Особенности реализации проекта «Основная школа – пространство выбора»
статья на тему

Казеева Людмила Владимировна

 

     Основная ступень традиционно является наиболее проблемной ступенью школьного образования. У учащихся снижается учебная мотивация, образовательная деятельность теряет для них личностный смысл и как следствие – неуклонное снижение предметных результатов. В условиях лицея, когда ученикам предстоит определиться с профилем обучения в 8 классе, встает проблема ответственного самостоятельного выбора.   

      В лицее эта проблема решалась путем создания пространства выбора во внеурочной деятельности. Учащимся предлагалось выбрать предметный кружок, театральный коллектив, спортивную секцию, клуб по интересам, участие в предметных четвертях, интеллектуальных играх, научно-практических конференциях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.v.kazeevastatya_k_konferencii.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности реализации проекта «Основная школа – пространство выбора» В МАОУ «Лицей №8» г.Перми

Казеева Л.В., учитель

высшей категории

     Основная ступень традиционно является наиболее проблемной ступенью школьного образования. У учащихся снижается учебная мотивация, образовательная деятельность теряет для них личностный смысл и как следствие – неуклонное снижение предметных результатов. В условиях лицея, когда ученикам предстоит определиться с профилем обучения в 8 классе, встает проблема ответственного самостоятельного выбора.    

      В лицее эта проблема решалась путем создания пространства выбора во внеурочной деятельности. Учащимся предлагалось выбрать предметный кружок, театральный коллектив, спортивную секцию, клуб по интересам, участие в предметных четвертях, интеллектуальных играх, научно-практических конференциях.

      В рамках проекта «Основная школа – пространство выбора» предлагаются инновационные подходы к решению комплекса актуальных для лицея проблем.

      Для реализации концептуальных задач проекта «Основная школа-пространство выбора» нужны новые подходы к организации учебной деятельности. Необходимо сформировать круг единомышленников для работы над новыми идеями. Такими единомышленниками должны стать педагоги, родители, администрация, ученики.

        Поэтому взаимодействие родителей и учителей – это выход в новое пространство, где начинается разговор не только по поводу успеваемости, но и о формировании таких качеств личности, как умение делать выбор, принимать решение, нести ответственность за свой выбор. Задача взрослых - создать условия для осуществления выбора.

       Диалог с родителями состоялся на родительских собраниях, где педагоги презентовали свои идеи, разъясняли суть проекта, на консультациях с психологами, администрацией лицея. Родители включились в обсуждение Положения о поточно-групповой форме обучения, Положения о культурологических практиках, структуры индивидуальных учебных планов учащихся. Состоялся разговор о роли и месте родителей в проекте. Родители познакомились с программой психологического сопровождения поточно-группового обучения.

      Для взаимодействия педагогов, участвующих в проекте, созданы временные творческие коллективы «Внедрение поточно-группового метода обучения в параллели 5х классов». Учителя совместно решали проблемы выделения деятельностных элементов в предметном содержании, разрабатывали критерии оценки учебной деятельности, обсуждали рейтинговую систему оценивания, определяли формы и сроки выполнения работ, механизмы перехода из потока в поток, обеспечение взаимозаменяемости в учебном процессе, ожидаемые результаты участия в проекте.

        Для эффективной реализации основных задач концепции поточно-группового метода обучения администрацией создана материальная база: приобретены УМК по природоведению под редакцией В.М. Пакулова и Н.В. Иванова (учебник «Природоведение» 5 класс, рабочая тетрадь, атлас); по литературе УМК под редакцией Коровиной В.Я. (Программа: Литература 5-11 классы под редакцией В.Я.Коровиной, М., Дрофа, 2008г. Учебник. Литература. Автор В.Я.Коровина М., Просвещение, 2010г.) Написаны пояснительные записки к каждой учебной группе с разъяснением специфики обучения, описанием форм и методов преподавания. Есть общая пояснительная записка с обоснованием причин разделения обучения по предмету на учебные группы. Составлено расписание с небольшим количеством переменных: разный количественный и качественный (списочный) состав учащихся групп по природоведению и литературе, разные места для занятий (не всегда школьный кабинет). Построена система мониторинга, определены показатели эффективности реализации проекта в условиях лицея.

       В ходе реализации проекта стало реальным участие детей в учебном процессе, так как обязательным условием является самостоятельный выбор потока, формирование индивидуального учебного плана, переход из потока в поток по желанию ученика.

       В течение двух недель в лицее шла работа по созданию групп. Она включала презентацию потоков на классных часах, знакомство со стендовыми презентациями, индивидуальные и групповые консультации со всеми субъектами образовательного процесса. Основаниями для выбора потока определены способы деятельности. По каждому предмету предложены 4 группы:

  1. природоведение и химия (наблюдения за химическими процессами на уроках, в лаборатории, экскурсии в виртуальные музеи, практические работы в природе, опыты по химии на кухне);
  2. природоведение и туризм (экскурсии в природу, практические работы по ориентированию на местности, наблюдения за природными явлениями, эксперименты с водой);
  3. природоведение и флористика (наблюдения за растениями, дизайн-эксперименты, экскурсии на мастер-классы по составлению композиций: цветочных, космических, геологических, экосистем);
  4. природоведение и биология (наблюдения за живыми объектами, экскурсии в ботанический сад, оранжерею, выращивание комнатных растений, практические работы на пришкольном участке).

4 группы по литературе:

  1. литература и живопись (очные и виртуальные экскурсии в мастерские художников, выставки, экскурсии в Пермскую художественную галерею, этнографический музей «Хохловка», создание собственных иллюстраций к произведениям);
  2. литература и театр (просмотр спектаклей ТЮЗа с последующим их обсуждением, встречи с актерами, экскурсии «За кулисы театра», написание мини-сценариев, инсценирование произведений);
  3. литература и музыка (просмотр спектаклей театра оперы и балета, встреча с актерами театра; знакомство с музыкальными произведениями, названия которых встречаются на страницах изучаемых художественных текстов; слушание, обсуждение их роли в тексте).
  4. литература  и творчество (очные и виртуальные экскурсии «В мастерской писателя», встречи с пермскими авторами, обучение написанию собственных творческих работ (стихотворений на заданную тему, сказок, былин), создание сборника детских творческих работ.

     Состав групп формировался только на основании заявлений и индивидуальных учебных планов, составленных и подписанных учениками, их родителями, заместителем директора по УВР.

       В рамках реализуемого проекта образовательный продукт, представленный в конце учебной четверти, рассматривается как результат обучения.

Природоведение и туризм

Iч.    Макет костра

IIч.   Топографическая карта «Дорога домой»

IIIч.  Компас

IVч.  Памятка туриста

Природоведение и флористика

Iч.    Букет из осенних листьев

IIч.   Икэбана из веток хвойных деревьев и шишек

IIIч. Оригами

IVч. Макет строения цветка из бумаги

Природоведение и биология

Iч.    Журнальный разворот «История созвездий»

IIч.   Модель воды

IIIч.  Модель клетки одноклеточных организмов

IVч.  Рассада цветущих растений

Природоведение и химия

Iч.     Лабиринт «Путешествие химических элементов по Солнечной системе»

IIч.    Модели простых и сложных веществ

IIIч.   Презентация «Зубные пасты: состав и качество»

IVч.   Памятка «Человек и его здоровье»

Литература

Литература и живопись

Iч.  Декорации к спектаклю по мотивам сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

IIч.   Пригласительный билет на спектакль

IIIч.  Панорамные рисунки к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино».

IVч. Книжки-малышки с иллюстрациями учащихся к стихотворениям Ф.И.Тютчева и  А.А. Фета о весне.

Литература и музыка

Iч.     Презентация «Композитор и литература»

IIч.   Описание музыкального произведения

IIIч.  Музыкальный портрет литературного героя

IVч   Музыкальный концерт

Литература и творчество

Iч.   Журнал детских работ «Приятное и полезное времяпрепровождение».

IIч.  Творческая работа (загадка, потешка, песенка)

IIIч. Творческая работа (стихотворении, рассказ, сказка).

IVч. Отзыв о сказке К.Д. Паустовского «Теплый хлеб».

Литература и театр

Iч.    Афиша к спектаклю по балладе В.А. Жуковского «Кубок».

IIч.   Инсценировка басни И.А. Крылова.

IIIч. Сценарий по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

IVч. Декорации к спектаклю по сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

     Особенностью поточно-группового обучения по литературе стали культурологические практики, которые расширили образовательное пространство лицея, дали возможность учащимся делать выбор в социокультурном пространстве города. Ученики выбирали экскурсионные туры по городу, темы экскурсий в художественную галерею и музей, художественный фильм по литературному произведению в кинотеатре «Премьер» с последующим его обсуждением.

     Мониторинг проводится по двум направлениям. Мониторинг качества обучения систематизирует информацию об успешности усвоения учащимися предметного содержания программ по природоведению и литературе (выполнение тестовых заданий, контрольных работ). Второе направление мониторинга – систематизация информации о личных достижениях учащихся (переход из потока в поток, обоснование своего выбора, формирование коммуникативных качеств, мотивация к обучению).

      Результаты мониторинга позволяют сделать выводы:

  1. создано пространство для формирования способности самостоятельного выбора и перехода (от 18-22% учащихся осуществляют переходы из одного потока в другой)
  2. произошла дифференциация предметного содержания в зависимости от интересов и способностей учащихся
  3. повысилось качество знаний по природоведению и литературе на 16-20%
  4. наблюдается профессиональный рост педагогов
  5. характер обучения постепенно становится деятельностным
  6. уровень самостоятельной учебной деятельности учащихся повысился
  7. происходит осознание роли семьи в самостоятельном выборе ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использованию ИКТ на уроках математики, в том числе в рамках реализации ФГОС основной школы

Данный материал был представлени на методическом объединении учителей естественно-математического цикла. В нет раскрывается вопрос о использовании ИКТ на уроках математики, а также затронут вопрос о р...

«Основная школа – пространство выбора»

ММОШ в параллели 5 классах...

Особенности реализации проекта “ My favourite village»

Рассказать о своём любимом селе, показать его достопримечательности, составить маршрут экскурсии....

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в реализации ФГОС основной школы

В презентации представлены требования ФГОС в сфере формирования и развития  ИКТ- компетенции. Предложены примеры из некоторых предметных областей....

Доклад «Модель основной ступени образования МОУ Урлукская СОШ «Основная школа - пространство выбора»»

Предлагаемая модель  «Основная школа – пространство выбора» предполагает создание в школе на основной ступени образования условий для получения подростками опыта проб и ошибок, ...

презентация основная школа - пространство выбора

Цель модели:создание единой образовательно-воспитательной  среды в основной школе, способствующей развитию личности подростка на основе личностно-значимого выбора содержания и форм урочной и внеу...

Особенности реализации федеральных основных общеобразовательных программ основного и среднего общего образования и рабочих программ по естественно-научным предметам, математике и информатике

Выступление на ММО заместителей директоров Локтевского района в котором рассмотрены особенности реализации федеральных основных общеобразовательных программ основного и среднего общего образования и р...