Создание культурно- образовательной среды в образовательной организации для обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование игровых маркеров
статья
Создание культурно- образовательной среды в образовательной организации для обучения и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование игровых маркеров
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ КУЛЬТУРНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МАРКЕРОВ
Заец И.В., учитель-логопед
МБДОУ ДС «Чебурашка» г. Волгодонска
В развитии ребенка образование и среда играют большую роль,
чем наследственность… Вопрос в том, какое образование, какая
среда лучше всего развивают потенциальные возможности ребенка.
К. Д. Ушинский
Маленький ребенок постоянно изменяется, развивается. И вместе с ним должно изменяться пространство группы, т.е. быть вариативным. В связи с чем, в группе игровой, дидактический, наглядный материал периодически изменяется (в зависимости от темы недели, времени года, интересов детей в данный период, реализации проекта, в соответствии со вкусами и настроением детей) с целью стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей.
Проводя каждый год мониторинг речевого развития, педагоги сталкиваются с трудностями усвоения речевого материала, бедного предметного, предикативного и атрибутивного словарного запаса, нарушениями в развитии лексико-грамматического строя речи, несформированностью фонетико-фонематических процессов, отставанием в развитии связной речи, нарушении смысловой и произносительной сторон речи, выраженным аграмматизмом, дефектами звукопроизношения, специфическими нарушениями слоговой структуры слов у детей с ОВЗ.
Создавая предметно-развивающую среду группы, мы учитывали все требования ФГОС ДО. Старались сделать ее разнообразной, яркой, комфортной, информативно богатой, чтобы создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить гармоничное развитие каждого ребенка.
Ведущей деятельностью детей является игровая. Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В играх у детей развивается личность во всех сферах: познавательной, эмоциональной, социальной, творческой, двигательной и мотивационной. В ролевых играх малыши привыкают справляться со своими эмоциями, радоваться и показывать свое счастье на людях, скрывать в нужные моменты грусть и разочарование, переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. Театральные игры обогащают детское художественное восприятие. Сюжетно- ролевые игры (дочки – матери) учат ребенка взаимопомощи и взаимодействию с другими людьми, знакомит со взрослым миром на детском языке.
Чтобы осуществить баланс между стабильностью и динамичностью предметно-пространственной среды, мы используем маркеры игрового пространства.
Маркеры (или знаки) игрового пространства представляют собой предметы, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет. Это уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира. Требования ФГОС ДО к игровому пространству предполагают многофункциональность и трансформируемость, вариативность. А это значит, что игровое оборудование должно как-то видоизменяться, иметь множество функций, дети должны самостоятельно его передвигать в групповом пространстве.
Маркеры игрового пространства обеспечивают реализацию в игровой форме образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО:
- Социально-коммуникативное развитие: взаимодействуя в развитии игрового сюжета при помощи полифункциональных маркеров игрового пространства дети получают навыки общения;
- Познавательное развитие: дошкольники в игровой форме знакомятся с окружающим миром;
- Речевое развитие: организация игр, направленных на развитие диалогической и монологической связной речи, звукопроизношения, автоматизации звуков, обогащение и расширение словаря;
- Художественно–эстетическое развитие: дети помогают оформлять маркеры;
- Способствуют развитию психологических процессов (внимание, восприятие, память, мышление), любознательности, интересов, мотивации к познанию, обучению и творчеству;
- содействуют сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Для изготовления маркеров использованы доступные и безопасные для детей материалы: плотный картон, пленка самоклеящаяся, цветной скотч, канцелярский нож, линейка и карандаш, пластиковые конверты и др.
В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном трансформируются в масштабные объекты.
Получились основные маркеры: ширма-трансформер (со съемными динамическими полями), включающая в себя автомастерскую, бензоколонку, кораблик, магазин, медицинский кабинет; модульно-каркасный конструктор (машинки, кораблик). Из остатков получились дополнительные маркеры и детали к ним: колеса транспорта, руль корабля, бензоколонка, прилавок магазина, медицинский кабинет.
Опробовав маркеры в работе с детьми, мы убедились, что они обладают рядом достоинств и отвечают современным требованиям:
- легко трансформируются;
- вариативны;
- развивают детскую фантазию и воображение;
- рассчитаны на возрастные категории 5–7 лет;
- отвечают гигиеническим требованиям (легко моются, обрабатываются);
- имеют эстетический вид;
- занимают мало места при хранении;
- выполнены из недорогих, доступных материалов.
Используя одновременно модульно-каркасный конструктор «Машинка» и съемные динамические панели «Дорога. Город», дети разворачивают игровой сюжет, связанный с поездками по городу, автомастерской и заправочной станцией, отрабатывая темы: «Город», «Транспорт», «Профессии». Закрепление составных частей транспорта (например, машина или автобус – кабина, кузов, колеса, фары) с последующим конструированием из мягких модулей.
Используя модульно-каркасный конструктор «кораблик» и ширму-трансформер, мы предлагаем детям отправится на нем в морское путешествие. Отрабатываются следующие темы: «Обитателей морей и океанов», «Речные рыбы», «Животные жарких стран», «Профессии на корабле».
Развиваем грамматический строй речи: образовываем прилагательные (Я вижу акулий плавник, китовый хвост, черепаший панцирь, и т.д.), формируем связную речь и воображение (За пальмой спрятался носорог) и т.д.
Знакомство со структурными частями корабля (лодочки): палуба, корма, якорь, штурвал; с профессиями на корабле, развитие глагольного словаря «Кто что делает?» (Примеры: Капитан управляет кораблем, повар (кок) готовит еду, матрос моет палубу, рулевой стоит на палубе).
Если это рыболовецкая лодка, то закрепляется название речных рыб и согласование их с числительными (Я поймал двоих усатых сомов, много колючих ершей, трех лещей и одну щуку).
С помощью маркера «Дом», отрабатывается речевой материал, игровые действия, поло- ролевое поведение по теме «Семья».
Динамические панели ширмы-трансформера «Магазин» и «Медицинский кабинет» помогают отработать представления детей о профессиях врача, продавца; ролевые действия продавца-покупателя, врача-пациента; речевой материал и элементарные математические представления (на количество и счет, величину, геометрические формы, сенсорные эталоны), представления об овощах и фруктах, элементарные представления о здоровом образе жизни.
С помощью этих маркеров можно отработать речевую активность, кроме того, имеются возможности для развития познавательной и исследовательской деятельности детей.
Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.
Литература
1. Савицкая, Н. М. Маркеры игрового пространства / Н. М. Савицкая, Л. О. Сафонова, О. И. Лаврентьева. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 118-127.
2. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа корреционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии через систему ТРИЗ
Презентация выступленя с обобщением опыта работы...
СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...
"Роль уроков СБО в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
В статье раскрывается вопрос о социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта
Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года....
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.
Из опыта работы учителей трудового обучения Советской школы-интерната II вида по социальной адаптации воспитанников....
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела в специальной (коррекционной) школе
В данной статье говорится о методах и приемах обучения детей с ОВЗ на уроках швейного дела...
Инновационный проект: «Инновационное образовательно – воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ».
Паспорт проекта .Инновационное образовательно- воспитательное пространство как ресурс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья....