Формы и приемы организации учебной деятельности по подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка
статья по русскому языку (11 класс) на тему

ЕГЭ по русскому языку можно успешно сдать, если тщательно к нему подготовиться!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kiseleva_o._a._doklad.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема конференции: «Совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников в рамках экспериментальной площадки ЦРО как основной механизм профессионального роста учителя и повышения качества образования».

Тема доклада:

«Формы и приемы организации учебной деятельности по подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка».

                       

 

 

 Докладчик: Киселева Ольга Александровна,

учитель 1 квалификационной категории

 МБОУ «СОШ № 2»,

педагогический стаж 17 лет.

Альметьевск, 2011 год.

ЕГЭ…  Еще недавно эта аббревиатура приводила в трепет и старшеклассников, и их родителей, и педагогов. А теперь все твердо убеждены, что ЕГЭ по русскому языку можно успешно сдать, если хорошо к нему подготовиться.

Особенность   Единого государственного экзамена по русскому языку состоит в том, что его результаты учитываются и в школьном аттестате, и при поступлении в ВУЗы. Для достижения успеха необходимо владеть материалом на высоком уровне.

ЕГЭ включает в себя традиционно сложные задания — орфоэпический, морфемный  и  другие виды разборов, задания на определение изобразительно-выразительных средств русского языка. Необходимо уметь рецензировать публицистические, художественные и научно-популярные тексты.

В связи с тем, что в учебном плане русскому языку отведен лишь один час в неделю, а этого времени катастрофически не хватает, планирую проведение элективных курсов по всем основным разделам. Работу начинаю сразу после ГИА, то есть с начала 10 класса. Наиболее приемлемые педагогические технологии: личностно-ориентированная и развивающая. Теоретический материал отрабатывается по разным источникам. Формы отчета учащихся по итогам работы – схемы, таблицы, исследовательская работа, рефераты. Эти формы самостоятельной работы позволяют сформировать соответствующие навыки, в том числе навык грамотного письма, стремление к самообразованию, удовлетворению познавательных интересов и нужд, определению ценностных ориентаций в учебной деятельности.

Я хочу поделиться опытом подготовки старшеклассников к ЕГЭ по русскому языку. Наиболее эффективной формой подготовки является  индивидуальная работа с учащимися.

Прежде чем начать подготовку к ЕГЭ, учащимся предлагаю диагностический тест. В него включаю несколько заданий по орфографии (по 5 примеров слов с пропущенными  буквами на отдельные орфографические правила (парч..вый, дириж..р, галч..нок, разреш..нный, плюш..вый и т.д.) ;  10-15  слов по орфоэпии (водопровод, откупорить, обеспечение,  шарфы, августовский); задания по синтаксису (нахождение нужных словосочетаний, предложения с пропущенными знаками препинания на отдельные правила пунктуации, например: 1.1) Пруд как зеркало 2) Москва гордость России 3) Я тоже гражданин  Российской  Федерации 4) Лес точно терем расписной 5) Птицы наши друзья. 2.1) Все и деревья и   кусты и травы покрылось   изморозью; 2) Дома дорожки кусты все вокруг засыпал снег; 3) Я оглянулся и чуть не упал от страха рядом стоял  медведь 4) Лес рубят щепки летят 5) Я  очень люблю осень она пробуждает во мне самое нежные чувства); задания по лексике, стилистике и культуре речи (нужно отредактировать предложения).

Выявив уровень знаний, формирую небольшие (по 3-4 человека в каждой) группы с одинаковой степенью обученности. И начинаем занятия.

С сильными школьниками повторяем только те правила, на которые они  допустили ошибки в  диагностическом тесте, со слабыми учащимися повторяем все орфографические и пунктуационные правила. Материал всего курса орфографии и пунктуации даю блоками, например: «Безударные гласные в корне слова» (сюда относятся и орфограммы «Проверяемые гласные», и «Непроверяемые гласные», и «Чередующиеся гласные»); «Употребление мягкого знака»; «Гласные после шипящих и ц»; «Частица не и ни» (сразу повторяем и различия в употреблении, и правила слитного и раздельного написания в словах этих частиц).

 На занятиях предлагаю различные виды работы: пишем тематические диктанты (диктанты на одно правило); словарные диктанты с последующим объяснением; проводим комментированное письмо; иногда школьники составляют свои варианты упражнений, которые потом диктуют товарищу; имеет успех и так называемое «деформированное письмо» - текст с ошибками, которые исправляют на занятии учащиеся. После тщательного повторения отдельного правила – итоговый тест, позволяющий определить, повысил ли ученик свой уровень грамотности. Обычно большинство учащихся  успешно справляются с этим заданием. Особое внимание уделяю тому, чтобы все учащиеся хорошо умели выполнять морфемный и словообразовательный разборы, так как зная состав слова, легко можно вспомнить орфограмму в конкретной морфеме. Так, морфема -рос- может быть и корнем, и приставкой, а правописание подчиняется разным правилам. В словах «истинный» и «лебединый» некоторые пытаются выделить  один и тот же суффикс – ин. Только  правильно выделив корень, приходят к выводу, что суффиксы в словах разные. Помогают нам на занятиях и этимологические словари, которые помогают проникнуть в тайны слова. Детально повторяем  мы и правописание безударных личных окончаний глаголов. Как правило, школьники ошибаются при написании глаголов, причастий и деепричастий потому, что не знают, к какому спряжению относится глагол. Вспоминаем смешное стихотворение: «Гнать, держать, терпеть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, а еще дышать, смотреть». Тогда ребята легко запоминают глаголы – исключения и правильно образуют от них действительные и страдательные причастия. На занятиях школьники составляют алгоритмы образования от глаголов всех возможных причастий и деепричастий, выделяют суффиксы данных частей речи, не забывая указать спряжение глагола, от которого образована эта форма. Составляем схемы различия форм повелительного наклонения (крикните) и форм 2-го лица множественного числа (крикнете); рассматриваем написание глаголов с суффиксами – ова- - -ева-; -ыва- - -ива-, заполняя таблицу «Правописание суффиксов глаголов».  Часто школьники допускают ошибки в написании наречий, производных предлогов, союзов. Наиболее употребительные слова заучиваем наизусть, важно только, чтобы учащиеся хорошо усвоили принадлежность словак той или иной части речи, поэтому всегда повторяем сведения из раздела «Морфология».

Для работы над правилами пунктуации подбираю тексты как из отечественной, так и из зарубежной литературы, классической и современной. Кроме того,  используем не только художественные произведения, но и тексты научного или публицистического стиля (газетные и журнальные статьи, фрагменты из справочников, энциклопедий). Нередко тексты подбирают сами школьники. Эффективен и такой прием: раздаю старшеклассникам книги и прошу проиллюстрировать примерами какое – либо пунктуационное правило. Самое главное, чтобы учащиеся безошибочно определяли грамматическую основу предложения. Это - «скелет» предложения, его  суть. Выделив правильно все основы в предложении, легко можно определить, какая связь в предложении (союзная или бессоюзная), какой тип сказуемого в каждом из простых предложений, чем  предложения осложнены.

Задания  из раздела «Лексика» легко выполняют учащиеся, обладающие широким кругозором. Лексические значения многих «незнакомых» слов мы чаще всего выписываем из словарей. Незаменимым помощником при этом является «настольная книга»- словарь под редакцией С.И.Ожегова.  Школьники дома выписывают по 5 - 10 слов из словарей и предлагают объяснить их значение товарищу. Такой «обмен словами» производим на каждом занятии. Подобную работу выполняем и при повторении раздела «Орфоэпия», только объектом нашего внимания является нормы произношения и ударения. Многие слова повторяем хором несколько раз, заучивая таким  образом литературное произношение.   Предлагаю в виде набора последовательных действий апробированную нами следующую методику проведения словарного диктанта:
- у доски один ученик, который пишет под диктовку учителя словарные слова (вперемешку 10 новых слов и 5–10 из тех, что уже давались на предыдущих уроках).  Во время  диктовки  комментируется только значение слова (но обязательно каждого, чтобы вырабатывался навык формулировки лексического значения), причем сначала разъяснение дают те ученики из класса, кто может это сделать, и только при отсутствии таковых – учитель;

- после окончания диктовки учащиеся меняются тетрадями с соседями – и начинается взаимопроверка (предпочтительно – другими чернилами) с обязательным оцениванием чужой работы. Замечено, что своеобразная «игра в учителя» позволяет учащимся, проверяющим чужие работы, внимательнее относиться к своей: ребята осознают собственные ошибки еще до того, как словарный диктант будет проверен учителем;

- после окончания взаимопроверки учитель вместе со всем классом проверяет запись на доске, проговаривая вслух слова и исправляя ошибки;
-  учащиеся проверяют свою работу одновременно с проверкой написанного на доске и выставляют оценку себе и тому, кто проверял его работу. Учитель вправе сам решить, кто заслуживает оценку, – в нашей практике обязательно оценивается диктант, написанный без единой ошибки в новых и уже знакомых словах, ставится также отметка, если нет ошибок в знакомых и есть всего одна ошибка в новом слове;
- после этого все, допустившие ошибки в диктанте, закрепляют знания с помощью использования ресурсов моторной памяти: переписывают слова по 6–10 раз (в зависимости от уровня сложности слова). Результаты этой систематической работы (5 минут в начале каждого урока) вы сможете увидеть уже после 2–3 месяцев.

Работу над средствами выразительности текста учащиеся выполняют охотно. Им нравится искать в произведении и метафоры, и эпитеты, и олицетворения. Эпифора, анафора, градация, оксюморон – все  эти  определения им хорошо знакомы, школьники правильно отмечают их роль в тексте.

И, наконец, – задание С. По праву оно считается самым сложным, но все же  написать сочинение – рецензию небольшого объема -  всего в 150 слов - на предложенный текст гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объемом в 4 листа. А тут перед глазами  –готовый текст с четко выделенный идейной проблематикой.

Перед тем, как начать писать сочинение – рецензию, мы долго обсуждаем текст, выделяем его тему, идею, проблемы, подчеркиваем актуальность. Предупреждаю, что при оформлении работы следует излагать мысли сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, осложненными причастными и деепричастными оборотами (в них пунктуация ясна и понятна). Стараемся «схитрить»: избегаем вариантов и спорных случаев орфографии и пунктуации, заменяем слова с «трудными» орфограммами синонимами. Тщательно проверяем черновики: все ли отмечено? Еще раз перечитываем исходный текст: со всеми ли утверждениями автора можно согласиться? Какие взгляды можно подвергнуть сомнению? С чем можно поспорить, а что можно принять полностью? При чтении авторского текста отмечаем предложения, которые можно использовать в качестве  тезисов для своего сочинения. Напоминаю, что желательно избегать выражений «я считаю», «я думаю», предпочтительнее: «мне кажется», «наверное».

Рецензии учащихся анализируем вместе, отмечаем достоинства и недостатки сочинений, радуемся каждому удачно найденному слову. Речевые и грамматические ошибки выписываем, классифицируем. Это не всегда легко, но мы стараемся упорно работать: редактируем тексты из сборников по стилистике, выполняем тесты по культуре речи. Своих воспитанников я  всегда настраиваю на успех: « У вас все получится, только постарайтесь!» Но и отчрезмерной  уверенности в себе предупреждаю тоже: «Нельзя переоценивать свои возможности, надо просто работать и работать – очень много. И тогда вы сами почувствуете результаты своих трудов».  

Таким образом, системная подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ: диагностический тест, повторение правил, обучающие тесты, после - контрольный тест. Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ЕГЭ, следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень грамотности.  Старание и труд к счастью ведут!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и приемы организации деятельности учащихся при подготовке к ГИА на уроках русского языка"

В докладе представлены небольшие находки, которые помогают при подготовке к экзамену....

Модульная организация образовательной деятельности как средство управлением обучения на уроках русского языка

Модульная организация образовательной деятельности как средство управлением обучения на уроках русского языка...

Выступление на ШМО "Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики»

Применение методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать  созданию реальных возможностей для получен...

Новые формы организации учебной деятельности, взаимодействие педагога и обучающегося на уроках английского языка

Позиции английского языка в мире все более и более усиливаются, проблема использования эффективных форм и методов преподавания английского языка представляется крайне важной...

«Организация совместной учебной деятельности при использовании сетевых сервисов на уроках русского языка и литературы"

В докладе представлен опыт организации совместной учебной деятельности с использованием сетевых сервисов на уроках русского языка и литературы. Автор осуществляет обзор ресурсов, которые существуют дл...

Учебная деятельность по формированию читательской грамотности на уроках русского языка.

Презентация на тему "Учебная деятельность по формированию читательской грамотности на уроках русского языка."Теория, методы обучения, рекомендации по применению....