Инновационный проект: «Инновационное образовательно – воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ».
проект по теме

Касьянова Татьяна Александровна

Паспорт проекта .Инновационное образовательно- воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_innovatsionnyy_klaster.docx53.63 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта инновационного образовательного проекта

1. Название проекта: «Инновационное образовательно – воспитательное

пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ».

2. Автор проекта: Касьянова Татьяна Александровна, учитель истории и обществознания

3. Образовательная организация: МБОУ СОШ № 76 п. Гигант Сальского р-н, Ростовской области.

4. Контактный телефон, e-mail: 8 863 72 78 5 56, mbousosh76gigant@yandex.ru

5. Краткий обзор содержания проекта.

Актуальность.

В настоящее время в России, наблюдается тенденцией к увеличению числа детей, имеющих различные нарушения физического и нервно-психического здоровья. Перед нашим обществом стоит острейшая проблема вовлечения таких сограждан в социум, проблема их активной адаптации, социализации и развития в рамках общества и на благо общества. Признание государством  ценности социальной и образовательной интеграции детей с  ОВЗ обусловливает необходимость создания для них  адекватного образовательного процесса именно  в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.

 Цель : Создание инновационно - образовательного пространства для взаимодействия и равноправного общения здоровых детей  и детей с ограничениями здоровья, развитие и формирование учебно-познавательного, творческого потенциала, возможность  социальной адаптации детей с ОВЗ и снижение уровня агрессивности  в обществе.

Задачи:

  • Способствовать продвижению принципов инклюзивного образования в условиях образовательного учреждения посредствам организации работы волонтерского детско-взрослого движения;
  • Создание учебно - методического комплекса по организации и проведению инклюзивных занятий в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности;
  • Сформировать позитивное  социальное партнерство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ;
  • Способствовать формированию мотивации к личному участию в решении доступных социальных проблем.

Нормативно-правовая основа.

1.«Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

2.«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями

3. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р

4.  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271

5.«О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6

6. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06

7.  «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Опубликовано 5 мая 2012 г.

8.  «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761

9.  «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР-535/07 от 07.06.2013 года.

10. Федеральный закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях от 7 июля 1995 г.

11. Конституция РФ от12 декабря 1993 г. Статья 44. 

Направления инновационной образовательной модели  соответствуют направлениям стратегии развития образования РФ   до 2020 г. :

- «НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»:  ИОМ  рассчитана на совместную работу детей с ОВЗ и детей с сохранным здоровьем.  ОМ уделяет большое внимание развитии дополнительного образования и внеурочной деятельности, вовлекая детей в совместное творчество. Занятия с детьми  проводятся педагогом организатором.

- «ОТКРЫТАЯ ШКОЛА»: Данное направление связано с построением нового образовательного и воспитательного пространства с высокой интенсивностью различных форм социального  партнерства,  с использованием потенциала современных средств массовой информации и коммуникации, включая потенциал социальных сетей.

- «РАВНЫЕ  И  РАЗНЫЕ»:

Стратегия развития по этому направлению включает организацию волонтерского школьного движения, разработку и реализацию социального проекта: «Дети - детям», где дети выступают в роли сотрудников.

   

 Способы  реализации .

Вовлечение участников волонтерского движения в творческие проекты по следующим направлениям.

  1.  Спортивно- оздоровительное.

Организация  совместных игровых и развивающих занятий , их построение  с расчетом на активизацию органов чувств , с учетом возможностей детей с особыми образовательными и здоровьесберегающими потребностями.

  1. Декоративно-прикладное искусство.

Организация  совместных  занятия направленных на творческую самореализацию детей и   на получение продукта  деятельности. Участие детей в школьных конкурсах и выставках.

  1. Нравственно-эстетическое.

Организация занятий ориентированных  на развитие и поощрение творческого потенциала, формирование метапредметных умений.

  1. Культурно- массовое.

Организация и проведение календарных праздников.

  1. Пропагандистская деятельность.

Организация  комплекса занятий для обучающихся школы 76  по вопросу  необходимости формирования толерантного отношения социума  к детям с ОВЗ.

Взаимодействие с СМИ.

  1. Организация сборов  благотворительных средств, поиск партнеров и привлечение спонсоров.

Планируемый результат.

  1. Создать инновационную образовательно – воспитательное пространство на базе общеобразовательного учреждения.
  2. Выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества.
  3. Апробировать  ИОМ  основанную на принципах  «точечной» инклюзии.
  4. Создать учебно - методический комплекс по организации и проведению инклюзивных занятий в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности.
  5. Установить социальное партнерство с органами власти,  специализированными учреждениями, общественностью.
  6. Тиражирование  опыта реализации ИОМ .

Сроки реализации – 2014-2016 г.

6. Целевая аудитория проекта: дети – инвалиды,  волонтеры школы №76.

 Система организации  их взаимодействия осуществляется по средствам тесного взаимодействия с Центром социального обслуживания на дому п. Гигант и проведением  совместных занятий с волонтерами школы.

7. Ресурсы проекта:

- кадровые: волонтеры, психолог , медицинский работник школы,  педагог - организатор.

- финансовые:  финансирование из  бюджета гигантовского сельского поселения, благотворительные сборы.

- материально-технические: объекты собственности, закрепленные за  МБОУ СОШ № 76.

8. Социальные эффекты успешной реализации проекта.

1. Включение детей с инвалидностью в школьную жизнь, их успешная социализации, повышение качества их образования .

2. Развитие личного опыта школьников применять универсальные учебные действия в социально - ориентированной деятельности.

3.Выявилась потребность взаимного общения, взаимодействия детей как в ходе подготовки мероприятий, так и при их проведении.

4.Сформировалась большая группа заинтересованных помощников не только из числа инициативных родителей, но и представителей различных организаций: Администрация п. Гигант,  МБУ ЦСОГПВиИ Сальского района, депутаты Гигантовского селького поселения,  частные предприниматели п. Гигант, представители СМИ  п. Гигант.

3. Рост уровня толерантности к инвалидам в школьной среде. 

4.Скоординирована деятельность всех участников образовательного процесса и социальных партнёров в решении задач внедрения идей инклюзивного образования детей  с ОВЗ, в том числе, детей - инвалидов .

5.Увеличение удельного веса воспитанников  «включенных» в систему инклюзивного образования.

6.Изменение стереотипного взгляда школьников на ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

9. Перспективы развития стратегии проекта.

1.Расширение инновационного пространства  посредствам включения в него новых участников как со стороны детей с ОВЗ, школьников, так и со стороны общественности.

 2.Переход от « точечной» инклюзии к «частичной» в контексте классно-урочных занятий дополнительного образования.

                                                                                                     

           

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы и должность

Касьянова Татьяна Алесандровна

МБОУ СОШ № 76

Ростовская обл., Сальский р-н,

п. Гигант,

ул. Учебная, 31.

Индекс-347628

Учитель истории и обществознания

Стаж работы – 17 лет.

В должности-13 лет.

II. БАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Актуальность темы, востребованность опыта её практического раскрытия

В настоящее время в России, наблюдается тенденцией к увеличению числа детей, имеющих различные нарушения физического и нервно-психического здоровья.

   Перед нашим обществом стоит острейшая проблема вовлечения таких сограждан в социум, проблема их активной адаптации, социализации и развития в рамках общества и на благо общества.

   Признание государством  ценности социальной и образовательной интеграции детей с  ОВЗ обусловливает необходимость создания для них  адекватного образовательного процесса именно  в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.

    Данная тенденция сделала актуальной реализацию в 2014-2016г. проекта направленного на организацию инновационной  модели образовательного пространства.

2. Концепция инновационного опыта: ведущая идея, цель, задачи  в контексте стратегий модернизации образования

Идея : Создание инклюзивного

образовательного пространства

путем  добровольного объединения заинтересованных  лиц в решении острой социальной  проблемы  вовлечения  детей  имеющих физические и психологические отклонения  в социум.

Цель : Создание инновационно - образовательного пространства для взаимодействия и равноправного общения здоровых детей  и детей с ограничениями здоровья, развитие и формирование учебно-познавательного, творческого потенциала, возможность  социальной адаптации детей с ОВЗ и снижение уровня агрессивности  в обществе.

Задачи:

  • Способствовать продвижению принципов инклюзивного образования в условиях образовательного учреждения посредствам организации работы волонтерского детско-взрослого движения;
  • Создание учебно - методического комплекса по организации и проведению инклюзивных занятий в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности;
  • Сформировать позитивное  социальное партнерство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ;
  • Способствовать формированию мотивации к личному участию в решении доступных социальных проблем.

3. Механизмы реализации концепции

1.Изучение научной психолого-педагогической литературы с целью определения степени разработанности проблемы.

2.Моделирование  образовательного процесса, направленного на  включение детей- инвалидов в социальное и образовательное пространство МБОУ МОШ № 76.

3. Изучение результатов детской деятельности.

4.Изучение методологической базы по организации волонтерского движения .

5. Изучение  и накопление методической базы по вопросам организации инклюзивных занятий.

6.Осуществление сотрудничества со школьниками по направлениям:

- спортивно- оздоровительное;

- декоративно-прикладное искусство;

- нравственно-эстетическое;

- культурно- массовое;

- пропагандистская деятельность;

- организация сборов  благотворительных средств, поиск партнеров и привлечение спонсоров.

8.Развитие социального партнерства с организациями,  принимающими активное участие в  продвижении инклюзивного образования;

7.Оценка эффективности инновационной модели образовательного пространства.

4. Базовые характеристики инновационного опыта:

Инициаторами включения  детей  с ОВЗ в  процесс обучения и воспитания   в   системе образовательного учреждения общего типа выступает   детско-взрослое школьное объединение.

  - новизна

- эффективность

1. Включение детей с инвалидностью в школьную жизнь, их успешная социализации, повышение качества их образования .

2. Развитие личного опыта школьников применять универсальные учебные действия в социально - ориентированной деятельности.

3.Выявилась потребность взаимного общения, взаимодействия детей, как в ходе подготовки мероприятий, так и при их проведении.

4.Сформировалась большая группа заинтересованных помощников не только из числа инициативных родителей, но и представителей различных организаций: Администрация п. Гигант,  МБУ ЦСОГПВиИ Сальского района, депутаты Гигантовского селького поселения,  частные предприниматели п. Гигант, представители СМИ  п. Гигант.

3. Рост уровня толерантности к инвалидам в школьной среде.

4.Скоординированая деятельность всех участников образовательного процесса и социальных партнёров в решении задач внедрения идей инклюзивного образования детей  с ОВЗ, в том числе, детей - инвалидов .

5.Увеличение удельного веса воспитанников  «включенных» в систему инклюзивного образования.

6.Изменение стереотипного взгляда школьников на ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 - ответ на ключевые вопросы модернизации образования

1.ИОМ  строится в рамках Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" , которая  определила один из приоритетов развития образования: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»

2.ИОМ  способствует обновлению образования с учетом внедрения федеральных государственных образовательных стандартов за счет работы над индивидуальными проектами (с.22 ФГОС), которые будут обеспечиваться за счет работы в «современной информационно-образовательной среде» в центре инклюзивного образования (с.40 ФГОС).,в целом ИОМ способствует сохранению физического и психического здоровья учащихся, благодаря «развитию личного опыта применения УУД в экологически ориентированной социальной деятельности» (с.38 ФГОС).

3.Реализация проекта, проведение совместных занятий детей с инвалидностью и школьников будет способствовать продвижению принципов инклюзивного образования. Включение детей с инвалидностью в школьную жизнь существенно повысит качество их образования и заложит фундамент их дальнейшей успешной социализации. Создание доступной психологической среды в пространстве школы будет иметь долгосрочный позитивный эффект для уровня качества образования детей с инвалидностью.

- целостность

Модель точечной инклюзии становится переходным этапом к частичной инклюзии.

- перспективы совершенствования

1.Расширение инновационного пространства  посредствам включения в него новых участников как со стороны детей с ОВЗ, школьников, так и со стороны общественности.

 2.Переход от « точечной» инклюзии к «частичной» в контексте классно-урочных занятий дополнительного образования.

3. Обобщение и систематизация практики внедрения принципов инклюзивного образования.

5. Систематизация главных компонентов инновационного педагогического опыта в рамках.

Публикации.

- Газета «Сальская Степь» , от 5.06 2015г.

 Статья « Подарим им радость».

- Газета Газета «Сальская Степь» , от 12.01. 2016г. Статья «Сказка объединяет».

- Газета  «Гигант» , от .22. 02 . 2014 Статья «В доброте жить хорошо».

- Газета  «Гигант», от .29. 02 . 2014 Статья «Источник добра- милосердие».

 



Приложение 3

План мероприятий

по организации РИК (структурная модель)

Территория:

Образовательная система (муниципальный уровень)

Образовательная организация (школьный уровень)

Авторский коллектив - _________________________

                                             Ф.И.О., должность

п/п

Ключевая

проблема, требующая решения

Направления деятельности

Мероприятия по реализации направлений деятельности

Контингент, для которого мероприятие проводится

Ответственный организатор/исполнитель

Примерные сроки реализации

Школьный

уровень

Муниципальный

уровень

Региональный

уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

2.

 Проблема активной адаптации и успешной  социализации детей с ОВЗ в рамках общества.

Творческая самореализация  ,социализация детей с ОВЗ  и детей инвалидов  , формирование толерантного отношения у социума.

(смотри Целевой проект «Формирование РИК

эффективных образовательных систем модернизации образования в рамках «дорожной карты» «Изменения в отраслях социальной сферы,   направленные на повышение эффективности образования

в Ростовской области», - Направление деятельности РИК(http://roipkpro.ru/plan-onmd.html).

Проект «Вот картина одна» - совместные занятия детей с сохранным  здоровьем и детей с ОВЗ по созданию рукотворной картины в экологической технике.

Организация выставки работ.

Проект « Из добрых рук  с любовью».

Совместные занятия детей с сохранным  здоровьем и детей с ОВЗ по созданию поделок  в контексте «Горжусь своим творчеством». Организация в образовательных учреждениях выставок этих работ и благотворительной ярмарки.

Конкурс  « Вот картина одна»

(предоставление на конкурс  работ выполненных детьми с сохраненным  здоровьем  совместно с детьми ОВЗ.

Проект « Из добрых рук  с любовью».

Выставка-конкурс   работ детей с ОВЗ    « Горжусь своим творчеством».

Организация благотворительной ярмарки. Публикации о ходе реализации проекта        в муниципальных СМИ.

Конкурс  « Вот картина одна»

(предоставление на конкурс фотографий работ выполненных детьми с сохраненным  здоровьем  совместно с детьми ОВЗ.

Проект « Из добрых рук  с любовью».

Выставка-конкурс   работ детей с ОВЗ    « Горжусь своим творчеством».

Организация благотворительной ярмарки. Публикации о ходе реализации проекта        в региональных СМИ.

Дети с ОВЗ, в том числе и дети - инвалиды, обучающиеся общеобразовательных школ.

Дети с ОВЗ, в том числе и дети - инвалиды, обучающиеся общеобразовательных школ, социум.

Педагоги дополнительного образования.

Педагоги доп. образования и специалисты по коррекционной деятельности образовательных учреждений.

Октябрь 2016 г.

Декабрь 2017 г. В честь дня инвалидов.


свойства граната


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...

"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

В статье раскрывается вопрос  о социализации  обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта

Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Из опыта работы учителей трудового обучения  Советской школы-интерната II вида по социальной адаптации воспитанников....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела в специальной (коррекционной) школе

В данной статье говорится о методах и приемах обучения детей с ОВЗ на уроках швейного дела...

Создание культурно- образовательной среды в образовательной организации для обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование игровых маркеров

Создание культурно- образовательной среды в образовательной организации для обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование игровых маркеров...