Рабочая программа по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни "Дорога в счастливое завтра"
рабочая программа на тему

Швайла Светлана Николаевна

Рабочая программа "Дорога в счастливое завтра" разработана на 3 года. Назначение программы-дать нормативный перечень основных тем, определить важнейшие требования к знаниям и умениям выпускников, необходимых для их самостоятельной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ РМ «Рузаевский детский дом – школа №1»

Рабочая программа

1 семьи

по подготовке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной

жизни

« Дорога в счастливое завтра»

для воспитанников среднего  и старшего

школьного возраста

на 20013 – 2016 учебные годы

Составила:

                                                                 воспитатель 1 семьи

                                                         Белянина Светлана Николаевна

2013

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по подготовке детей к самостоятельной жизни
  3. Формы организации занятий
  4. Основные направления воспитательной программы по подготовке детей к самостоятельной жизни
  5. Воспитательный план
  6. Календарно – тематический план на 2013-2014 уч.год
  7. Воспитательный план
  8. Календарно – тематический план на 2014 -2015 уч.год
  9. Воспитательный план
  10. Календарно – тематический план на 2015 – 2016 уч.год
  11. Литература

Пояснительная записка

Состояние воспитанников детских домов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, формирующиеся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально – культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям.

Дело в том, что, несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей. Реализация данного выбора затруднена прежде всего отсутствием у этих детей близких людей, заинтересованных в их судьбе.

Выпуск из детского дома или школы-интерната - ответственный, сложный момент для молодого человека. Часто выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются в малознакомых им районах города, их социальные связи рвутся, значимые для них люди остаются в прошлом, ориентиры на будущее размыты или отсутствуют, должного опыта социальной адаптации и общения с новыми людьми нет.

Можно сказать, что выпускник на какое-то время оказывается «вытолкнутым» из учреждения и «не встроенным» в новую социальную структуру. В итоге перед ребенком-сиротой стоят две насущные задачи:
1) перейти на самостоятельное жизнеобеспечение;
2) выстроить границы своего нового жизненного пространства.
  Понимая всю сложность положения своих выпускников, педагоги и руководители детских домов стараются оказать им помощь и психологическую поддержку к выходу в самостоятельную жизнь. Одной из форм такой поддержки является снабжение воспитанников памятками для будущей жизни (перечень необходимых документов, уход за жильем, планирование бюджета и т.п.).
 В настоящее время во многих учреждениях разрабатываются и реализуются различные программы подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни. Они направлены на формирование у детей готовности к преодолению трудностей социализации, расширению границ собственного пространства жизнедеятельности, самоопределение, овладение полоролевым поведением и т.д. Такие программы социальной адаптации выпускников детских домов включают довольно разнообразное содержание: обучение навыкам ведения домашнего хозяйства, умению самостоятельно обслуживать себя, умению навести порядок и создать уют в доме, умение пользоваться разными инфраструктурами, навыкам экономического поведения и т.п.

В связи с этим для  дальнейшего воспитания и обучения воспитанников нашей семьи возникла необходимость создания программы «Дорога в счастливое завтра».

Назначение программы – дать нормативный перечень основных тем,

определить важнейшие требования к знаниям и умениям

воспитанников, необходимых для их самостоятельной жизни.


Программа рассчитана на воспитанников школьного возраста, сроком на 3 года.


 

Цель программы:

Осуществление социальной, нравственной, культурной, профессиональной подготовки подростков к самостоятельной жизни, гармоничное развитие личности каждого выпускника.

Задачи:

  1. Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в плане приобретения необходимых правовых знаний, осознание ими своих конституционных прав и обязанностей, меры ответственности за их неисполнение;
  2. Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в рамках общественно-приемлемого поведения;
  3. Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение способам и приемам самоуправления как важнейшим условиям саморегуляции человека и благополучной социализации в грядущей взрослой жизни;
  4. Овладение коммуникативными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельной жизни;
  5. Профессиональная ориентация воспитанников в соответствии с их наклонностями и способностями;
  6. Усвоение элементарных финансово-экономических понятий, развитие навыков активного делового взаимодействия, умение обращаться с денежными единицами;
  7. Освоение комплекса хозяйственно-бытовых знаний, умений и навыков;
  8. Усвоение основ семейно-брачных отношений, умения правильно строить взаимоотношения в своей будущей семье;
  9. Привитие основ общечеловеческой культуры, усвоение морально-этических норм;
  10. Воспитание естественной потребности в соблюдении норм и правил здорового образа жизни.

Воспитательные технологии

Концепция технологии социального  воспитания представляет процесс последовательного функционирования всех средств, используемых для решения определенных социально – воспитательных проблем и аспектов социальной деятельности. Он позволяет:

  • анализировать и систематизировать практический опыт и его использование;
  • комплексно решать социальные и социально – воспитательные проблемы;
  • создавать благоприятные условия для развития подростка;
  • снижать влияние неблагоприятных обстоятельств;
  • оптимально использовать имеющиеся ресурсы;
  • выбирать и разрабатывать наиболее эффективные технологии для решения социальных проблем.

Определяя главные цели программы, как развитие личности и социализация подростка, каждое занятие должно обеспечивать развитие личности в интеллектуальном и социальном планах. В ходе реализации программы используются:

- личностно-ориентированная технология воспитания;

        - технология воспитания в сотрудничестве;

        - технология индивидуализации воспитания;

        - технология коллективного взаимодействия;

        - технология исследовательского (проблемного) воспитания;

        - технология творческой деятельности.

Формы организации занятий

Программа предусматривает различные формы организации воспитанников в период пребывания в учреждении: занятия как специально организованные формы воспитания; нерегламентированные виды деятельности детей; организация свободного времени втечение дня; и сочетает в себе различные виды деятельности с учётом возрастных возможностей воспитанников.

-групповая работа;

        - беседы, встречи;

- дискуссии, диспуты;

        - лекции;

        - мозговые штурмы;

- тренинги;

- ролевые игры;

        - просмотр и обсуждение видеофильмов;

        - индивидуальные консультации;

        - тестирование и диагностика;

        - экскурсии;

        - конкурсы, турниры, выставки;

        - праздники и познавательно - досуговые программы;

        - пресс конференции;

- игра-суд;

- коллективно-творческие дела;

- занятия в кружках и секциях;

- встречи с психологом и т. д.

Обеспечение программы

1.Правовое обеспечение программы

Законодательная и нормативно – правовая база программы включает государственные и ведомственные документы нескольких уровней: 1.Федерального, субъектов Федерации, местного, учрежденческого – и строится в соответствии с:

2. Конвенцией ООН о правах ребёнка, ратифицированной в России в 1990 году; 2. Конституцией РФ;

3. Семейным кодексом;

4. Постановлением Правительства РФ №409 от 20 июля 1992г. «О неотложных   мерах по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

5. Федеральным законом №159-ФЗ от 21.12.96 г. « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

2.Психолого-педагогическое обеспечение осуществляется по следующим направлениям:

1) учёт индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;

  1. психолого-педагогическая диагностика;
  2. оптимизация психологических состояний в процессе воспитательной и практической деятельности.
  3. Психолого-педагогическая коррекция.

3.Кадровое обеспечение:

- воспитатели;

- психологи;

- педагоги дополнительного образования

- библиотекарь;

- медицинские работники;

- руководители кружков и секций,

- специалисты по социальной работе.

4.Материально – техническое обеспечение:

1) телевизор, музыкальный центр, DVD- проигрыватель;

2) слайды, аудиокассеты, DVD-диски,

3 )фотоаппарат, видеокамера;

4) спортивный и тренажёрный зал;

5) кружковая комната;

6) швейный цех;

8) компьютерный класс;

9) библиотека;

Концепция модели выпускника

Выпускник – это человек с определенным социально – принятым способом поведения,  являющийся носителем общечеловеческих ценностей, осознанной нравственной позицией.  

Промежуточный контроль

1.Тестовая проверка.

        Тестовый контроль знаний предусматривает проверку пассивного репродуктивного уровня усвоения знаний. Проводится при изучении истории зарождения споров и дискуссий. Для тестового контроля используется заранее разработанный материал.

2. Решение ситуационных  задач.

        Проверка активного уровня усвоения знаний – умение их применять – проводится путём решения задач различного рода: ситуационных, тренинговых и т. д.

        Итоговый контроль

        1. Практическое использование полученных знаний и умений в жизни.

2. Проверка знаний и использование их на практике. Обработка данных и их дальнейший анализ, умение использовать знания при разработке конкретных заданий по подготовке и проведению дискуссий.

Этапы реализации программы

В процессе реализации программы занятия проводятся  как специально организованная форма воспитания, а так же организуются нерегламентированные виды деятельности детей, свободное время в течение дня и сочетает в себе различные виды деятельности с учётом возрастных возможностей воспитанников.  Так как программа рассчитана на три года, то при её  разработке учитывалась возрастная периодизация согласно социальной схеме.Программа охватывает два возрастных периода:

        1 этап: средний школьный  - 12 – 15 лет;

        2 этап: старший школьный (подростковый) – 15 -18 лет.

        Социальное деление на возрастные группы в основном не противоречит биологическому. Исключение составляет подростковый возраст,  к которому относятся дети с 15 лет, а не с 12 – 13 лет, как в биологической схеме. Это связанно с тем, что 15 лет – возраст, с которого разрешается систематическая трудовая деятельность и профессиональное обучение. Воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг -  ступенька вверх в духовном, физическом и социальном становлении. Целостность подготовки воспитанника к самостоятельной жизни определяется сформированностью, которая выявляет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на своё деятельное начало и возможности развития в будущем.

Взаимодействие с ближайшей социальной средой

ДЕТСКИЙ ДОМ

Органы исполнительной власти города

Органы опеки и попечительства

Образовательная школа

Прокуратура

Учреждения дополнительного образования

УВД

Образовательные учреждения, где обучаются и воспитываются братья и сестры

Инспекция по делам несовершеннолетних при администрации города

Сбербанк

СПТУ, Сузы, вузы

Служба занятости населения

Семьи одноклассников, сотрудников шефствующих предприятий и др.

Органы социальной защиты населения

Средства массовой информации

Санаторий

Городская поликлиника

Наркологический диспансер

Больница

Данная программа предполагает использование следующих форм и методов обучения, адекватных возрастным особенностям воспитанников.

Таблица №1

Формы проведения занятий и виды деятельности

Тематика

Беседы

Плохой хороший поступок в общении.

Правила личной гигиены.

Виды мед.помощи: скорая помощь на дому, амбулаторный прием, госпитализация.

Порядок вызова скорой помощи, пожарной, газовой службы…

Предметы, требующие осторожного обращения.

Такой незнакомый «Я» (знакомство с человеческим телом).

Конституция - основной закон нашей страны.

Игры

Правила Чистюли.

Как стать Неболейкой.

«Семь+Я»

Доброе слово, что ясный день.

Доброе слово, что ясный день.

Алкоголь и потомство.

Тесты и анкетирование

Круглый стол

«Мое представление о семье».

Стал ли я взрослым?

Хороший ли я родитель?

Помоги себе сам!

Конфликтная ли вы личность?

Этикет и манеры.

Время богатство; друг и враг.

Спид–чума 21 века.

Просмотр  тематических видеофильмов

Правила поведения при пожаре.

Кормление ребенка.

Дым, уносящий здоровье.

Защита своего жилища от злоумышленников.

Экскурсии

Служба занятости населения (биржа труда).

МГПИ им. М.Е.Евсевьева (знакомство с профессиями).

Приобретение лекарственных средств.

Семейные праздники

Хочешь быть здоровым-будь им!

Все работы хороши!!!

Это радость со слезами на глазах.

Мы стали взрослыми!!!

Исторические места моей Родины

Основные направления

Программа по подготовке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  «Дорога в счастливое завтра» состоит из 5 разделов.

  • Школа хороших манер;
  • Познай себя и сотвори себя сам;
  • Подготовка к семейной жизни;
  • Кем быть?
  • Основы правового воспитания.

IШкола хороших манер

Цели:

✓ знакомство с правилами этикета;

✓ формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях;

✓ развитие у детей навыков общения с окружающими их людьми;

✓ воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе.

Воспитанник должен знать

Воспитанник должен уметь

Как правильно держать спину при ходьбе

Следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя;

следить за собой, своей походкой и жестикуляцией

Правила поведения при встрече и расставании

Правильно вести себя при встрече и расставании

Формы обращения с просьбой, вопросом, и поздравлением, сопереживанием
благодарности

Вежливо обращаться с вопросом, просьбой, поздравлять и сопереживать, благодарить.

Как культурно разговаривать по телефону

Тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками

Как вести себя в общественных местах

Культурно вести себя в общественных местах

Иметь представление об этикете и манерах

IIПознай себя и сотвори себя сам

Цели:

  • Формирование навыка здорового образа жизни, чувства ответственности за свое здоровье;
  • Психоэмоциональная устойчивость к вредным привычкам, зависимостям и стрессовым ситуациям;
  • умение оказывать первую медицинскую помощь.

2.1 Личная гигиена

  • дать понятие слову гигиена;
  • выработать навык  в необходимости соблюдать правила личной гигиены;
  • способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни.

Воспитанник должен знать

Воспитанник должен уметь

Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета

Выполнять утренние и вечерние туалеты

Периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы; средства борьбы с перхотью

Причесывать волосы и выбирать прическу, подбирать шампунь

Правила освещения помещения, охраны зрения при чтении,
выполнение домашних заданий, просмотра телепередач

Соблюдать правила гигиены при выполнении домашнего задания.

Чистить зубы

Требование гигиены сна и подготовки домашних заданий

Иметь опрятный внешний вид

2.2  Здоровье и медицинская помощь

Цели:

  • дать теоретические  и практические знания по оказанию первой мед.помощи;
  • научить записываться на прием к врачу.

Воспитанник должен знать

Воспитанник должен уметь

О назначении поликлиники, больницы, диспансера, аптеки

Записываться на прием к врачу (по интернету)

О порядке записи к врачу, порядке приобретения лекарств

Приобретать лекарства в аптеке.

О порядке вызова «Скорой помощи» и врача на дом

Вызывать врача на дом

Функции основных врачей - специалистов

2.3 Основы безопасности жизнедеятельности

Цели:

  • показать подросткам преимущества здорового образа жизни;
  • развить мотивацию к здоровому образу жизни;
  • предупредить об опасной легкости привыкания к наркотикам, алкоголю, табакокурению;
  • формирование умений и навыков ориентироваться в дорожной обстановке.

Воспитанник должен знать

Воспитанник должен уметь

Источники опасности и правила безопасного поведения в помещении, на улице, в природе

Ориентироваться на местности

Правила поведения при возникновении стихийных бедствий

Пользоваться слесарными инструментами и инструментами для работы с тканью, бумагой (ножницы, иглы и т.д.)

Правила обращения с электробытовыми приборами

Обращаться с электроприборами повседневного пользования

Основные виды ядовитых растений и грибов

Распознавать основные виды съедобных и ядовитых растений и грибов.

Правила поведения с незнакомыми людьми; домашними животными

Действовать по сигналу опасности

Порядок вызова «Скорой помощи», милиции, газовой службы, пожарных

Оказывать простейшую помощь при травмах, отравлениях…

IIIПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Цели:

  • формирование представлений о семье, её значении в жизни человека;
  • формирование нравственных полоролевых и семейно-бытовых установок;
  • формирование умений и навыков межличностного взаимодействия.

3.1Полезная экономика

Цели:

  • сформировать понятие «бюджет»;
  • научить воспитанника самостоятельно ориентироваться в новых жизненных ситуациях и планировать свою жизнь: социальные, бытовые умения, навыки, наличие реальных жизненных планов на будущее;
  • способность самостоятельно принимать решения, добиваться поставленной цели, организовывать социально значимый досуг;
  • планировать бюджет, готовить пищу, совершать покупки.

Воспитанник должен знать

Воспитанник должен уметь

Основные статьи расходов в семье

Подсчитывать расходы

Правила учета расходов

Планировать расходы на день, неделю, месяц

Порядок расчета квартплаты

Стоимость показания счетчика, подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, заполнять квитанции

Периодичность и порядок оплаты коммунальных услуг, услуг
телефона, интернета…

Оплачивать коммунальные и др. платежи

Порядок планирования крупных покупок

Оплачивать коммунальные и др. платежи

Примерную стоимость одежды, обуви, мебели…

3.2 Азбука половой жизни

Цели:

  • воспитание стремления  иметь прочную, здоровую, дружную семью;
  • воспитание ответственного  отношения к своему здоровью и здоровью других людей;
  • формирование убеждения о вреде ранних половых связей;
  • воспитание чувства уважения к представителям мужского или женского пола.

Воспитанник должен знать

Воспитанник должен уметь

Внешние различия мужчины и женщины

Уметь общаться с противоположным полом

Чем грозят ранние половые отношения

Правильно вести профилактику вредных привычек

О беременности (средства контрацепции)

Ответственно подходить к рождению ребенка

3.3 Школа будущих родителей

Цели:

  • дать понятие, что рождение малыша это ответственный шаг, к этому надо подготовиться и морально и материально;
  • вырабатывать навыки ухода за новорожденным (пеленать, купать, держать…).

Воспитанник должен знать

Воспитанник должен уметь

 Как подготовиться к встрече новорожденного дома (предметы
ухода, одежда).

Проводить утренний туалет ребенка — обработка глаз, носовых
ходов, ушных раковин.

Приготовление ванны для новорожденного

Обработка пупочной ранки, купание

Как готовить стерилизованное растительное масло, порядок
обработки кожных складок

Правильно пеленать ребенка

Правила естественного вскармливания новорожденного.

Правила подмывания ребенка

IV Кем быть?

Цели:

  • формирование успешной личности, способной к профессиональному самоопределению;
  • иметь четкое представление о профессии,  рынке труда,  выборе учебного заведения, форм и сроков обучения.

Воспитанник должен знать

Воспитанник должен уметь

Режимные моменты

Соблюдать режим дня

Иметь представления о профессиях

Планировать свое свободное время

Задатки и склонности

Развитие задаток, склонностей

Определиться в выборе профессии

VОсновы правового воспитания

Цели:

  • Повышение уровня правовой культуры подростков;
  • Снижение уровня правонарушений преступлений среди несовершеннолетних;
  • Формирование активной жизненной позиции.

Воспитанник должен знать

Воспитанник должен уметь

Символы государственной власти

Обратиться в суд, в милицию

Кодекс РФ

Уважать законы РФ

Права и обязанности

Соблюдать права и обязанности

Воспитательный план

на 2013-2014 учебный год

«Дорога в счастливое завтра»

«Мой первый шаг»

Цель:Познакомить детей с правилами хорошего тона, правилами личной гигиены, умениями правильно оказывать первую медицинскую помощь, видами профессий, закрепить знания о правилах поведения в детском доме

Режим занятий:2 раза в неделю

Срок обучения: 1 год

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Количество часов

Беседылекции

Практические занятия

Форма контроля

I

Школа хороших манер

12

3

9

Пресс конференция,

Мозговой штурм,

Концерт

 II

Счастливо жить - здоровым быть

     22

    9

      13

Конкурсная программа

Игра-суд

Экскурсия…

III

ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

     22

    6

      16

Мини сочинение

Диспут

Анкетирование

Конкурсная программа

IV

Кем быть?

     8

   3

      5

Круглый стол

Встреча с психологом

Экскурсия

Тренинг

V

Основы правового воспитания

     8

   5

      3

КВН

Встреча с инспектором ПДН

Экскурсия

Викторина

Итого:

   72 ч

  26

     46

Календарно – тематическое планирование

«Дорога в счастливое завтра»

«Мой первый шаг»

на 2013 – 2014 учебный год

№п/п

Наименование разделов и дисциплин

Часы

Беседы

Практические занятия

Форма контроля

I

Школа хороших манер

12ч

   3

    9

  • Плохой хороший поступок в общении.

  1

    1

О дружбе и товариществе

  1

    1

Пресс конференция

Формы общения к старшим и сверстникам привстречи и расставании

  1

    1

Написание писем

  1

    1

  • Формы обращения с просьбой, вопросам к старшим; формы выражения благодарности.

  1

    1

  • Культура разговора со старшими и сверстниками.

  1

    1

Мозговой штурм

Формы поздравления

  1

    1

  • Культура речи при пользовании телефоном

  1

    1

  • Этикет и манеры

  1

    1

Круглый стол

  • Добрый поступок

  1

    1

Коллективно-творческое дело

  • Оцени себя.

  1

    1

анкетирование

Празднование Дня пожилых людей.

  1

    1

Концерт

II

Счастливо жить - здоровым быть

22ч.

9

   13

2.1

Личная гигиена

3

4

Правила личной гигиены

1

1

  • Уроки Мойдодыра

1

1

Конкурсная программа

Конституция - основной закон нашей страны.

1

1

игра

Гигиена мальчиков

1

1

  • Все о перхоти

1

1

  • Гигиена девочек.
  • Правила ухода за волосами

1

1

  • Как стать Неболейкой

1

1

Игра-суд

2.2

ЗДОРОВЬЕ и медицинская помощь

6

3

3

  • Виды мед.учреждений (поликлиники, больницы, диспансеры, аптеки)ихназначения

1

1

1

Экскурсия в детскую поликлинику

  • Виды мед.помощи: скорая помощь на дому, амбулаторный прием, госпитализация

1

1

Встреча с доктором

Вызов  врача на дом

1

1

  • Приобретение лекарственных средств

1

1

Экскурсия в аптеку

  • Если я заболел?

1

1

Игра - практикум

2.3

ОБЖ

9

3

6

  • Уроки Светофора

1

1

конкурс

  • Правила поведения на улице

1

1

  • Правила поведения при пожаре

1

1

Просмотр и обсуждение видеофильма

  • Оказание первой мед.помощи при ожогах.

1

1

  • Порядок вызова скорой помощи, пожарной, газовой службы…

1

1

  • Использование и хранение опасных предметов

1

1

Предметы, требующие осторожного обращения

1

1

  • Первая помощь при переломах

1

1

  • Способы ориентирования на местности

1

1

Практикум

III

ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

22ч

6

16

3.1

Полезная экономика

11

3

8

Семья в зеркале науки. Функции семьи

1

1

Что я знаю о своих родственниках ? (мое древо)

2

1

1

  • Как рассчитать бюджет на неделю, месяц.

1

1

Моя семья

1

1

Мини сочинение

  • Кто в семье хозяин? Роль в семье мужчины и женщины

1

1

Диспут

  • «Мое представление о семье».

1

1

Анкетирование

«Семь+Я»

1

1

Сюжетно-ролевая игра

Бюджет семьи – источники дохода, зарплата членов семьи, пенсия, пособия

1

1

  • Экономия в домашнем хозяйстве

1

1

  • Моя комната – самая лучшая

1

1

Конкурс

3.2

Азбука половой жизни

2

3

Такой незнакомый «Я» (знакомство с человечес-ким телом)

1

1

Просмотр видеофильма

  • Чем отличается мужчина от женщины?

1

1

Встреча с доктором

Стал ли я взрослым?

1

1

Анкетирование

Дружба мальчика и девочки(правила этикета)

1

1

Конкурсная программа

  • Зарождение новой жизни у растений, животных

1

1

Презентация

3.3

Школа будущих родителей

1

5

  • У нас будет ребенок

1

1

  • Правила пеленания малыша

1

1

  • Купание, обработка пупочной ранки

1

1

Кормление ребенка

1

1

Просмотр видеофильма

  • Дочки - матери

1

1

Сюжетно – ролевая игра

Хороший ли я родитель?

1

1

Анкетирование

IV

Кем быть?

3

5

Режим дня

1

1

Время богатство; друг и враг

1

1

Круглый стол

Стратегия выбора профессии

1

1

Встреча с психологом

  • Мое  резюме

1

1

На собеседовании. Мой первый рабочий день

1

1

Сюжетно – ролевая игра

  • Служба занятости населения (биржа труда)

1

1

Экскурсия

  • МГПИ им. М.Е.Евсевьева( знакомство с профессиями)

1

1

Экскурсия

  • Кто я,или Что я думаю о себе.

1

1

Тренинг

V

Основы правового воспитания

Правила поведения в детском доме – права, обязанности и ответственность воспитанников).

1

1

Конституция - основной закон нашей страны.

1

1

КВН

  • Правонарушение и преступление.

1

1

Если утерян паспорт

1

1

  • Паспортный стол

1

1

Экскурсия

  • Вымогательство.

1

1

  • Правопорядок. Милиция. Судебное разбирательство

1

1

Встреча с инспектором ПДН

«Знаешь ли ты закон?»

1

1

Викторина

Воспитательный план

на 2014 – 2015 учебный год

«Дорога в счастливое завтра»

«Мой выбор»

Цели:формировать умение свободно общаться в типовых ситуациях повседневности,

воспитывать любовь к своему Отечеству, учить находить решения в экстремальных ситуациях, закреплять знания о ведении домашнего хозяйства.

Срок обучения: 1 год

Режим занятий: 2 раза в неделю

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Количество часов

Беседы, лекции

Практические занятия

Форма контроля

I

Школа хороших манер

8

2

6

Групповаяработа

Экскурсия

Диспут

Игра

II

Счастливо жить - здоровым быть

27

11

16

Советы доктора

Праздник

Анкетирование

III

Подготовка к семейной жизни

21

9

12

Анкетирование

Конкурс

Тестирование Рол.игра Круглый стол

IV

Кем быть?

8

2

6

Советы психолога

Экскурсия Праздник

V

Основы правового воспитания

8

2

6

Экскурсия Диспут

Викторина

Итого:

    72ч

    26

       46

Календарно – тематическое планирование

«Дорога в счастливое завтра»

«Мой выбор»

на 2014 - 2015 учебный год

№п/п

Наименование разделов и дисциплин

Часы

Беседы

Практические занятия

Формы контроля

I

Школа хороших манер

8

2

6

Приходим не наедаться, а повидаться

1

1

Групповая работа

Волшебное зеркало

1

1

Важные мелочи повседневного этикета

1

1

Краеведческий музей(знакомство с историей Родного края)

1

1

Экскурсия

«Об истинно высоком нраве судить мы по манерам вправе?»

1

1

Доброе слово, что ясный день

1

1

Игра

Что такое
настоящая дружба

1

1

Диспут

Вежливо - невежливо

1

1

игра

II

Счастливо жить - здоровым быть

27

11

16

2.1

Личная гигиена

8

4

4

Что такое бородавки и занозы.

1

1

Осанка при ходьбе, в положении сидя, стоя

1

1

Тайна здоровья ног. «Волшебные точки» на ногах и наше самочувствие.

1

1

Гигиена рук

1

1

Чистота – залог здоровья

1

1

Советы доктора

Кожа – экран здоровья. Секреты красоты

2

1

1

Хочешь быть здоровым-будь им!

1

1

Праздник

2.2

ЗДОРОВЬЕ и медицинская помощь

11

4

7

Как заботиться о своем здоровье

1

1

Помоги себе сам!

1

1

Анкетирование

Откуда берутся болезни

1

1

Первая помощь при ушибах

1

1

Вызов 112

1

1

Дым, уносящий здоровье.

2

1

1

Просмотр видеофильма

Спид–чума 21 века

2

1

1

Круглый стол

Алкоголь ипотомство.

2

1

1

Игра - суд

2.3

ОБЖ

8

3

5

Действия при нападении собаки

1

1

Правила подготовки к походу

2

1

1

Поход

Способы подачи сигнала бедствия

1

1

Первая медицинская помощь при солнечных ожогах

2

1

1

Групповое занятие

Способы переноски пострадавших с использованием подручных средств

2

1

1

Ролевая игра

III

ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

21

9

12

3.1

Полезная экономика

9

2

7

О семейной экономике.

1

1

Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сбербанке, виды вкладов, условия. Облигации, акции, др. ценные бумаги. Лотереи, кредит.

2

1

1

Экскурсия

Как украсить праздничный стол.

1

1

Варим «щи»

1

1

Клеим обои

1

1

Конфликтная ли вы личность?

1

1

Анкетирование

Изготовление Рождественских игрушек

1

1

Конкурс

Какой вам видится ваша будущая счастливая семья?

1

1

Тестирование

3.2

Азбука половой жизни

7

4

3

Поговорим о безопасности сексуальных отношений

1

1

Откуда берутся дети?

1

1

Просмотр фильма с последующим обсуждением

Болезни, передающие половым путем

1

1

Советы доктора

Сохрани будущее!!!

1

1

Бережное отношение к девочкам – закон для мужчины

1

1

Ролевая игра

Венерические заболевания

1

1

Жертва неразборчивости( по профилактике ранних половых связей и ранней беременности)

1

1

Круглый стол

3.3

Школа будущих родителей

5

3

2

Уход за новорожденным

1

1

Массаж для новорожденного

1

1

Зарядка с малышом

1

1

Правильное проведение

гигиенических ванн

1

1

Посещение детского врача (все о прививках)

1

1

IV

Кем быть?

8

2

6

Лестница на вершину.

Жизненные планы.

1

1

Как найти свой талант.

1

1

Советы психолога

Как найти работу, стать миллионером и что делать с миллионом?

1

1

Дискуссия

Умение работать. Как экономить время.

1

1

Завод Рузхиммаш( знакомство с профессиями)

1

1

Экскурсия

Твоя карьера

1

1

Круглый стол

Портфолио. Цель составления,структура

1

1

Все работы хороши!!!

1

1

Семейный праздник

V

Основы правового воспитания

8

2

6

Встреча с работниками прокуратуры

1

1

Исторические места моей Родины

1

1

Экскурсия

Любимые уголок родной Отчизны

1

1

Конкурс рисунков

Это радость со слезами на глазах.

1

1

Праздник

Конвенция о правах ребенка

1

1

Встреча с инспектором ПДН

1

1

«Герои нашего времени».

1

1

Диспут

Я и право

1

1

Викторина

Воспитательный план

на 2015 – 2016 учебный год

«Дорога в счастливое завтра»

«Жизненные пути»

Цели: подвести детей к сознательному выбору профессии, умением вести домашнее хозяйство, отстаивать свои права и обязанности, быть разборчивым в отношениях с противоположным полом, нести ответственность за свое здоровье, уметь оказывать доврачебную помощь.

Срок обучения: 1 год

Режим занятий: 2 раза в неделю

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Количество часов

Беседы, лекции

Практические занятия

Форма контроля

 I

Школа хороших манер

8

2

6

С.ролевая игра

Советы психолога

Игра

Открытое мероприятие

II

Познай себя и сотвори себя сам

25

11

14

Тренинг

Консультация доктора

Познавательно-досуговая программа

Сем.праздник

III

Подготовка к семейной жизни

22

12

10

Полезные советы

Групповое занятие

Презентация

Видео урок

IV

Кем быть?

8

6

2

Тестирование

Мед.консультация

Встреча с психологом

Деловая игра

V

Основы правового воспитания

9

3

6

С.ролевая игра

Экскурсия

Встреча с соц. Педагогом

Викторина

Итого

72

34

38

Календарно – тематический план

на 2015 – 2016 учебный год

«Дорога в счастливое завтра»

«Жизненные пути»

№п/п

Наименование разделов и дисциплин

Количество часов

Беседы

Практические занятия

Формы контроля

   I

Школа хороших манер

8

2

6

Правила приличия в житейских ситуациях

1

1

Язык, мимика и жесты

1

1

Вы идете в гости

1

1

Сюжетно-ролевая игра

Вежливый отказ

1

1

Как предупредить ссору

1

1

Советы психолога

Решение конфликтных ситуаций

1

1

Психологический тренинг

Рыцарский турнир

1

1

Игра

Давайте говорить друг - другу комплементы

1

1

Открытое мероприятие

II

Счастливо жить-здоро-вым быть

25

11

14

2.1

Личная гигиена

8

3

5

Хорошие зубы-залог здоровья

2

1

1

Полезные привычки

1

1

Я люблю свое тело

1

1

Тренинг

Гигиена рабочего места

1

1

Встреча с доктором «Вопросы, которые меня волнуют»

1

1

Консультации доктора

Гигиена девушки и юноши

2

1

1

2.2

ЗДОРОВЬЕ и медицинская помощь

9

3

6

Как избежать болезни?

2

1

1

Рецепты доктора

1

1

Встреча с детским врачом

Аптека

1

1

Экскурсия

Как избежать отравления, первая помощь при отравлении.

2

1

1

Алкоголь: знаете ли вы что…

1

1

Познавательно-досуговая программа

Наркотики и закон

1

1

Суд над господами Наркотиком, Никотином и Алкоголем

1

1

Семейный праздник

2.3

ОБЖ

8

5

3

Признаки отморожения и охлаждения организма. Первая мед.помощь

2

1

1

Защита своего жилища от злоумышленников.

2

1

1

Просмотр видеофильма с последующим обсуждением

Улица полна неожиданностей.

1

1

Как уберечься от ударов электрическим током

1

1

Алкоголь и потомство.

2

1

1

Ролевая игра

III

ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

22

12

10

3.1

Полезная экономика

8

3

5

Уют в доме. Полезные домашние советы.

1

1

Экономические уроки

1

1

Полезные советы

Хозяину и хозяюшке на заметку

2

1

1

Готовим пиццу

1

1

Мое представление о семье

1

1

Тестирование

Как заплатить за газ, свет, воду, квартиру…

1

1

Оформление праздничного стола

1

1

Групповое занятие

3.2

Азбука половой жизни

7

6

1

Понятие о половой зрелости (мальчики)

1

1

Презентация

Понятие о половом созревании (девочки)

1

1

Видеоурок

Как важно быть защищенным

1

1

Пути профилактики СПИДа

1

1

Презентация

Нежелательная беременность

1

1

Советы доктора

Женственность, кокетство, вульгарность

1

1

Ответственность мужчины за женщину, вступа-ющую с ним в интимные отношения

1

1

3.3

Школа будущих родителей

7

3

4

Роль отца и матери в семье

1

1

Круглый стол

Если заболел ребенок? Правила ухода.

2

1

1

Преимущества естественного вскармливания

1

1

Гигиеническая обработка полости рта для профилактики стоматита

1

1

Правила обработки естественных складок для профилактики опрелостей, потницы

1

1

Мы стали взрослыми!!!

1

1

Семейный праздник

IV

Кем быть?

8

6

2

Мир профессий:

Человек-техника

Человек-человек

Человек-природа

3

3

Познай самого себя

1

1

Тестирование

Профориентация

1

1

Медицинское консультирование

Выбор профессии

1

1

Рекомендация от психолога

Основной и запасной варианты выбора. Принятие решения

1

1

Я учусь выбирать.

«Мой выбор»

1

1

Деловая игра

V

Основы правового воспитания

9

3

6

Как попадают в преступную группу? Ответственность за групповые преступления.

2

1

1

Сюжетно-ролевая игра

Если нарушено твое право (куда обратиться, как написать заявление…)

1

1

Права и обязан-ности потребителя (Закон и Защита прав потребителя)

2

1

1

Экскурсия

Что должен знать выпускник д/дома о своих правах

1

1

Встреча с соц.педагогом

Я-подросток.Я-гражданин.

1

1

Видео урок

Я и право

1

1

Дискуссия

Правовой турнир

1

1

Викторина

Список литературы:

  1. Аджиев Е.М. «50 сценариев классных часов».
  2. Артюхова И.С. «Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты».
  3. Битянова М.Р. «Социальная педагогика».
  4. Бодирова З.А., Козлова А.В. «Классные часы и беседы для девушек».
  5. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. «Социальная педагогика».
  6. Великородная В. А. Жиренко О. Е. Кумицкая Т. М. «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию».
  7. Волков Б.С. «Психология подростка».
  8. Воронов А.В. «На ринге с трудным детством».
  9. Гарифуллин Р.Р. «скрытая профилактика наркомании»
  10. Герасимова В.А. «Классные часы играючи», выпуск 2.
  11. Герасимова В.А. «Классные часы играючи», выпуск 3.
  12. Голубева Я. В. «Проблемные классные часы 10-11 классы».
  13. Гореева И.Ю., Соколов Я.В. «Граждановедение».
  14. Дереклеева Н.И. «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся».
  15. Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя».
  16. Дик Н. Ф. «Весёлые классные часы в 7-9 классах».
  17. Дорохов А.А. «Как себя вести».
  18. Дубровина И.В. «Руководство практического психолога».
  19. Дубровина И.В. «Психологические программы развития личности».
  20. Еременко Н.И. «Классные часы» 7 класс.
  21. Еременко Н.И. «Классные часы» 11 класс.
  22. Журнал «Детский дом» N 1 2004 г., №1 2007 г.
  23. Журнал «Классный руководитель» N 5 2005 г.
  24. Колодезнева Н. Г. «Классные часы 9 класс».
  25. Кошелева Л.Н. «В семье и без семьи» (защита прав ребенка в вопросах и ответах).
  26. Лубянова Н.Н. «Мир мужественности, женственности и красоты».
  27. Лебедев О.Е., Золотухина В.И. «Социализация и образование социальных сирот».
  28. Малюшкин А.Б., Романова Е.А. «Дела школьные».
  29. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. «Я выбираю профессию».
  30. Морозова Е. И. «Проблемные дети и дети-сироты».
  31. Олиференко Л.Я. «Социально-педагогическая поддержка детства».
  32. Прихожан А.М. «Психология неудачника».
  33. Пряжников Н.С. «Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самопознания».
  34. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. «Психологические методы изучения личности».
  35. Рожкова М.И. «Воспитание трудного ребенка» (дети с девиантным поведением).
  36. Сгибнева Е. П. Солдатова Т. Б. «Классные часы в 10-11 классах».
  37. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии».
  38. Селевко Г.К. «Руководство по организации самовоспитания школьников».
  39. Сидорова Л. К. «Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей».
  40. Фалькович Т. А. Шупина Т. А. «По законам добра».
  41. Шемшурина А.И. «Этика. Курс занятий».
  42. ШемшуринаА.и. «Основы этической культуры».
  43. Щуркова Н. Е. «Классный час: Поговорим о жизни…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни

Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной рол...

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к социальному взаимодействию в условиях школы-интерната VIII вида

В данной работе изучаются социально-педагогические условия  подготовки к социальному взаимодействию детей-сирот с отклонениями в развитии  в условиях школы-интерната VIII вида: изучаются тео...

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в замещающей семье

Статья на тему "Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в замещающей семье"...

Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.

Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...

Подготовка детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в условиях центра содействия семейному воспитанию №4

Большинство выпускников интернатных учреждений не могут успешно адаптироваться в жизни. Выпускники детских центров испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют обща...