Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."
статья на тему
Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.docx | 30.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Меняется мир непрерывно, неспешно.
Меняется всё - от концепций до слов.
И тот лишь сумеет остаться успешным,
Кто сам вместе с миром меняться готов.
Пётр Калита.
Я считаю, что эти слова о современном учителе. Об учителе, который стремится вперёд, готовый осваивать всё новое, инновационное и с успехом применяющий в практике. Только успешный учитель может воспитать конкурентоспособного ученика.
Что такое интеллект - это ум, разум, мыслительная способность человека. Эти качества закладывает природа, и задача учителя их развивать в ребенке.
Проблемное обучение - один из путей развития интеллектуальных способностей. Алгоритм этой методики: исследование, поиск, решение проблемы, получение результата.
Проблемный метод - это метод, основан на создании проблемных ситуаций, развитии активной познавательной деятельности учащихся. Проблемный метод реализуется через создание ситуаций: педагогическую и психологическую. Педагогическая - представляет особую организацию учебного процесса, психологическая – относится к личности ученика.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Я считаю, что проблемное обучение один из наиболее приемлемых методов, способствующих успешному внедрению ФГОС. Сегодня школа нацелена на достижение качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик по окончании школы? Прежде всего - умением учиться. У него должны быть сформированы универсальные учебные действия.
В процессе преподавания предмета «Химия» я столкнулась с отсутствием у детей умения самостоятельно находить пути решения проблемы и анализировать ход решения задач. В результате - научить учиться каждого ученика.(2 слайд)
Когда вы слушаете, вы забываете,
Когда вы видите, вы понимаете,
Когда вы действуете, вы учитесь.
Я считаю, что приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.(3 слайд)
Изучая историю развития проблемного обучения, я узнала: уже в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию и более глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. Так, постановка проблемных вопросов ученику и его затруднение в поисках ответов на них были характерны для дискуссий Сократа, этот же прием был известен в пифагорийской школе.(4-5 слайды)
В новой истории стремление к активному обучению восходит к философским взглядам Ф. Бэкона. Эмпиризм критически относится к истинам, имеющим «словесное» происхождение, он требует истины путем изучения действительности.
В дальнейшем идею активного обучения развивали такие педагоги и философы, как Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.
Проблемное изложение, дедуктивный подход, применяемые мною на практике, имеют первостепенное значение среди методов и приемов обучения. На широком использовании этих методов и строится современная теория проблемного обучения, разработанная академиком М.И. Махмутовым, заслуга которого заключается в том, что он дал научное обоснование проблемному обучению как дидактической системе.
М.И.Махмутов считает, что проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности. Процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения, включая творческие способности в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.
(6 слайд)
Следует отметить, что в практике встречается противопоставление проблемного обучения объяснительно-иллюстративному. Различия можно представить в виде схемы:
Проблемное обучение | |
Определение темы и основных вопросов изложения. Сообщение знаний учителем объяснительно-иллюстративным методом. Учащиеся воспринимают объяснение, участвуют в анализе фактов, следят за мыслью учителя. Воспроизведение изложенного, тренировочного упражнения. Рецептивное усвоение знаний. | Создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи. Активный мыслительно-познавательный поиск учащегося под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам. Тренировочные упражнения, применение знаний в новых условиях с целью возбуждения мышления. Творческое самостоятельное овладение знаниями, а также способами активной познавательной деятельности, интенсивное умственное развитие |
Типы и виды уроков по Махмудову. (7 слайд)
Проблемную ситуацию, в своей практике я применяю при организации практической деятельности учащихся, при формулировании гипотезы, в исследовательских заданиях и т.д.(8 слайд)
В своей деятельности я выделяю четыре типа проблемных ситуаций:
- ситуация нехватки знаний (учащиеся не могут решить задачу, ответить на вопрос из-за отсутствия необходимых знаний)
- ситуация новых условий (необходимые знания у детей имеются, однако им предстоит придумать, как применить имеющиеся знания и умения в новых условиях);
- ситуация противоречия между теоретической возможностью и практической осуществимостью (например, ученику надо выбрать из нескольких известных ему способов решения самый рациональный);
- ситуация противоречия между полученным практическим результатом и отсутствием знаний для того, чтобы объяснить, как и почему получен именно такой результат.
Приведу примеры создания проблемных ситуаций из своей практики:
Прием 1. Одновременно предъявляю классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории, чьи-то точки зрения.
Прием 2. Сталкиваю разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новом материале.
Прием 3. Выполняется в два шага:
Шаг 1. Обнажаю житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Шаг 2. Сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляю научный факт.(Слайд 9)
Я считаю целесообразно проблемное обучение применять:
- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий;
- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),
- когда есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени. (10-11 слайд)
Создание учебной проблемной ситуации – это форма предъявления ученику учебной задачи. Вся учебная деятельность может заключаться в планомерном и последовательном выстраивании учителем проблемных ситуаций и их разрешении учениками посредством учебных действий. В методике обучения предмету «Химия» способы создания проблемной ситуации сформулированы следующим образом:
1. демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые учащимся неизвестны и требуют для объяснения дополнительной информации. Они побуждают к поиску новых знаний. Например, демонстрирую аллотропные видоизменения элементов в 8 классе и требую объяснить, почему они возможны; (Слайд 12)
2. использование противоречия между имеющимися знаниями и изучаемыми фактами, когда на основании известных знаний учащиеся высказывают неправильные суждения. Например, задаю вопрос: может ли при пропускании оксида углерода (IV) через известковую воду получиться прозрачный раствор? Учащиеся 8-9 класса, на основании предшествующего опыта, отвечают отрицательно, я показываю опыт с образованием гидрокарбоната кальция; (Слайд 13)
3. объяснение фактов на основании известной теории. Например, почему при электролизе раствора сульфата натрия на катоде выделяется водород, а на аноде - кислород? Учащиеся 9 класса должны ответить на вопрос, пользуясь справочными таблицами: рядом напряжений металлов, рядом анионов, расположенных в порядке убывания способности к окислению, и сведениями об окислительно-восстановительной сущности электролиза; (Слайд 14)
4. с помощью неизвестной теории строится гипотеза и затем проверяется практикой. Например, на уроке в 10 классе задается вопрос: будет ли уксусная кислота, как органическая кислота, проявлять общие свойства кислот? Учащиеся высказывают свои предположения, а я ставлю эксперимент, а затем даётся теоретическое объяснение; (Слайд 15)
5. нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и дана конечная цель. Например, предлагается экспериментальная задача: даны три пробирки с веществами. Нужно определить эти вещества наиболее коротким путём, с наименьшим числом проб; (Слайд 16)
6. нахождение самостоятельного решения при заданных условиях. Это уже творческая задача, для решения которой недостаточно урока. Я даю учащимся возможность подумать дома, использовать дополнительную литературу; (Слайд 17)
7. принцип историзма также создаёт условия для проблемного обучения. Например, в начале 8 класса поиск путей систематизации химических элементов привел Д.И.Менделеева к открытию периодического закона. Многочисленные проблемы, связанные с объяснением взаимного влияния атомов в молекулах органических веществ на основе электронного строения, также являются отражением вопросов, возникших в истории развития органической химии. Не обязательно, чтобы на уроке использовались все этапы проблемного обучения.(Слайд 18)
Результативность. (Слайд 19)
Метод проблемного обучения применяю на следующих этапах урока:
1.Мотивация. Создание проблемной ситуации.
2. Выдвижение гипотез и их запись на доске.
3. Исследование (теоретическое, практическое).
4. Обмен информацией (при работе в группах). Представление проектной работы.
5. Обработка информации: выделение значимой информации, подтверждение или опровержение высказанных ранее гипотез.
6. Подведение итогов урока. Вариант(ы) решения проблемы.
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание.
Использованная литература:
http://festival.1september.ru/articles/583913/
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,154145/Itemid,118/
http://www.myshared.ru/slide/969878/
https://sites.google.com/site/fgosipedagogiceskietehnologii/tehnologia-problemnogo-dialoga
http://ppt4web.ru/pedagogika/problemnoe-obuchenie-m-i-makhmutova.html
0de-2930-8caa-4f9cd346e7cd/?fullView=1&from=528b6fb1-98e4-9a27-5ae1-2f785b646a41&interface=themcol&rubric_id[]=23891
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Приемы создания проблемной ситуации на уроках истории" (2012)
На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развива...
статья "Создание проблемных ситуаций на уроках математики
Опыт работы в школе доказывает, что метод проблемного обучения – это один из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению учащихся, создавая благоприятны...
Презентация "Формирование учебно-познавательной компетенции учащихся второй ступени обучения через создание проблемных ситуаций на уроках физики".
Презентация к выступлению....
Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.
Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....
Районный семинар "Создание проблемной ситуации на уроке как средство формирования УУД"
Марериал содаржат мастер-класс и два урока....
Семинар "Приёмы создания проблемной ситуации на уроках русского языка"
Практическое применение различных технологий обучения позволило сделать вывод, что наибольший эффект дают приемы и методы технологии проблемного обучения, с помощью которых знания передаются не ...
Методическая разработка. Создание проблемной ситуации на уроках музыки.
В целях повышения интереса учащихся к предмету "музыка" необходимо использовать нестандартные подходы к изучению учебного материала....
Комментарии
Презентация к методическому семинару "Проблемное обучение"
https://cloud.mail.ru/public/007d1ea70b8c/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4...