Программа развития и жизнеустройства "Дорога в счастливое завтра"
рабочая программа на тему

Медведева Надежда Владимировна

          Программа по жизнеустройству воспитанников ГБУ Республики Марий Эл "Волжский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в семьи граждан разработана для обеспечения права ребенка жить и воспитываться в семье, устройство детей на воспитание в семью,  возвращение в кровную семью, формирования у детей стремления  иметь социальные, учебные, гигиенические и прочие навыки, для содействия  самоактуализации  личности подростка через освоение им гражданской позиции, развития социальной активности ребенка и усвоения им здорового образа жизни.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zhizn.docx212.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл

«Волжский  центр для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

     

Программа

развития и жизнеустройства воспитанников

ГБУ Республики Марий Эл «Волжский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

«Дорога в счастливое завтра»

http://baby-garden-28.ucoz.ru/_si/0/61086057.jpg

Волжск

2015 г.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

      Жизнь каждого человека связана с семьей. Семья – естественная и необходимая среда, которая обеспечивает интеграцию человека в систему социальных отношений и его успешную жизнедеятельность. Существующие социальные  проблемы затрагивают семью, негативно влияют на способность выполнять предписанные ей функции и социальные обязанности.  Следствием этого – прекращение родителями своих обязанностей,  рост социального сиротства.

      Сегодня отмечается тенденция к увеличению замещающих семей, желающих принять на воспитание ребенка из детского дома.

          Программа Центра по жизнеустройству воспитанников в семьи граждан разработана для обеспечения права ребенка жить и воспитываться в семье, устройство детей на воспитание в семью,  возвращение в кровную семью, формирования у детей стремления  иметь социальные, учебные, гигиенические и прочие навыки, для содействия  самоактуализации  личности подростка через освоение им гражданской позиции, развития социальной активности ребенка и усвоения им здорового образа жизни.       Подготовка семей ведется на нескольких уровнях, выявляется возможность кандидатов быть приемными родителями.

    Главная задача – не отказать, а помочь в решении вопроса об усыновлении, опеки, устройства в приемную семью, возвращение в родную семью. В 2015 – 2016 учебном году из центра в семьи граждан определено 26 детей, 2 ребенка возвращены по решению суда в кровные семьи.

    Жизнеустройство воспитанников в семьи граждан проходит совместно с органами опеки и попечительства администрации городского округа «Город Волжск». Кроме того, осуществляется взаимосвязь со специалистами органа опеки и попечительства других районов, по проблемам семьи сельских поселений по вопросам поиска родственников, жилищно- бытовым условиям. 

  Однако работа по передаче воспитанников в семьи граждан сопряжена с большими трудностями. Большинство кандидатов – это родственники воспитанников бабушки, дедушки. Передовая им под опеку ребенка мы преследуем мотив - сохранение кровных уз. Проблема в том, что контингент воспитанников в основном дети среднего и старшего возраста и осознавая условия сверхопеки, созданные в учреждении интернатного типа  дети уже не хотят жить в семье. Необходимо изменить данный стереотип. Центр должен стать активной структурой, занимающейся вопросами устройства детей в семьи граждан.

Система целей, их обоснование и возможности реализации.

Настоящая программа направлена на:

  • проведение специальной психолого - педагогической, терапевтической, коррекционно-развивающей работы с детьми, для обеспечения их готовности к жизни в замещающей семье;
  • обеспечение реализации государственной политики в определении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан;
  •  создание банка данных потенциальных родителей (усыновителей, опекунов, приемных родителей, кровных родителей);
  • оказание консультативной и методической помощи гражданам, желающим стать приемными  родителями, опекунами, усыновителями;
  •  наблюдение, оценка и отбор кандидатов (усыновителей, приемных родителей, опекунов);
  • жизнеустройство воспитанников в семьи граждан (опекунство, приемная семья, кровная семья);
  •  социально-психологисеское сопровождение.

   Задачи программы:

  • поддержка существующей  практики, направленной на передачу ребенка под опеку, приемную семью, усыновление, кровную семью;
  • организация образовательной  подготовки подростков в возрасте от 7 до 18 лет, стимулирующей повышение их социальной активности, адаптации ребенка в условиях семьи;
  •  выявление и развитие у воспитанников способностей, практических навыков и умений  самоорганизации собственной деятельности, необходимых для адаптации ребенка в условиях новой семьи;
  • содействие освоению и закреплению подростками  навыков межличностного и внутригруппового общения;
  • пропаганда работы в СМИ на территории Республики Марий Эл.  

    Программа по жизнеустройству воспитанников в семьи граждан состоит из пяти блоков:

  1. Аналитико – диагностический – на основе личностного подхода к каждому ребенку;

  2. Теоретический блок  складывается из учебных занятий в форме деловых,  имитационных, сюжетно - ролевых, организационных игр, тренингов, познавательных викторин, которые содействуют  развитию творческих способностей, навыков межличностного взаимодействия, информирование детей о том, как живут дети из обеспеченных социальных слоев, люди различных профессий, стремящиеся к жизненному успеху.

  3. Практический блок – знакомство с ребенком (очное, заочное) складывается из  существующей практики « гостевого проживания детей  в семьях граждан», готовности детей жить в семье.

Ребенок в новой семье благополучен если:

  • произошла адаптация ребенка в новых условиях;
  • есть положительная динамика развития ребенка, при которой он принял созданные ему в новой семье условия и отношения, что они достаточны для позитивных изменений;
  • адаптация на личностном уровне (ребенок изменяет свое поведение, принимает правила жизни семьи, появляется привязанность, удовлетворенность сложившимися отношениями);
  • идет адаптация ребенка в социальном окружении (умение вести себя  в различных ситуациях вне дома, общение с друзьями, знакомыми и другими людьми.

4.   Блок - жизнеустройство воспитанников, которые остаются в учреждение (продолжение  учебы – связь с учебными заведениями, дальнейшее трудоустройство).   

 5.  Блок - Сопровождение воспитанников, переданных в семьи граждан, которое складывается:

  • с посещения семьи, где проживает приемный ребенок;
  • проведение мероприятий с целью привлечения общественности, средств массовой информации к решению проблем по семейному устройству детей;
  • мониторинг жизнеустройства воспитанников в семьи граждан.

Ожидаемые результаты:

  1. Рост числа детей, устроенных в семьи граждан.
  2. Создан механизм обеспечения стабильного устройства детей в семьи граждан.

Ключевые показатели эффективности:

Количественные показатели: (% рост числа устроенных детей ежегодно)

Качественные показатели:  для детей (стабильность размещений и безопасность устройства).

 

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Диагностический блок -     носит экспертный характер и направлен на решение следующих задач:
  • получение портрета семьи, какая семья берет на воспитание ребенка, станет ли она для ребенка родной семьей;
  • получение прогноза стиля взаимоотношений с ребенком, создание прочных отношений;
  • исключение вторичного сиротства;
  • воспитание ребенка – это цель, или средство личной реализации, истинные мотивы принятия  неродного ребенка в семью.

   Критерии, используемые в диагностике:

  •  личностные качества, гарантирующие характер взаимодействия с ребенком, развитая способность любить детей, готовность понять субъективные переживания ребенка, принять его таким, каков он есть;
  • развитые коммуникативные и эмоционально-волевые свойства, способность к установлению позитивных межличностных отношений.

       Формы реализации:  «Семейная гибкость, сплоченность» опросник «ОСТ (состояния тревожности), опросник родительских отношений (ОРО). «Родитель должен…», « Ребенок должен…» рисунки « Я в приемной семье», тест Лири  (межличностные отношения).

  1. Теоретический блок

- работа по программе « Дорога в счастливое завтра»;

Формы реализации:

Беседы, воспитательские занятия, диагностика.

  1. Практический блок ( знакомство с ребенком- очное, заочное)

Блок знакомства с ребенком можно разделить на две части:

   Заочное знакомство с ребенком

На этом этапе каждый специалист, работавший с ребенком, предоставляет кандидату всю имеющуюся у него информацию. Рассказ о ребенке сопровождается показом фотографий. Кандидату предоставляются все условия для возможности принятия решения. Очень важно не утаивать и не приукрашивать информацию.

   Социальная  служба  центра – знакомит кандидата с личным делом и юридическим статусом  ребенка. Рассказывает все, что на данный момент известно об истории его жизни. о наличии и отсутствии у него родственников и возможности контактов с ними.

     Психологическая служба –  рассказывает о психологических особенностях ребенка, предлагает конкретные рекомендации по воспитанию ребенка воспитывающегося в интернатном учреждении.

     Медицинская служба – знакомит с состоянием здоровья ребенка и дает конкретные рекомендации по лечению, гигиене, питанию и т.д.

      Педагогическая  (воспитатели) – рассказывают о характере  ребенка и особенностях его поведения, его способностях, увлечениях. Отношениях со сверстниками и взрослыми.

      Очное знакомство с ребенком.

 Процесс знакомства кандидата в приемные родители и ребенка индивидуален и требует особенного подхода. Многое зависит от возраста и характера ребенка. Данный процесс занимает длительное время. Возможно помещение ребенка в «гостевую семью» на определенный срок.  Для данного этапа характерно тесное сотрудничество специалистов центра с специалистами органа опеки и попечительства. Результат – получение заключения  о возможности временного проживания ребенка в семье.

Форма реализации: временное проживание воспитанников в семьях граждан по разрешению отдела образования.

 Совместное сотрудничество с семьями опекунов, усыновителей, приемными семьями, кровными родителями, предполагает:

  • тесная связь со специалистами органа опеки и попечительства по подготовке  пакета документов;
  • готовность воспитанников к жизни в семье (социальные, учебные, гигиенические навыки);
  • система своевременного информирования общественности (через работу со СМИ, телевидение, Интернет);
  • посещение семьи до и после приема ребенка в семью;
  • консультация по телефону;
  • подготовка методического материала.
  1. Жизнеустройство воспитанников Центра:
  • определение и продолжение учебы в других образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования;
  • продолжение работы по определению воспитанников в семьи граждан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития студии раннего гуманитарно - эстетического развития воспитанников "Малышок"

Данная программа предназначена для использования в работе педагогов, осуществляющих предшкольную подготовку воспитанников от 4,5 до 7 лет....

Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития.

В настоящеее время в группы для детей с ЗПР всё чаще попадают дети со сложной структурой дефекта, либо с сочетанными нарушениями. Поэтому наиболее актуальной становится индивидуальная коррекционно-раз...

Рабочая программа по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни "Дорога в счастливое завтра"

Рабочая программа "Дорога в счастливое завтра" разработана на 3 года. Назначение программы-дать нормативный перечень основных тем, определить важнейшие требования к знаниям и умениям выпускников, необ...

Программа спецкурса по английскому языку «Счастливый Английский»

Обучение английскому языку дошкольников имеет свои особенности, которые основываются на психофизиологическом развитии детей данного возраста. Психологи утверждают, что восприятие, память и внимание у ...

Программа по социализации «Сегодня здоровые дети – завтра здоровое общество».

Цель курса внеурочной деятельности:·         укрепление психического и физического здоровья детей в процессе формирования личности, способной реализовать...

Программа внеурочной деятельности "Литература: вчера, сегодня, завтра"

Программа внеурочной деятельности по литературе...

Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «Профилактическая игра-тренинг «Сегодня про счастливое завтра для подростков»

Одной из актуальнейших проблем современного общества является распространение различных форм асоциального и деструктивного поведения в детской и подростковой среде.Благодаря легкой доступности информа...