Методический доклад "Использование технологий проблемного обучения на предметах теоретического цикла"
методическая разработка на тему

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

•        Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

•        Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса. (В. П. Беспалько).

•        Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

•        Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

•        Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М Монахов).

•        Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).

Практически все общепедагогические технологии представляется возможным использовать на уроках теоретического цикла в детской школе искусств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД ДШИ №5

Методический доклад:

Использование технологий проблемного обучения на предметах теоретического цикла.

        

преподавателя 1-й категории

Дерило Л. И.

Курск-2014

План.

  1. Введение
  2. Функции технологии проблемного обучения.
  3. Инновационные методики проблемного обучения.
  4. Технологии эффективных уроков.
  5. Метод проектов
  6. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (технология РКМЧП).
  7. Теория поэтапного формирования  умственных действий.
  8. Дифференцированное обучение.

  1. Введение

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

•        Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

•        Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса. (В. П. Беспалько).

•        Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

•        Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

•        Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М Монахов).

•        Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).

Практически все общепедагогические технологии представляется возможным использовать на уроках теоретического цикла в детской школе искусств.

  1. Функции технологии проблемного обучения.

Высокий уровень напряженности мышления учащихся, когда знания добываются собственным трудом, достигается применением проблемного обучения. В процессе урока учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе. Учитель организует работу учащихся таким образом, что они самостоятельно отыскивают в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им уже известно, а что еще надо найти, выявить, обнаружить и т.д.

Каждая из указанных функций осуществляется в разнообразной практической и теоретической деятельности учащегося и зависит от учета характерных особенностей технологии проблемного обучения, которые одновременно являются и его отличительными признаками:

•         Первая особенность - это специфическая интеллектуальная деятельность учащегося по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем.

•         Вторая особенность состоит в том, что технология проблемного обучения - наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого и диалектического мышления.

•         Третья особенность вытекает из закономерной взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами и определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью. Связь с практикой и использование жизненного опыта учащихся в технологии проблемного обучения выступают не как простая иллюстрация теоретических выводов, правил (хотя это и не исключается), а, главным образом, как источник новых знаний и как сфера приложения усвоенных способов решения проблем в практической деятельности.

•         Четвертой особенностью технологии проблемного обучения является систематическое применение преподавателем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся. Указанная особенность заключается в том, что преподаватель организует выполнение самостоятельных работ, требующих как актуализации ранее приобретенных, так и усвоения новых знаний и способов деятельности.

•         Пятая особенность определяется дидактическим принципом индивидуального подхода. Индивидуальное восприятие проблемы вызывает различия в ее формулировании, выдвижении многообразных гипотез и нахождении тех или иных путей их доказательства.

•         Шестая особенность состоит в динамичности технологии проблемного обучения (подвижной взаимосвязи его элементов). Динамичность технологии проблемного обучения заключается в том, что одна ситуация переходит в другую естественным путем на основе закона взаимосвязи и взаимообусловленности всех вещей и явлений окружающего мира. Как указывают исследователи, в традиционном обучении динамичности нет, вместо проблемности там преобладает «категоричность».

•         Седьмая особенность заключается в высокой эмоциональной активности учащихся, обусловленной, во-первых, тем, что сама проблемная ситуация является источником ее возбуждения, и, во- вторых, тем, что активная мыслительная деятельность учащегося неразрывно связана с чувственно-эмоциональной сферой психической деятельности. Самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера, связанная с индивидуальным «принятием» учебной проблемы, вызывает личное переживание учащегося, его эмоциональную активность.

•          Восьмая особенность технологии проблемного обучения заключается в том, что она обеспечивает новое соотношение индукции и дедукции и новое  соотношение репродуктивного и продуктивного усвоения знаний.

Необходимо отметить, что первые три особенности технологии проблемного обучения имеют социальную направленность, а остальные особенности носят специально-дидактический характер и в целом характеризуют технологию проблемного обучения.

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

  1. Инновационные методики проблемного обучения.

Инновационной методикой в образовании является проблемное обучение, которое направлено на развитие самостоятельности ученика. Основной идеей этого подхода является построение учебной деятельности через решение познавательных учебных задач или заданий, имеющих незаполненные места, недостаточные условия для получения ответа. Проблемное обучение организовывается на основе проблемных вопросов, задач, заданий и ситуаций. Рассмотрим каждое понятие более конкретно. Проблемный вопрос – это вопрос, на который у ученика нет заранее готового ответа, этот ответ ученик ищет самостоятельно. В отличие от обычного, проблемный вопрос не предполагает простого вспоминания и воспроизведения знаний. Проблемная задача – это форма организации учебного материала с заранее заданными условиями и неизвестными данными. Поиск этих данных предполагает от учащихся активную мыслительную деятельность, анализ фактов, выяснение причин происхождения объектов и их причинно-следственных связей. Проблемное задание дает указания, которые предлагаются учащимся для их самостоятельной поисково-познавательной деятельности. Они направлены на получение необходимого результата. Проблемные задания выполняются в формах поиска, сочинительства, изобретательства, эксперимента, моделирования и других формах. Проблемная ситуация – это состояние умственного затруднения учащихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемная ситуация специально создается учителем с помощью определенных приемов, методов и средств. Проблемные ситуации бывают следующих типов:

 1. Учащиеся не знают способа решения задачи и не могут ответить на проблемный вопрос, то есть не имеют необходимых знаний для решения задачи.

2. Учащиеся поставлены в новые условия решения задачи и располагают лишь старыми знаниями, которых не хватает для решения данной задачи.

3. У учеников возникает противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и его практической неосуществимостью.

4. У учеников возникает противоречие между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретических знаний.

Структура урока в этом подходе отличается от традиционного урока и включает три этапа:

 1. Актуализация опорных знаний и способов действия.

 2. Усвоение новых понятий и способов деятельности.

 3. Применение их и формирование умений и навыков.

Первоначально принцип проблемного обучения использовался как имитация поиска, когда учитель заранее знал то, что должно быть найдено учеником, и подводил его к правильному ответу. В настоящее время используется более сложный вариант этого подхода, когда образовательный продукт неизвестен не только ученику, но и учителю.

Особенности методики. В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи (1859—1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены.

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Проблемная ситуация - это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения.

1.         Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2.         Быть доступным для учащихся.

3.         Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

4.         Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Достоинства проблемного обучения.

  1. Высокая самостоятельность учащихся.
  2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося.

 

Проведение уроков с использованием проблемного обучения предполагает применение эвристического (частично поискового) метода.

На уроках при эвристическом методе могут проводиться следующие виды деятельности учащихся:

  • работа над текстом художественного произведения:
  • анализ эпизода или целого произведения,
  • пересказ как прием анализа,
  • подбор цитат для ответа на поставленный вопрос,
  • составление плана как прием анализа композиции части или целого произведения,
  • анализ образа героя,
  • сравнительная характеристика героев;
  • составление плана к своему развернутому ответу, к докладу, сочинению;
  • конспективное изложение результатов анализа произведений разных искусств,
  • анализа поставленной проблемы;
  • выступления на диспуте,
  • сочинения на частные и обобщающие темы как результат своей работы над произведением.

Данная технология с успехом используется на уроках музыкальной литературы и истории искусств.

Практический пример: Пользуясь дополнительной литературой и учебником составить "Воображаемое интервью с И.С.Бахом"

- Господин Бах, Вы написали огромное количество произведений. Их можно играть целый год, даже если исполнять ежедневно. Какое из них наиболее дорого Вам самому?

- О чем Вы хотели поведать людям, говоря с ними на языке музыки?

- Господин Бах, когда вы начали учиться музыке? Кто вас учил?

- Где вы получили образование?

- Господин Бах, кого из своих современников вы считаете выдающимися композиторами?

- Вы писали музыку во всех жанрах, существовавших в ваше время, кроме оперы. С чем это связано?

И т.д.

  1. Технология эффективных уроков.

Существует отдельная педагогическая технология, основанная на системе эффективных уроков. Автор - А.А.Окунев.

К нетрадиционным технологиям урока относятся:

- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;

- уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация, "дублер начинает действовать";

- уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, "живая газета", устный журнал;

- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему инопланетян;

- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, ученый совет;

- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;

- перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, "Следствие ведут знатоки", "Что? Где? Когда?", "Эрудицион", утренник, спектакль, концерт, инсценировка, "посиделки", "клуб знатоков" и др.

Практически все названные виды уроков могут быть использованы в ДМШ.

Например,

  • на уроке музыкальной литературы - "живая газета" устный журнал, рецензия, урок- презентация, концерт и т.д.;
  • на уроке истории искусств - ролевая игра, изобретательство, конференция, экскурсия в прошлое, путешествие и т.д.
  • на уроке сольфеджио - урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, конкурс, дуэль и т.д.

Практический пример: упражнение "Дуэль" - назначается 1 дуэлянт, он может выбрать себе противника (противника может назначить и педагог), педагог играет интервалы (аккорды, ступени и т.п.) на слух, "дуэлянты" отвечают по очереди до первой ошибки одного из противников.

  1. Метод проектов

Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы.
  2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал "путешествий, компьютерная газета, доклад и т.д).

Широкий простор для использования данной технологии на уроках музыкальной литературы, слушания музыки, истории искусств.

Практический пример: проект "Исследовательская деятельность учащихся на уроках теоретического цикла в детской школе искусств"

Цель: 

  1. приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности,
  2. развитие способности к исследовательскому типу мышления,
  3. активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

Мероприятия в рамках проекта:

  1. Ученическая конференция "Моцарт. Музыка. Судьба. Эпоха"
  2. Конкурс творческих работ "Моцарт. Музыка. Судьба. Эпоха"
  3. Учебное исследование "Основные приемы полифонии"
  4. Учебное исследование "Форма фуги"
  5. Учебное исследование "Эпос, драма, лирика в произведениях искусства"

Для более пристального изучения изучения возможностей использования метода проектов предлагаю ознакомиться с некоторыми положениями ученической конференции "Моцарт. Музыка. Судьба. Эпоха"

Проведение конференции:

Для участия в конференции перед зимними каникулами учащимся предлагаются темы. Распределение тем происходит по жребию, однако, в процессе работы над темой возможна ее замена.

Темы:

  1. Семья Моцарта
  2. С кем общался Моцарт
  3. Моцарт и Сальери
  4. Опера-сказка "Волшебная флейта"
  5. Моя любимая музыка Моцарта
  6. Занимательные истории из жизни Моцарта
  7. Учителя Моцарта
  8. Друзья и враги Моцарта
  9. Вена - музыкальная столица Европы
  10. Гайдн. Моцарт. Бетховен. История взаимоотношений
  11. Что пишут газеты в 21 веке о Моцарте.
  12. Моцарт. География путешествий.
  1. Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо".

Технология РКМЧП (critical thinking) разработана в конце XX века в). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической.

Задача научить школьников: выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию; понимать, как различные части информации связаны между собой; выделять ошибки в рассуждениях; избегать категоричности в утверждениях; определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение; - уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.

Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие "текст" трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

Составление конспектов, хронологически и сравнительных таблиц как раз существует в рамках этой технологии.

Практический пример: составление хронологической таблицы по жизненному и творческому пути композитора.

Годы

Город

События жизни

Произведения

 

 

 

 

Практический пример: составление таблицы при изучении классической сюиты

Название танца

Страна происхождения

Темп

Размер

Характер

 

 

 

 

 

 

Практический пример: работа над анализом формы сонаты в творчестве венских классиков

№ части

Характер музыки

Тональность

Темп

Форма

 

 

 

 

 

Теория поэтапного формирования умственных действий.

Авторы:

 Гальперин Петр Яковлевич - русский советский психолог, автор теории поэтапного формирования умственных действий (ТПФУД).

Талызина Нина Федоровна - академик РАО, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, доктор психологических наук.

 Волович Марк Бенцианович - профессор Московского педагогического университета, доктор педагогических наук.

Последовательность обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий слагается из этапов:

Предварительное знакомство с действием, создание ориентировочной основы действия, т.е. построение в сознании обучаемого ориентировочной основы действия, ориентировочной основы действия (инструкция) - текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия, включающая мотивацию, представление о действии, систему условий правильного его выполнения.

  1. Материальное (материализованное) действие. Обучаемые выполняют материальное (материализованное) действие в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме.
  2. Этап внешней речи. После выполнения нескольких однотипных действий необходимость обращаться к инструкции отпадает, и функцию ориентировочной основы выполняет громкая внешняя речь. Обучаемые проговаривают вслух то действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают. В их сознании происходит обобщение, сокращение учебной информации, а выполняемое действие начинает автоматизироваться.
  3. Этап внутренней речи. Обучаемые проговаривают выполняемое действие, операцию про себя, при этом проговариваемый текст необязательно должен быть полным, обучаемые могут проговаривать только наиболее сложные, значимые элементы действия, что способствует его дальнейшему мысленному свертыванию и обобщению.
  4. Этап автоматизированного действия. Обучаемые автоматически выполняют отрабатываемое действие, даже мысленно не контролируя себя, правильно ли оно выполняется. Это свидетельствует о том, что действие интериоризировалось, перешло во внутренний план, и необходимость во внешней опоре отпала.

В традиционном обучении учитель имеет возможность судить о правильности работы каждого ученика в классе главным образом по конечному результату (после того как работы учеников собраны и проверены). При данной технологии требуется, чтобы учитель проконтролировал каждый шаг работы каждого ученика. Контроль на всех этапах усвоения - один из важнейших компонентов технологии. Он направлен на то, чтобы помочь ученику избежать возможных ошибок.

Прекрасная технология для работы над слуховым освоением интервалов, аккордов, и, особенно, для записи диктантов.

Практический пример: Урок сольфеджио, работа над диктантом у доски. К доске вызывается один учащийся, он пишет диктант на доске, проговаривая вслух все свои действия:

  • "Пишу скрипичный ключ,
  • расставляю такты,
  • пишу знаки при ключе,
  • во время первого прослушивания мне надо обратить внимание на первый звук (для этого спою устойчивые ступени и сравню первый звук диктанта и ними),
  • я знаю, что последний звук диктанта - тоника, послушаю как к ней пришла мелодия (поступенно, скачком, сверху, снизу),
  • определю размер диктанта (для этого буду тактировать)" и т.д.

Дифференцированное обучение

В современной дидактике дифференциация обучения - это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся, в соответствии с которым отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.

Способы внутренней дифференциации:

  • содержание задания одинаково для всех, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается;
  • содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;
  • задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т. д.);
  • используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;
  • предоставляется самостоятельный выбор одного из нескольких предложенных вариантов заданий (чаще всего используется на этапе закрепления знаний).

Принципы данной технологии необходимо применять на всех предметах теоретического цикла, в частности:

- на уроке сольфеджио возможно выучивание наизусть из предложенных 5 примеров в четверти на "Отлично", 4 - на "4+", 3 примеров на "Хорошо", 2 -на "4-", 1 примера на "Удовлетворительно";

 - на уроке музыкальной литературы предложить контрольную работу на выбор - традиционную - на "отлично", с вариантами ответов - на "хорошо", с помощью учебника - на "удовлетворительно;

- на уроке сольфеджио при записи диктанта "отлично с плюсом" получает тот, кто сдает диктант после 4 (другое количество) проигрываний и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бардин К В. Как научить детей учиться. М., Просвещение 1987г.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.,Педагогика,1989г.
  3. Бухвалов В.А. Методики и технологии образования г. Рига, 1994г.
  4. Волков И.П. Учим творчеству. М., Педагогика, 1982г.
  5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка .М., 1985г.
  6. Границкая А.С. Научить думать и действовать М., 1991г.
  7. Гузеев В.В. Лекции по педтехнологии, М., Знание, 1992г
  8. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии - М.: Сентябрь, 1996.
  9. Гузик Н.П. Учить учиться М., Педагогика, 1981г.
  10. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. -М.: Знание, 1989.
  11. Лихачев Т.Б. Простые истины воспитания- М., "Педагогика".
  12. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография. - Волгоград: перемена, 2006.
  13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2005
  14. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методических приёмов технологии РКМЧП на уроках предметов гуманитарного цикла.

Ценным в технологии РКМЧП являются методические приемы организации учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используютс...

Методическая разработка "Организация педагогического процесса с одарёнными детьми на предметах теоретического цикла ДШИ"

Методическая разработка об организации учебного процесса и формах работы с одарёнными детьми в ДШИ....

Технология проблемного обучения как средство достижения высокого качества образования по предметам гуманитарного цикла

    Идея: "Проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия обучаемых в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления, в...

Статья "Технология проблемного обучения как средство достижения высокого качества образования по предметам гуманитарного цикла"

Проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия обучаемых в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления, высокую степень органичного у...

Обобщение опыта работы по методической теме «Технология проблемного обучения на уроках математики»

Проблема: Внедрение проблемного обучения в образовательный процесс средней школы. Условия возникновения проблемы: Федеральные государственные стандарты предусматривают  совершенно иной подхо...

Методическая разработка . Технологии проблемного обучения Исследовательский метод

Применение исследовательского метода на уроках физики...

Методический семинар "Технология проблемного обучения на уроках математики".

Методический семинар "Технология проблемного обучения на уроках математики" к конкурсу "Учитель года-2017"...