Методическая разработка урока с проблемным заданием с применением группового метода
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
Урок поможет определить степень усвоения учащимися темы "Реформы Александра II и Александра III".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_aleksandr_2_aleksandr_3.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ НПО
Профессиональное училище №1
Методическая разработка обобщающего
урока с проблемными заданиями
по темам:
«Реформы Александра II и III»
«Культура России конца 19 века»
Разработала преподаватель
Смирнова Т.А.
2010-2011 уч.г.
г. Орехово-Зуево
Цель: подвести итог изученным темам: Реформы Александра II и III, и Культура России конца 19 века. Определить степень усвоения тем, подготовить учащихся к самостоятельной работе по этим темам.
Основные понятия: реформа, контрреформа, карательная цензура, промышленный переворот, реальные училища, классические гимназии.
Важнейшие даты: 19 февраля 1861 года- подписание манифеста об отмене крепостного права.
План урока.
1 Организационный момент: Отметить отсутствующих, проверить тетради.
2 Сообщение темы и целей урока:
Учитель сообщает тему и основную цель урока: обобщить и углубить знание изученных ранее тем, проверить, насколько учащиеся усвоили материал подготовиться к самостоятельной работе, ответив на несколько проблемных вопросов.
Первый вопрос: почему после реформы, дающей крестьянам свободу, по стране прокатилась волна крестьянских бунтов?
3 Фронтальный опрос- беседа.
- Какие темы мы изучали на прошлых уроках?
- Какие реформы провел Александр II?
Какую из них вы считаете самой главной и почему?
Факт: крестьяне приняли реформу отрицательно. Очень многие думали сначала, что это не та вольная, что скоро выйдет настоящий указ.
Вопрос: Что же не нравилось крестьянам ?
Факт: По стране после отмены крепостного права прокатилась волна бунтов (более 2000) Они были жестоко подавлены. Несмотря на смягчение цензуры , критиковать реформу в печати было запрещено. Не случайно Н.А.Некрасов свою знаменитую поэму писал 15 лет. О какой поэме идет речь?
Вопрос: Почему начались восстания? Почему они подавлялись? Чего требовали крестьяне? Почему была запрещена критика?
Факт: И все-таки значение реформы огромно.
Вопрос: В чем историческое значение реформы?
Ответ записать в тетради:
*лично для крестьян – ликвидировано рабство, дана личная свобода (вступать в брак, переходить в другое сословие).
*для страны- предоставилась взможность быстрого развития капитализма и промышленности .
Вопрос: Почему, по вашему мнению, реформы следующего императора Александра III воспринимаются как контрреформы?
Ответ записать в тетради:
* Введена вновь карательная цензура.
* Принят циркуляр « о кухаркиных детях»
* Были ограничены права земств.
* Укреплена власть помещиков..
Факт: Но именно при Александре III в России начался промышленный переворот
.
Второй вопрос : Как связаны отмена крепостного права и промышленный переворот в России?
Попробуйте дать определение этому понятию. Но сначала давайте составим схему:
На доске и в тетради : Промышленный переворот
Когда начался? В 1861 году после отмены крепостного права. | Что начали строить в большом количестве? Заводы и фабрики. | Какой труд применялся? ручной и машинный | Для машинного труда требовались: Станки и машины. | Чтобы создавать новые станки требовалось: развитие науки |
Если строилось много заводов и фабрик, то требовалось много рабочих.
Вопрос: Откуда в городах могли появиться рабочие? Конечно, только из деревни.
Итак мы выяснили, что отмена крепостного права привела к промышленному перевороту .
Третий вопрос : Почему отмена крепостного права привела к росту грамотности населения и к взлету культуры?
Ответ на этот вопрос виден из нашей таблицы.
Вопрос: Как вы в целом оцените уровень грамотности в России в конце 19 века?
-низкий.
Вопрос: Какие возможности появились у народа при АлександреII ?
Что сделал с этими возможностями Александр III ?
Факт : Но даже это не смогло остановить рост грамотности.
Вопрос: Какие школы для взрослых были открыты в городах?
Факт: Образование могло быть :
-реальным (естественные науки и современные иностранные языки )
-классическим ( гуманитарные науки , латынь и греческий языки )
Вопрос: Как вы думаете, какие школы были больше нужны России того времени? В какой бы вы хотели учиться?
Дискуссия 2-3 минуты.
Факт: Эпоха великих реформ, освобождение крестьян, дало резкий сильный импульс развитию культуры в целом. Когда мы составляли таблицу, мы говорили и о науке. Сейчас вы напишите экспресс- работу, варианты ответов которой можно обсуждать вслух, записывать нужно только ответы,
Вопросы к работе:
- Что изобрел Яблочков?
- Назовите фамилии российских физиков конца 19 века.
- Сеченов – это врач или актер?
- Кто открыл периодический закон химических элементов?
- Назовите изобретение Попова.
- Кто открыл знаменитую выставку- галерею для художников?
- Назовите фамилии российских художников конца 19 века.
- Какие районы изучал Седов?
Факт: В конце 19- начале 20 века в российском искусстве развивались несколько мощных течений. Два главных- реализм и модернизм. Отличие двух этих течений наглядно видно в живописи.Сравните две картины - Васнецов «Три богатыря» и Врубель «Богатырь»
Обсуждение 2 – 3 минуты.
А теперь немного поговорим о литературе. На прошлом уроке мы записали фамилии писателей, которые жили и работали в конце 19 века. А сейчас вы должны бедете записать в тетрадях, какие самые известные произведения ими написаны.
- И.С.Тургенев-
- Л.Н.Толстой-
- Ф.М.Достоевский-
- Н.А.Некрасов-
- А.П.Чехов
- А.И.Островский-
Ту же работу предлагается выполнить по творчеству художников и композиторов.
Рефлексия: Итак, давайте обобщим все наши знания Подведем итоги урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Каково ваше отношение к реформам Александра II и Александра III?
- Какие условия освобождения крестьян вы бы предложили?
- Как развитие культуры повлияло на другие сферы жизни России конца 19 века?
Домашнее задание: повторение , подготовка к самостоятельной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Биология наука о жизни. Методы исследования в биологии"
Урок знакомит обучающихся 9 класса с целями и задачами предмета "Общая биология", прослеживает взаимосвязь биологии с другими науками. Дает представление о практическом применение достижений современн...
Методическая разработка занятия по английскому языку с применением кейс-метода “Advantages and Disadvantages of Being a Vegetarian”
Кейс-метод – это эффективный сплав всех существующих методов и приемов обучения. Изложенные в данной методической разработке практические приемы применения кейс-метода помогут преподавателям инос...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЧЕРЧЕНИЮ с применением кейс метода «АСО «Промстрой»/ Часть 1
Разработка кейса представляет собой результат научно-методической деятельности учителя. Данная работа дает возможность глубоко освоить не только внешние стороны кейса в его использовании на уроке, но ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЧЕРЧЕНИЮ с применением кейс метода «АСО «Промстрой». Часть 2
Разработка кейса представляет собой результат научно-методической деятельности учителя. Данная работа дает возможность глубоко освоить не только внешние стороны кейса в его использовании на уроке, но ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЧЕРЧЕНИЮ с применением кейс метода «АСО «Промстрой». Часть 3
Разработка кейса представляет собой результат научно-методической деятельности учителя. Данная работа дает возможность глубоко освоить не только внешние стороны кейса в его использовании на уроке, но ...
Методическая разработка урока математики на тему «Проценты. Применение дидактических игр на уроке математики»
План урока...
Разработка урока "My daily routine", с применением проектного метода.
Материал разработан для УМК Spotlight для 5 класса. В материале представлена подробная технологическая карта. В презентации к уроку использованы дополнительные материалы, расширяющие знания обучаемых...