Инновационный проект: «Инновационное образовательно – воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ».
проект по теме
Паспорт проекта .Инновационное образовательно- воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_innovatsionnyy_klaster.docx | 53.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта инновационного образовательного проекта
1. Название проекта: «Инновационное образовательно – воспитательное
пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ».
2. Автор проекта: Касьянова Татьяна Александровна, учитель истории и обществознания
3. Образовательная организация: МБОУ СОШ № 76 п. Гигант Сальского р-н, Ростовской области.
4. Контактный телефон, e-mail: 8 863 72 78 5 56, mbousosh76gigant@yandex.ru
5. Краткий обзор содержания проекта.
Актуальность.
В настоящее время в России, наблюдается тенденцией к увеличению числа детей, имеющих различные нарушения физического и нервно-психического здоровья. Перед нашим обществом стоит острейшая проблема вовлечения таких сограждан в социум, проблема их активной адаптации, социализации и развития в рамках общества и на благо общества. Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
Цель : Создание инновационно - образовательного пространства для взаимодействия и равноправного общения здоровых детей и детей с ограничениями здоровья, развитие и формирование учебно-познавательного, творческого потенциала, возможность социальной адаптации детей с ОВЗ и снижение уровня агрессивности в обществе.
Задачи:
- Способствовать продвижению принципов инклюзивного образования в условиях образовательного учреждения посредствам организации работы волонтерского детско-взрослого движения;
- Создание учебно - методического комплекса по организации и проведению инклюзивных занятий в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности;
- Сформировать позитивное социальное партнерство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ;
- Способствовать формированию мотивации к личному участию в решении доступных социальных проблем.
Нормативно-правовая основа.
1.«Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
2.«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями
3. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271
5.«О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6
6. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06
7. «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Опубликовано 5 мая 2012 г.
8. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761
9. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР-535/07 от 07.06.2013 года.
10. Федеральный закон о благотворительной деятельности и благотворительных организациях от 7 июля 1995 г.
11. Конституция РФ от12 декабря 1993 г. Статья 44.
Направления инновационной образовательной модели соответствуют направлениям стратегии развития образования РФ до 2020 г. :
- «НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»: ИОМ рассчитана на совместную работу детей с ОВЗ и детей с сохранным здоровьем. ОМ уделяет большое внимание развитии дополнительного образования и внеурочной деятельности, вовлекая детей в совместное творчество. Занятия с детьми проводятся педагогом организатором.
- «ОТКРЫТАЯ ШКОЛА»: Данное направление связано с построением нового образовательного и воспитательного пространства с высокой интенсивностью различных форм социального партнерства, с использованием потенциала современных средств массовой информации и коммуникации, включая потенциал социальных сетей.
- «РАВНЫЕ И РАЗНЫЕ»:
Стратегия развития по этому направлению включает организацию волонтерского школьного движения, разработку и реализацию социального проекта: «Дети - детям», где дети выступают в роли сотрудников.
Способы реализации .
Вовлечение участников волонтерского движения в творческие проекты по следующим направлениям.
- Спортивно- оздоровительное.
Организация совместных игровых и развивающих занятий , их построение с расчетом на активизацию органов чувств , с учетом возможностей детей с особыми образовательными и здоровьесберегающими потребностями.
- Декоративно-прикладное искусство.
Организация совместных занятия направленных на творческую самореализацию детей и на получение продукта деятельности. Участие детей в школьных конкурсах и выставках.
- Нравственно-эстетическое.
Организация занятий ориентированных на развитие и поощрение творческого потенциала, формирование метапредметных умений.
- Культурно- массовое.
Организация и проведение календарных праздников.
- Пропагандистская деятельность.
Организация комплекса занятий для обучающихся школы 76 по вопросу необходимости формирования толерантного отношения социума к детям с ОВЗ.
Взаимодействие с СМИ.
- Организация сборов благотворительных средств, поиск партнеров и привлечение спонсоров.
Планируемый результат.
- Создать инновационную образовательно – воспитательное пространство на базе общеобразовательного учреждения.
- Выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества.
- Апробировать ИОМ основанную на принципах «точечной» инклюзии.
- Создать учебно - методический комплекс по организации и проведению инклюзивных занятий в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности.
- Установить социальное партнерство с органами власти, специализированными учреждениями, общественностью.
- Тиражирование опыта реализации ИОМ .
Сроки реализации – 2014-2016 г.
6. Целевая аудитория проекта: дети – инвалиды, волонтеры школы №76.
Система организации их взаимодействия осуществляется по средствам тесного взаимодействия с Центром социального обслуживания на дому п. Гигант и проведением совместных занятий с волонтерами школы.
7. Ресурсы проекта:
- кадровые: волонтеры, психолог , медицинский работник школы, педагог - организатор.
- финансовые: финансирование из бюджета гигантовского сельского поселения, благотворительные сборы.
- материально-технические: объекты собственности, закрепленные за МБОУ СОШ № 76.
8. Социальные эффекты успешной реализации проекта.
1. Включение детей с инвалидностью в школьную жизнь, их успешная социализации, повышение качества их образования .
2. Развитие личного опыта школьников применять универсальные учебные действия в социально - ориентированной деятельности.
3.Выявилась потребность взаимного общения, взаимодействия детей как в ходе подготовки мероприятий, так и при их проведении.
4.Сформировалась большая группа заинтересованных помощников не только из числа инициативных родителей, но и представителей различных организаций: Администрация п. Гигант, МБУ ЦСОГПВиИ Сальского района, депутаты Гигантовского селького поселения, частные предприниматели п. Гигант, представители СМИ п. Гигант.
3. Рост уровня толерантности к инвалидам в школьной среде.
4.Скоординирована деятельность всех участников образовательного процесса и социальных партнёров в решении задач внедрения идей инклюзивного образования детей с ОВЗ, в том числе, детей - инвалидов .
5.Увеличение удельного веса воспитанников «включенных» в систему инклюзивного образования.
6.Изменение стереотипного взгляда школьников на ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
9. Перспективы развития стратегии проекта.
1.Расширение инновационного пространства посредствам включения в него новых участников как со стороны детей с ОВЗ, школьников, так и со стороны общественности.
2.Переход от « точечной» инклюзии к «частичной» в контексте классно-урочных занятий дополнительного образования.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА | |||
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ | |||
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала | Стаж работы и должность |
Касьянова Татьяна Алесандровна | МБОУ СОШ № 76 Ростовская обл., Сальский р-н, п. Гигант, ул. Учебная, 31. Индекс-347628 | Учитель истории и обществознания | Стаж работы – 17 лет. В должности-13 лет. |
II. БАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА | |||
1. Актуальность темы, востребованность опыта её практического раскрытия | В настоящее время в России, наблюдается тенденцией к увеличению числа детей, имеющих различные нарушения физического и нервно-психического здоровья. Перед нашим обществом стоит острейшая проблема вовлечения таких сограждан в социум, проблема их активной адаптации, социализации и развития в рамках общества и на благо общества. Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования. Данная тенденция сделала актуальной реализацию в 2014-2016г. проекта направленного на организацию инновационной модели образовательного пространства. | ||
2. Концепция инновационного опыта: ведущая идея, цель, задачи в контексте стратегий модернизации образования | Идея : Создание инклюзивного образовательного пространства путем добровольного объединения заинтересованных лиц в решении острой социальной проблемы вовлечения детей имеющих физические и психологические отклонения в социум. Цель : Создание инновационно - образовательного пространства для взаимодействия и равноправного общения здоровых детей и детей с ограничениями здоровья, развитие и формирование учебно-познавательного, творческого потенциала, возможность социальной адаптации детей с ОВЗ и снижение уровня агрессивности в обществе. Задачи:
| ||
3. Механизмы реализации концепции | 1.Изучение научной психолого-педагогической литературы с целью определения степени разработанности проблемы. 2.Моделирование образовательного процесса, направленного на включение детей- инвалидов в социальное и образовательное пространство МБОУ МОШ № 76. 3. Изучение результатов детской деятельности. 4.Изучение методологической базы по организации волонтерского движения . 5. Изучение и накопление методической базы по вопросам организации инклюзивных занятий. 6.Осуществление сотрудничества со школьниками по направлениям: - спортивно- оздоровительное; - декоративно-прикладное искусство; - нравственно-эстетическое; - культурно- массовое; - пропагандистская деятельность; - организация сборов благотворительных средств, поиск партнеров и привлечение спонсоров. 8.Развитие социального партнерства с организациями, принимающими активное участие в продвижении инклюзивного образования; 7.Оценка эффективности инновационной модели образовательного пространства. | ||
4. Базовые характеристики инновационного опыта: | Инициаторами включения детей с ОВЗ в процесс обучения и воспитания в системе образовательного учреждения общего типа выступает детско-взрослое школьное объединение. | ||
- новизна | |||
- эффективность | 1. Включение детей с инвалидностью в школьную жизнь, их успешная социализации, повышение качества их образования . 2. Развитие личного опыта школьников применять универсальные учебные действия в социально - ориентированной деятельности. 3.Выявилась потребность взаимного общения, взаимодействия детей, как в ходе подготовки мероприятий, так и при их проведении. 4.Сформировалась большая группа заинтересованных помощников не только из числа инициативных родителей, но и представителей различных организаций: Администрация п. Гигант, МБУ ЦСОГПВиИ Сальского района, депутаты Гигантовского селького поселения, частные предприниматели п. Гигант, представители СМИ п. Гигант. 3. Рост уровня толерантности к инвалидам в школьной среде. 4.Скоординированая деятельность всех участников образовательного процесса и социальных партнёров в решении задач внедрения идей инклюзивного образования детей с ОВЗ, в том числе, детей - инвалидов . 5.Увеличение удельного веса воспитанников «включенных» в систему инклюзивного образования. 6.Изменение стереотипного взгляда школьников на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. | ||
- ответ на ключевые вопросы модернизации образования | 1.ИОМ строится в рамках Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" , которая определила один из приоритетов развития образования: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…» 2.ИОМ способствует обновлению образования с учетом внедрения федеральных государственных образовательных стандартов за счет работы над индивидуальными проектами (с.22 ФГОС), которые будут обеспечиваться за счет работы в «современной информационно-образовательной среде» в центре инклюзивного образования (с.40 ФГОС).,в целом ИОМ способствует сохранению физического и психического здоровья учащихся, благодаря «развитию личного опыта применения УУД в экологически ориентированной социальной деятельности» (с.38 ФГОС). 3.Реализация проекта, проведение совместных занятий детей с инвалидностью и школьников будет способствовать продвижению принципов инклюзивного образования. Включение детей с инвалидностью в школьную жизнь существенно повысит качество их образования и заложит фундамент их дальнейшей успешной социализации. Создание доступной психологической среды в пространстве школы будет иметь долгосрочный позитивный эффект для уровня качества образования детей с инвалидностью. | ||
- целостность | Модель точечной инклюзии становится переходным этапом к частичной инклюзии. | ||
- перспективы совершенствования | 1.Расширение инновационного пространства посредствам включения в него новых участников как со стороны детей с ОВЗ, школьников, так и со стороны общественности. 2.Переход от « точечной» инклюзии к «частичной» в контексте классно-урочных занятий дополнительного образования. 3. Обобщение и систематизация практики внедрения принципов инклюзивного образования. | ||
5. Систематизация главных компонентов инновационного педагогического опыта в рамках. | Публикации. - Газета «Сальская Степь» , от 5.06 2015г. Статья « Подарим им радость». - Газета Газета «Сальская Степь» , от 12.01. 2016г. Статья «Сказка объединяет». - Газета «Гигант» , от .22. 02 . 2014 Статья «В доброте жить хорошо». - Газета «Гигант», от .29. 02 . 2014 Статья «Источник добра- милосердие».
| ||
Приложение 3
План мероприятий
по организации РИК (структурная модель)
Территория:
Образовательная система (муниципальный уровень)
Образовательная организация (школьный уровень)
Авторский коллектив - _________________________
Ф.И.О., должность
№ п/п | Ключевая проблема, требующая решения | Направления деятельности | Мероприятия по реализации направлений деятельности | Контингент, для которого мероприятие проводится | Ответственный организатор/исполнитель | Примерные сроки реализации | ||
Школьный уровень | Муниципальный уровень | Региональный уровень | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. 2. | Проблема активной адаптации и успешной социализации детей с ОВЗ в рамках общества. Творческая самореализация ,социализация детей с ОВЗ и детей инвалидов , формирование толерантного отношения у социума. | (смотри Целевой проект «Формирование РИК эффективных образовательных систем модернизации образования в рамках «дорожной карты» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Ростовской области», - Направление деятельности РИК(http://roipkpro.ru/plan-onmd.html). | Проект «Вот картина одна» - совместные занятия детей с сохранным здоровьем и детей с ОВЗ по созданию рукотворной картины в экологической технике. Организация выставки работ. Проект « Из добрых рук с любовью». Совместные занятия детей с сохранным здоровьем и детей с ОВЗ по созданию поделок в контексте «Горжусь своим творчеством». Организация в образовательных учреждениях выставок этих работ и благотворительной ярмарки. | Конкурс « Вот картина одна» (предоставление на конкурс работ выполненных детьми с сохраненным здоровьем совместно с детьми ОВЗ. Проект « Из добрых рук с любовью». Выставка-конкурс работ детей с ОВЗ « Горжусь своим творчеством». Организация благотворительной ярмарки. Публикации о ходе реализации проекта в муниципальных СМИ. | Конкурс « Вот картина одна» (предоставление на конкурс фотографий работ выполненных детьми с сохраненным здоровьем совместно с детьми ОВЗ. Проект « Из добрых рук с любовью». Выставка-конкурс работ детей с ОВЗ « Горжусь своим творчеством». Организация благотворительной ярмарки. Публикации о ходе реализации проекта в региональных СМИ. | Дети с ОВЗ, в том числе и дети - инвалиды, обучающиеся общеобразовательных школ. Дети с ОВЗ, в том числе и дети - инвалиды, обучающиеся общеобразовательных школ, социум. | Педагоги дополнительного образования. Педагоги доп. образования и специалисты по коррекционной деятельности образовательных учреждений. | Октябрь 2016 г. Декабрь 2017 г. В честь дня инвалидов. |
свойства граната
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии через систему ТРИЗ
Презентация выступленя с обобщением опыта работы...
СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...
"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
В статье раскрывается вопрос о социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта
Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года....
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
Из опыта работы учителей трудового обучения Советской школы-интерната II вида по социальной адаптации воспитанников....
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела в специальной (коррекционной) школе
В данной статье говорится о методах и приемах обучения детей с ОВЗ на уроках швейного дела...
Создание культурно- образовательной среды в образовательной организации для обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование игровых маркеров
Создание культурно- образовательной среды в образовательной организации для обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование игровых маркеров...