Методическая разработка на тему "Методы проблемного обучения"
методическая разработка на тему

Корниенко Юлия Александровна

Разработка предназначена для учителей и преподавателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Наверное, для каждого педагога, который идет на урок, стоит проблема как же этот урок сделать интересным и актуальным. Так же надо придумать интересное домашние задание, что заинтересовать, заинтриговать современных учеников.

В педагогике есть несколько типов урок, разные типы и большое количество методов, которые направлены на развития всех умственных процессов, которые так же можно комбинировать в процессе хода урока. Тем более что в наш двадцать первый век на уроке педагогу можно красиво показывать свое умение преподавания.

Но вот что огорчает, большая часть педагогов применяют распространённую форму и методы урока.

Учащимся становиться иногда не интересно сидеть на уроке, так как, каждый урок, похож на предыдущий, только меняются темы. А иногда педагоги забывают, о том, что большая часть урока направлена на развития мышления, памяти, внимания учащихся.

Решить эту проблемы можно, надо просто придумать и предположить, как заинтересовать самого учащемуся что бы, самому начать развивать память и мышление, с минимальным участием педагога. А решение этой проблемы лежит, в интересной форме урока, с применением стандартным, но не признанным педагогами, методом.

Эту форму урока часто применяют на своих занятиях зарубежные педагоги, и там за рубежом эти уроки пользуются большим спросом, и интересом учащихся.

Это форма урока называется проблемное обучение, с применением эвристической беседа. При использовании, это не хитрой комбинации учащиеся развивают самостоятельность в нахождение информации, и объяснение происхождение явлений.

1.Понятие проблемного обучения и эвристического метода.

Для того что бы применить проблемное обучение на уроках, необходимо разобраться что это такое и как его применять. Разбираться надо постепенно, чтобы понять суть и изюминку метода. Для начала разберемся, что же такое проблемное обучение.

В наше время под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании обучающихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и развивают мыслительные способности. Основано такое обучение на теоретических положениях.

Условия успешности обучения считается:

  • Проблематизацию учебного материала (знания обучающихся лучше усваиваются от удивления и опыта),
  • Активность учеников
  • Связь обучения с жизнью

Основано проблемное обучение на создании особого вида мотивации – проблемной. Содержание материала представляет собой цель проблемных ситуаций.

Проблемное обучение предполагает:

  • Создание проблемной ситуации.
  • Выход из нее, то есть решение проблемы.

Основная цель учителя – заинтересовать, увлечения, обучающихся работой.

Действия обучающихся:

  • Выявлять проблему;
  • Формулировать;
  • Поиск решений;
  • Непосредственное решение:

В основу проблемной ситуации помещают противоречия между знаниями и незнаниями. Следовательно, проблемная ситуация - центральное звено в проблемном обучении.

Признаки проблемной ситуации:

  • Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действий;
  • Наличие неизвестного для обучающихся;
  • Возможности, обучающихся должно быть достаточно для самостоятельного понимания поставленного задания и условий выполнения:

2.Методы проблемного обучения.

Методы проблемного обучения различают степенью возрастания сложности и самостоятельности обучающихся при разрешении учебных проблем:

  • Проблемное изложение знаний;
  • Изложение с проблемным началом;
  • Частично – поисковый или эвристический метод;
  • Исследовательский метод:

Проблемное изложение – активизации изложения, когда учитель в ходе сообщения новых знаний систематически создает проблемное ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем. Постоянно побуждая учеников к самостоятельной деятельности. Здесь может быть применен метод – поисковая беседа, когда ученики не удовлетворены ролью слушателей и стремятся сами отвечать на вопросы.

Изложение с проблемным началом – учитель, создав в начале изложения новых знаний проблемную ситуацию, далее объясняет учебный материал традиционным, информационным способом. Этот метод более доступный.

Поисковая беседа – для того, чтобы усовершенствовать умственную деятельность, при методе ученики больше размышляют, чем заучивают наизусть.

Исследовательский метод – этот метод применяется при организации поиска, познавательной деятельности учеников, путем постановки учителем познавательных и творческих задач, требующихся самостоятельного творческого решения.

- сбор информации и её анализ;

- осмысления предмета исследования;

- постановка учебной проблемы и её решение;

-проверка решения;

- применение новых знаний на практике.

3.Основные этапы проблемного урока.

1. Организационный момент

Начало нетрадиционного урока предполагает активизацию познавательного интереса:

  • Рифмованное начало урока;
  • С элемента театрализации;
  • С эпиграфа;
  • Начало урока с постановки непосредственного проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.

Цели этого этапа – психологический настрой, обеспечение условий для успешного выполнения заданий, заинтересовать познавательным процессом.

2.В организационном моменте проблемного урока особое место занимает актуализация знаний. Именно здесь возникает проблемная ситуация и ставятся учебные проблемы.

Здесь уместно методы активного обучения:

  • Опорные схемы
  • Мозговой штурм
  • Коммуникативная атака

3. Основной этап выстраивание с опорой на следующие требования:

1.Использование методов проблемного обучения (поисковый, исследовательский).

2.Самостоятельная работа обучающихся с преобладанием продуктивной деятельности. Повышение положительной мотивации учения: постановка учебных проблем, проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.

3. Работа с учебником с включением частично – поисковой деятельности.

4. Дифференцированная работа с учениками.

5. Формирование познавательных умений.

6. Проблемное домашнее задание.

7. Оценка качества проблемного обучения.

8. Оценка качества проблемного обучения.

Рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроке:

  1. Учебная проблема должна заинтересовать обучающихся своей необычностью, эмоциональностью.
  2. Учитель должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика, вовремя выяснить причины затруднений в разрешении проблемной ситуации и оказать помощь.
  3. Необходимо соблюдать дидактические принципы:
  • Научность;
  • Доступность;
  • Сознательность и активность учеников:
  1. Проблемный вопрос должен быть:
  • Сложным, сопряжённым с противоречиями;
  • Предполагать научный спор на базе различных истолкований;
  1. Перевод проблемного вопроса в проблемной ситуации осуществляются:
  • Через углубления проблемного вопроса;
  • Через поиск разных граней решения;
  • Через сопоставление разных вариантов ответа:
  1. Форма решения проблемной ситуации:
  • Дискуссия;
  • Научный спор;
  • Проблемная лекция;
  • Проблемные задачи и задания:
  1. Правила создания проблемных ситуаций:

№1 – Перед учениками, должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого ученики должны открыть подлежащие усвоению новых знаний или действий. Должна быть вызвана потребность в усваиваемом знании.

№2 – Проблемное задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям класса;

№3 – Проблемное задание должно предшествовать объяснению усвоения учебного материала;

№4 – Нельзя смешивать проблемную ситуацию в проблемное задание. Проблемное задание не является само по себе проблемной ситуацией. Оно может вызывать проблемную ситуацию только при соблюдении определённых условий: вопрос, формулируемый учителем должен соответствовать вопросу, возникающий у ученика;

№5 – Проблемную ситуацию можно вызвать с помощью теоретического проблемного задания или практического;

№6- Возникающие проблемные ситуации должен формулировать учителем, путем указанием ученику на причины невыполнения им учебного задания:

Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение которого вызывает реакцию удивления и затруднения.

4. Приемы создания проблемных ситуаций.

1.Предварительные домашние задания, на материал учебника, в которых нет готового ответа.

2.Постановка предварительного заданий на уроке до изучения нового материала.

3. Использование экспериментов и жизненных наблюдение

4. Решение экспериментальных и познавательных теоретических заданий

5.Задания с элементами исследования

6. Создание ситуации выбора

7. Предположение выполнить практические действия, на первый взгляд, не вызывающие затруднения.

8. Постановка проблемных вопросов и организацию дискуссий. Вопрос является проблемным, если он для ученика новый, интересный, содержащие противоречие. Различные мнения учеников усиливают ситуацию проблемной и активизируют поиск.

9. Учитель сам ставит проблему.

10. Ученику дается задание, в процессе выполнения, которого рождается проблемная ситуация.

11. Перед учениками ставится вопрос, ответить на который они должны, прослушав объяснения учителя и сделать соответствующий вывод.

5. Виды проблемного урока.

1. Урок- семинар.

А) семинар – дискуссия.

- «Мозговой штурм»;

- «Спор – рядов»;

- Учитель против учеников (ученики стремятся найти верное решение проблемы, а учитель против каждой версии выдвигает контраргумент).

Б) семинар – взаимообучение

-«Круглый стол»;

- «Урок – исследование»;

- Коллективные занятия проблемного характера

2. Уроки креативного типа:

а) урок- диалог;

б) урок- дискуссия;

в) диспут

г) урок- противоречия;

д) поисковый урок;

е) уроки изобретательства;

3.Парное взаимообучение:

4. Групповая работа по общей теме.

Правила создания проблемных ситуаций

№1 – для создания проблемной ситуацией перед учениками должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого, ученики должны открыть подлежащие усвоению новых знаний или действий;

При этом необходимо соблюдать основные условия:

1.Задание основывается на тех знаниях и умениях, которому владеют ученики в процессе выполнении задания.

2.Неизвестнвое, которое нужно открыть для выполнения поставленного задания, составляет подлежащею усвоению общую закономерность, общий способ действий или некоторого условий выполнений действий.

3. Выполнения проблемного задания должно вызвать у ученика потребности в усваиваниям знания.

№2 – Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.

Степень трудности предлагаемого задания можно оценить по двум основным показателям:  

1)Степень новизны подлежащего усвоению учебного материала.

2) По степени его обобщенности.

Чем больше интеллектуальными возможности обладает ученик, тем большей степени новизны, и тем больше степени обобщенности могут быть те подлежащие усвоению знаний и способы действий, при необходимости в которых возникает при выполнении проблемного задания.

№ 3 – проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоения учебного материала. При подготовки учебного материала, подлежащего усвоению, нужно выделить в нем материал, который должен быть сообщен ученикам, и тот материал, который усвоен творчески.

№ 4 – В качестве проблемных заданий могут служить;

а) учебные задания

б) вопросы

в) практические задания

Вопрос, поставленный учителем не составляет сам по себе проблемной ситуации. Вопрос может быть показателем проблемной ситуации в том числе, когда он возникает у ученика при выполнении поставленной практического или теоретического задания.

№5-  Проблемная ситуации может быть создана с помощью практического задания. При этом проблемная ситуация возникает того, что поставленное учебное задание не может быть выполнено учениками.

Не возможности его выполнения с помощью известных способов вызывает проблемную ситуацию.

№6 – Возникшую проблемную ситуации должен формулировать учитель путем указания ученику на причины не выполнения, им поставлена практического учебного задания.

Одна и та же проблема может быть поставлена различными способами, разрешить ту или иную – проблему значить помочь ученикам самим формировать либо тему урока, либо неисходных с темой вопрос, исследование ответа выведен на тему урока, существует при возможности постановки учебной проблем на уроке:

1.Создание проблемной ситуации

2. Подходящий монолог

3. Сообщением учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема.

Первый путь лежит через проблемную ситуации. Создать проблемную ситуацию означает вести противоречия, столкновение с котором вызывает у ученика эмоциональную реакцию удивления ощущения творческого затруднения. Выход из проблемной ситуации заключается в осознание противоречий и формулирование проблемы. В теории проблемного обучения известны три принципиально различных способов разрешения проблемной ситуации:

-учитель лично заостряет противоречия и создает учебную проблему;

- ученикам совершено самостоятельно осознает противоречия, и формулирует проблему;

- учитель в диалоге побуждает осознавать противоречия и сформулировать учебную проблему;

Из указанных способов выход из проблемной ситуации наиболее эффективной является побуждающий диалог.

Проблемная ситуация «с затруднением» - возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание;

а) невыполнение на актуальном уровне, на начале урока уровне знаний;

б) невыполнимое из – за непохожести на предыдущее задание;

в) невыполнимое, но сходное с предыдущими:

6. Приемы создания проблемных ситуаций:

1.Предварительное домашнее задание.

Они позволяют поставить на уроке учебные проблемы, которым ученики уже подошли самостоятельно столкнувшись с реальными познавательными затруднениями в процессе выполнения домашнего задания.

2. Постановка предварительных заданий на уроке. Такие задания ставится перед учениками до изучения нового материала.

Они активизирует внимание, мыслительную деятельности, обучающихся во время восприятия нового, делает восприятие более целенаправленным и повышает интерес к познанию.

3. Использование экспериментов и жизненных наблюдений учеников.

4. Решение экспериментальных познавательных и теоретических задач.

Проблемно – познавательная задача позволяет ученику получить новые знания и новые способы познания.

5. Задания с элементами исследования. Они способствуют овладею определёнными умениями и навыками, необходимыми для самостоятельных решений проблемных вопросов вызывает проблемную ситуацию, связанные с более частными вопросами, вопросами- содержания, но позволяет отрабатывать отдельные этапы поиска и приобщают учеников к методам научного исследования.

6. Создание ситуации выбора.

Такая ситуация возникает в результате столкновения различных точек и зрения.

7. Предложения выполнения практических действий.

Проблемные ситуации практического характера возникают, когда ученики предлагают выполнять действия, на первый взгляд не вызывающихся затруднений.

8. Постановка проблемных вопросов и организации дискуссии.

Проблемная возникает тогда, когда учитель выдвигает перед учениками вопросы и организует вокруг него дискуссию.

Вопрос является проблемным, если для ученика он новый, интересный содержащие в себе – какие-либо противоречия и может быть разрешен при известном напряжении сил. Различные, иногда противоположные, высказывания ученикам усиливает ситуации проблемной и активизирует поиск.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическя разработка "Метод практико-направленного обучения в развитии творческих способностей учащихся".

Девиз педагогов английской школы "Через руки - к разуму" очень актуален и в Российских школах. Одной из важнейших задач предмета "Технология" является воспитание практичного, творческого человека, вла...

Методическая разработка индивидуального занятия по обучению произношению и развитию слухового восприятия

Методическая разработка индивидуального занятия по обучению произношению и развитию слухового восприятия в 9 классе IIвида....

Методическая разработка урока с проблемным заданием с применением группового метода

Урок поможет определить степень усвоения учащимися темы "Реформы Александра II и Александра III"....

Научно-методическая статья "Инновационная технология проблемного обучения в современной школе"

Статья в методическом сборнике IV Международного фестиваля методических идей 2013 года НОУ ДПО "Экспертно-методический центр" г.Чебоксары....

Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."

Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....

Методический доклад "Использование технологий проблемного обучения на предметах теоретического цикла"

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.&bull...

Методическая разработка. Как сконструировать проблемные ситуации?, 2018 г

Для построения урока открытия нового знания учителю нужно организовать быстро и качественно работу с проблемной ситуацией. Возникает вопрос: как построить саму проблемную ситуацию?...