Уравнения с параметром
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему
Предварительный просмотр:
Уравнения с параметром
п. 1 Понятие уравнения с параметром
Рассмотрим уравнения вида f (а, b, с, ..., k, х) = ϕ (а, b, с, ..., k, x)
где а, b, с, ..., k, х — переменные величины.
Любая система значений переменных a = a0, b = b0, c = c0, …, k =k0, x = x0, при которой обе части уравнения (1) принимают действительные значения, называется системой допустимых значений переменных а, b, с, ..., k, х.
Пусть А — множество допустимых значений а, В — множество допустимых значений b, ..., X — множество допустимых значений х, т. е. а∈А, b∈B, ..., x∈X. Если из каждого множества А, В, С, ..., К выбрать и зафиксировать соответственно по одному значению а, b, с, ..., k и подставить их в уравнение, то получим уравнение относительно х, т. е. уравнение с одной переменной.
║Переменные а, b, с, ..., x, которые при решении уравнения считаются постоянными, называются параметрами, а само уравнение называется уравнением, содержащим параметры.
Условимся в дальнейшем параметры обозначать первыми буквами латинского алфавита: а, b, с, d, ..., k, l, т, п, а неизвестные — буквами х, у, z. Так, в уравнении
m и п — параметры, а х — неизвестное.
Допустимой является любая система значений т, п и х, удовлетворяющая условию m ≠3, п ≠ –1, х ≠0.
При т = 4, п = 1 получим уравнение
при m = 5, п = 3 получим уравнение и т. д.
║Решить уравнение (1) — значит указать, при каких значениях параметров существуют решения и каковы они.
В процессе решения уравнений существенную роль играют теоремы о равносильности. ║Два уравнения, содержащие одни и те же параметры, называются равносильными, если:
а) они имеют смысл при одних и тех же значениях параметров;
б) каждое решение первого уравнения является решением второго и наоборот.
Совершенно ясно, что при таком определении справедливы теоремы, сформулированные выше.
п. 2 Линейные уравнения и уравнения, приводимые к линейным
Уравнение вида Ах — В = 0, где А и В — выражения, зависящие только от параметров, а х — неизвестное, называется линейным уравнением относительно х.
Оно приводится к виду Ах = В и при А ≠ 0 имеет единственное решение х = при каждой системе допустимых значении параметров.
При А = 0 и В = 0 x — любое число, а при A = 0 и В ≠ 0 решения нет.
Пример. Решить уравнение (а2 – 1)⋅x – (2а2 + а – 3) =0.
Решение.
(а2 – 1)⋅x – (2а2 + а – 3) =0,
(а2 – 1)х = 2а2 + а – 3,
является линейным относительно x. Оно имеет смысл при любых действительных значениях параметра а.
Приведя его к виду (а – 1) (a + 1) х = (2а + 3) (а – 1), заметим, что при a = 1 оно принимает вид: 0⋅х = 0, т. е, решением его служит любое действительное число.
При а = – 1 уравнение имеет вид: 0⋅x = 2, т. е. не имеет решения.
При a≠±1 уравнение имеет единственное решение
Ответ: при a = 1 х — любое действительное число; при а = – 1 нет решений; при a≠±1
п. 3 Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным
Уравнение вида тх2 + px + q=0 , где x— неизвестное, m, p, q — выражения, зависящие только от параметров, и m ≠ 0, называется квадратным уравнением относительно х.
Допустимыми будем считать только те значения параметров, при которых т, р, q — действительны.
Пример. Решить уравнение тх2 + 3mx – (m+2)=0.
Уравнение тх2 + 3mx – (m+2)=0 имеет смысл при любых действительных значениях параметра m .
При m = 0 оно принимает вид: 0⋅х2 + 3⋅0⋅x – (0+2)=0, 0⋅x =2 и не имеет корней.
При т ≠ 0 оно является квадратным.
тх2 + 3mx – (m+2)=0,
D = 9m2 + 4m⋅(m + 2)= 9m2 + 4m2 + 8m = 13m2 + 8m,
1) если D > 0, 13m2 + 8m>0, m⋅(13m + 8)>0, m<– и m > 0, то уравнение имеет два действительных корня .
2) если D = 0, 13m2 + 8m=0, m⋅(13m + 8)=0, m =– , m = 0 (случай, когда m = 0 рассмотрен), то уравнение имеет единственный корень
3) если D < 0, 13m2 + 8m<0, m⋅(13m + 8)<0, –, то уравнение корней не имеет.
Ответ: при – нет корней; при m =– один корень при m<– и m > 0 два корня .
п. 4 Иррациональные уравнения
Уравнение f(a,b , с, ..., k, х) = ϕ(а, b, с, ..., k, х) называется иррациональным с одним неизвестным x, если одна или обе его части содержат выражения, иррациональные относительно х.
Например, уравнения
иррациональные относительно x. Здесь а и b — параметры. Как и в предыдущих случаях, мы будем искать действительные корни, причем будем исходить из того, что
.
При F (а, b, с, ..., k, х) ≥ 0 и п — четном, т. е. в случае п = 2k (n натуральное) будем рассматривать только арифметическое значение .
Решение таких уравнений сводится к постепенному переходу от иррационального к рациональному путем возведения в степень обеих частей уравнения. Но известно, что в таком случае возможно появление посторонних корней. Следовательно, решение должно сопровождаться тщательной проверкой. Трудно указать какой-нибудь общий и вместе с тем достаточно простой способ решения иррациональных уравнений. Рассмотрим различные способы решения таких уравнений, не отдавая преимущества ни одному из них.
Пример. Решить уравнение
Возведя обе его части в квадрат, получим:
(a – 2)⋅x = 2a + 1.
При а = 2 уравнение (a – 2)⋅x = 2a + 1 принимает вид: 0⋅x = 5, т. е. не имеет решений.
При а ≠ 2 х =
Для проверки решения подставим полученное значение х в левую и правую части уравнения
Левая часть .
При и при
при
Правая часть
Отсюда видно, что является корнем уравнения при . При решения нет.
Ответ: при х = при решения нет.
Решение иррационального уравнения часто сводится к нахождению корней квадратного уравнения, не равносильного исходному. На последнем, завершающем этапе решения необходимо установить, какой из найденных корней и при каких значениях параметров является корнем исходного уравнения. Иногда это удобно сделать, используя свойство корней квадратного уравнения. Пусть х1 и х2 — корни уравнения ах2 + bх + с=0, где а, b, с — действительные числа, a ≠0, х1 < х2, λ — действительное число. В таком случае
Необходимым и достаточным условием того, что | является условие |
λ < х1 < х2 | а (аλ2 + bλ+ с) > 0, λ < – |
x1 < λ < х2 | а (аλ2 + bλ + с) < 0 |
x1 < х2 < λ, | а (аλ2 + bλ + с) > 0, λ > – |
п. 5 Показательные и логарифмические уравнения
Уравнение вида , где а > 0 и b > 0, будем называть элементарным показательным уравнением.
Областью определения его D служит пересечение областей определения функций f (х) и ϕ (x). При а = b = 1 решением уравнения служит множество D. При а = 1 и b≠ 1 оно равносильно системепри а ≠ 1, b = 1 системе при а = b (а > 0, a≠1, b > 0, b ≠ 1) мы получим уравнение f (х) = ϕ (x), равносильное .
Для решения уравнения в случае а ≠ b (а ≠ 1, b≠ 1) будем исходить из того, что уравнения и , где с > 0 (с ≠ 1), равносильны.
Совершенно безразлично, какое положительное, отличное от единицы число взять за основание логарифма. В этом легко убедиться, если учесть, что , где
с > 0 (с ≠ 1), k > 0 (k ≠ 1), М > О, N > 0.
Если же за основание взять число а, то уравнение запишется так:
f (х) = ϕ (х) ⋅ logc b.
Решение любого показательного уравнения, вообще говоря, сводится к нахождению корней некоторого элементарного показательного уравнения.
Пример. Решить уравнение
Уравнение имеет смысл при а > 0. Областью определения его служит множество всех действительных чисел. Приведя его к виду заметим, что при а = 1 х — любое действительное число, при а > 0 (а≠1) – x – 1= – 2x +1, – x +2x = 1 + 1, х = 2.
Ответ: при а = 1 х — любое действительное число, при а > 0 (а≠1) х = 2.
Уравнение где а > 0 (а≠ 1), b>0 (b ≠ 1), будем называть элементарным логарифмическим уравнением. Областью определения его служит решение системы
.
При а = b мы получим уравнение f (х) = ϕ (х), равносильное уравнению (в области определения уравнения).
Если а≠b, то решение уравнения сводится к решению уравнения
что равносильно уравнению
Здесь использована формула , где N > 0, а > 0 (а≠1), b >0 (b≠1).
Решение логарифмического уравнения, как правило, сводится к нахождению корней элементарного логарифмического уравнения вида .
Пример. Решить уравнение 3 lg2 (х — а)–10⋅lg (х — а) + 3 = 0.
3 lg2 (х — а)–10⋅lg (х — а) + 3 = 0 квадратное относительно lg (х — а),
lg (х — а)=t, 3t2 – 10t + 3=0, D = 100 – 4⋅3⋅3= 100 – 36= 64,
равносильно совокупности двух уравнений:
а) lg (х — а) = 3, отсюда х = а + 1000.
б) lg(x — a) =, т. е. x = а + .
х = а + 1000
Левая часть 3 lg2 (a + 1000 — а)–10⋅lg (a + 1000 — а) + 3 =3⋅lg2 1000 – 10⋅lg1000 + 3= 27 – 30 +3=0.
Правая часть 0.
x = а +
Левая часть 3 lg2 (a + — а)–10⋅lg (a + — а) + 3 =3⋅lg2 – 10⋅lg + 3=
Правая часть 0.
Ответ: х1 = а + 1000, x2 = а + .
п. 6 Тригонометрические уравнения
Уравнение называется тригонометрическим, если неизвестное находится только под знаком тригонометрической функции. Решение таких уравнений сводится к нахождению корней одного из простейших тригонометрических уравнений. Уравнение sin (f (x)) = а, где |а|≤ 1, равносильно совокупности уравнений
f (х) = arcsin a + 2πп и f (х) = π – arcsin а + 2πп или уравнению f (х) = (—1)n arcsin а + πп. Уравнение cos (f (х)) = а, где |а| ≤ 1, равносильно совокупности уравнений
f (х) =±arccos a + 2πп, а каждое из уравнений tg ( f (x)) = a, ctg (f (х)) = а соответственно равносильно уравнениям f (х) = arctg а + πп и f (х) = arcctg a + πп.
Пример. Решить уравнение sin (2х + 3) = b + 1.
sin (2х + 3) = b + 1,
При –1≤ b + 1≤1, –2≤ b ≤0 2х + 3= (–1)n⋅arcsin (b +1) +πn, 2х= (–1)n⋅arcsin (b +1) – 3 +πn, х= (–1)n⋅arcsin (b +1)+ +πn, n∈Z.
При b< – 1 и b> 0 решений нет.
Ответ: при –2≤ b ≤0 х= (–1)n⋅arcsin (b +1)+ +πn, n∈Z; при b< – 1 и b> 0 решений нет.
п. 7 Графическое решение некоторых уравнений
Рассмотренный в предыдущих пунктах стандартный способ решения уравнений в отдельных случаях приводит к сложным и утомительным преобразованиям. Процесс решения может быть иногда упрощен, если применить так называемый графоаналитический метод. Поясним суть этого метода на конкретном примере решения (относительно х) уравнений.
Пример. \\х\ – 2| – | х – 4| = а.
График данного уравнения в системе хОа (Рис. 1) состоит из отдельных прямолинейных звеньев, ограниченных точками: (–2; –6), (0; –2), (2;–2), (4; 2).
Ссылаясь на график, получим:
а) при а < – 6 и при а > 2 решения нет;
б) при а = – 6 х∈ (– ∞;, –2 ];
в) при – 6 < а < –2 уравнение принимает вид:
2х – 2 =а и, значит, х = 0,5 (а + 2);
г) при а = –2 х ∈ [0; 2];
д) при –2 < а < 2 уравнение имеет вид: 2х – 6 =а, значит, х = 0,5 (а + 6);
е) при а = 2 x∈ [4; ∞).
Рис. 1
п. 8 Решение уравнений при некоторых начальных условиях
Пример. Найти все значения параметра а, при каждом из которых оба уравнения х2 + 4x + 4а = 0 и x2 + 3х + 6а = 0 имеют по два различных корня и между двумя корнями одного уравнения нет ни одного корня другого.
Уравнение х2 + 4x + 4а = 0 имеет два различных корня:
при а < 1, причем .
Корни уравнения x2 + 3х + 6а = 0
действительны и различны при а < .
Значит, при а < — каждое из данных уравнений имеет по два различных корня. Корни удовлетворяют условию задачи в двух случаях, представленных на рисунках 2 и 3.
Рис. 2 Рис. 3
Отсюда видно, что значение а должно удовлетворять одному из двух условий:
или при а < .
Найдем решение неравенства – 2 + 2 равносильного неравенству не имеющему решения при а < .
Вторая приведенная ниже система
вводится к неравенству (при а<), также не имеющему решения.
п. 9 Применение производной при решении некоторых задач
Пример. В зависимости от р укажите значения а, для которых уравнение
х3 + 2рх2 + р = а имеет три различных корня.
Пусть f(x) = х3 + 2рх2 + р, тогда f ′ (х) = х (3х + 4р).
При р = 0 f ′ (х)≥ 0, т. е. f(x) возрастает на всей числовой прямой и уравнение а = f (х) имеет только один корень.
При р ≠ 0 f (х) имеет две стационарные точки 0 и – р.
f (х) непрерывна на всей числовой прямой,
при р < 0 – р — точка минимума, 0 — точка максимума,
при р > 0 – р — точка максимума, 0 — точка минимума.
Отсюда видно, что уравнение х3 + 2рх2 + р = а имеет три различных корня при
где p<0, или , где р > 0,
т. е. р3 + р < а < р < 0 или 0 < р < а < р3 + р.
Выступление на МО
учителей математики
Учитель Плющик Н. П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Задачи с модулем и параметром. Уравнения с параметрами»
Программа рассчитана на учащихся, проявивших интерес к изучению математики. Ввиду того, что тема «Модуль» изучается в 6 классе, а дальше ей не уделяется должного вн...
Линейные уравнения и системы линейных уравнений с параметрами
Методическая разработка на тему: "Линейные уравнения и системы линейных уравнений с параметрами"...
Обобщающий урок факультатив по теме "Квадратные уравнения + уравнения с параметром"
Обобщающий урок факультатив по теме "Квадратные уравнения + уравнения с параметром" 9 класс...
Линейные уравнения, неравенства и системы линейных уравнений с параметром.
Тестовые задания....
Решение уравнений, систем уравнений с параметрами графическим способом
При подготовке к экзаменам, с выпускниками 11 класса я провожу семинары по решению задач.. На этом семинаре решались задачи с параметрами. Задачи взяты из сборников ЕГЭ....
Обобщающий урок факультатив по теме "Квадратные уравнения + уравнения с параметром"
Цель урока:обобщение и систематизация знаний учащихся, закрепление и совершенствование навыков решения квадратных уравнений....
Курс внеурочной деятельности "Параметры. Уравнения с параметрами"
Решение задач с параметрами являются одними из сложных в курсе средней школы и требует большого количество времени на изучение. Поэтому я разработала данный курс как дополнение к школьной программе, к...