Методическая разработка. Как сконструировать проблемные ситуации?, 2018 г
методическая разработка по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Для построения урока открытия нового знания учителю нужно организовать быстро и качественно работу с проблемной ситуацией. Возникает вопрос: как построить саму проблемную ситуацию?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_2018_primery_problemnyh_situatsiy_kashintseva.docx | 26.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Таблица 1
Анализ | Учитель | Ученики |
Вопрос на «ошибку» | – Компьютер «Уч» стоит 20000 рублей. В 1-м магазине цену на «Уч» снизили на 10%, а затем еще на 15%. Во 2-ом магазине цену снизили сразу на 25 %. В каком магазине выгоднее купить «Уч»? | – Все равно, в каком магазине осуществлять покупку, потому что цена в обоих магазинах снизится на 25 %. |
Предъявление научного факта расчетами | – В 1-ом магазине: – После 1-го снижения «Уч» будет стоить… – После 2-го снижения «Уч» будет стоить… Во 2-ом магазине после снижения цены «Уч» будет стоить… | – 20000 ∙ 0,9 = 18000 (руб). – 18000 ∙ 0,85 = 15300 (руб). – 20000 ∙ 0,75 = 15000 (руб). |
Побуждение к осознанию | – Что вы предположили? – А что оказывается на самом деле? | – Все равно. – Во втором магазине покупку осуществлять выгоднее. |
Побуждение к проблеме | – Выходит, каких-то задач мы решать не умеем? Каких? | – Не умеем решать некоторых сложных задач на проценты. |
Тема | – Как можем сформулировать тему урока? | – Решение сложных задач на проценты. |
Таблица 2
Анализ | Учитель | Ученики |
Предъявление противоречивых мнений | Петя попросил Колю записать их проект, объемом 701440 Кб на диск объемом 700Мб. – Коля утверждает, К – это означает кило-, то есть в 1Мб ровно 1000 Кб, поэтому объем проекта 701,44 Мб и на диск он не поместится. – Петя утверждает, кило- в измерении информации 1024, то есть в 1Мб ровно 1024 Кб, поэтому объем проекта меньше 685 Мб и на диск он поместится. | Слушают (или читают текст) задачу. Осмысливают ситуацию. |
Побуждение к осознанию | – Кто из мальчиков прав? | Высказывают предположения. Понимают, что возникло противоречие. |
Побуждение к проблеме | – Какой возникает вопрос? | – Как выразить 1Мб в килобайтах? – Что означает приставка кило- в информатике? |
Тема | – Можете сформулировать тему урока? – Корректирует и фиксирует тему урока на доске. | – Измерение информации… |
Таблица 3
Анализ | Учитель | Ученики |
– Наташа создает клумбу в ящике, который имеет форму параллелепипеда с измерениями 1м, 1м и 10см. Его полностью нужно заполнить землей. | – Известны измерения параллелепипеда, значит можем вычислить объём ящика. – Необходимо взять объём земли, равный объёму ящика. | |
Задание на новый материал | – Землю продают в пакетах, объемом 50 л. Хватит ли Наташе 2-х таких пакетов? | |
Побуждение к осознанию | – Что смущает? | – Известен объём в м3. |
Побуждение к проблеме | – Какой возникает вопрос? | – Можно ли м3 представить в литрах? |
Тема | – Можете сформулировать тему урока? – Корректирует и фиксирует тему урока на доске. | – Представление кубических единиц в литрах… |
Таблица 4
Анализ | Учитель | Ученики |
Предъявление выполнимого задания | – Разложите на множители 2а – 2в. – Разложите на множители 2а–2в+ас+вс. – Разложите на множители а2 – в2. | Выполняют устно и предъявляют результат. Выполняют устно и предъявляют результат. Испытывают затруднение. |
Побуждение к проблеме | – Вы смогли выполнить задание? – Вы смогли | – Нет – Вынесение за скобки и группировку применить нельзя. |
Побуждение к формулировке проблемы (темы) | – Какой у вас возник вопрос? – Как вы сами считаете? | – Нет ли специальной формулы, по которой можно разложить на множители такое выражение? – Думаем, что есть. |
Тема | – Какой будет тема урока? – Корректирует и фиксирует тему урока на доске. | – Например, формулы для разложения на множители квадратов разностей и разностей квадратов выражений. |
Таблица 5
Анализ | Учитель | Ученики |
Предъявление противоречивых мнений | – Первые 120 км Петя проехал на автомобиле со скоростью 40 км/ч, а следующие 120 км – со скоростью 60 км/ч. С какой скоростью проехал Петя эти 240 км? – Вася утверждает, что Петя ехал со скоростью (40+60):2=50(км/ч) – Коля говорит, что Петя ехал со скоростью (120+120):(3+2)=48(км/ч) | Слушают (или читают текст) задачу. Осмысливают ситуацию. |
Побуждение к осознанию | – Кто из мальчиков прав? | Высказывают предположения. Понимают, что возникло противоречие. |
Побуждение к проблеме | – Какой возникает вопрос? | – Как найти такую скорость? – О какой скорости вообще идет речь? |
Тема | – Можете сформулировать тему урока? – Корректирует и фиксирует тему урока на доске. | – Вычисление средней скорости… |
Таблица 6
Анализ | Учитель | Ученики |
ПОСТАНОВКА Создание проблемной ситуации | Задание. a ⎢⎢b, ∠1 = 105°. Найдите ∠2. – В чём у вас затруднение? – Известны свойства. И не только про накрест лежащие углы. | Испытывают затруднение. – Не можем найти. – Может быть, есть какое-нибудь правило? – Может быть, известно что-нибудь про накрест лежащие углы? |
Формулирование проблемы (темы и целей урока) | – Какой будет тема урока? – Корректирует и фиксирует тему урока на доске. | – Свойства накрест лежащих углов. |
Свойства углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых третьей прямой. | ||
– Что же нам необходимо сделать для раскрытия темы? Выслушивает ответы обучающихся, корректирует, кратко фиксирует на доске (или, например, на слайде) | Обучающиеся высказываются. – Узнать свойство накрест лежащих углов. – Узнать свойство односторонних углов. – Узнать свойство соответственных углов. – Рассмотреть примеры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Проблемный ребёнок в классе"
Работа "Проблемный ребёнок в классе" была написана автором для Всероссийского конкурса "Современный классный руководитель - 2010". Содержит методические рекомендации, формы работы с трудными дет...
Методическая разработка урока с проблемным заданием с применением группового метода
Урок поможет определить степень усвоения учащимися темы "Реформы Александра II и Александра III"....
Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень
Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...
Методическая разработка на конкурс учитель года 2018
Призентация по теме волейбол...
Методическая разработка. Как сконструировать урок открытия нового знания?, 2017 г
Как сконструировать урок открытия нового знания?Попробуем реализовать алгоритм и заполнить технологическую карту урока....
Методическая разработка на тему: «Проблемное обучение на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО»
Методическая разработка на тему: «Проблемное обучение на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО»...
4. Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно- методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах 2018-2023 гг.
Участие:1. в работе методических объединений педагогических работников организаций,2.в разработке программно- методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных ...