"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
статья по теме
В статье раскрывается вопрос о социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_urokov_sbo.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль уроков СБО
в социальной адаптации детей
с ограниченными возможностями здоровья»
В современных условиях нестабильности социально-экономической ситуации большое значение приобретает вопрос о социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из механизмов социализации является социальная адаптация. Социальная адаптация умственно отсталых детей существенно затруднена в силу ограничений, связанных с интеллектуальным дефектом.
Ребенок, имеющий проблемы в умственном развитии вследствие органического поражения центральной нервной системы, не в состоянии сам выделить и освоить необходимую информацию, не может без специального обучения и посторонней помощи приспособиться в дальнейшем к самостоятельной жизни.
Специальная (коррекционная) школа VIII вида, в частности предмет «Социально-бытовая ориентировка», помогает ребенку ориентироваться в окружающей жизни, приобщаться к социальным нормам, культуре общения в группах, сформировать образ будущей семьи, устраивать свой быт в соответствии с требованиями и правилами общежития, выбрать свой путь, свой взгляд на мир.
Программа СБО составлена по концентрическому принципу.
В течение всего времени изучения предмета с 5 по 9 класс основные разделы («Личная гигиена», «Уход за одеждой», «Питание», «Жилище», «Медицинская помощь », «Бюджет», «Транспорт», «Торговля» и др.) повторяются из года в год, дополняясь новыми сведениями.
Это способствует более прочному усвоению изучаемого материала.
На основании исследований В.В. Воронковой (1994) на начало учебного года я провожу диагностику и осуществляю педагогическую дифференциацию учащихся в зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала, специфических затруднений, мешающих процессу получения знаний и умений Т.Е. делю учащихся на группы по возможностям обучения.
- Первая группа. Ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения.
- Вторая группа. Учащиеся, овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения с возрастанием трудностей в учебной деятельности.
- Третья группа. Учащиеся, с трудом усваивающие программный материал и нуждающиеся в разноплановой помощи.
- Четвертая группа. Учащиеся, осваивающие программный материал на самом низком уровне, и, нуждающиеся в сочетании фронтального и индивидуального обучения.
Работа по социализации учащихся в коррекционной школе дает положительные результаты только тогда, когда соблюдаются следующие принципы:
принцип последовательности, предусматривающий постепенное накопление, расширение социально-бытовых знаний и умений;
принцип систематичности, требующий разносторонней, каждодневной, а не эпизодической работы со школьниками,
диагностическая основа планирования,
взаимодействия учителя, воспитателя и родителей.
Важно не просто «дать урок» по той или иной теме, а сформировать практические, жизненно значимые социально – бытовые умения,
Слайд 8
поэтому на своих уроках я использую межпредметные связи СБО с уроками письма, математики, обществознания, факультативов ОБЖ и «Общество и я»:
Взаимосвязь с воспитателями помогает закреплению социально – бытовых знаний и умений во внеурочное время
Из разделов программы наиболее любимым для обучающихся является раздел «Питание». В кабинете имеется всё необходимое для обучения: раковины, шкафы и столы для работы, печи электрические и микроволновая, вытяжные шкафы, холодильник, электрочайник, электромясорубка, миксер, необходимый набор кухонной и столовой посуды. Еще в начале учебного года они живо интересуются, какие блюда будут учиться готовить в новом учебном году. Ученики с удовольствием записывают рецепты приготовления блюд.
На уроках мы учимся чистить и нарезать овощи, готовим бутерброды, салаты, первые и вторые блюда, выпечку, учимся делать заготовки на зиму, правильно сервировать стол, пользоваться столовыми приборами, тщательно мыть посуду. Конечно, есть ученики, которые получают эти умения в семье, но для большинства учеников обучение в коррекционной школе и уроки сбо-являются единственным источником получения знаний и умений
В современных условиях рыночных отношений проблема экономического воспитания умственно отсталых детей приобретает всё более важную значимость.
Поэтому важно научить выпускников школы планировать бюджет семьи разумно. Начиная с 5 класса, при изучении темы «Питание» постепенно начинаю формировать у учащихся экономические знания и умения. Например, после приготовления блюда мы проводим не только дегустацию блюд, но и подсчитываем его стоимость, причём в двух вариантах – в первом случае, если все продукты купили в магазине, во втором – если овощи выращены на своём огороде.
Практические работы вызывают большой интерес у учеников, так как их содержание взято из реальной жизни. Например, выявление осведомленности о текущих ценах на продукты и промтовары, планирование крупных покупок, подсчет бюджета семьи на одну-две недели и др
В конце учебного года провожу фронтальные занятия по теме « Экономика домашнего хозяйства», применяя методы моделирования реальных ситуаций
частично – поисковые, проблемные методы, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику.
Дети, опираясь на приобретённый опыт и запас знаний, полученных в течение года, составляют, например, меню на неделю из определённого набора продуктов, а я оказываю им в этом помощь, предлагая специальную литературу, инструкционные карты, свой личный опыт; либо делятся на «2 семьи с разным размером дохода» я ставлю перед ними задачу: рассчитать бюджет семьи на месяц, и мы вместе рассматриваем возможные варианты экономии, обсуждаем, какие крупные покупки может позволить себе данная семья.
Если для умственно – отсталого ребёнка ведущими мотивами деятельности является «лишь бы сделать», то на моих уроках этот мотив компенсируется и корригируется до мотива «сделать правильно с наименьшими затратами».
Занятия по СБО предусматривают активное включение учеников в окружающую жизнь.
Этому способствуют учебные экскурсии, в ходе которых у школьников расширяются представления об окружающей действительности, формируются навыки делового общения с людьми вне школы.
Во время учебной экскурсии знания и умения, полученные на уроках, закрепляются в реальных условиях и приобретаются новые.
В рамках профориентации проводятся экскурсии в училище, посещение центра службы занятости населения,
где грамотные специалисты разъясняют правила постановки на учёт, перечень документов, условия выплаты пособий, права и обязанности сторон
Изучая тему «Профориентация и трудоустройство», совместно с воспитателями классов организую экскурсии на предприятия города, где специалист отдела кадров даёт грамотную консультацию будущим выпускникам.
Снимать показания счетчиков мы учимся в классе, там же проговариваю почему важно оплачивать вовремя коммунальные услуги, электроэнергию, но экскурсия в горэлектросеть расширяет запас знаний.
Чем больше жизненных ситуаций рассматривается на уроках СБО, тем больше может быть уверенность у учителя,
что его выпускники используют полученные знания в новой или измененной ситуации,
что всегда является сложным для детей с недостатками интеллектуального развития.
в прошлом году в рамках недели была организована экскурсия в музей села «Беково»
дети не только познакомились с культурой коренных жителей нашей области, но и научились готовить национальное блюдо
Я думаю, что уроки социально-бытовой ориентировки помогают детям с ограниченными возможностями здоровья становиться более адаптированными к жизни, открытыми к общению, способными к созданию полноценной семьи.
Конечной целью своей работы считаю достижение каждым ребёнком максимально возможного для него уровня социально – бытовой умелости, стараюсь творчески подходить к поиску эффективных методов и приёмов обучения детей и использую их в своей работе; придерживаюсь принципа педагогического оптимизма, т.к. верю в возможности каждого ребёнка и делаю установку на положительный результат обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии через систему ТРИЗ
Презентация выступленя с обобщением опыта работы...
СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта
Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года....
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
Из опыта работы учителей трудового обучения Советской школы-интерната II вида по социальной адаптации воспитанников....
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела в специальной (коррекционной) школе
В данной статье говорится о методах и приемах обучения детей с ОВЗ на уроках швейного дела...
Инновационный проект: «Инновационное образовательно – воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ».
Паспорт проекта .Инновационное образовательно- воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья....