Организация научно-исследовательской деятельности в рамках предпрофильной подготовки.
статья по химии
Статья "Организация научно-исследовательской деятельности в рамках предпрофильной подготовки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация научно-исследовательской деятельности в рамках предпрофильной подготовки.
Учитель химии МБОУ СОШ №8 Глухова И. И.
Одна из ведущих современных тенденций реформирования системы образования - его профилизация. Химико-биологический профиль предполагает существенное углубление знаний учащихся по этим предметам, что должно обеспечить подготовку к ЕГЭ и поступление в вуз на соответствующие специальности.
Программа элективного курса «Мы в мире химии» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса с ориентацией на химико-биологический профиль. Содержание учебного материала соответствует целям и задачам предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.
В связи с сокращением учебных планов, возникла необходимость в элективном курсе, т.к. химические знания составляют основу для формирования научного мировоззрения учащихся. Они необходимы каждому человеку, определяют его рациональное поведение в окружающей среде, в повседневной жизни.
Элективный курс по химии призван развивать интерес к этой науке, формировать научное мировоззрение, способствовать сознательному выбору химического профиля. Кроме того, данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии.
Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией, повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах современности, развивать аналитические способности.
Содержание данного элективного курса направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья человека и общества в целом.
Этот элективный курс дает возможность учителю и учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам здоровья и окружающей среды, проводить научно-исследовательскую деятельность.
ЦЕЛИ КУРСА.
Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества, значения химического образования для правильной ориентации в жизненных ситуациях в условиях ухудшения экологической обстановки.
Развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию химии. Развитие личности учащихся.
ЗАДАЧИ КУРСА.
Формировать у учащихся осознание необходимости заботиться о своем здоровье, изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы правильно их применять.
Учить правильно, оценивать экологическую обстановку, формировать активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды.
Развивать специальные УУД обращения с веществами, учить выполнять несложные исследования, соблюдая правила безопасности.
Развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач.
Использовать и развивать межпредметные связи с биологией, физикой, географией, математикой.
Развивать общеучебные умения учащихся: умения работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы.
Развитие личности ребенка на основе УУД.
СУЩНОСТЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«О, сколько нам
открытий чудных…
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…»
(А. С. Пушкин)
Структура научно-исследовательской деятельности учащихся включает:
1) квази исследовательскую деятельность на занятиях (во всех классах);
2) подготовку рефератов (во всех классах);
3) самостоятельную работу учащегося (внеурочная деятельность);
4) работу в научном обществе учащихся (школьного и городского уровней);
5) участие в научно-практических конференциях разного уровня;
6) подготовку и защиту исследовательских работ.
Основные виды исследовательских работ:
1.Теоретические работы.
2.Опытно-экспериментальные работы.
3. Практические работы.
Виды теоретических работ:
1) информационно-реферативные,
2) проблемно-реферативные
Виды опытно-экспериментальных работ:
1) реферативно-экспериментальные
2) экспериментально – исследовательские: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата.
Что такое исследовательская работа?
Исследовать - извлечь нечто из «следа», то есть восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам.
Исследование – процесс выработки нового знания.
Зачем тебе это надо?
- Творческий исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии.
- Навыки работы пригодятся в ВУЗе, когда будешь писать курсовые работы.
- Со своей работой ты можешь выступить на всевозможных школьных, районных, краевых и даже всероссийских конкурсах!
- Ты станешь умнее.
Каковы этапы исследования?
- Определяешь проблему
- формулируешь тему работы
- Знакомишься с литературой по данной проблематике
- Определяешь методы исследования
- Собираешь собственный материал и анализируешь его
- Обобщаешь и делаешь выводы
- Оформляешь и презентуешь работу
Исследовательская работа
Цель исследования
Гипотеза
«Гипотезы облегчают и делают правильной научную работу — отыскивание истины, как плуг земледельца облегчает выращивание полезных растений». Менделеев Д. И.
Задачи исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Каждая исследовательская работа предусматривает как теоретическую, так и практическую часть. Завершающим этапом исследовательской работы является оформление результатов исследования в соответствии с требованиями, а также их представление в виде доклада или презентации. Такая форма самооценки полученных знаний и навыков позволяет определить эффективность и уровень освоения материала, способствует формированию у обучающихся ответственности за выполнение работы, развивает логику, умение говорить перед аудиторией и отстаивать своё мнение.
Прежде всего, предлагаемая тема не должна быть школьной лабораторной работой или чем-то на нее похожим. Надо, чтобы тема работы была актуальна, вызывала у исполнителей интерес, была им понятна, и, наконец, она не должна вызывать сомнений в возможности ее реализации. Основное требование к исследовательской работе — новизна результата.
Презентация
Экспертиза продуктов на содержание крахмала в них.
Материалы и реактивы: различные продукты; спиртовой раствор йода; дистиллированная вода.
Оборудование: чашки Петри; ступка с пестиком.
Экспертная группа №1 Исследование изделий из зерновых культур.
- Хлебобулочные изделия
- Кукурузные палочки
- чипсы
- мука,
- рис,
- овсяные хлопья,
- сахар,
- мёд,
- масло подсолнечное.
Экспертная группа №2 Исследование овощей, фруктов и изделий из них.
- томаты,
- огурцы,
- морковь,
- лимон,
- яблоки,
- бананы,
- апельсины,
- томатный кетчуп (разных производителей)
- картофель
Экспертная группа №3 Исследование мясных и молочных продуктов.
- ветчина,
- колбаса докторская,
- колбасный сыр,
- молоко,
- творог,
- сметана,
- майонез,
- йогурт,
- масло сливочное
Работа учителей в группах
Материалы и реактивы: различные продукты; спиртовой раствор йода; дистиллированная вода.
Оборудование: чашки Петри; пробирки.
Экспертная группа №1 Исследование изделий из зерновых культур.
- Манная крупа
- Пшеничная крупа
- Панировочные сухари
- Соль
- Мёд
Экспертная группа №2 Исследование овощей, фруктов и изделий из них.
- Сок
- Банан
- Апельсин
- Томатный кетчуп (разных производителей)
- Картофель
Экспертная группа №3 Исследование мясных и молочных продуктов.
- Сырок глазированный
- Сметана
- Майонез
- Молоко
- Бульонный кубик « Магги»
Учащиеся средней школы изучают химию как нечто безжизненное, допускающее грубые и жесткие модели, а ведь научная истина заключается как раз в том, что химия – это живой организм, требующий деликатных способов исследования.
Путем организации научной работы учащихся удаётся исправить нынешнее положение в школьном химическом образовании. Однако необходима заинтересованность учителя в этой работе и его специальная подготовка.
Организация исследовательской деятельности учащихся – мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач формирования учебных и надучебных компетенций учащихся.
Таким образом, организация научно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Анализ научно – исследовательских работ учащихся свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач. Сформированность у школьников исследовательских компетентностей позволяет обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, способствует успешному дальнейшему обучению в высших учебных заведениях, помогает реализовать их жизненные цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций
Данная статья описывает один из вариантов организации научно- исследовательской деятельности школьников через элективный курс....
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе
Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках работы школьного научного общества учащихся....
Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска
Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска...
Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"
Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...
Организации научно-исследовательской и проектной деятельности с учащимися 5-6 классов в рамках реализации ФГОС
Эти виды деятельности могут дать образовательные эффекты, если будут использоваться оба в образовательной практике.Одна из важнейших задач, стоящих перед современным школьным образованием ...
Основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках внеурочной предметной деятельности
Исследовательская деятельность учащихся под руководством учителя...
3.3. Результаты участия обучающихся в научно-исследовательской, проектной деятельности (в рамках реализуемой ДООП)
Результаты участия обучающихся в научно-исследовательской, проектной деятельности (в рамках реализуемой ДООП) за период 2020 - 2024гг. объединения "Атлетическая гимнастика" и "ОФП"...