Методическя разработка "Метод практико-направленного обучения в развитии творческих способностей учащихся".
методическая разработка по технологии по теме

Девиз педагогов английской школы "Через руки - к разуму" очень актуален и в Российских школах. Одной из важнейших задач предмета "Технология" является воспитание практичного, творческого человека, владеющего практическими умениями, необходимыми для жизни в новой социальн-культурной ситуации, обладающего развитым интеллектом и творческим потенциалом, имеющего потребность в преобразующей деятельности, в чувстве нового, способного к жизнетворчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Метод практико – направленного обучения в развитии творческих способностей учащихся.

                                                                                                       Через руки – к разуму.

                                                                                                                           (педагоги английской школы)

        Метод обучения является важнейшим компонентом урока. «Метод – это форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей изучаемого объекта». (Философская энциклопедия).

Часто метод рассматривают как определенную систему приемов: объяснительно - иллюстративные, исследовательские, работа с печатными источниками, практические, лекция, лабораторная работа, проект и т.д. По источнику знаний выделяют словесные, практические и наглядные методы обучения.

        Одной из важнейших задач предмета «Технология» является воспитание практичного, творческого человека, владеющего практическими умениями, необходимыми для жизни в новой социально-культурной ситуации, обладающего развитым интеллектом и творческим потенциалом, имеющего потребность в преобразующей деятельности, в чувстве нового, способного к жизнетворчеству. Поэтому примерно 70% учебного времени на уроках технологии  отдается практическому обучению.

        В группе практических методов обучения выделяют:

- наблюдение – непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков;

- опыт – самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических и исследовательских умений, а также умений обращения с оборудованием;

- лабораторную работу, упражнения и др.

        Проблему развития познавательной активности учащихся без преувеличения можно считать одной из ключевых проблем современного школьного образования. От сформированности познавательной активности обучающихся зависит эффективность образования в целом. Процесс образования должен стать процессом целенаправленного, планомерного, педагогически организованного развития познавательной активности учащихся. «Роль педагога – помочь ребенку сделать активность осознаваемой и целенаправленной, то есть «вырастить» из активности деятельность». [1]

        Особое место это проблема занимает в технологическом образовании школьников. Специфика образовательной области «Технология»  позволяет педагогам успешно развивать познавательную активность школьников, применяя метод практического обучения. Можно выделить 4 уровня познавательной активности.

        На уровне низкой активности основным субъектом деятельности является учитель, который полностью управляет учебно – познавательным процессом, позиция ученика пассивна. Сформированность у школьников знаний и умений по практическому выполнению заданий находится на репродуктивном уровне.

        На ситуативно – эмоциональном уровне активности учащийся сознательно включается в управление своей деятельностью в ситуациях, которые сконструированы педагогом. Уровень управления со стороны ученика ограничен рамками данной ситуации. Активность неустойчива. При столкновении с трудностями ученик перестает быть равноправным с учителем субъектом учебно – познавательной деятельности. Сформированность у школьников знаний и умений соответствует минимальному базовому уровню.

        На исполнительно – активном уровне ученик управляет своим познанием в рамках отношения к учению как обязательному привычному труду, направляя усилия на учебные цели, предлагает оригинальные пути, отдельные новшества, является стабильно равноправным с учителем субъектом познавательной деятельности.

        Активно – творческий уровень (уровень познавательной самостоятельности) характеризуется позицией ученика как основного субъекта учения, его сознательностью и самостоятельностью в управлении учебно – познавательной деятельностью. Развитие познавательной активности как качества личности достигает уровня, когда ученик способен сам мотивировать, организовывать, анализировать, контролировать и оценивать свою учебно-познавательную деятельность. Сформированность у школьников знаний и умений по выполнению практических работ позволяет им вносит инновационные предложения при решении проблем.

        Подход к выделению уровней активности школьников позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся при постановке задач по выполнению практической работы. У каждого учащегося может быть свой запланированный конечный результат, лежащий в зоне его ближайщего развития. [2]

        Метод практико - направленного обучения играет большую роль в развитии творческих способностей школьников.

Творчество – это деятельность, пораждающая что-то качественно новое, никогда ранее не бывшее. В XYIII веке И.Кант специально анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения. Творчество по И.Канту лежит в самой основе познания. Особая роль в творчестве придается воображению, гибкости ума, расходящемуся в различных направлениях мышлению, а также внутренней мотивации творчества. [3]

        Для педагога все дети должны быть потенциально креативными. Важно заметить своеобразную индивидуальную креативность школьника и стремиться развить её. Развитие креативности может происходить только в деятельности, т. е. при выполнении практических заданий. Развитие воображения при применении метода практико – направленного обучения значительно повышает не только интеллект, концентрацию внимания, но и формирует качества личности, крайне важные для успешного разрешения разного рода жизненных ситуаций. Развитие детской креативности тренирует изобретательность, являющуюся основой человеческого интеллекта.

        Одним из важнейших аспектов практико – направленного обучения является метод творческого и творческого – исследовательского проектирования.

Профессор В.Д.Симоненко считает, что в России основными особенностями метода проектов является то, что он:

- имеет широкий диапазон (изделия для школы, дома, досуга, игр, реализации и т.д.);

- применяет новейшие технологии в процессе выполнения проектов;

- способствует созданию проектов новых изделий и услуг;

- соответствует знаниям выполненной учебной программы.

        Метод проектов в образовательной области «Технология» - гибкая модель, связывающая теоретическое обучение с практической деятельностью. Результатом выполнения проекта является изготовление изделия или продукта. Проектная технология обучения открывает буквально перед каждым, даже самым трудным в интеллектуальном развитии школьником, те сферы развития, где он может проявить себя и достичь вершин творчества. Но самое главное, этот метод дает прекрасные возможности для развития воли ученика, школьник учится изготавливать свое изделие от появления идеи до её воплощения в готовом изделии, из урока в урок постепенно делает школьника более находчивым, дисциплинированным, собранным, целеустремленным.

        Важной задачей, решаемой на более высоком уровне с помощью метода проектов, является развитие технического мышления, творческих способностей, повышение качества технологической подготовки учащихся. При выполнении проектов происходит:

- изучение не только технологий, но и структуры деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах деятельности;

- изучение физических основ технологических процессов;

- выявление методов оценки качественных характеристик проектируемых объектов;

- знакомство с современными технологиями, в том числе с информационными технологиями;

- выявление экологических свойств современных материалов, технологических процессов, формирование привычки учитывать экологический аспект при проектировании;

- формирование экономических знаний.

        К приемам развития творческих способностей учащихся, формированию у них исследовательских качеств относятся:

- умение анализировать проблемную ситуацию и самостоятельно находить пути её решения;

- умение удовлетворять свои познавательные и деятельностные потребности и запросы;

- поиск условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования;

- умение творчески перерабатывать информацию и использовать полученные знания для поиска путей решения поставленных задач;

- вариативность мышления, умение найти нестандартное применение уже знакомому объекту;

- умение формулировать выводы по результатам теоретических или экспериментальных исследований;

- повышение уровня коммуникабельности, конструктивного и целенаправленного общения.

        Таким образом, проектирование как метод обучения основной своей целью имеет решение педагогических задач обучения, воспитания и развития учащихся. В частности этому способствует решение таких задач, как:

1. Связь теоретического обучения с практической деятельностью.

  1. Развитие технического мышления и повышение качества технологической подготовки учащихся.
  2. Развитие творческих способностей учащихся, формирование у них исследовательских навыков.
  3. Социализация и социальная адаптация учащихся.
  4. Формирование и развитие технологической культуры.

Проектная деятельность образовательной области «Технология» подразделяется на два вида: творческое проектирование и творческо-исследовательское проектирование.

Структура проектной деятельности может быть разделена на пять основных этапов.

  1. Подготовительный этап:

- выбор и обоснование темы проекта;

- определение объема знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения проекта;

- обучение умениям работать с источниками информации, приемам поиска новых источников информации;

- сбор и обработка информации по теме проекта;

- формулировка задания для конструкторского этапа.

        2. Конструкторский этап:

- формирование идеи реализации конструкции изделия;

- разработка конструкции изделия и эскизной документации;

- разработка модели для проверки принятого конструктивного решения, корректировка конструкции;

- разработка конструкторской документации;

- создание технологической документации, отражающей структуру технологического процесса, необходимые основные материалы, оборудование, инструменты, вспомогательные материалы, экономические расчеты.

       3. Технологический этап:

-  анализ конструкторско-технологического задания и подготовка к изготовлению изделия;

- изготовление опытного образца;

- изготовление изделия и проверка на соответствие расчетным параметрам.

      4. Защита проекта:

- представление проекта;

- обоснование выбранного решения по его реализации;

- демонстрация свойств и качеств спроектированного изделия;

- указание перспектив использования изделия, потребности в нём.

     5. Подведение итогов работы по проекту (оценка и самооценка):

- анализ полученных результатов проектирования;

- анализ влияния выполненного проекта на уровень теоретической, практической и социальной подготовки участников проекта;

- определение уровня социальной значимости проектной деятельности для участников проектирования.[4]

        Выбирая тему  проекта, необходимо определить, к какому виду проектной деятельности она будет относиться.

При творческом проектировании определяется цель, т.е. конечный результат, к которому должен прийти ученик.

При творческо – исследовательском проектировании выбирается объект исследования – это явление или процесс, с которым мы сталкиваемся (например – вышивка как вид декоративно-прикладного творчества); предмет исследования – это часть объекта (например – вышивка крестом); выдвигается гипотеза, в процессе проектирования которая или подтверждается, или опровергается. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

- быть проверяемой;

- содержать предположение;

- быть логически непротиворечивой;

- соответствовать фактам.

При формулировке гипотезы обычно используют словесные конструкции типа: «если…, то…»; «Так…, как…»;  «при условии, что…», т.е такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.

( См. примеры выполнения проектов).

        Достоинства метода проекта заключаются в следующем:

- учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно;

- ведение уроков методом творческого проектирования позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества ученика;

- именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, чему ещё надо научиться;

- при выборе темы проекта учитываются индивидуальные особенности учащихся;

- развивается социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности, оказывается помощь в адаптации к условиям конкуренции.

        Таким образом метод практико – направленного обучения

- повышает интерес к предмету;

-  изменяет отношение учащихся к другим дисциплинам;

-  повышает познавательную активность учащихся;

-  поднимает имидж учащегося (публичная защита проекта), формирует адекватную самооценку;

- включает в процесс обучения учащихся их родных и близких (поиск материалов, инструментов);

- усиливает полезность обучения (создание изделий для дома, школы);

- формирует у учащихся лучшие гражданские качества (трудолюбие, целеустремленность, ответственность, экономичность, стремление к созиданию).

Литература

  1. Михайлова Н.Н. Педагогика поддержки.- Москва: Просвещение, 2001 г. 105 с.
  2.  Пичугина Г.В.  Школа и производство.- Москва: Школа-пресс, 2006г. №1 с 16-22
  3. Межиева В.М. Развитие творческих способностей. – Ярославль: Академия развития, 2002 г. 275с.
  4. Бабина С.Н. Метод проектов в образовательном пространстве школы и вуза: Методические рекомендации. – Челябинск: издательство ЧГПУ, 1999 г. 33 с.
  5. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. – Москва: издательский центр «Академия», 2007 г. 474 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.

В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....

использование технологии проблемного обучения для развития творческих способностей учащихся на уроках химии

статья на тему использование технологии проблемного обучения для развития творческих способностей учащихся на уроках химии...

Новый взгляд на влияние психологических факторов фортепианного обучения в развитии творческих способностей учащихся.

Целью доклада является показать роль психологических факторов обучения в развитии творческих способностей учащихся....


 

Комментарии

Развитие познавательной активности учащихся - ключевая проблема современного школьного образования.

При выборе темы проекта учащийся должен знать отличие творческого проекта от творческо-исследователского.