Тестовая подготовка как один из элементов организации учебно- познавательной деятельности учащихся на уроках социально-гуманитарного цикла
статья

Карнаухова Марина Владимировна

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ТЕСТОВАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА»

Автор: Карнаухова Марина Владимировна,

учитель истории и обществознания

г. Радужный, 2019 г.

В России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Стратегия модернизации содержания общего образования предполагает, что в основу обновленного содержания должны быть положены ключевые компетентности, которые предполагают обладание человеком совокупностью знаний, умений, навыков, способов деятельности, опыта творческой деятельности, опыта личностного саморазвития, включающей его личностное отношение к предмету деятельности.

Вся многогранная работа школы в современных условиях направлена на развитие личности ребенка в условиях персонализации образования. В решении данной задачи особая роль отведена учителям гуманитарных дисциплин. Именно на их уроках осуществляется процесс формирования качеств, именуемых общечеловеческими ценностями. Успешная реализация данной задачи зависит прежде всего от человеческого фактора — от уровня методологической, научно-исторической и методической подготовки учителей, от их педагогического мастерства и честного творческого отношения к своей сложной нелегкой, но почетной работе наставников и воспитателей подрастающего поколения.

В разрешении основного противоречия обучения истории и обществознания, заключающегося в увеличении объема информации, ее противоречивости при сохранении сроков обучения наряду   с разработкой вопросов оптимизации процесса обучения в целом все большее значение приобретает исследование вопроса контроля результатов этого процесса.

Многолетняя практика привела меня к выводу, что традиционных методов устного и письменного контроля обучения при всех их плюсах явно недостаточно. Особый интерес вызвал метод тестовой проверки знаний обучающихся. За рубежом этот метод давно и широко практиковался. Тестом называется стандартное задание, по результатам выполнения которого судят о знаниях, умениях и навыках или личностных характеристиках исследуемого лица. В последние годы в школах России метод тестовой проверки знаний находит все большее применение. Это связано с внедрением единого государственного экзамена и основного государственного экзамена, которые проводятся, как известно, в форме тестирования. Учитывая то, что ЕГЭ и ОГЭ стало обязательным, данным вопросом следует заниматься систематически и целенаправленно. Появились исследования наших дидактов и учителей- практиков в методических журналах и другой литературе, сборники тестовых заданий, контрольно-измерительные материалы по ЕГЭ и ОГЭ.

Цель представляемого опыта - показать роль, место, необходимость тестовой системы в современном образовательном процессе. Исходя из цели, мною были поставлены следующие задачи:

  • доказать обоснованность данной образовательной методики;
  • выделить особенности отбора содержания учебного материала при составлении тестов;
  • показать классификацию тестовых заданий;
  • показать роль тестовой системы в организации учебно- познавательной деятельности детей;
  • охарактеризовать различные функции тестовых заданий на различных этапах урока.

Психолого- педагогическое обоснование образовательной методики

Что такое тест и когда можно использовать тестирование?

Тест (от англ. - испытание, исследование) - метод исследования и испытания способностей человека к выполнению той или иной строго определенной работы, выяснения умственного развития, профессиональных наклонностей с помощью стандартных схем и форм.

Классификация педагогических тестов в методической литературе разнообразна. С точки зрения целей применения можно выделить:

- тесты достижений - позволяют проверить уровень знаний учащихся, оценить
понимание ими материала;

- критериально-ориентированные тесты - позволяют сопоставить уровень
индивидуальных учебных достижений с полным объемом знаний, умений и навыков;

  • нормативно-ориентированные тесты - сравнивают испытуемых друг с другом по уровням и учебным достижениям;
  • аттестационные тесты - определяют степень обученности учащихся по разделу, всему курсу;
  • тесты прогнозирования результатов обучения - позволяют оценить готовность учащихся к определенному виду работы, усвоению материала.

Психолого-педагогическое обоснование сложившейся технологии я вижу в следующем.

  1. Тестирование — один из способов повышения интереса к общественным наукам, ибо, работая с тестом, можно получить много новой информации, не содержащейся в учебниках, но знание которой необходимо. Это достигается при условии творческого подхода учителя и учеников к составлению тестовых заданий. Творчество, поиск, исследования, сотрудничество учителя и обучающихся рождает хороший результат. Важно, чтобы тестовые задания были яркими, запоминающимися. Тогда они вызывают дополнительный интерес у ребят.
  2. Использование разноуровневых тестов позволяет каждому обучающемуся «поднять свою планку». Это создает ситуацию успеха, повышая уровень мотивации. Задача учителя заключается в том, чтобы правильно и терпеливо управлять этим процессом, улучшая этим психологический климат во взаимоотношениях с обучающимися.
  3. Тестовая проверка знаний выступает как метод стимулирования ответственности в учении. Практика показывает, что с увеличением нагрузки, обучающиеся, допустившие ошибки, стремятся их исправить не из-за боязни иметь низкие оценки по предмету, а из-за того, что они понимают опасность накопления пробелов в знаниях.
  4. Применение тестирования для измерения уровня знаний, умений, личностных ориентаций подчеркивает основную функцию теста — диагностическую.
  5. Тест — это не только инструмент контроля; задания такого типа весьма способствуют усвоению новой информации, формированию интеллектуальных умений и систематизации знаний.
  6. Использование тестов позволяет в короткий промежуток времени урока проверить знания многих обучающихся, создавая этим самым резерв времени учителя для решения других задач, способствует повышению уровня накопляемости оценок, освобождает учителя от изнурительной работы по проверке письменных заданий.
  7. Не подлежит сомнению, что использование тестов активизирует мыслительную деятельность обучающихся, повышает их интерес к истории и обществознанию.
  1. Использование тестов способствует систематическому повторению ранее изученного материала в том случае если на уроке используются тесты не только по изучаемой теме, но и по изученным ранее.
  2. Тесты являются эффективным заданием для самоконтроля. Они помогают обучающимся разобраться в том, что они знают, а что не знают. При неправильном ответе обнаруживается потребность уточнить, осмыслить правильный ответ.

10.        Применение тестов наряду с другими формами контроля даёт учителю
информацию о степени усвоения обучающимися учебного материала. Использование
данных о результатах контроля дает возможность строить обучение, ориентируясь на эти
результаты, что позволяет повысить его эффективность.

Поскольку выполнение заданий осуществляется, как правило, индивидуально, это дает возможность составлять различные по сложности задания, изменять время на выполнение каждого из них, т.е. использовать элементы дифференцированного подхода к обучению, что особенно важно в настоящее время.

  1. Одним из наиболее важных преимуществ тестовых заданий является высокая степень объективности выставляемых оценок, поскольку имеется возможность точного подсчета числа верных и неверных ответов. В обычных условиях на оценку ответа обучающегося действует целый ряд объективных и субъективных факторов: личное отношение учителя   к обучающемуся, к классу в целом, дисциплины, настроения педагога и т.д. Иногда обучающемуся только кажется, что его ответ оценен неправильно, но не редко школьники подмечают верно отсутствие четких критериев при выставлении оценок.
  2. Тесты на сегодняшний день единственный вид контроля, который может осуществляться с помощью средств машинной техники. Навыки, приобретённые нашими выпускниками в школе, помогают им при поступлении в ВУЗы и снимают многие проблемы в процессе их учебы в институтах.
  3. Недостатком тестирования является то, что это «немая» форма проверки знаний, а наш предмет требует логического проговаривания материала. И тут на помощь приходят «говорящие» тесты. Суть этой работы такова: ученик, отвечая по тесту, объясняет вариант своего ответа. Для некоторых обучающихся важно иметь постоянно перед глазами вопросы, так как часто эти вопросы забываются и отвечающий умолкает, не зная, о чем говорить. Кроме того, тесты позволяют задействовать сильных учеников для работы со слабыми. Тесты составляются так, что они являются алгоритмом ответа для обучающихся. Тест является составной частью методики. Однозначным является факт, что применение тестов на уроках истории и обществознания способствует реализация триединой дидактической цели (ТДЦ) урока — обучать, развивать, воспитывать.

Обучение истории, как и любому другому предмету, предполагает прежде всего развитие внимания обучающихся. Предлагаемые учителем тестовые задания способствуют концентрации внимания на конкретном вопросе, чтобы осмыслить его суть и выбрать вариант  правильного ответа. Очень важно развитие внимания прежде всего через хорошо продуманную и организованную самостоятельную работу.

Одной из ключевых задач тестирования является развитие исторического и обществоведческого мышления обучающихся как одной из сторон их общего мышления — процесс познавательной деятельности. «Речь идет о таком развитии мышления, которое органически связано с рассмотрением коренных вопросов истории, помогает лучшему их усвоению...» (Методика обучения истории в средней школе: в 2 ч- М, 1999 4,2-с гг.).

Мышление начинается с вопроса и слагается из таких мыслительных операций как анализ и синтез, сравнение и систематизация, абстрагирование и обобщение. В этой связи очень важно правильно сформулировать тестовые задания.

Тестирование ставит обучающихся перед необходимостью:

  • самостоятельно анализировать учебный исторический и обществоведческий материал, находить в нем главное (главные факты, теоретические положения, оценки, определения) и абстрагироваться от второстепенного;
  • правильно локализовать исторические события и явления во времени и пространстве;
  • анализировать факты, выделять, сравнивать и обобщать их существенные признаки и связи, прослеживать закономерности общественного развития;
  • соотносить исторические факты и теорию между собой, применять теоретические положения для осмысления исторических и обществоведческих фактов;
  • вырабатывать умения дискутировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Тестирование способствует развитию памяти обучающихся, это связано с многократными повторениями и применением на уроках различных, по возможности новых связей и отношений.

Воспитательная цель обучения истории и обществознания при тестировании реализуется через познание истории своего народа, его современном развитии, способствует воспитанию патриотизма. Это особенно актуально в настоящее время когда в нашем обществе идет переоценка ценностей и в обществе существует мировоззренческий вакуум.

Следует иметь в виду, что тесты являются эффективным средством самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, намечать способы устранения допущенных ошибок и пробелов.

Бесспорным является то, что тестирование помогает сегодня осуществлять личностный; индивидуальный подход в обучении, что он помогает раскрыть возможности ребенка, создать условия для того, чтобы он мог проявить себя.

В то же время тестирование нельзя абсолютизировать, рассматривать его как универсальный метод проверки знаний обучающихся. Он эффективен в том случае, если оптимально сочетается с другими методами.

Методика применения тестовых заданий предполагает соблюдение учителем ряда условий.

  1. Задания обучающимся должны предлагаться визуально, ибо восприятие большого количества слов на слух не всегда продуктивно, хотя иногда и необходимо,
  2. Обучающиеся должны не только назвать, но и обосновать, почему ими избран данный вариант ответа.

Классификация тестовых заданий

В настоящее время имеется достаточное количество готовых контрольно-измерительных материалов по истории и общественным дисциплинам, одобренных Федеральным институтом педагогических измерений, Министерством образования РФ, которые дают возможность получить объективные данные об уровне и качестве усвоения знаний и развития интеллектуальных умений и выявить:

1)        уровень усвоения знаний:

  • основных понятий и категорий;
  • ключевых идей и положений;
  • существенных характеристик процессов, явлений и т.п.

2)        уровень овладения умениями:

  • характеризовать с научных позиций основные события, явления и т.п;
  • анализировать и интерпретировать представленную информацию;

-        устанавливать соответствия между событиями, существенными чертами и
признаками;

- систематизировать     и     классифицировать     представленные     данные     по предложенным критериям;

  • выявлять внутренние и внешние связи.
  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия.

Тест всегда ставит перед обучающимися весьма отчетливо сформулированный вопрос и предложенные варианты ответов. Любой тест как бы состоит из двух частей: вначале ученику предлагается конкретный вопрос, сосредотачивающий его внимание на определенном изученном материале, а затем указываются варианты ответов.

Исходя из возможных форм ввода учеником правильного ответа, свои тестовые задания я классифицирую следующим образом:

1.        ТЕСТ — МНОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР. Он дает возможность проконтролировать
знание обучающимся фактического материала как важного, так и второстепенного,
определить причины, значение событий и т.д. Этот тест состоит из собственно задания и
наборов ответов на него. Наиболее оптимальным я считаю 5-6 ответов.

Например: тест по Обществознанию в 11 классе.

В африканской стране Z набирает популярность движение противников глобализации. Какие перечисленные ниже явления, отмечающиеся в стране Z, могли вызвать критику со стороны участников этого движения? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) распространение западной массовой культуры

2) расширение транспортного сообщения с другими странами

3) большой выбор товаров, произведённых в разных странах

4) перенос на территорию страны экологически вредных производств транснациональными корпорациями

5) распространение новых производственных и информационных технологий

6) быстрый рост числа иммигрантов из других стран

2.        ТЕСТ — АЛЬТЕРНАТИВА. Этот тест требует от обучающегося выбора одного
из двух предложенных ответов. Наиболее часто встречается форма ответа   «да» - «нет»,
либо «правильно» — «неправильно» и т.д. Этот вид теста мною применяется при
выявлении таких показателей усвоения, как   умение определить хронологические рамки события, установить причину, вызывающую то или иное событие, знание понятий, законов и т.д.

Например: тест по Обществознанию в 10 классе.

Выберите верные суждения о реформах как способе преобразования общества и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Реформы предполагают изменения в какой-либо сфере общественной жизни.

2) Целью реформ всегда является изменение фундаментальных основ системы, в которой они проводятся.

3) Реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными.

4) Реформы проводятся органами государственной власти.

5) Главным отличием реформы от революции является использование исключительно ненасильственных способов преобразования общества.

3. ТЕСТ — РАНЖИРОВКА. Его главную задачу я вижу в том, чтобы проверить
умения обучающихся расположить по степени важности предложенные факты или в
хронологическом порядке предложенные события.

Например: тест по истории Отечества в 8 классе.

Расположите в хронологическом порядке и укажите даты событий.

  1. Избрание царем Михаила Романова.
  2. Конец монголо-татарского ига.
  3. Начало Ливонской войны,
  4. Битва на Качке»
  5. Переяславская рада.
  6. Невская битва.
  7. Принятие Соборного Уложения.
  8. Начало княжения Владимира Мономаха в Киеве.
  9. Ледовое побоище.
  10. Отмена опричнины.

4.        УСТНЫЙ ТЕСТ. Я его применяю при устных ответах обучающихся в случае их
затруднений при ответах на дополнительные или уточняющие вопросы. Стремясь получит
желаемое, я задаю вопрос в форме теста.

Например: обучающиеся 11 класса при ответе на вопрос об основных направлениях внешней политики Франции в период президентства Шарля де Голля не смог четко обозначить позицию Франции по отношению к США. Желая помочь обучающемуся правильно сориентироваться, я предлагаю следующие варианты ответа:

Франция стремилась помочь США усилить свое влияние в Европе;

  • Франция   делала все, чтобы США разместили на ее территории ракеты средней дальности;
  • Франция стремилась к ослаблению влияния США в Европе;
  • Франция стремилась к ослаблению сотрудничества США с СССР и развязыванию военного конфликта между ними.

Практика показывает, что, если обучающийся внимательно слушал на предыдущем уроке объяснение учителя и готовился дома, он обязательно правильно сориентируется в предложенном учителем варианте ответов и выдаст учителю нужную информацию, т.е. данный прием оправдан.

5.        ТЕСТ - СООТВЕТСТВИЕ. Тесты этого вида состоят из двух следующих друг за другом

частей, между пунктами которых следует установить соответствие.

Например: тест по Обществознанию в 10 классе.

Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

А) начало серийного производства товаров массового потребления

Б) выдвижение на первый план сферы услуг

В) преобладание натурального хозяйства

Г) ведущая роль информации в жизни общества

Д) появление массовой культуры

1) традиционное

2) индустриальное

3) постиндустриальное

6.        ТЕСТЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОНЯТИЙНОГО        
АППАРАТА ОБУЧАЮЩИХСЯ.
        
Например: тест по истории Отечества в 11 классе.        

В третьей Государственное   думе сложилось такое соотношение политических        

сил, которое позволило правительству осуществлять тактику лавирования между        

помещиками и крупной буржуазией. Эта политика получила название        

А)лоббизм;        

Б) популизм;        

В) бонапартизм;        

Г) меркантилизм.

Организация учебно- познавательной деятельности учащихся

На своих уроках я всегда стремлюсь содержанием учебного материала, приемами, средствами преподавания, манерой изложения активизировать внимание обучающихся и вызвать у них   адекватную эмоциональную реакцию на изучаемый материал, активизировать умственные и учебные действия школьников, помочь им правильно воспринять, представить, осмыслить и в итоге основательно усвоить учебную информацию.

Чтобы обучающиеся не ограничились усвоением изучаемого в неизменном виде, я предлагаю им познавательные тестовые задания. Вместе с содержанием и приемами изложения эти задания оказывают ребятам направление и характер учебной деятельности.

Одно из основных требований современной дидактики предполагает сочетание содержательно и методически полноценного изложения с продуманной системой вопросов и заданий, эффективно организующих и направляющих познавательную деятельность обучающихся. Вспомним известное высказывание К.Д. Ушинского «Часто в самом классе научаются воспитанники убивать время, учитель толкует новый урок, ученик, зная, что найдет этот урок в книге, старается только смотреть на учителя и не слушать ни одного слова из того, что, что он говорит. На другой день учитель спрашивает урок одного, двух, трех, а остальные в это время считают себя свободными решительно от всякого дела. Таким образом проводит иной счастливый мальчик большую часть дней целой недели и приобретает гнусную привычку оставаться целые часы, ничего не делая и ничего не думая». (Ушинский К.Д. Собр.соч. -М., 1948.-Т.2- е.360.)

Здесь же мы читаем следующее «Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское провождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти минуты портится голова, сердце и нравственность».

Разнообразные тестовые задания, сочетаясь в обучении с различными структурными элементами учебного исторического и обществоведческого материала и приемами его изложения, усиливает организующую, а главное — направляющую роль преподавания учителя и повышает качество работы обучающихся. Конечно, если при этом учитель не только систематически ставит задания перед учениками, но и так же систематически проверяет результаты выполнения их учениками в соответствии со своими познавательными возможностями.

Использование во взаимосвязи с одним и тем же учебным материалом разноуровневых заданий открывает перед учителем путь к дифференцированному подходу в организации познавательной деятельности обучающихся. Под руководством учителя разные по обучаемости ученики могут работать на уроках одновременно минимум на двух уровнях познавательной самостоятельности, например, на воспроизводящем и преобразующем или воспроизводящем и творческо-поисковом.

При работе с тестами организуется и направляется познавательная деятельность обучающихся на всех или почти на всех этапах урока: при изучении нового материала и закреплении знаний, при повторении ранее изученного, в ходе проверки знаний, в ходе домашней и внеурочной работы.

Организационные формы

Диапазон использования тестовых заданий довольно широк и их можно использовать при творческом подходе учителя к данному вопросу на уроках любого типа.
Результатом моей многолетней практической работы является сложившаяся система
 уроков, в которую тестовая проверка знаний вписывается без особых проблем.              

Представляю некоторые составляющие этой системы. Урок комбинированного типа.

Традиционный урок, включающий в себя проверку знаний обучающихся, организацию восприятия, осознания и закрепления в их памяти первоначальной информации (изучение нового материала). В подтверждение вышеизложенного вывода Ушинского я могу привести данные исследований, проведенных специалистами в ряде регионов России. На вопрос «О чем вы думаете или что делаете во время ответов своих товарищей?» 54% опрошенных обучающихся ответили: «Думаем о разном, кроме изучаемого материала», 3% занимались посторонними делами.

У меня этот вакуум заполнен. Вот схема отдельно взятого урока.    Оргмомент.

Он включает в себя психологический настрой обучающихся на интенсивную работу на уроке и постановку конкретных целей.

Проверка знаний обучающихся.

В 8 классе это индивидуальный или фронтальный опрос, в 11 классе это либо собеседование по теме, либо индивидуальный опрос. На это уходит, как правило 10-12 минут. Параллельно с этим группа обучающихся выполняет тестовые задания. К этому виду деятельности можно привлекать неограниченное количество обучающихся (у меня 12 - 15). Остальные в это время выполняют другие задания учителя. Это может быть работа с документами, с дополнительной литературой, с материалом учебника и т.д., направленная на получение знаний.

Организация   восприятия, осознания и закрепления первоначальной информации в памяти обучающихся (изучение нового материала).

Изложение содержания нового материала я осуществляю методом, который, на мой взгляд, является оптимальным. В любом случае время на закрепление его должно быть не менее 10-12 минут. Это дает возможность при закреплении использовать тестовые задания.

Рационально организованный труд учителя на уроке позволяет, используя ключ к тестам, проверить и оценить выполненные задания. Это снимает проблему низкой накопляемости оценок и повышает КПД урока.

Важным вопросом является дозировка заданий, т.е. сколько заданий может выполнить обучающийся за отведенные ему 10-12 минут. Дозировка должна быть оптимальной. Практика моей работы показывает, что минимум 10-15 заданий свободно выполняет любой обучающийся, не имеющий серьезных   пробелов в знаниях. Хорошо подготовленный может выполнить больше. Чем больше заданий выполняет обучающийся, тем объективнее будет оценка.

Допущенные ошибки исправляем сразу же. Если на это нет времени на уроке, работу над ошибками проводим во внеурочное время либо на следующем уроке. Результаты выполнения тестовых заданий анализируются. Данные этих анализов являются основой работы по повышению результативности тестирования.

  На уроке комбинированного типа, на уроке предъявления и закрепления нового материала тестовые задания я использую для первичного закрепления знаний. В этом случае обучающийся получает тестовые задания либо в ходе объяснения учителем нового материала, либо после объяснения.

Задания содержат вопросы только по изучаемой на данном уроке теме. Учитель в
ходе объяснения может акцентировать внимание обучающихся на этих вопросах, а может
этого не делать. В любом случае этот прием способствует активизации внимания ребят,
        что очень важно. Здесь уже дозировка будет иной. Ее объем составляет, как правило, 2-3 теста.

Подведение итогов урока.

Труд каждого   работавшего на уроке должен быть оценен. Это однозначно. Оценка играет стимулирующую роль. Я всегда сообщаю и, если нужно, комментирую оценки за устные ответы, за выполнение тестовых заданий, за другую работу, выполненную обучающимися на уроке. Неудовлетворенность оценкой побуждает каждого работать лучше. Это очень важно в психологическом плане.

                Уроки обобщающего повторения и систематизации знаний.

Практика использования тестовых заданий на этих уроках хорошо себя зарекомендовала. Здесь может быть несколько вариантов.

Первый. Отдельные обучающиеся выполняют тестовые задания в то время, когда остальные повторяют и обобщают узловые вопросы изученной темы. При этом варианте с тестами работают хорошо подготовленные обучающиеся. В течение урока по этим заданиям может работать еще одна - две группы, успешно выполняющие задания могут получить дополнительные. Это создает элемент состязательности (кто больше, но не в ущерб качества). Каждому в конце урока сообщается оценка.

Второй. 25 - 30 минут урока все обучающиеся занимаются повторением и обобщением основных вопросов темы. В оставшееся время весь класс работает с тестами. Для этого задания размножены и они делятся на несколько вариантов (минимум необходимо 4 варианта).

Третий, 25- 30 минут весь класс повторяет и обобщает пройденную тему, а в оставшееся время каждый обучающийся работает над составлением заданий по этой теме.

Таким образом, на различных этапах урока, тестовые задания могут выполнять различные функции:

1. Этап проверки домашнего задания - проверка усвоения и понимания различных
определений, правил, логического осмысления материала.

2. Этап актуализации знаний учащихся перед изучением нового материала-использование тестов с целью актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы и обеспечить создание у школьников образа изучения новой темы; с помощью теста учащиеся вспоминают ранее изученный материал или выясняют какие пробелы в знаниях у них существуют и могут помешать изучению новой темы.

3. Этап изучения нового материала - тестовый материал служит основой для ориентировки в новой информации, позволяет выделить главное, существенное

4. Этап первичной проверки усвоения изученного материала - используется небольшое тестовое задание, которое выполняется самостоятельно и коллективно проверяется с необходимым обсуждением правильных ответов и ошибок учащихся.

5. Этапы закрепления, повторения и обобщения изученного материала: возможно обучающее тестирование с   использованием учебной литературы, видеофрагментов, текстов дополнительной литературы и т.п..

6. Этапы контроля, самоконтроля и коррекции - с помощью тестовых заданий осуществляется проверка и оценка знаний и способов деятельности учащихся.

Для объективности желательно не менее 2-х вариантов тестирования (можно использовать различные виды тестовых заданий).

Таким образом, КИМы можно использовать на различных этапах учебного занятия в соответствии с логикой усвоения знаний учащихся.

Сегодня в сфере образования происходят интенсивные процессы формирования новых информационных ресурсов, возникают новые образовательные сервисы, в том числе с целью мониторинга уровня качества знаний с помощью тестирования на ПК. При индивидуальном тестировании необходимо предоставить каждому учащемуся отдельное рабочее место за компьютером, но из-за ограниченного их количества, это становиться проблематичным. Но в любом случае, даже при наличии в классе одного компьютера, подобную форму работы можно использовать. Каждый ученик имеет возможность не только ответить на вопрос, но и сразу узнать свой результат. Данная технология проверки знаний активизирует внимание учащихся на уроке и повышает их работоспособность.

Заключение

Будем откровенны: часть учителей к тестам относиться «прохладно». Рассуждают они примерно так. Подлинные знания, а главное умения, при помощи тестов не проверить, в то время как в традициях российской школы, в том числе и основной, главное - научить школьников мыслить, проявлять себя в интеллектуальной деятельности. Существует ли место для тестов при столь высоких задачах образования?

Думаю, что как одна из форм контроля - да. Все, кто работает в школе, где на изучение истории отводиться 2 часа в неделю, а в классе отнюдь не 10 человек, испытывают острый дефицит учебного времени. Всем ли школьникам учитель может предоставить время для выражения личной позиции по той или иной проблеме? Все ли быстро и четко отвечают на вопросы домашнего задания? Каждый ли ученик готов активно участвовать в диалоге? В данном же случае использование тестов (имеется в ввиду их третья группа, группа С) необходимо и полезно, поскольку позволяет задействовать в работе всех учащихся и учит их отвечать на вопросы в письменной форме. Используя этот тип заданий, мы можем предоставить школьникам возможность применять творческие способности.

Согласимся сразу - тесты не могут измерить все образовательные результаты. Но и при устной беседе не измерить все знания учащихся.

Необходимо отметить, что тесты, конечно, не должны стать единственной формой работы с учащимися, так как они не позволяют проверить, умеет ли ученик доказывать свою точку зрения, делать выводы, пересказывать. Иногда выполнение тестовых заданий может нести в себе определенный момент случайности: ученик может угадать правильный ответ (в тестах с выбором ответа). Главное помнить простую истину- лучше меньше, да лучше! То есть не стоит урок превращать в сплошное тестирование, ведь тестовые формы контроля эффективны только при рациональном их использовании.

Однако даже с учетом указанных недостатков тестирование сегодня остается мощным, оперативным, надежным и объективным средством контроля знаний учащихся и оценивания их достижений в развитии учебно- интеллектуальных умений.

Следовательно, тестовые задания являются полноправной составляющей в системе проверки результатов. За что кроме тестового задания обучающийся может получить оценку? За устные ответ (на отдельный вопрос темы, собеседование по теме, рецензию на ответ товарища или за дополнение к ответу и т.д.), за письменный ответ (контрольная или срезовая работа, доклад, проект и т.д.). Тестирование наряду с другими формами применяется при текущем, промежуточном и итоговом контроле. Это первое.

Второе. Сложившаяся система применения тестовых заданий на уроке истории повышает его результативность. Это выражается в том, что в течение всего урока обучающиеся заняты конкретным делом, увеличивается объем работы, выполняемой каждым учеником, повышается степень усвояемости нового материала.

Третье. Абсолютное большинство обучающихся с желанием работает с тестовыми заданиями. Желание иметь высокий результат побуждает более основательно работать с материалом учебника, с дополнительной литературой, что, безусловно, оказывает положительное влияние на формирование исторического мышления.

Четвертое. Повышение качества знаний, увлеченность предметом, стремление получить больше информации при психологическом комфорте способствует повышению уровня воспитанности обучающихся

Пятое. Систематическое целенаправленное использование тестовых заданий экономит время учителя, что является одним из факторов оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Шестое. Систематическое отслеживание результатов каждого обучающегося, анализ результатов этого отслеживания позволяет конкретно и целенаправленно заниматься индивидуальной работой по предмету.

Таким образом, использование контрольно-измерительных материалов может способствовать обеспечению успешного развития учебно-интеллектуальных умений каждого школьника, повышению объективности и системности оценивания, формированию внутренней мотиваций учебно-познавательной деятельности.

Тестирование через развитие интеллектуальных умений учащихся создает условия для формирования таких качеств ценностно-ориентированной личности как способность к самоорганизации и умение объективно оценивать свои знания и возможности, ставить перед собой конкретные учебно-познавательные цели, то есть способствует развитию и саморазвитию личности в целом.

Следовательно, массовое применение тестовых технологий позволит не на словах, а на деле гуманизировать образование, сделать его непрерывным, максимально реализовать возможности каждой личности - и ученика, и учителя.

Список литературы

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2025 года. -М.: АПКиПРО, 2002.-24С.
  2. В.М.Кадневский. Обучающие тесты в системе исторических знаний// Преподавание истории и обществознания в школе. 2005,с.29. №1
  3. В.М.Кадневский. История России в тестах. М: Школа Пресс. 1998.-112с.
  4. А.Ю.Лазебникова. Уроки обществознания в 11 классе. М: Дрофа, 1998.-288с.
  5. Л.В.Панова, Е.В.Порубаева, А.В.Старикова. Тестирование учащихся с использованием современных технических средств // Преподавание истории и обществознания в школе. 2009.С.61. №6
  6. А.Я.Юдовская. Как использовать тесты? // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004, с.56. №8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Организация активной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики"

В докладе представлены различные методы организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физики и информатики...

«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ».

«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ». ...

Активизация самостоятельно-познавательной деятельности учащихся на уроках социально-гуманитарного цикла

Презентация к проведению педагогического совета  "Активизация  самостоятельно-познавательной деятельности  учащихся на уроках социально-гуманитарного  цикла. В презентации...

Мастер-класс «Синектика как один из методов активации учебно-познавательной деятельности учащихся»

В настоящее время нашей стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, а способен с этим справиться лишь компетентный и всесторонне развитый человек.За основу...

Выступление по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естественно-научного цикла"

Выступление на районном методическом семинаре по теме "Актуализация познавательной деятельности учащихся на уроках естественно-научного цикла"...

ДОКЛАД на педагогическом совете «Современные методы организации учебно – познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

В настоящее время в России идет становление новой системы образования.  Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям....