Программа развития и жизнеустройства "Дорога в счастливое завтра"
рабочая программа на тему
Программа по жизнеустройству воспитанников ГБУ Республики Марий Эл "Волжский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в семьи граждан разработана для обеспечения права ребенка жить и воспитываться в семье, устройство детей на воспитание в семью, возвращение в кровную семью, формирования у детей стремления иметь социальные, учебные, гигиенические и прочие навыки, для содействия самоактуализации личности подростка через освоение им гражданской позиции, развития социальной активности ребенка и усвоения им здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zhizn.docx | 212.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл
«Волжский центр для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Программа
развития и жизнеустройства воспитанников
ГБУ Республики Марий Эл «Волжский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
«Дорога в счастливое завтра»
Волжск
2015 г.
ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Жизнь каждого человека связана с семьей. Семья – естественная и необходимая среда, которая обеспечивает интеграцию человека в систему социальных отношений и его успешную жизнедеятельность. Существующие социальные проблемы затрагивают семью, негативно влияют на способность выполнять предписанные ей функции и социальные обязанности. Следствием этого – прекращение родителями своих обязанностей, рост социального сиротства.
Сегодня отмечается тенденция к увеличению замещающих семей, желающих принять на воспитание ребенка из детского дома.
Программа Центра по жизнеустройству воспитанников в семьи граждан разработана для обеспечения права ребенка жить и воспитываться в семье, устройство детей на воспитание в семью, возвращение в кровную семью, формирования у детей стремления иметь социальные, учебные, гигиенические и прочие навыки, для содействия самоактуализации личности подростка через освоение им гражданской позиции, развития социальной активности ребенка и усвоения им здорового образа жизни. Подготовка семей ведется на нескольких уровнях, выявляется возможность кандидатов быть приемными родителями.
Главная задача – не отказать, а помочь в решении вопроса об усыновлении, опеки, устройства в приемную семью, возвращение в родную семью. В 2015 – 2016 учебном году из центра в семьи граждан определено 26 детей, 2 ребенка возвращены по решению суда в кровные семьи.
Жизнеустройство воспитанников в семьи граждан проходит совместно с органами опеки и попечительства администрации городского округа «Город Волжск». Кроме того, осуществляется взаимосвязь со специалистами органа опеки и попечительства других районов, по проблемам семьи сельских поселений по вопросам поиска родственников, жилищно- бытовым условиям.
Однако работа по передаче воспитанников в семьи граждан сопряжена с большими трудностями. Большинство кандидатов – это родственники воспитанников бабушки, дедушки. Передовая им под опеку ребенка мы преследуем мотив - сохранение кровных уз. Проблема в том, что контингент воспитанников в основном дети среднего и старшего возраста и осознавая условия сверхопеки, созданные в учреждении интернатного типа дети уже не хотят жить в семье. Необходимо изменить данный стереотип. Центр должен стать активной структурой, занимающейся вопросами устройства детей в семьи граждан.
Система целей, их обоснование и возможности реализации.
Настоящая программа направлена на:
- проведение специальной психолого - педагогической, терапевтической, коррекционно-развивающей работы с детьми, для обеспечения их готовности к жизни в замещающей семье;
- обеспечение реализации государственной политики в определении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан;
- создание банка данных потенциальных родителей (усыновителей, опекунов, приемных родителей, кровных родителей);
- оказание консультативной и методической помощи гражданам, желающим стать приемными родителями, опекунами, усыновителями;
- наблюдение, оценка и отбор кандидатов (усыновителей, приемных родителей, опекунов);
- жизнеустройство воспитанников в семьи граждан (опекунство, приемная семья, кровная семья);
- социально-психологисеское сопровождение.
Задачи программы:
- поддержка существующей практики, направленной на передачу ребенка под опеку, приемную семью, усыновление, кровную семью;
- организация образовательной подготовки подростков в возрасте от 7 до 18 лет, стимулирующей повышение их социальной активности, адаптации ребенка в условиях семьи;
- выявление и развитие у воспитанников способностей, практических навыков и умений самоорганизации собственной деятельности, необходимых для адаптации ребенка в условиях новой семьи;
- содействие освоению и закреплению подростками навыков межличностного и внутригруппового общения;
- пропаганда работы в СМИ на территории Республики Марий Эл.
Программа по жизнеустройству воспитанников в семьи граждан состоит из пяти блоков:
1. Аналитико – диагностический – на основе личностного подхода к каждому ребенку;
2. Теоретический блок складывается из учебных занятий в форме деловых, имитационных, сюжетно - ролевых, организационных игр, тренингов, познавательных викторин, которые содействуют развитию творческих способностей, навыков межличностного взаимодействия, информирование детей о том, как живут дети из обеспеченных социальных слоев, люди различных профессий, стремящиеся к жизненному успеху.
3. Практический блок – знакомство с ребенком (очное, заочное) складывается из существующей практики « гостевого проживания детей в семьях граждан», готовности детей жить в семье.
Ребенок в новой семье благополучен если:
- произошла адаптация ребенка в новых условиях;
- есть положительная динамика развития ребенка, при которой он принял созданные ему в новой семье условия и отношения, что они достаточны для позитивных изменений;
- адаптация на личностном уровне (ребенок изменяет свое поведение, принимает правила жизни семьи, появляется привязанность, удовлетворенность сложившимися отношениями);
- идет адаптация ребенка в социальном окружении (умение вести себя в различных ситуациях вне дома, общение с друзьями, знакомыми и другими людьми.
4. Блок - жизнеустройство воспитанников, которые остаются в учреждение (продолжение учебы – связь с учебными заведениями, дальнейшее трудоустройство).
5. Блок - Сопровождение воспитанников, переданных в семьи граждан, которое складывается:
- с посещения семьи, где проживает приемный ребенок;
- проведение мероприятий с целью привлечения общественности, средств массовой информации к решению проблем по семейному устройству детей;
- мониторинг жизнеустройства воспитанников в семьи граждан.
Ожидаемые результаты:
- Рост числа детей, устроенных в семьи граждан.
- Создан механизм обеспечения стабильного устройства детей в семьи граждан.
Ключевые показатели эффективности:
Количественные показатели: (% рост числа устроенных детей ежегодно)
Качественные показатели: для детей (стабильность размещений и безопасность устройства).
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Диагностический блок - носит экспертный характер и направлен на решение следующих задач:
- получение портрета семьи, какая семья берет на воспитание ребенка, станет ли она для ребенка родной семьей;
- получение прогноза стиля взаимоотношений с ребенком, создание прочных отношений;
- исключение вторичного сиротства;
- воспитание ребенка – это цель, или средство личной реализации, истинные мотивы принятия неродного ребенка в семью.
Критерии, используемые в диагностике:
- личностные качества, гарантирующие характер взаимодействия с ребенком, развитая способность любить детей, готовность понять субъективные переживания ребенка, принять его таким, каков он есть;
- развитые коммуникативные и эмоционально-волевые свойства, способность к установлению позитивных межличностных отношений.
Формы реализации: «Семейная гибкость, сплоченность» опросник «ОСТ (состояния тревожности), опросник родительских отношений (ОРО). «Родитель должен…», « Ребенок должен…» рисунки « Я в приемной семье», тест Лири (межличностные отношения).
- Теоретический блок
- работа по программе « Дорога в счастливое завтра»;
Формы реализации:
Беседы, воспитательские занятия, диагностика.
- Практический блок ( знакомство с ребенком- очное, заочное)
Блок знакомства с ребенком можно разделить на две части:
Заочное знакомство с ребенком
На этом этапе каждый специалист, работавший с ребенком, предоставляет кандидату всю имеющуюся у него информацию. Рассказ о ребенке сопровождается показом фотографий. Кандидату предоставляются все условия для возможности принятия решения. Очень важно не утаивать и не приукрашивать информацию.
Социальная служба центра – знакомит кандидата с личным делом и юридическим статусом ребенка. Рассказывает все, что на данный момент известно об истории его жизни. о наличии и отсутствии у него родственников и возможности контактов с ними.
Психологическая служба – рассказывает о психологических особенностях ребенка, предлагает конкретные рекомендации по воспитанию ребенка воспитывающегося в интернатном учреждении.
Медицинская служба – знакомит с состоянием здоровья ребенка и дает конкретные рекомендации по лечению, гигиене, питанию и т.д.
Педагогическая (воспитатели) – рассказывают о характере ребенка и особенностях его поведения, его способностях, увлечениях. Отношениях со сверстниками и взрослыми.
Очное знакомство с ребенком.
Процесс знакомства кандидата в приемные родители и ребенка индивидуален и требует особенного подхода. Многое зависит от возраста и характера ребенка. Данный процесс занимает длительное время. Возможно помещение ребенка в «гостевую семью» на определенный срок. Для данного этапа характерно тесное сотрудничество специалистов центра с специалистами органа опеки и попечительства. Результат – получение заключения о возможности временного проживания ребенка в семье.
Форма реализации: временное проживание воспитанников в семьях граждан по разрешению отдела образования.
Совместное сотрудничество с семьями опекунов, усыновителей, приемными семьями, кровными родителями, предполагает:
- тесная связь со специалистами органа опеки и попечительства по подготовке пакета документов;
- готовность воспитанников к жизни в семье (социальные, учебные, гигиенические навыки);
- система своевременного информирования общественности (через работу со СМИ, телевидение, Интернет);
- посещение семьи до и после приема ребенка в семью;
- консультация по телефону;
- подготовка методического материала.
- Жизнеустройство воспитанников Центра:
- определение и продолжение учебы в других образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования;
- продолжение работы по определению воспитанников в семьи граждан.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития студии раннего гуманитарно - эстетического развития воспитанников "Малышок"
Данная программа предназначена для использования в работе педагогов, осуществляющих предшкольную подготовку воспитанников от 4,5 до 7 лет....
Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития.
В настоящеее время в группы для детей с ЗПР всё чаще попадают дети со сложной структурой дефекта, либо с сочетанными нарушениями. Поэтому наиболее актуальной становится индивидуальная коррекционно-раз...
Рабочая программа по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни "Дорога в счастливое завтра"
Рабочая программа "Дорога в счастливое завтра" разработана на 3 года. Назначение программы-дать нормативный перечень основных тем, определить важнейшие требования к знаниям и умениям выпускников, необ...
Программа спецкурса по английскому языку «Счастливый Английский»
Обучение английскому языку дошкольников имеет свои особенности, которые основываются на психофизиологическом развитии детей данного возраста. Психологи утверждают, что восприятие, память и внимание у ...
Программа по социализации «Сегодня здоровые дети – завтра здоровое общество».
Цель курса внеурочной деятельности:· укрепление психического и физического здоровья детей в процессе формирования личности, способной реализовать...
Программа внеурочной деятельности "Литература: вчера, сегодня, завтра"
Программа внеурочной деятельности по литературе...
Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «Профилактическая игра-тренинг «Сегодня про счастливое завтра для подростков»
Одной из актуальнейших проблем современного общества является распространение различных форм асоциального и деструктивного поведения в детской и подростковой среде.Благодаря легкой доступности информа...