портрет литературного героя
IVч Музыкальный концерт
Литература и творчество
Iч. Журнал детских работ «Приятное и полезное времяпрепровождение».
IIч. Творческая работа (загадка, потешка, песенка)
IIIч. Творческая работа (стихотворении, рассказ, сказка).
IVч. Отзыв о сказке К.Д. Паустовского «Теплый хлеб».
Литература и театр
Iч. Афиша к спектаклю по балладе В.А. Жуковского «Кубок».
IIч. Инсценировка басни И.А. Крылова.
IIIч. Сценарий по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
IVч. Декорации к спектаклю по сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
Особенностью поточно-группового обучения по литературе стали культурологические практики, которые расширили образовательное пространство лицея, дали возможность учащимся делать выбор в социокультурном пространстве города. Ученики выбирали экскурсионные туры по городу, темы экскурсий в художественную галерею и музей, художественный фильм по литературному произведению в кинотеатре «Премьер» с последующим его обсуждением.
Мониторинг проводится по двум направлениям. Мониторинг качества обучения систематизирует информацию об успешности усвоения учащимися предметного содержания программ по природоведению и литературе (выполнение тестовых заданий, контрольных работ). Второе направление мониторинга – систематизация информации о личных достижениях учащихся (переход из потока в поток, обоснование своего выбора, формирование коммуникативных качеств, мотивация к обучению).
Результаты мониторинга позволяют сделать выводы:
- создано пространство для формирования способности самостоятельного выбора и перехода (от 18-22% учащихся осуществляют переходы из одного потока в другой)
- произошла дифференциация предметного содержания в зависимости от интересов и способностей учащихся
- повысилось качество знаний по природоведению и литературе на 16-20%
- наблюдается профессиональный рост педагогов
- характер обучения постепенно становится деятельностным
- уровень самостоятельной учебной деятельности учащихся повысился
- происходит осознание роли семьи в самостоятельном выборе ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использованию ИКТ на уроках математики, в том числе в рамках реализации ФГОС основной школы
Данный материал был представлени на методическом объединении учителей естественно-математического цикла. В нет раскрывается вопрос о использовании ИКТ на уроках математики, а также затронут вопрос о р...
«Основная школа – пространство выбора»
ММОШ в параллели 5 классах...
Особенности реализации проекта “ My favourite village»
Рассказать о своём любимом селе, показать его достопримечательности, составить маршрут экскурсии....
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в реализации ФГОС основной школы
В презентации представлены требования ФГОС в сфере формирования и развития ИКТ- компетенции. Предложены примеры из некоторых предметных областей....
Доклад «Модель основной ступени образования МОУ Урлукская СОШ «Основная школа - пространство выбора»»
Предлагаемая модель «Основная школа – пространство выбора» предполагает создание в школе на основной ступени образования условий для получения подростками опыта проб и ошибок, ...
презентация основная школа - пространство выбора
Цель модели:создание единой образовательно-воспитательной среды в основной школе, способствующей развитию личности подростка на основе личностно-значимого выбора содержания и форм урочной и внеу...
Особенности реализации федеральных основных общеобразовательных программ основного и среднего общего образования и рабочих программ по естественно-научным предметам, математике и информатике
Выступление на ММО заместителей директоров Локтевского района в котором рассмотрены особенности реализации федеральных основных общеобразовательных программ основного и среднего общего образования и р...