«ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ПОДГОТОВКЕ К ГИА» Авдеева Л.И., Бейшеева М.Ш., 2017г
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

Авдеева Любовь Ивановна

Серьезные изменения, происходящие в российской системе образования за последние годы, связанные с введением и реализацией независимой  системы оценки качества образования, реализацией Федеральных государственных стандартов второго поколения оказывают ощутимое влияние на особенности  методической подготовки современного учителя. Это проявляется в концепциях новых типов учебников и учебных пособий, разработке и внедрении инновационных педагогических технологий, инновационных методик, направленных  на повышение качества образования при подготовке и сдаче ГИА. В условиях модернизации образования в России важной задачей образовательного учреждения становится обеспечение реализации  приоритетов образовательной политики, оказание помощи педагогам в достижении высокого уровня профессиональной деятельности, научно-методическое сопровождение инновационных процессов. Особую актуальность приобретает разработка новых подходов к построению модели методической работы в школе, направленной на повышение  профессиональной компетентности педагогов, и, как следствие, повышение качества образования,  результатом которого становится  система независимой оценки качества – ЕГЭ.

   Исследования показывают, что организация методической работы в школе сохраняется и так же актуальна, как и прежде, но ощущается необходимость пересмотра содержания и форм деятельности с учетом современных требований к подготовке и сдаче ЕГЭ. Вместе с тем,  в условиях модернизации образования, внедрения новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, реализации новых моделей возникли противоречия между:

- повышенными требованиями к работе педагогов и неготовностью к удовлетворению данных ожиданий общества в силу недостаточности научно-методической и технологической поддержки их деятельности;

- сохранением традиционных подходов в преподавании в школе и неготовностью педагогов применять инновационные технологии преподавания

                Анализ актуальности и противоречий позволил сформулировать проблему и тему исследования: «ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА  ПО ПОДГОТОВКЕ К ГИА».

Цель исследования – методическое обоснование и разработка  системы организационно-методического сопровождения  педагога при подготовке к ЕГЭ.

Объект исследования – система организационно-методического сопровождения педагога  в образовательном учреждении.

Предмет исследования - формы, методы, методики организационно-методического сопровождения педагога  в образовательном учреждении при подготовке к ГИА.

Гипотеза исследования - эффективность подготовки педагога к ЕГЭ в современной школе может быть повышена за счёт создания модели  организационно-методического сопровождения педагога, что должно привести к более полному и эффективному удовлетворению профессиональных запросов, интересов в деятельности педагогов и руководителей школы.

С учетом цели и гипотезы были определены следующие задачи:

1.            Проанализировать состояние проблемы управления методической работой в ОУ на данном этапе развития образовательного  учреждения   .

2.            Разработать модель организационно-методического сопровождения педагога  в образовательном учреждении.

3.            Установить взаимосвязь методической службы школы и  стратегических направлений развития педагогического коллектива.

                 Исходя из актуальности качественных изменений в образовании, определение приоритетным направлением совершенствование кадрового потенциала, нами  были определены следующие направления научно-методического сопровождения педагогов:

·                     научно-методическое сопровождение педагогов в условиях реализции ФГОС;

·                     научно-методическое сопровождение самообразования педагогов;

·                     научно-методическое сопровождение педагогов, находящихся в режиме аттестации;

·                     научно-методическое сопровождение инновационной и исследовательской деятельности педагогов;

·                     научно-методическое сопровождение педагогов в работе с одарёнными детьми;

·                     научно-методическое сопровождение молодых педагогов;

·                     научно-методическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ;

·                     научно-методическое сопровождение педагогов, обобщающих свой педагогический опыт.

 

Реализация этих направлений  в комплексе должна обеспечить не только высокий уровень развития кадрового потенциала в ОУ , но и создать базу для повышения качества образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ

Выпускная квалификационная работа

«ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

 СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

ПО ПОДГОТОВКЕ К ГИА»

Научный руководитель:

Профессор, к.п.н.

А.В.Долматов

Выполнили:

Авдеева Л.И.,

директор МОУ «Большеижорская школа»

Бейшеева М.Ш.,

зам.директора по УВР

МОУ «Большеижорская школа»

Санкт-Петербург 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

2

ВВЕДЕНИЕ

стр.

3-4

1

Глава        I.        Организация  научно-методического сопровождения педагога к ЕГЭ - основа  повышения качества образования в образовательном учреждении

стр.

5-14

1.1

Основные направления научно-методического  сопровождения педагога

 

стр.

5-9

1.2.

Внутришкольная модель научно-методического сопровождения педагогов

стр.

9-11

1.3

Формы научно-методического сопровождения педагога

стр.

11-15

2

Глава II.  Внутришкольный контроль как основной  механизм управления качеством образования

стр.

15-

2.1

Основные аспекты планирования деятельности педагога при подготовке к ГИА

стр.

14-19

2.2.

Приложения:

Приложение 1

Схема внутришкольного контроля

 

стр.

22

Приложение 2

План внутришкольного контроля при подготовке к ГИА

стр.

23-26

Приложение 3

План методического сопровождения педагогов при подготовке к  государственной итоговой аттестации  (ГИА и ЕГЭ)

стр.

27-28

Приложение 4

План работы школьных методических объединений

стр.

29

Приложение 5

Контроль состояния преподавания отдельных учебных дисциплин

стр.

30

3

Заключение

стр.

20-21

4

Библиография

стр.

29


         ВВЕДЕНИЕ

Серьезные изменения, происходящие в российской системе образования за последние годы, связанные с введением и реализацией независимой  системы оценки качества образования, реализацией Федеральных государственных стандартов второго поколения оказывают ощутимое влияние на особенности  методической подготовки современного учителя. Это проявляется в концепциях новых типов учебников и учебных пособий, разработке и внедрении инновационных педагогических технологий, инновационных методик, направленных  на повышение качества образования при подготовке и сдаче ГИА.

 Актуальность исследования определяется тем, что в условиях модернизации образования в России важной задачей образовательного учреждения становится обеспечение реализации  приоритетов образовательной политики, оказание помощи педагогам в достижении высокого уровня профессиональной деятельности, научно-методическое сопровождение инновационных процессов. Особую актуальность приобретает разработка новых подходов к построению модели методической работы в школе, направленной на повышение  профессиональной компетентности педагогов, и, как следствие, повышение качества образования,  результатом которого становится  система независимой оценки качества – ЕГЭ.

   Исследования показывают, что организация методической работы в школе сохраняется и так же актуальна, как и прежде, но ощущается необходимость пересмотра содержания и форм деятельности с учетом современных требований к подготовке и сдаче ЕГЭ. Вместе с тем в условиях модернизации образования, внедрения новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, реализации новых моделей возникли противоречия между: 

- повышенными требованиями к работе педагогов и неготовностью к удовлетворению данных ожиданий общества в силу недостаточности научно-методической и технологической поддержки их деятельности;

- сохранением традиционных подходов в преподавании в школе и неготовностью педагогов применять инновационные технологии преподавания

                Анализ актуальности и противоречий позволил сформулировать проблему и тему исследования: «ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА  ПО ПОДГОТОВКЕ К ГИА».

Цель исследования – методическое обоснование и разработка  системы организационно-методического сопровождения  педагога при подготовке к ЕГЭ.

Объект исследования – система организационно-методического сопровождения педагога  в образовательном учреждении.

Предмет исследования - формы, методы, методики организационно-методического сопровождения педагога  в образовательном учреждении при подготовке к ГИА.

Гипотеза исследования - эффективность подготовки педагога к ЕГЭ в современной школе может быть повышена за счёт создания модели  организационно-методического сопровождения педагога, что должно привести к более полному и эффективному удовлетворению профессиональных запросов, интересов в деятельности педагогов и руководителей школы.

С учетом цели и гипотезы были определены следующие задачи:

  1. Проанализировать состояние проблемы управления методической работой в ОУ на данном этапе развития образовательного  учреждения   .
  2. Разработать модель организационно-методического сопровождения педагога  в образовательном учреждении.
  3. Установить взаимосвязь методической службы школы и  стратегических направлений развития педагогического коллектива.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: критический анализ философской, управленческой, психологической, исторической, педагогической литературы по проблеме исследования; анализ нормативной и учебно-методической документации, наблюдение; изучение результатов и продуктов деятельности учителей и руководителей ОУ.

Глава        I.        

Организация  научно-методического сопровождения педагога к ЕГЭ - основа  повышения качества образования в образовательном учреждении

1.1. Основные направления  методического сопровождения педагога

   Основным отличием новой формы аттестации от традиционных экзаменов является то, что она носит характер независимой «внешней» оценки качества подготовки выпускников. Она представляет собой новую форму организации выпускных экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования с использованием механизмов независимой оценки знаний. 

Важным условием успешной подготовки учителя к ГИА является знание им нормативно-правовых документов,  регламентирующих  проведение ГИА:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»;

3. Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный № 31205);

4. Приказ Минобрнауки России от 28.06.2013 № 491 «Об утверждении порядка аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников» (зарегистрирован Минюстом России 02.08.2013, регистрационный № 29234).

Кроме этого, необходимо знание  учителем-предметником утвержденных документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) основного  государственного экзамена по  учебным предметам, в которые входят:

  • кодификаторы
  • спецификации. 
  • демонстрационные варианты

В кодификаторах дается систематизированный перечень требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания.

Из спецификаций можно узнать, какова структура и содержание КИМ (как распределены задания по объектам проверки и уровню сложности), система оценивания работы, условия проведения экзамена.

Демонстрационные варианты представляют собой образцы КИМ ОГЭ и ЕГЭ, составленные в соответствии со спецификацией.

              ГИА - это не только основная форма итоговой аттестации обучающихся, но это также одна из форм оценивания качества  профессиональной деятельности педагога. Каждый учитель стремится к тому, чтобы его ученики продемонстрировали на экзамене как можно более высокий уровень предметной подготовки.

              На наш взгляд, на первом месте стоит предметная, или содержательная готовность учителя. Работа в 8-11 классах требует от учителя-предметника высокой квалификации, отличного знания своего предмета и умения транслировать свой опыт учащимся, чтобы суметь подготовить их к успешной сдаче ГИА.  Как показывает опыт, даже учителя высшей квалификационной категории с большим опытом работы иногда не могут добиться высоких  результатов  ГИА.  На наш взгляд, эта  проблема напрямую связана с низким уровнем информационной готовности учителя, незнание им  структуры, процедуры проведения и нормативно-правовой базы ГИА.  Кроме этого, возникает и  психологическая  неготовность - внутренняя настроенность на определённое поведение, которая передается  ученикам и не  всегда способствует  успешной сдаче экзаменов.

        Таким образом, для подготовки обучающихся к итоговой аттестации и  успешной сдачи  ОГЭ и ЕГЭ необходимы следующие условия:

1.Информационная готовность учителей

2.Предметная (содержательная) готовность

3.Психологическая готовность

            Следовательно, направлениями  методического сопровождения педагога  при подготовке к ГИА должны стать учебно-методическая, информационно-методическая и организационно-методическая деятельность.

  1. Учебно-методическая деятельность

Методическое сопровождение ГИА осуществляется на основе подробного анализа итогов  ГИА за прошлый год  с выявлением недостатков, определением проблемных вопросов и  путей их решения. Проанализировав полученные результаты, руководители школьного методического объединения, учителя-предметники продумывают пути и средства устранения выявленных недостатков в подготовке учащихся к аттестации в текущем году.

На заседаниях  ШМО учителей в сентябре рассматриваются следующие вопросы:

  • включение в планы работы  ШМО вопросов, касающихся подготовки к ГИА.
  • утверждение индивидуальных планов учителей по подготовке учащихся к ГИА
  • диагностика учащихся  9 и 11  классов для установления уровня остаточных знаний и степени усвоения программного материала через проведение административных, диагностических работ в том числе, в режиме он-лайн.
  • постоянный мониторинг  предметных результатов ( в течение года)
  • разработка индивидуальных карт сопровождения учащихся
  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов учащихся
  • Курсовая переподготовка и повышение квалификации учителей-предметников.
  • Планирование образовательной деятельности
  • Разработка (корректировка) образовательных программ, учебно- тематических планов, дидактического и методического обеспечения

2. Информационно-методическая деятельность

  • Изучение нормативно-правовых документов различных уровней по организации и проведению ГИА.
  • Анализ методических рекомендации по итогам ГИА в прошлом году и по подготовке в текущем году на заседаниях  ШМО
  • Проведение педагогических  и методических советов по сопровождению ГИА.
  • Организация консультаций (адресная помощь учителям, испытывающим трудности при подготовке к ГИА)

3.Организационно-методическая деятельность 

  • Обобщение и распространение эффективного опыта учителей по подготовке к экзамену в форме творческих мастерских, мастер-классов, открытых уроков.
  • Распространение опыта использования информационно-коммуникативных технологий в вопросах подготовки к ГИА; внедрение компьютерных средств обучения: электронных учебников, информационных сайтов, цифровых образовательных ресурсов.
  • Работа с молодыми специалистами в целях повышения их профессионального мастерства.
  • Обмен опытом, анализ типичных ошибок, допущенных выпускниками в ходе ГИА, разработка контрольно-измерительных материалов различных видов для осуществления промежуточного итогового контроля на основе спецификации, кодификатора, примерного плана экзаменационной работы, обсуждение вопросов, связанных с подготовкой учащихся к аттестации на выездных заседаниях РМО.
  • Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства, научно-методических конференциях.
  • проведение мастер-классов , консультаций по повышению психологической компетентности учителей;
  • проведение тренингов по профилактика конфликтных ситуаций  в экзаменационный период

1.2.Внутришкольная модель научно-методического сопровождения педагогов при подготовке к ЕГЭ

Достижение высокого качества образования возможно при условии эффективной работы руководства школы и всего педагогического коллектива, так как основные направления реализации политики школы в области качества требуют:

  • понимания руководителями и педагогами роли качества в решении образовательных, научно-методических, социальных и иных проблем, вытекающих из деятельности в школе;
  • совершенствования методов менеджмента качества образовательного процесса руководителями и педагогами;
  • совершенствования правовых и организационно-методических условий, позволяющих успешно решать задачи в области качества;

                На достижение нового качества образования в каждом образовательном учреждении непосредственно влияют следующие факторы: качество условий и качество процесса. К условиям относятся уровень профессиональной компетентности педагогического коллектива, качество организации научно-методической работы; качество процесса зависит от качества учебных занятий и специфики организации воспитательного процесса. Ключевым фактором успеха, который позволит решить поставленные задачи, являются педагогические кадры.

Анализ литературы и опыт управленческой деятельности  позволил выявить ряд проблем  педагогического состава школы, а именно:

  • преобладание вербальных методов обучения, фронтальных форм работы;
  • доминирование монологической формы обучения;
  • недостаточный уровень владения аналитическими, проектировочными и исследовательскими навыками.
  • инертность в мышлении.

Выявленные проблемы привели к необходимости пересмотра и обновления некоторых направлений научно-методической работы в школе, которые  непосредственно влияют на  качество образования, а именно:

  • изменить содержание методической деятельности школьных методических объединений.
  • обеспечить условия для непрерывного образования педагогов, их профессионального роста;
  • совершенствовать организационную структуру, содержание и механизмы управления научно-методической работой;
  • совершенствовать психолого-педагогическое сопровождение педагогов.

        

                 Исходя из актуальности качественных изменений в образовании, определение приоритетным направлением совершенствование кадрового потенциала, нами  были определены следующие направления научно-методического сопровождения педагогов:

  • научно-методическое сопровождение педагогов в условиях реализции ФГОС;
  • научно-методическое сопровождение самообразования педагогов;
  • научно-методическое сопровождение педагогов, находящихся в режиме аттестации;
  • научно-методическое сопровождение инновационной и исследовательской деятельности педагогов;
  • научно-методическое сопровождение педагогов в работе с одарёнными детьми;
  • научно-методическое сопровождение молодых педагогов;
  • научно-методическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ;
  • научно-методическое сопровождение педагогов, обобщающих свой педагогический опыт.

Реализация этих направлений  в комплексе должна обеспечить не только высокий уровень развития кадрового потенциала в ОУ , но и создать базу для повышения качества образования.

1.3. Формы научно-методического сопровождения педагога

          Пристальное  внимание  должно уделяться совершенствованию форм научно-методического сопровождения и методической поддержки. Широкое распространение получают такие формы сопровождения как: консультирование, тьюторство, методическая помощь в организации творческих групп при подготовке к педсовету,  к профессиональным конкурсам. Важное значение придается информационной поддержке педагогов, которая обеспечивает эффективное и оперативное ознакомление с научно-методической информацией, нормативно-правовыми и управленческими документами, а также своевременным поступлением информации в базу данных. Эти данные становятся доступными для самого широкого круга пользователей. В методическом кабинете школы имеется необходимая методическая литература, журналы, пособия, справочный материал. Создание банка информационных материалов  также способствуют обновлению образовательного процесса школы: «Современные педагогические технологии», «Современный урок», «Предпрофильная подготовка», «Профильное обучение», «Методический портфель» и др.

При обучении педагогов используются методы и технологии, основанные на деятельностном подходе:

  • каскадная технология — обучение строится в виде расширяющегося каскада путем передачи и тиражирования информации;
  • технология погружения — это образовательное мероприятие, проводимое в режиме погружения, основанное на деятельностном включении участников в решение практических задач;
  • технология поиска новых знаний на основе опыта — совместное решение ситуационных задач на основе личного педагогического опыта;
  • метод мозгового штурма — включение участников в решение важных практических задач.

            В организации научно-методического сопровождения важным условием является распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками научно-методической деятельности. Управление в форме сопровождения носит демократический характер, в его основе лежит соблюдение принципов диалога:

  • установление обратной связи педагогами;
  • создание позитивной командной атмосферы;
  • ориентация на поиск самого эффективного решения проблемы;
  • повышение внутренней мотивации педагогов;
  • повышение ответственности всех участников ОП за принятые решения.

Делегирование управленческих полномочий руководителям структурных подразделений способствует повышению ответственности, развивает активность педагогов. Ведущая роль в управлении методической работой как целостной системой принадлежит Методическому совету школы, который координирует работу различных структурных подразделений. Он является главным консультативным органом школы по всем вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса. На заседания методического совета выносятся важные вопросы, связанные с управлением образовательным процессом школы, вырабатываются предложения по их реализации, а затем эти предложения претворяются в жизнь предметными методическими объединениями, творческими группами, лабораториями и другими структурными подразделениями.

                    На тактическом уровне организационно-методическое руководство осуществляется на уровне методических объединений. Работа методических объединений строится в соответствии с «Положением о школьном методическом объединении», функция МО — организация непрерывного образования педагогических кадров. Одним из основных направлений деятельности МО является работа над единой методической темой, которая связана с единой методической темой школы. С учетом методической темы определяется цель и задачи, планируется содержание работы, определяются формы работы. В практику работы методических объединений все шире внедряются нестандартные формы работы: заседания «круглого стола», обучающие семинары-практикумы, защита проектов, панорама педагогических идей и находок, проведение Дней открытых дверей, «открытых» уроков для родителей, мастер-классов.

Алгоритм подготовки к государственной итоговой аттестации

Для успешной подготовки обучающихся к итоговой аттестации учителю любой учебной дисциплины можно рекомендовать реализовывать следующий алгоритм:

1.Анализ информации по содержанию контрольных измерительных материалов и процедуре проведения итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ).

1.1.Знакомство с нормативными документами, регламентирующими содержание и процедуру итоговой аттестации.

1.2.Выявление числа обучающихся, предполагающих сдавать ГИА и ЕГЭ по выбору.

1.3.Согласование с руководителями образовательного учреждения организационной формы подготовки выпускников  к итоговой аттестации (факультатив, спецкурс, консультации и т.п.).

1.4.Анализ учебно-методического обеспечения (УМК, дополнительная литература, сборники тестов, интернет-сайты и др.) для подготовки обучающихся к итоговой аттестации.

1.5.Выявление уровня  освоения обучающимися всех тем учебных предметов в процессе проведения пробного тестирования по материалам демонстрационной версии КИМов.

1.6.При необходимости индивидуальное консультирование у опытного педагога или методиста.

2.Обеспечение целеполагания и мотивации обучающихся

2.1.Формулирование задач для обучающихся при подготовке к итоговой аттестации.

2.2. Обеспечение мотивации деятельности обучающихся.

2.3. Планирование деятельности обучающихся по подготовке к ГИА и ЕГЭ.

2.4. В соответствии с учетом количества часов и сроков, выделенных на подготовку к итоговой аттестации, составление календарно-тематического планирования, отражающего темы занятий, их содержание, перечень основных знаний и способов деятельности.

2.5.Введение в календарно-тематическое планирование сроков и форм диагностики уровня освоения повторяемого материала.  Для диагностики рекомендуется использовать сборники материалов издательств «Просвещение», «Дрофа», издания ФИПИ, демонстрационные версии и опубликованные материалы итоговой аттестации прошлых лет.

2.6.Учет выявленного уровня индивидуальной подготовленности обучающихся, разработка индивидуальных планов подготовки и согласование их с учащимися и их родителями.

2.7.Проведение тренировочных занятий по оформлению бланков ответов ГИА и ЕГЭ.

2.8. Информирование обучающихся (о порядке проведения подготовки к итоговой аттестации,  о необходимых  материалах для занятий, о сроках, формах и содержании контроля).

Глава 2

Внутришкольный контроль как основной  механизм управления качеством образования

2.1 Основные аспекты планирования деятельности педагога при подготовке к ГИА

            Планирование деятельности педагога при подготовке к итоговой аттестации должно учитывать организационный, предметно-содержательный, психолого-педагогический аспекты. Для обеспечения своевременной подготовки учащихся к итоговой аттестации важна подготовка (или самоподготовка) педагога в рамках организационного аспекта:

  • Анализ педагогом   КИМов (контрольно-измерительных материалов), спецификации, кодификаторов элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников.
  • Систематическая работа с официальными сайтами, с целью получения методической поддержки и ознакомления с демоверсиями и изменениями в содержании и структуре КИМов .
  • Разработка или коррекция рабочей программы по предмету:

1) выделение резервного времени на уроках для создания системы повторения изученного материала;

2) выделение резервного времени для уроков обобщения и систематизации полученных знаний;

3) определение места в планировании для проведения тестовых форм работы как обучающего, так и контролирующего характера;

4) разработка и подборка заданий в контексте учебно-тематического планирования на основе уровневой дифференциации

  • Поиск новых форм взаимодействия учащихся по подготовке к итоговой аттестации во внеурочное время и через самостоятельную деятельность.

           Очевидно, что для повышения эффективности подготовки к итоговой аттестации учитель должен быть готов организовывать систему внутренней оценки (текущей, промежуточной, итоговой) достигаемых результатов всех уровней. При организации системы контроля необходимо учитывать формы контроля.

При подготовке к итоговой аттестации наиболее эффективно сочетать  тестовый контроль знаний с традиционными письменными проверочными и контрольными работами. Контроль знаний должен носить рефлексивный характер и следовать схеме: теоретический блок - практические занятия- диагностический тест-работа над ошибками - контрольный тест- индивидуальные консультации.

        Задача учителя – в условиях “обучения всех”, прежде всего, научить каждого на максимально возможном для него уровне. Дифференциация обучения позволяет обоснованно и эффективно вести работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа. Первый – это достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, второй – создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые проявляют интерес к математике и желание освоить больше. Важно, чтобы каждый ученик определил для себя планируемый результат, на какую отметку он должен сдать экзамен. Это не означает, что “потолок” должен занижаться, или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как ученику, так и учителю. Учителю необходимо ставить опережающую цель: дать “на выходе” для ребенка результат выше, чем планировалось.

               Применение  технологии внутриклассной дифференциации дает возможность эффективно работать со слабоуспевающими учащимися, направляя их на достижение базового уровня. При составлении дидактических материалов необходимо четко определять задания базового уровня и повышенного. Как показывает практика, проведение индивидуальных и групповых консультаций при подготовке к аттестации результативнее коллективных.

2.2

Внутришкольный контроль как механизм управления качеством образования

   Внутришкольный контроль - одна из общих функций систем внутришкольного управления. В отличие от инспектирования внутришкольный контроль осуществляется субъектами самого образовательного учреждения. Цель внутришкольного контроля- дать информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям. Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и таким образом делают управление осмысленным и целеустремленным. Информация, получаемая в ходе внутришкольного контроля, используется в ходе подготовки к ЕГЭ, оценки работы кадров, при обобщении передового педагогического опыта при подготовке к ЕГЭ.

Форма ВШК, в основе которой лежит три направления:

  • ВШК качества управления (условия),
  • ВШК качества процесса,
  • ВШК качества результатов.

Основной принцип школы — поддержка учителя, повседневная системная работа с ним, предоставление возможности повышения уровня мастерства.

В связи с   реализацией ФГОС  зоной ответственности учителя является  реализация модели  внутришкольного контроля как  инструмента контроля за деятельностью учителей и основы мониторинга по  достижению учащимися планируемых результатов и усвоению ими универсальных учебных действий в условиях подготовки к ГИА.                     

При проектировании ВШК   был реализован следующий алгоритм:

  1. Операционально и диагностично прописываются цели ВШК как результаты деятельности всех субъектов, определяющих качество школьного образования.
  2. Определяется содержание по целям (объекты контроля и критериальный аппарат оценки качества этих объектов).
  3. Для данного содержания выбирается диагностический инструментарий (формы, методы и технологии измерений).
  4. Определяются условия реализации каждой процедуры ВШК.
  5. Определяется формат получаемых продуктов (справки, обобщения, аналитические документы).
  6. Определяются механизмы обратной связи – кому и зачем нужны данные полученных продуктов (управление по результатам ВШК).

План внутришкольного контроля при подготовке к ГИА, разработанный ОУ, включает несколько разделов: (приложение №1)

1.Методическое сопровождение учителя

2. Контроль подготовки к государственной итоговой аттестации

3. План работы школьных методических объединений

  1. Контроль состояния преподавания отдельных учебных дисциплин

              Результаты контроля имеют смысл и влияют на эффективность школьной деятельности, если сами подвергаются контролю: анализируется правильность выбора критериев оценки того или вида деятельности, ищутся пути сопоставления и сравнения полученных данных, разрабатываются направления и этапы коррекции выявленных недостатков.

Заключение

                   Сегодня, в условиях изменения образовательной парадигмы, введения новых образовательных стандартов,  образовательные учреждения  переходят  из режима функционирования в режим развития, целенаправленно занимаясь качественным достижением результатов образования, соответствующих государственному стандарту, и обеспечивая необходимый для этого уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся.

  Среди различных направлений повышения эффективности управления качеством образования важным фактором в управлении образовательным процессом в школе является внутришкольный административный контроль - ведущая функция управления, призванная выполнять роль обратной связи между подсистемами учреждения образования и  одного из направлений достижения  высоких показателей качества образования при подготовке к ГИА.

Практическая значимость работы:

Практическая значимость работы заключается в том, что в ней предлагается система организационно-методического сопровождения  педагога при подготовке к ЕГЭ. Разработанный авторами методический материал (план ВШК при подготовке к ГИА) может быть использован методическими службами образовательных учреждений  в целях повышения  качества образования и подготовки к ЕГЭ.

Структура и объем работы.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения и        насчитывает    29        страниц.

4.Библиография

Литература

1. Бессолицина, Р. В. Инновационные подходы к организации научно - методической      работы / Р. В. Бессолицина // Методист. – 2006. – № 1. – С. 25–27.

2. Дереклеева, Н. И. Справочник завуча. Учебно-методическая. Воспитательная работа 5-11 классы / Н. И. Дереклеева. – М.: ВАКО, − 2006. – 352 с.

3. Дударева, Л. П., Панов, А. И. Методическая работа в системе общего образования       субъекта РФ (структурно-функциональный аспект) / Л. П. Дударева, А. И. Панов //     Методист. – 2005. – № 2. – С. 21–25.

4. Коростелева, Н. В. Методическая работа в инновационных образовательных учре-
    ждениях / Н. В. Коростелева  // Методист. – 2005. – № 4. – С. 17–21

5.  Приказ Правительства РФ № 393 «О концепции модернизации российского об- 
     разования» от 11 февраля 2002 года.

6.  Федорова, Т. Т. Приоритетные направления деятельности методической службы  
     Т. Т. Федорова // Методист. – 2005. – № 5. – С. 24–26.

7.  Черноусова, Ф. П. Организация методической работы в школе (рекомендации) / Ф.  П. Черноусова //  Завуч. – 2004. – № 7. – С. 103–128.

8.  Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения [Текст] / Н. Е. Эрганова. –      М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.

Информационные сайты:

http://www.ug.ru/new_standards/5 http://1september.ru/ http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm

http:// ru.calameo.com/books/000995024d44903df66f7

 "http://www.5ballov.ru/"ru

http://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-teksta-kak-vida-uchebnoy-deyatelnosti-v- sovremennom-shkolnom-obuchenii-russkomu-yazyku

http://nach-info.ucoz.ru

5.Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и приемы организации учебной деятельности по подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка

ЕГЭ по русскому языку можно успешно сдать, если тщательно к нему подготовиться!...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНО - ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по видам транспорта) для специальности 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Заочная форма обучения

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 190701 Организация пер...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Организация различных видов деятельности и общения детей (МДК.02.07. Теоретические и методические основы организации деятельности дошкольников с компьютером)

Рабочая программа профессионального модуля – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 150144 Дошкол...

ОРГАНИЗАЦИЯ CАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА И ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ.

Одним из важных факторов, обеспечивающих усвоение знаний и повышение качества образования в ходе повторения и подготовки к экзаменам, является рефлексация, т.е. самоконтроль....

Эффективные практики организации внеурочной деятельности по подготовке учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ

Статья о способах организации занятий по внеурочной деятельности по подготовке учащихся 9-го класса к сдаче ОГЭ по французскому языку....

Организация научно-исследовательской деятельности в рамках предпрофильной подготовки.

Статья "Организация научно-исследовательской деятельности в рамках предпрофильной подготовки"...