Рабочая программа по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни "Дорога в счастливое завтра"
рабочая программа на тему
Рабочая программа "Дорога в счастливое завтра" разработана на 3 года. Назначение программы-дать нормативный перечень основных тем, определить важнейшие требования к знаниям и умениям выпускников, необходимых для их самостоятельной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Дорога в счастливое завтра". | 113.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМ «Рузаевский детский дом – школа №1»
Рабочая программа
1 семьи
по подготовке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной
жизни
« Дорога в счастливое завтра»
для воспитанников среднего и старшего
школьного возраста
на 20013 – 2016 учебные годы
Составила:
воспитатель 1 семьи
Белянина Светлана Николаевна
- Пояснительная записка
- Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по подготовке детей к самостоятельной жизни
- Формы организации занятий
- Основные направления воспитательной программы по подготовке детей к самостоятельной жизни
- Воспитательный план
- Календарно – тематический план на 2013-2014 уч.год
- Воспитательный план
- Календарно – тематический план на 2014 -2015 уч.год
- Воспитательный план
- Календарно – тематический план на 2015 – 2016 уч.год
- Литература
Пояснительная записка
Состояние воспитанников детских домов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Потребительское отношение, формирующиеся у них при жизни на полном государственном обеспечении, неумение строить жизнь по социально – культурным нормам и правилам, непонимание многих социальных взаимоотношений между людьми ведут к негативным последствиям. Дело в том, что, несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших жизненных путей. Реализация данного выбора затруднена прежде всего отсутствием у этих детей близких людей, заинтересованных в их судьбе. Выпуск из детского дома или школы-интерната - ответственный, сложный момент для молодого человека. Часто выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются в малознакомых им районах города, их социальные связи рвутся, значимые для них люди остаются в прошлом, ориентиры на будущее размыты или отсутствуют, должного опыта социальной адаптации и общения с новыми людьми нет. Можно сказать, что выпускник на какое-то время оказывается «вытолкнутым» из учреждения и «не встроенным» в новую социальную структуру. В итоге перед ребенком-сиротой стоят две насущные задачи: В связи с этим для дальнейшего воспитания и обучения воспитанников нашей семьи возникла необходимость создания программы «Дорога в счастливое завтра». Назначение программы – дать нормативный перечень основных тем,
|
Цель программы:
Осуществление социальной, нравственной, культурной, профессиональной подготовки подростков к самостоятельной жизни, гармоничное развитие личности каждого выпускника.
Задачи:
- Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в плане приобретения необходимых правовых знаний, осознание ими своих конституционных прав и обязанностей, меры ответственности за их неисполнение;
- Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в рамках общественно-приемлемого поведения;
- Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение способам и приемам самоуправления как важнейшим условиям саморегуляции человека и благополучной социализации в грядущей взрослой жизни;
- Овладение коммуникативными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельной жизни;
- Профессиональная ориентация воспитанников в соответствии с их наклонностями и способностями;
- Усвоение элементарных финансово-экономических понятий, развитие навыков активного делового взаимодействия, умение обращаться с денежными единицами;
- Освоение комплекса хозяйственно-бытовых знаний, умений и навыков;
- Усвоение основ семейно-брачных отношений, умения правильно строить взаимоотношения в своей будущей семье;
- Привитие основ общечеловеческой культуры, усвоение морально-этических норм;
- Воспитание естественной потребности в соблюдении норм и правил здорового образа жизни.
Воспитательные технологии
Концепция технологии социального воспитания представляет процесс последовательного функционирования всех средств, используемых для решения определенных социально – воспитательных проблем и аспектов социальной деятельности. Он позволяет:
- анализировать и систематизировать практический опыт и его использование;
- комплексно решать социальные и социально – воспитательные проблемы;
- создавать благоприятные условия для развития подростка;
- снижать влияние неблагоприятных обстоятельств;
- оптимально использовать имеющиеся ресурсы;
- выбирать и разрабатывать наиболее эффективные технологии для решения социальных проблем.
Определяя главные цели программы, как развитие личности и социализация подростка, каждое занятие должно обеспечивать развитие личности в интеллектуальном и социальном планах. В ходе реализации программы используются:
- личностно-ориентированная технология воспитания;
- технология воспитания в сотрудничестве;
- технология индивидуализации воспитания;
- технология коллективного взаимодействия;
- технология исследовательского (проблемного) воспитания;
- технология творческой деятельности.
Формы организации занятий
Программа предусматривает различные формы организации воспитанников в период пребывания в учреждении: занятия как специально организованные формы воспитания; нерегламентированные виды деятельности детей; организация свободного времени втечение дня; и сочетает в себе различные виды деятельности с учётом возрастных возможностей воспитанников.
-групповая работа;
- беседы, встречи;
- дискуссии, диспуты;
- лекции;
- мозговые штурмы;
- тренинги;
- ролевые игры;
- просмотр и обсуждение видеофильмов;
- индивидуальные консультации;
- тестирование и диагностика;
- экскурсии;
- конкурсы, турниры, выставки;
- праздники и познавательно - досуговые программы;
- пресс конференции;
- игра-суд;
- коллективно-творческие дела;
- занятия в кружках и секциях;
- встречи с психологом и т. д.
Обеспечение программы
1.Правовое обеспечение программы
Законодательная и нормативно – правовая база программы включает государственные и ведомственные документы нескольких уровней: 1.Федерального, субъектов Федерации, местного, учрежденческого – и строится в соответствии с:
2. Конвенцией ООН о правах ребёнка, ратифицированной в России в 1990 году; 2. Конституцией РФ;
3. Семейным кодексом;
4. Постановлением Правительства РФ №409 от 20 июля 1992г. «О неотложных мерах по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
5. Федеральным законом №159-ФЗ от 21.12.96 г. « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
2.Психолого-педагогическое обеспечение осуществляется по следующим направлениям:
1) учёт индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;
- психолого-педагогическая диагностика;
- оптимизация психологических состояний в процессе воспитательной и практической деятельности.
- Психолого-педагогическая коррекция.
3.Кадровое обеспечение:
- воспитатели;
- психологи;
- педагоги дополнительного образования
- библиотекарь;
- медицинские работники;
- руководители кружков и секций,
- специалисты по социальной работе.
4.Материально – техническое обеспечение:
1) телевизор, музыкальный центр, DVD- проигрыватель;
2) слайды, аудиокассеты, DVD-диски,
3 )фотоаппарат, видеокамера;
4) спортивный и тренажёрный зал;
5) кружковая комната;
6) швейный цех;
8) компьютерный класс;
9) библиотека;
Концепция модели выпускника
Выпускник – это человек с определенным социально – принятым способом поведения, являющийся носителем общечеловеческих ценностей, осознанной нравственной позицией.
Промежуточный контроль
1.Тестовая проверка.
Тестовый контроль знаний предусматривает проверку пассивного репродуктивного уровня усвоения знаний. Проводится при изучении истории зарождения споров и дискуссий. Для тестового контроля используется заранее разработанный материал.
2. Решение ситуационных задач.
Проверка активного уровня усвоения знаний – умение их применять – проводится путём решения задач различного рода: ситуационных, тренинговых и т. д.
Итоговый контроль
1. Практическое использование полученных знаний и умений в жизни.
2. Проверка знаний и использование их на практике. Обработка данных и их дальнейший анализ, умение использовать знания при разработке конкретных заданий по подготовке и проведению дискуссий.
Этапы реализации программы
В процессе реализации программы занятия проводятся как специально организованная форма воспитания, а так же организуются нерегламентированные виды деятельности детей, свободное время в течение дня и сочетает в себе различные виды деятельности с учётом возрастных возможностей воспитанников. Так как программа рассчитана на три года, то при её разработке учитывалась возрастная периодизация согласно социальной схеме.Программа охватывает два возрастных периода:
1 этап: средний школьный - 12 – 15 лет;
2 этап: старший школьный (подростковый) – 15 -18 лет.
Социальное деление на возрастные группы в основном не противоречит биологическому. Исключение составляет подростковый возраст, к которому относятся дети с 15 лет, а не с 12 – 13 лет, как в биологической схеме. Это связанно с тем, что 15 лет – возраст, с которого разрешается систематическая трудовая деятельность и профессиональное обучение. Воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг - ступенька вверх в духовном, физическом и социальном становлении. Целостность подготовки воспитанника к самостоятельной жизни определяется сформированностью, которая выявляет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на своё деятельное начало и возможности развития в будущем.
Взаимодействие с ближайшей социальной средой
ДЕТСКИЙ ДОМ |
Органы исполнительной власти города |
Органы опеки и попечительства |
Образовательная школа |
Прокуратура |
Учреждения дополнительного образования |
УВД |
Образовательные учреждения, где обучаются и воспитываются братья и сестры |
Инспекция по делам несовершеннолетних при администрации города |
Сбербанк |
СПТУ, Сузы, вузы |
Служба занятости населения |
Семьи одноклассников, сотрудников шефствующих предприятий и др. |
Органы социальной защиты населения |
Средства массовой информации |
Санаторий |
Городская поликлиника Наркологический диспансер Больница |
Данная программа предполагает использование следующих форм и методов обучения, адекватных возрастным особенностям воспитанников.
Таблица №1
Формы проведения занятий и виды деятельности | Тематика |
Беседы | Плохой хороший поступок в общении. Правила личной гигиены. Виды мед.помощи: скорая помощь на дому, амбулаторный прием, госпитализация. Порядок вызова скорой помощи, пожарной, газовой службы… Предметы, требующие осторожного обращения. Такой незнакомый «Я» (знакомство с человеческим телом). Конституция - основной закон нашей страны. |
Игры | Правила Чистюли. Как стать Неболейкой. «Семь+Я» Доброе слово, что ясный день. Доброе слово, что ясный день. Алкоголь и потомство. |
Тесты и анкетирование Круглый стол | «Мое представление о семье». Стал ли я взрослым? Хороший ли я родитель? Помоги себе сам! Конфликтная ли вы личность? Этикет и манеры. Время богатство; друг и враг. Спид–чума 21 века. |
Просмотр тематических видеофильмов | Правила поведения при пожаре. Кормление ребенка. Дым, уносящий здоровье. Защита своего жилища от злоумышленников. |
Экскурсии | Служба занятости населения (биржа труда). МГПИ им. М.Е.Евсевьева (знакомство с профессиями). Приобретение лекарственных средств. |
Семейные праздники | Хочешь быть здоровым-будь им! Все работы хороши!!! Это радость со слезами на глазах. Мы стали взрослыми!!! Исторические места моей Родины |
Основные направления
Программа по подготовке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Дорога в счастливое завтра» состоит из 5 разделов.
- Школа хороших манер;
- Познай себя и сотвори себя сам;
- Подготовка к семейной жизни;
- Кем быть?
- Основы правового воспитания.
IШкола хороших манер
Цели:
✓ знакомство с правилами этикета;
✓ формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях;
✓ развитие у детей навыков общения с окружающими их людьми;
✓ воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе.
Воспитанник должен знать | Воспитанник должен уметь |
Как правильно держать спину при ходьбе | Следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя; следить за собой, своей походкой и жестикуляцией |
Правила поведения при встрече и расставании | Правильно вести себя при встрече и расставании |
Формы обращения с просьбой, вопросом, и поздравлением, сопереживанием | Вежливо обращаться с вопросом, просьбой, поздравлять и сопереживать, благодарить. |
Как культурно разговаривать по телефону | Тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками |
Как вести себя в общественных местах | Культурно вести себя в общественных местах |
Иметь представление об этикете и манерах |
IIПознай себя и сотвори себя сам
Цели:
- Формирование навыка здорового образа жизни, чувства ответственности за свое здоровье;
- Психоэмоциональная устойчивость к вредным привычкам, зависимостям и стрессовым ситуациям;
- умение оказывать первую медицинскую помощь.
2.1 Личная гигиена
- дать понятие слову гигиена;
- выработать навык в необходимости соблюдать правила личной гигиены;
- способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни.
Воспитанник должен знать | Воспитанник должен уметь |
Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета | Выполнять утренние и вечерние туалеты |
Периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы; средства борьбы с перхотью | Причесывать волосы и выбирать прическу, подбирать шампунь |
Правила освещения помещения, охраны зрения при чтении, | Соблюдать правила гигиены при выполнении домашнего задания. Чистить зубы |
Требование гигиены сна и подготовки домашних заданий | Иметь опрятный внешний вид |
2.2 Здоровье и медицинская помощь
Цели:
- дать теоретические и практические знания по оказанию первой мед.помощи;
- научить записываться на прием к врачу.
Воспитанник должен знать | Воспитанник должен уметь |
О назначении поликлиники, больницы, диспансера, аптеки | Записываться на прием к врачу (по интернету) |
О порядке записи к врачу, порядке приобретения лекарств | Приобретать лекарства в аптеке. |
О порядке вызова «Скорой помощи» и врача на дом | Вызывать врача на дом |
Функции основных врачей - специалистов |
2.3 Основы безопасности жизнедеятельности
Цели:
- показать подросткам преимущества здорового образа жизни;
- развить мотивацию к здоровому образу жизни;
- предупредить об опасной легкости привыкания к наркотикам, алкоголю, табакокурению;
- формирование умений и навыков ориентироваться в дорожной обстановке.
Воспитанник должен знать | Воспитанник должен уметь |
Источники опасности и правила безопасного поведения в помещении, на улице, в природе | Ориентироваться на местности |
Правила поведения при возникновении стихийных бедствий | Пользоваться слесарными инструментами и инструментами для работы с тканью, бумагой (ножницы, иглы и т.д.) |
Правила обращения с электробытовыми приборами | Обращаться с электроприборами повседневного пользования |
Основные виды ядовитых растений и грибов | Распознавать основные виды съедобных и ядовитых растений и грибов. |
Правила поведения с незнакомыми людьми; домашними животными | Действовать по сигналу опасности |
Порядок вызова «Скорой помощи», милиции, газовой службы, пожарных | Оказывать простейшую помощь при травмах, отравлениях… |
IIIПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Цели:
- формирование представлений о семье, её значении в жизни человека;
- формирование нравственных полоролевых и семейно-бытовых установок;
- формирование умений и навыков межличностного взаимодействия.
3.1Полезная экономика
Цели:
- сформировать понятие «бюджет»;
- научить воспитанника самостоятельно ориентироваться в новых жизненных ситуациях и планировать свою жизнь: социальные, бытовые умения, навыки, наличие реальных жизненных планов на будущее;
- способность самостоятельно принимать решения, добиваться поставленной цели, организовывать социально значимый досуг;
- планировать бюджет, готовить пищу, совершать покупки.
Воспитанник должен знать | Воспитанник должен уметь |
Основные статьи расходов в семье | Подсчитывать расходы |
Правила учета расходов | Планировать расходы на день, неделю, месяц |
Порядок расчета квартплаты | Стоимость показания счетчика, подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, заполнять квитанции |
Периодичность и порядок оплаты коммунальных услуг, услуг | Оплачивать коммунальные и др. платежи |
Порядок планирования крупных покупок | Оплачивать коммунальные и др. платежи |
Примерную стоимость одежды, обуви, мебели… |
3.2 Азбука половой жизни
Цели:
- воспитание стремления иметь прочную, здоровую, дружную семью;
- воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей;
- формирование убеждения о вреде ранних половых связей;
- воспитание чувства уважения к представителям мужского или женского пола.
Воспитанник должен знать | Воспитанник должен уметь |
Внешние различия мужчины и женщины | Уметь общаться с противоположным полом |
Чем грозят ранние половые отношения | Правильно вести профилактику вредных привычек |
О беременности (средства контрацепции) | Ответственно подходить к рождению ребенка |
3.3 Школа будущих родителей
Цели:
- дать понятие, что рождение малыша это ответственный шаг, к этому надо подготовиться и морально и материально;
- вырабатывать навыки ухода за новорожденным (пеленать, купать, держать…).
Воспитанник должен знать | Воспитанник должен уметь |
Как подготовиться к встрече новорожденного дома (предметы | Проводить утренний туалет ребенка — обработка глаз, носовых |
Приготовление ванны для новорожденного | Обработка пупочной ранки, купание |
Как готовить стерилизованное растительное масло, порядок | Правильно пеленать ребенка |
Правила естественного вскармливания новорожденного. | Правила подмывания ребенка |
IV Кем быть?
Цели:
- формирование успешной личности, способной к профессиональному самоопределению;
- иметь четкое представление о профессии, рынке труда, выборе учебного заведения, форм и сроков обучения.
Воспитанник должен знать | Воспитанник должен уметь |
Режимные моменты | Соблюдать режим дня |
Иметь представления о профессиях | Планировать свое свободное время |
Задатки и склонности | Развитие задаток, склонностей Определиться в выборе профессии |
VОсновы правового воспитания
Цели:
- Повышение уровня правовой культуры подростков;
- Снижение уровня правонарушений преступлений среди несовершеннолетних;
- Формирование активной жизненной позиции.
Воспитанник должен знать | Воспитанник должен уметь |
Символы государственной власти | Обратиться в суд, в милицию |
Кодекс РФ | Уважать законы РФ |
Права и обязанности | Соблюдать права и обязанности |
Воспитательный план
на 2013-2014 учебный год
«Дорога в счастливое завтра»
«Мой первый шаг»
Цель:Познакомить детей с правилами хорошего тона, правилами личной гигиены, умениями правильно оказывать первую медицинскую помощь, видами профессий, закрепить знания о правилах поведения в детском доме
Режим занятий:2 раза в неделю
Срок обучения: 1 год
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Количество часов | Беседылекции | Практические занятия | Форма контроля |
I | Школа хороших манер | 12 | 3 | 9 | Пресс конференция, Мозговой штурм, Концерт |
II | Счастливо жить - здоровым быть | 22 | 9 | 13 | Конкурсная программа Игра-суд Экскурсия… |
III | ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ | 22 | 6 | 16 | Мини сочинение Диспут Анкетирование Конкурсная программа |
IV | Кем быть? | 8 | 3 | 5 | Круглый стол Встреча с психологом Экскурсия Тренинг |
V | Основы правового воспитания | 8 | 5 | 3 | КВН Встреча с инспектором ПДН Экскурсия Викторина |
Итого: | 72 ч | 26 | 46 |
Календарно – тематическое планирование
«Дорога в счастливое завтра»
«Мой первый шаг»
на 2013 – 2014 учебный год
№п/п | Наименование разделов и дисциплин | Часы | Беседы | Практические занятия | Форма контроля |
I | Школа хороших манер | 12ч | 3 | 9 | |
| 1 | 1 | |||
О дружбе и товариществе | 1 | 1 | Пресс конференция | ||
Формы общения к старшим и сверстникам привстречи и расставании | 1 | 1 | |||
Написание писем | 1 | 1 | |||
| 1 | 1 | |||
| 1 | 1 | Мозговой штурм | ||
Формы поздравления | 1 | 1 | |||
| 1 | 1 | |||
| 1 | 1 | Круглый стол | ||
| 1 | 1 | Коллективно-творческое дело | ||
| 1 | 1 | анкетирование | ||
Празднование Дня пожилых людей. | 1 | 1 | Концерт | ||
II | Счастливо жить - здоровым быть | 22ч. | 9 | 13 | |
2.1 | Личная гигиена | 7ч | 3 | 4 | |
Правила личной гигиены | 1 | 1 | |||
| 1 | 1 | Конкурсная программа | ||
Конституция - основной закон нашей страны. | 1 | 1 | игра | ||
Гигиена мальчиков | 1 | 1 | |||
| 1 | 1 | |||
| 1 | 1 | |||
| 1 | 1 | Игра-суд | ||
2.2 | ЗДОРОВЬЕ и медицинская помощь | 6 | 3 | 3 | |
| 1 | 1 | 1 | Экскурсия в детскую поликлинику | |
| 1 | 1 | Встреча с доктором | ||
Вызов врача на дом | 1 | 1 | |||
| 1 | 1 | Экскурсия в аптеку | ||
| 1 | 1 | Игра - практикум | ||
2.3 | ОБЖ | 9 | 3 | 6 | |
| 1 | 1 | конкурс | ||
| 1 | 1 | |||
| 1 | 1 | Просмотр и обсуждение видеофильма | ||
| 1 | 1 | |||
| 1 | 1 | |||
| 1 | 1 | |||
Предметы, требующие осторожного обращения | 1 | 1 | |||
| 1 | 1 | |||
| 1 | 1 | Практикум | ||
III | ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ | 22ч | 6 | 16 | |
3.1 | Полезная экономика | 11 | 3 | 8 | |
Семья в зеркале науки. Функции семьи | 1 | 1 | |||
Что я знаю о своих родственниках ? (мое древо) | 2 | 1 | 1 | ||
| 1 | 1 | |||
Моя семья | 1 | 1 | Мини сочинение | ||
| 1 | 1 | Диспут | ||
| 1 | 1 | Анкетирование | ||
«Семь+Я» | 1 | 1 | Сюжетно-ролевая игра | ||
Бюджет семьи – источники дохода, зарплата членов семьи, пенсия, пособия | 1 | 1 | |||
| 1 | 1 | |||
| 1 | 1 | Конкурс | ||
3.2 | Азбука половой жизни | 5ч | 2 | 3 | |
Такой незнакомый «Я» (знакомство с человечес-ким телом) | 1 | 1 | Просмотр видеофильма | ||
| 1 | 1 | Встреча с доктором | ||
Стал ли я взрослым? | 1 | 1 | Анкетирование | ||
Дружба мальчика и девочки(правила этикета) | 1 | 1 | Конкурсная программа | ||
| 1 | 1 | Презентация | ||
3.3 | Школа будущих родителей | 6ч | 1 | 5 | |
| 1 | 1 | |||
| 1 | 1 | |||
| 1 | 1 | |||
Кормление ребенка | 1 | 1 | Просмотр видеофильма | ||
| 1 | 1 | Сюжетно – ролевая игра | ||
Хороший ли я родитель? | 1 | 1 | Анкетирование | ||
IV | Кем быть? | 8ч | 3 | 5 | |
Режим дня | 1 | 1 | |||
Время богатство; друг и враг | 1 | 1 | Круглый стол | ||
Стратегия выбора профессии | 1 | 1 | Встреча с психологом | ||
| 1 | 1 | |||
На собеседовании. Мой первый рабочий день | 1 | 1 | Сюжетно – ролевая игра | ||
| 1 | 1 | Экскурсия | ||
| 1 | 1 | Экскурсия | ||
| 1 | 1 | Тренинг | ||
V | Основы правового воспитания | 8ч | 5ч | 3ч | |
Правила поведения в детском доме – права, обязанности и ответственность воспитанников). | 1 | 1 | |||
Конституция - основной закон нашей страны. | 1 | 1 | КВН | ||
| 1 | 1 | |||
Если утерян паспорт | 1 | 1 | |||
| 1 | 1 | Экскурсия | ||
| 1 | 1 | |||
| 1 | 1 | Встреча с инспектором ПДН | ||
«Знаешь ли ты закон?» | 1 | 1 | Викторина |
Воспитательный план
на 2014 – 2015 учебный год
«Дорога в счастливое завтра»
«Мой выбор»
Цели:формировать умение свободно общаться в типовых ситуациях повседневности,
воспитывать любовь к своему Отечеству, учить находить решения в экстремальных ситуациях, закреплять знания о ведении домашнего хозяйства.
Срок обучения: 1 год
Режим занятий: 2 раза в неделю
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Количество часов | Беседы, лекции | Практические занятия | Форма контроля |
I | Школа хороших манер | 8 | 2 | 6 | Групповаяработа Экскурсия Диспут Игра |
II | Счастливо жить - здоровым быть | 27 | 11 | 16 | Советы доктора Праздник Анкетирование |
III | Подготовка к семейной жизни | 21 | 9 | 12 | Анкетирование Конкурс Тестирование Рол.игра Круглый стол |
IV | Кем быть? | 8 | 2 | 6 | Советы психолога Экскурсия Праздник |
V | Основы правового воспитания | 8 | 2 | 6 | Экскурсия Диспут Викторина |
Итого: | 72ч | 26 | 46 |
Календарно – тематическое планирование
«Дорога в счастливое завтра»
«Мой выбор»
на 2014 - 2015 учебный год
№п/п | Наименование разделов и дисциплин | Часы | Беседы | Практические занятия | Формы контроля |
I | Школа хороших манер | 8 | 2 | 6 | |
Приходим не наедаться, а повидаться | 1 | 1 | Групповая работа | ||
Волшебное зеркало | 1 | 1 | |||
Важные мелочи повседневного этикета | 1 | 1 | |||
Краеведческий музей(знакомство с историей Родного края) | 1 | 1 | Экскурсия | ||
«Об истинно высоком нраве судить мы по манерам вправе?» | 1 | 1 | |||
Доброе слово, что ясный день | 1 | 1 | Игра | ||
Что такое | 1 | 1 | Диспут | ||
Вежливо - невежливо | 1 | 1 | игра | ||
II | Счастливо жить - здоровым быть | 27 | 11 | 16 | |
2.1 | Личная гигиена | 8 | 4 | 4 | |
Что такое бородавки и занозы. | 1 | 1 | |||
Осанка при ходьбе, в положении сидя, стоя | 1 | 1 | |||
Тайна здоровья ног. «Волшебные точки» на ногах и наше самочувствие. | 1 | 1 | |||
Гигиена рук | 1 | 1 | |||
Чистота – залог здоровья | 1 | 1 | Советы доктора | ||
Кожа – экран здоровья. Секреты красоты | 2 | 1 | 1 | ||
Хочешь быть здоровым-будь им! | 1 | 1 | Праздник | ||
2.2 | ЗДОРОВЬЕ и медицинская помощь | 11 | 4 | 7 | |
Как заботиться о своем здоровье | 1 | 1 | |||
Помоги себе сам! | 1 | 1 | Анкетирование | ||
Откуда берутся болезни | 1 | 1 | |||
Первая помощь при ушибах | 1 | 1 | |||
Вызов 112 | 1 | 1 | |||
Дым, уносящий здоровье. | 2 | 1 | 1 | Просмотр видеофильма | |
Спид–чума 21 века | 2 | 1 | 1 | Круглый стол | |
Алкоголь ипотомство. | 2 | 1 | 1 | Игра - суд | |
2.3 | ОБЖ | 8 | 3 | 5 | |
Действия при нападении собаки | 1 | 1 | |||
Правила подготовки к походу | 2 | 1 | 1 | Поход | |
Способы подачи сигнала бедствия | 1 | 1 | |||
Первая медицинская помощь при солнечных ожогах | 2 | 1 | 1 | Групповое занятие | |
Способы переноски пострадавших с использованием подручных средств | 2 | 1 | 1 | Ролевая игра | |
III | ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ | 21 | 9 | 12 | |
3.1 | Полезная экономика | 9 | 2 | 7 | |
О семейной экономике. | 1 | 1 | |||
Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сбербанке, виды вкладов, условия. Облигации, акции, др. ценные бумаги. Лотереи, кредит. | 2 | 1 | 1 | Экскурсия | |
Как украсить праздничный стол. | 1 | 1 | |||
Варим «щи» | 1 | 1 | |||
Клеим обои | 1 | 1 | |||
Конфликтная ли вы личность? | 1 | 1 | Анкетирование | ||
Изготовление Рождественских игрушек | 1 | 1 | Конкурс | ||
Какой вам видится ваша будущая счастливая семья? | 1 | 1 | Тестирование | ||
3.2 | Азбука половой жизни | 7 | 4 | 3 | |
Поговорим о безопасности сексуальных отношений | 1 | 1 | |||
Откуда берутся дети? | 1 | 1 | Просмотр фильма с последующим обсуждением | ||
Болезни, передающие половым путем | 1 | 1 | Советы доктора | ||
Сохрани будущее!!! | 1 | 1 | |||
Бережное отношение к девочкам – закон для мужчины | 1 | 1 | Ролевая игра | ||
Венерические заболевания | 1 | 1 | |||
Жертва неразборчивости( по профилактике ранних половых связей и ранней беременности) | 1 | 1 | Круглый стол | ||
3.3 | Школа будущих родителей | 5 | 3 | 2 | |
Уход за новорожденным | 1 | 1 | |||
Массаж для новорожденного | 1 | 1 | |||
Зарядка с малышом | 1 | 1 | |||
Правильное проведение гигиенических ванн | 1 | 1 | |||
Посещение детского врача (все о прививках) | 1 | 1 | |||
IV | Кем быть? | 8 | 2 | 6 | |
Лестница на вершину. Жизненные планы. | 1 | 1 | |||
Как найти свой талант. | 1 | 1 | Советы психолога | ||
Как найти работу, стать миллионером и что делать с миллионом? | 1 | 1 | Дискуссия | ||
Умение работать. Как экономить время. | 1 | 1 | |||
Завод Рузхиммаш( знакомство с профессиями) | 1 | 1 | Экскурсия | ||
Твоя карьера | 1 | 1 | Круглый стол | ||
Портфолио. Цель составления,структура | 1 | 1 | |||
Все работы хороши!!! | 1 | 1 | Семейный праздник | ||
V | Основы правового воспитания | 8 | 2 | 6 | |
Встреча с работниками прокуратуры | 1 | 1 | |||
Исторические места моей Родины | 1 | 1 | Экскурсия | ||
Любимые уголок родной Отчизны | 1 | 1 | Конкурс рисунков | ||
Это радость со слезами на глазах. | 1 | 1 | Праздник | ||
Конвенция о правах ребенка | 1 | 1 | |||
Встреча с инспектором ПДН | 1 | 1 | |||
«Герои нашего времени». | 1 | 1 | Диспут | ||
Я и право | 1 | 1 | Викторина |
Воспитательный план
на 2015 – 2016 учебный год
«Дорога в счастливое завтра»
«Жизненные пути»
Цели: подвести детей к сознательному выбору профессии, умением вести домашнее хозяйство, отстаивать свои права и обязанности, быть разборчивым в отношениях с противоположным полом, нести ответственность за свое здоровье, уметь оказывать доврачебную помощь.
Срок обучения: 1 год
Режим занятий: 2 раза в неделю
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Количество часов | Беседы, лекции | Практические занятия | Форма контроля |
I | Школа хороших манер | 8 | 2 | 6 | С.ролевая игра Советы психолога Игра Открытое мероприятие |
II | Познай себя и сотвори себя сам | 25 | 11 | 14 | Тренинг Консультация доктора Познавательно-досуговая программа Сем.праздник |
III | Подготовка к семейной жизни | 22 | 12 | 10 | Полезные советы Групповое занятие Презентация Видео урок |
IV | Кем быть? | 8 | 6 | 2 | Тестирование Мед.консультация Встреча с психологом Деловая игра |
V | Основы правового воспитания | 9 | 3 | 6 | С.ролевая игра Экскурсия Встреча с соц. Педагогом Викторина |
Итого | 72 | 34 | 38 |
Календарно – тематический план
на 2015 – 2016 учебный год
«Дорога в счастливое завтра»
«Жизненные пути»
№п/п | Наименование разделов и дисциплин | Количество часов | Беседы | Практические занятия | Формы контроля |
I | Школа хороших манер | 8 | 2 | 6 | |
Правила приличия в житейских ситуациях | 1 | 1 | |||
Язык, мимика и жесты | 1 | 1 | |||
Вы идете в гости | 1 | 1 | Сюжетно-ролевая игра | ||
Вежливый отказ | 1 | 1 | |||
Как предупредить ссору | 1 | 1 | Советы психолога | ||
Решение конфликтных ситуаций | 1 | 1 | Психологический тренинг | ||
Рыцарский турнир | 1 | 1 | Игра | ||
Давайте говорить друг - другу комплементы | 1 | 1 | Открытое мероприятие | ||
II | Счастливо жить-здоро-вым быть | 25 | 11 | 14 | |
2.1 | Личная гигиена | 8 | 3 | 5 | |
Хорошие зубы-залог здоровья | 2 | 1 | 1 | ||
Полезные привычки | 1 | 1 | |||
Я люблю свое тело | 1 | 1 | Тренинг | ||
Гигиена рабочего места | 1 | 1 | |||
Встреча с доктором «Вопросы, которые меня волнуют» | 1 | 1 | Консультации доктора | ||
Гигиена девушки и юноши | 2 | 1 | 1 | ||
2.2 | ЗДОРОВЬЕ и медицинская помощь | 9 | 3 | 6 | |
Как избежать болезни? | 2 | 1 | 1 | ||
Рецепты доктора | 1 | 1 | Встреча с детским врачом | ||
Аптека | 1 | 1 | Экскурсия | ||
Как избежать отравления, первая помощь при отравлении. | 2 | 1 | 1 | ||
Алкоголь: знаете ли вы что… | 1 | 1 | Познавательно-досуговая программа | ||
Наркотики и закон | 1 | 1 | |||
Суд над господами Наркотиком, Никотином и Алкоголем | 1 | 1 | Семейный праздник | ||
2.3 | ОБЖ | 8 | 5 | 3 | |
Признаки отморожения и охлаждения организма. Первая мед.помощь | 2 | 1 | 1 | ||
Защита своего жилища от злоумышленников. | 2 | 1 | 1 | Просмотр видеофильма с последующим обсуждением | |
Улица полна неожиданностей. | 1 | 1 | |||
Как уберечься от ударов электрическим током | 1 | 1 | |||
Алкоголь и потомство. | 2 | 1 | 1 | Ролевая игра | |
III | ПОДГОТОВКА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ | 22 | 12 | 10 | |
3.1 | Полезная экономика | 8 | 3 | 5 | |
Уют в доме. Полезные домашние советы. | 1 | 1 | |||
Экономические уроки | 1 | 1 | Полезные советы | ||
Хозяину и хозяюшке на заметку | 2 | 1 | 1 | ||
Готовим пиццу | 1 | 1 | |||
Мое представление о семье | 1 | 1 | Тестирование | ||
Как заплатить за газ, свет, воду, квартиру… | 1 | 1 | |||
Оформление праздничного стола | 1 | 1 | Групповое занятие | ||
3.2 | Азбука половой жизни | 7 | 6 | 1 | |
Понятие о половой зрелости (мальчики) | 1 | 1 | Презентация | ||
Понятие о половом созревании (девочки) | 1 | 1 | Видеоурок | ||
Как важно быть защищенным | 1 | 1 | |||
Пути профилактики СПИДа | 1 | 1 | Презентация | ||
Нежелательная беременность | 1 | 1 | Советы доктора | ||
Женственность, кокетство, вульгарность | 1 | 1 | |||
Ответственность мужчины за женщину, вступа-ющую с ним в интимные отношения | 1 | 1 | |||
3.3 | Школа будущих родителей | 7 | 3 | 4 | |
Роль отца и матери в семье | 1 | 1 | Круглый стол | ||
Если заболел ребенок? Правила ухода. | 2 | 1 | 1 | ||
Преимущества естественного вскармливания | 1 | 1 | |||
Гигиеническая обработка полости рта для профилактики стоматита | 1 | 1 | |||
Правила обработки естественных складок для профилактики опрелостей, потницы | 1 | 1 | |||
Мы стали взрослыми!!! | 1 | 1 | Семейный праздник | ||
IV | Кем быть? | 8 | 6 | 2 | |
Мир профессий: Человек-техника Человек-человек Человек-природа | 3 | 3 | |||
Познай самого себя | 1 | 1 | Тестирование | ||
Профориентация | 1 | 1 | Медицинское консультирование | ||
Выбор профессии | 1 | 1 | Рекомендация от психолога | ||
Основной и запасной варианты выбора. Принятие решения | 1 | 1 | |||
Я учусь выбирать. «Мой выбор» | 1 | 1 | Деловая игра | ||
V | Основы правового воспитания | 9 | 3 | 6 | |
Как попадают в преступную группу? Ответственность за групповые преступления. | 2 | 1 | 1 | Сюжетно-ролевая игра | |
Если нарушено твое право (куда обратиться, как написать заявление…) | 1 | 1 | |||
Права и обязан-ности потребителя (Закон и Защита прав потребителя) | 2 | 1 | 1 | Экскурсия | |
Что должен знать выпускник д/дома о своих правах | 1 | 1 | Встреча с соц.педагогом | ||
Я-подросток.Я-гражданин. | 1 | 1 | Видео урок | ||
Я и право | 1 | 1 | Дискуссия | ||
Правовой турнир | 1 | 1 | Викторина |
Список литературы:
- Аджиев Е.М. «50 сценариев классных часов».
- Артюхова И.С. «Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты».
- Битянова М.Р. «Социальная педагогика».
- Бодирова З.А., Козлова А.В. «Классные часы и беседы для девушек».
- Василькова Ю.В., Василькова Т.А. «Социальная педагогика».
- Великородная В. А. Жиренко О. Е. Кумицкая Т. М. «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию».
- Волков Б.С. «Психология подростка».
- Воронов А.В. «На ринге с трудным детством».
- Гарифуллин Р.Р. «скрытая профилактика наркомании»
- Герасимова В.А. «Классные часы играючи», выпуск 2.
- Герасимова В.А. «Классные часы играючи», выпуск 3.
- Голубева Я. В. «Проблемные классные часы 10-11 классы».
- Гореева И.Ю., Соколов Я.В. «Граждановедение».
- Дереклеева Н.И. «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся».
- Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя».
- Дик Н. Ф. «Весёлые классные часы в 7-9 классах».
- Дорохов А.А. «Как себя вести».
- Дубровина И.В. «Руководство практического психолога».
- Дубровина И.В. «Психологические программы развития личности».
- Еременко Н.И. «Классные часы» 7 класс.
- Еременко Н.И. «Классные часы» 11 класс.
- Журнал «Детский дом» N 1 2004 г., №1 2007 г.
- Журнал «Классный руководитель» N 5 2005 г.
- Колодезнева Н. Г. «Классные часы 9 класс».
- Кошелева Л.Н. «В семье и без семьи» (защита прав ребенка в вопросах и ответах).
- Лубянова Н.Н. «Мир мужественности, женственности и красоты».
- Лебедев О.Е., Золотухина В.И. «Социализация и образование социальных сирот».
- Малюшкин А.Б., Романова Е.А. «Дела школьные».
- Махаева О.А., Григорьева Е.Е. «Я выбираю профессию».
- Морозова Е. И. «Проблемные дети и дети-сироты».
- Олиференко Л.Я. «Социально-педагогическая поддержка детства».
- Прихожан А.М. «Психология неудачника».
- Пряжников Н.С. «Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самопознания».
- Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. «Психологические методы изучения личности».
- Рожкова М.И. «Воспитание трудного ребенка» (дети с девиантным поведением).
- Сгибнева Е. П. Солдатова Т. Б. «Классные часы в 10-11 классах».
- Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии».
- Селевко Г.К. «Руководство по организации самовоспитания школьников».
- Сидорова Л. К. «Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей».
- Фалькович Т. А. Шупина Т. А. «По законам добра».
- Шемшурина А.И. «Этика. Курс занятий».
- ШемшуринаА.и. «Основы этической культуры».
- Щуркова Н. Е. «Классный час: Поговорим о жизни…».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа подготовки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к семейной жизни
Семья является для ребёнка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребёнка о той или иной социальной рол...
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к социальному взаимодействию в условиях школы-интерната VIII вида
В данной работе изучаются социально-педагогические условия подготовки к социальному взаимодействию детей-сирот с отклонениями в развитии в условиях школы-интерната VIII вида: изучаются тео...
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в замещающей семье
Статья на тему "Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни в замещающей семье"...
Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.
Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...
Подготовка детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в условиях центра содействия семейному воспитанию №4
Большинство выпускников интернатных учреждений не могут успешно адаптироваться в жизни. Выпускники детских центров испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют обща...