Обобщающий урок факультатив по теме "Квадратные уравнения + уравнения с параметром"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему

 

Цель урока:

обобщение и систематизация знаний учащихся, закрепление и совершенствование навыков решения квадратных уравнений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9klass.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок факультатив по теме

"Квадратные уравнения + уравнения с параметром"

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Power Point (приложение ).

-Математику не зря называют «царицей наук». Ей больше, чем какой–нибудь  другой науке, свойственны красота, изящность и точность. Одно из замечательных качеств математики – любознательность. Постараемся доказать это на уроке. Вы уже умеете решать квадратные уравнения, задачи на составление квадратных уравнений. Но знания нужно не только  иметь, но и уметь их показывать,  что вы, надеюсь и сделаете на сегодняшнем уроке. А я вам  в этом помогу.

Я прочитаю вам стихотворение, а вы скажете тему нашего  урока.

Чтобы решить уравнение,
Корни его отыскать,
Нужно немного терпения,
Ручку, перо и тетрадь.
Минус напишем сначала,
Рядом с ними пополам,
Плюс – минус знак радикала,
С детства знакомого нам.    (дети говорят тему)

-Открываем тетради, записываем число и тему нашего урока: «Решение квадратных уравнений».

Цель урока:

обобщение и систематизация знаний учащихся, закрепление и совершенствование навыков решения квадратных уравнений.

 Повторим основные вопросы теории темы. (Слайды  

Ученики рассказывают по слайдам         блок теории. (фронтальный опрос)

А теперь мы с вами немножко поиграем. Игра наша называется домино. Возьмите по две доминошки.

Т.к. у нас с вами факультатив мы узнаем что такое  «Уравнения с параметром».

«Результаты экзаменов по математике показывают, что задачи с параметрами представляют для выпускников и абитуриентов наибольшую сложность, как в логическом, так и в техническом плане и поэтому умение их решать во многом предопределяет успешную сдачу экзамена».

Запишите в тетрадь: 7х=5: -3х =5, 0х = 5 каждое уравнение имеет вид ах = 5, где а некоторое число, х неизвестное число.

Первое уравнение, в котором а = 7, имеет корень .

Второе  уравнение, в котором а = -3, имеет корень .

Третье уравнение, в котором а = 0, не имеет корней.

Вообще уравнение вида ах = 5 при а= 0 имеет единственный корень , а при а=0 не имеет корней.

Говорят, что а является параметром, а уравнение ах=5 – уравнение с параметром.

 Рассмотрим примеры.

Пример 1. Решим уравнение

bx – 3x = b3 – 3b2 + 4b – 12 c параметром b.

Вынесем в левой части уравнения множитель х за скобки. Получим

(b – 3)х = b3 - 3b2 + 4b – 12

 Мы имеем линейное уравнение, число корней которого зависит от того, отличен ли от нуля коэффициент при х или равен нулю.

Если b – 3 = 0, т.е. b = 3, то уравнение имеет единственный корень

х =

Преобразуем числитель дроби, разложив его на множители, получим

х =  отсюда х = b2 + 4.

Если b - 3 = 0, т.е. b = 3, то уравнение принимает вид 0х = 0. В этом случае любое число является корнем уравнения. Итак, мы нашли, что при b = 3 уравнение имеет единственный корень b2 + 4, а при b = 3 любое число является корнем уравнения.

Ответ: при b = 3 х = b2 + 4, а при b = 3 любое число является корнем уравнения.

Пример 2. Решим уравнение

py – p – 1 = 0    c параметром p.

Если p = 0, то уравнение имеет единственный корень

рy = р + 1

y =

Если р = 0, то уравнение примет вид:  - 1 = 0. Данное уравнение не имеет корней.

Ответ: при р = 0 нет корней, при р = 0 y =

Пример 3. Решите уравнения с параметром  а:

ах – 2х = а3 – 2а2 – 9а + 18

х(а – 2)= а2(а – 2) – 9(а – 2)

(а – 2)х = (а – 2)(а2 – 9)

Если а – 2 = 0, то есть а=2, то х – любое число.

Если а – 2 = 0, то есть а=2, то х =

х = а2 – 9

 Ответ: при а = 2х – любое число, при а = 2       х = а2 – 9.

Пример 4   Решите относительно х уравнение:

2 – 10ах + 3а2 = 0

D = (-10а)2  - 4 3 3а2 = 100а2 – 36а2 = 64а2

Если а = 0, то D = 0     и     х =,  х = 0

Если а = 0, то D˃ 0   и      х =

                                               х=

                                  х1 = ,         х2 =

Ответ: при а = 0, х = 0; при а = 0, х1 = 3а, х2 =

Занимательная страница  (если останется время)

Квадратные уравнения впервые встречаются в работе индийского математика и астронома Ариабхатты.

Другой индийский ученый Брахмагупта (VII в) изложил общее правило решения квадратных уравнений, которое практически совпадает с современным.

В те времена в  Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. Задачи часто облекались в стихотворную форму.  

Предлагаю вам    одну из таких задач                

                          Задача Бхаскары:

     Обезьянок резвых стая, всласть поевши, развлекалась.

    Их в  квадрате часть восьмая на полянке забавлялась.

    А  двенадцать по лианам  стали прыгать, повисая.

    Сколько ж было обезьянок, ты скажи мне, в этой стае?

Решение задачи  Бхаскары

Пусть было х обезьянок, тогда  на поляне забавлялось   (  )2 обезьянок,

а   12 – прыгали по лианам.

Получим уравнение           (  )2 + 12 = х,

                                              х2 – 64х + 12∙64 = 0,   х1 = 16    или х2 = 48.

ИТОГ УРОКА 

Сегодня на уроке мы с вами повторили и обобщили знания по теме «Квадратные уравнения».

-Благодарю за хорошую работу.

Урок сегодня завершён.

Дружней вас не сыскать.

Но каждый должен знать:

Познание, упорство, труд

К прогрессу приведут!

Всем спасибо. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Решение квадратных уравнений"

Обобщающий урок по теме "Решение квадратных уравнений"...

Обобщающий урок по теме "Решение квадратных уравнений" (презентация0

Обобщающий урок по теме "Решение квадратных уравнений" (презентация к уроку)...

Обобщающий урок по теме «Решение квадратных уравнений».

Урок в 8 классе. Посвящён повторению и обобщению материала по теме "Способы решения квадратных уравнений". Предваряет контрольную работу  по данной теме. Содержит интересные задачи по изученной т...

Обобщающий урок по теме "Решение квадратных уравнений"

Систематизация полученных знаний по теме "Квадратные уравнения",обучение нестандартному решению квадратных уравнений....

Обобщающий урок факультатив по теме "Квадратные уравнения + уравнения с параметром"

Обобщающий урок факультатив по теме "Квадратные уравнения + уравнения с параметром" 9 класс...

№70-71 обобщающий урок по теме "Решение квадратных уравнений при помощи формул" 8 класс

Карточка плана-конспектаТема и номер урока в теме№ 70-71 обобщающий урок по теме "Решение квадратных уравнений при помощи формул"ПредметМатематикаКласс8Базовый учебникАлимов Ш. А. и др...

Обобщающий урок по теме: "Решение квадратных уравнений и действия с рациональными числами". Урок - путешествие по озеру Байкал.

Форма проведения урока: путешествие по Байкалу.Учебно-наглядный комплекс: "Физическая карта России",  презентация о Байкале; таблицы; атласы....