Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела в специальной (коррекционной) школе
статья на тему
В данной статье говорится о методах и приемах обучения детей с ОВЗ на уроках швейного дела
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sotsialnaya_adaptatsiya_detey_s_ovz.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Топоева Элеонора Георгиевна, учитель швейного дела, ГБОУ РХ«Аскизская школа-интернат »
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела в специальной (коррекционной) школе
Большое значение в социальной адаптации детей, живущих в учреждениях интернатного типа, имеет трудовое обучение. Основная задача трудового обучения – дать школьникам начальное профессиональное образование, вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности, подготовить работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива. [4, с.78]
Трудность решения этой задачи в первую очередь обусловлена недостатками психического развития, которые свойственны умственно отсталым детям. [3, с.5] Для умственно отсталых детей характерны: снижение наблюдательности, неустойчивость произвольного внимания, отсутствие умения сосредоточиваться на инструкции и осмысливать ее, низкий уровень самоконтроля и самоорганизации, недостаточная забота о результативности своей работы. [5, с.1]
Важно учитывать и то, что трудовое обучение создает перед умственно отсталыми учащимися общие трудности. [5, с.1] Школьники, как правило, не умеют правильно выбрать рациональный путь выполнения задания: организовать последовательность действий и трудовых операций, адекватно использовать приспособления, инструменты, правильно обрабатывать материалы, объясняться (задавать вопросы и правильно отвечать на них) не только с учителем, но и с одноклассниками.[5, с.1] Выполняя задание, умственно отсталые школьники в значительной мере нуждаются в организующих и направляющих со стороны взрослых действиях. [5, с.1]
Чтобы успешно подготовить учащихся к самостоятельной жизни, учитель швейного дела использует в своей работе различные методы и приемы обучения, в том числе индивидуальный и дифференцированный подходы.
По результатам диагностики составляется учебно-тематический план на класс и индивидуальный – на каждого учащегося. Работу учитель организует внутри класса по группам. В состав группы входят одна - две ученицы, которые с трудом усваивают теоретический материал. Во время практических заданий эти учащиеся не испытывают больших трудностей, так как имеют возможность постоянно получать индивидуальную помощь от учителя и одноклассников. Педагог должен хорошо знать каждого ученика: одного можно отослать к учебнику или инструкционной карте, другому требуется объяснение учителя с опорой на технологическую карту, третьему необходим неоднократный показ приемов работы.
Для успешного усвоения учебного материала большую роль играет наглядность, которая активизирует и направляет практическое мышление учащихся. Такой наглядностью являются предметные технологические карты, которые отражают основные этапы изготовления изделия, состоят из предметных образцов, выполняемых операций. Использование технологической карты позволяет более осознанно приступать к практической работе над изделием. Применение технологической карты повышает активность учащихся, обостряет их внимание, способствует развитию умения ориентироваться в задании, планировать свои действия, умению пользоваться техническими терминами. Также активно используются на уроках швейного дела образцы изделия, чертежи, схемы, таблицы и т.д.
Применение наглядности в специальных (коррекционных) учреждениях VIII способствует:
- чувственному ознакомлению и осмысливанию школьниками учебного материала, обеспечивая глубокое понимание содержания путем активного участия мышления;
- запоминанию и дальнейшему безошибочному применению полученных знаний на практике;
- формированию у учащихся навыков организации и планирования деятельности;
- коррекции и развитию ощущений, восприятия, памяти, мышления, речи, моторики;
- воспитанию любознательности, наблюдательности, аккуратности, умений работать в коллективе и эстетическому развитию. [1, с.26]
Овладение трудовыми навыками у учащихся специальных (коррекционных) школ затруднено, они прививаются медленно. [2, c.38] Их воспитание требует показа действия, многократного его повторения самими учащимися, повседневного контроля со стороны учителя и достаточно развитого самоконтроля. Большое внимание учитель уделяет обучению правильным рабочим приемам, качеству выполнения трудового задания, отработке скоростных показателей. [2, c.38]
Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, биологии и истории. Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать расход материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства и т. д. [6, c.68] В свою очередь, навыки и умения, полученные при освоении швейных операций, способствуют более успешному изучению школьницами общеобразовательных предметов. [6, c.68]
Немаловажную роль в овладении трудовыми умениями и навыками играет применение современных педагогических технологий. Например, опорные сигналы по В. Ф. Шаталову:
- изучение теории: обычное объяснение у доски (с мелом, наглядностью); повторное объяснение по красочному плакату; индивидуальная работа учащихся над своими заданиями, фронтальное закрепление по блокам выполнения изделия;
- самостоятельная работа: опорные схемы + учебник + помощь учителя;
- устное проговаривание своих действий, используя опорные схемы;
- в процессе изготовления изделий внешний контроль, самоконтроль, самооценка (профилактика конфликтных ситуаций).
Компьютерные технологии: использование развивающих игр (например, компьютерная игра «Барби – модельер», которая развивает образное мышление, память, внимание, прививает эстетический вкус), использование на уроках мультимедийного проектора.
Технология проблемного обучения по М. И. Махмутову: например, тема урока в 9 классе «Платье, отрезное по линии талии». Дается образец платья, который учащиеся могут хорошо рассмотреть, потрогать. Ставится перед учениками проблема: определить последовательность выполнения пошива платья, отрезного по линии талии. Учащиеся самостоятельно должны определить последовательность пошива платья. Учитель только корректирует и направляет учеников.
Учитель на уроках швейного дела нацеливает детей на то, что после окончания школы они смогут продолжить обучение в профессиональных училищах и получат интересную и нужную профессию, а также их знания, умения и навыки пригодятся и в быту и в повседневной жизни.
Благодаря этим урокам учащиеся подготавливаются к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея-мотористка женской и детской легкой одежды.
Для закрепления трудовых умений и навыков, а также для лучшей социализации учащихся учебные мастерские принимают заказы на изготовление различных изделий (пошив постельных комплектов, штор в жилые комнаты, в ученические кабинеты для школы – интерната, в которой обучаются сами ученики). Ученики выполняют пошив постельных комплектов, полотенец для продажи (см. таблицу).
Доходы от продажи товаров
Год | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Доходы от продажи | 6. 800 рублей | 6. 131 рубль | 6. 884 рубля | 7. 972 рубля |
На вырученные деньги приобретается ткань, мелкое оборудование, швейные принадлежности.
Также в наших швейных мастерских (их у нас две) дети выполняют работу по индивидуальным заказам (в основном это – обработка нижнего среза брюк). В 9 классе в конце учебного года девочки шьют себе платья к выпускному балу, они с нетерпением ждут, когда смогут одеть их. Это воспитывает у учащихся аккуратность, положительное отношение к труду. Нашими девочками сшиты фартуки для поваров, для дежурных по столовой, спецодежда для рабочих.
Немаловажную роль в социальной адаптации воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида играют ежегодные праздники труда в школе, как итог трудовой деятельности учащихся. На таких праздниках отмечаются и награждаются призами, грамотами лучшие ученики школы. Участие в выставках декоративно-прикладного творчества за пределами школы дает ученикам проявить себя с лучшей стороны. На таких выставках дети могут показать себя, посмотреть и пообщаться с другими сверстниками, что очень важно для детей, которые живут и учатся в одном учреждении.
Таким образом, обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у аномальных детей. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту. [6, c.69]
Список литературы
- Ерошина Г. Ю., Козлова Л. В. Наглядность как средство эффективного усвоения учебного материала на уроках труда в школе VIII вида//Коррекционная педагогика. 2006. № 5. С. 25-32
- Кириллова А. Г. Организация общественно полезного производительного труда в процессе трудового обучения швейному делу старшеклассников вспомогательной школы//Дефектология. 1987. № 6. С. 38-41
- Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988
- Муравьева Е. В. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников//Коррекционная педагогика. 2009. № 5. С. 75-80
- Носкова Н. Г. Система коррекционно-педагогической работы в обучении швейному делу//http://festival.1september.ru/articles/576778
- Программы коррекционных образовательных учреждений VIII вида/Под редакцией В. В. Воронковой.-М.: Просвещение, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии через систему ТРИЗ
Презентация выступленя с обобщением опыта работы...
СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...
"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
В статье раскрывается вопрос о социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
Из опыта работы учителей трудового обучения Советской школы-интерната II вида по социальной адаптации воспитанников....
Презентация «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела»
Доклад по теме "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ на уроках швейного дела"...
Доклад "Индивидуальный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела"
Доклад "Индивидуальный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела"...
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Социальная адаптация - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной ос...