Курс внеурочной деятельности "Параметры. Уравнения с параметрами"
методическая разработка по алгебре (8 класс)
Решение задач с параметрами являются одними из сложных в курсе средней школы и требует большого количество времени на изучение. Поэтому я разработала данный курс как дополнение к школьной программе, который можно применять с 7-8 класса в профильных классах. Рассмотрены две основные темы - Линейные уравнения с параметрами и квадратные уравнения с параметрами. Подобраны примеры с решением и примеры для самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_parametry._7_-8_klass.docx | 83.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №40 им. Ю.А. Гагарина г. Калининграда
Программа курса внеурочной деятельности
«Параметры. Решение уравнений с параметрами»
для учащихся 7-8 класса
Малая Алла Александровна
учитель высшей категории
Г. Калининград
2020
Содержание.
- Введение
- Понятие уравнения с параметром
- Линейные уравнения с параметрами
- Линейные уравнения и приводимые к ним уравнения с параметрами
- Графический метод решения уравнений c параметром
- Системы линейных уравнений
- Рациональные уравнения с параметрами
- Квадратные уравнения с параметрами
- Задачи на применение теорем Виета
- Иррациональные уравнения с параметрами
- Решение различных уравнений с параметрами.
Введение
Решение задач с параметрами является одним из самых трудных разделов школьной математики и требует большого количества времени на их изучение. При решении задач с параметрами требуется, кроме хорошего знания стандартных методов решений уравнений и неравенств, умение проводить логические построения, аккуратность и внимательность для того, чтобы не потерять решение и не приобрести лишних. Это требует от школьника более развитого логического мышления и математической культуры.
Из опыта работы в выпускных классах, видно, что учащиеся, владеющие методами их решения, обычно успешно справляются и с другими задачами. Но в то же время задачи с параметрами, включенные в содержание ЕГЭ по математике, очень часто оказываются не по силам учащимся.
Поэтому наша цель – научить учащихся методам решения задач с параметром, помочь преодолеть психологический барьер, который обусловлен противоречивыми характеристиками параметра.
Формировать умение учащихся видеть в выражении число, обозначенное буквой, необходимо на начальных ступенях обучения математике, а так же в 5-6 классах на простейших задачах - сравнение чисел, корень уравнения.
Продолжить работу по решению простейших линейных уравнений с параметрами и приводимых к ним можно в 7 классе при изучении темы: "Решение линейных уравнений". Задачи с параметрами можно и нужно использовать, уже начиная с линейных и квадратных уравнений и неравенств (7 – 9 классы).
Понятие уравнения с параметром
С параметрами учащиеся встречаются при введении некоторых понятий – функция прямая пропорциональность: y = kx ; линейная функция y=kx +b, где k - это параметр; а так же линейные и квадратные уравнения. К задачам с параметрами можно отнести задачи, например, поиск решений линейных и квадратных уравнений в общем виде, исследование количества их корней в зависимости от значений параметра.
Основное, что нужно усвоить при первом знакомстве с параметром – необходимость осторожного обращения с фиксированным, но неизвестным числом. Необходимость осторожного обращения с параметром хорошо видна на таких примерах, где замена параметра числом делает замену более простой. К таким задачам, например, относятся: сравнить два числа, решить линейное или квадратное уравнение и неравенство и т.д.
Рассмотрим примеры:
Сравнить: -a и 3a
Решение:
- Если а 0, то -а 3а
- Если а = 0, то -а = 3а
- Если а, то -а 3а
- Линейные уравнения и приводимые к ним уравнения с параметрами.
Линейным уравнением называется уравнение вида 𝑎𝑥 = 𝑏, где 𝑎, 𝑏 - некоторые действительные числа, x – переменная.
В зависимости от коэффициента а, зависит и решение этого уравнения. Если а=0, возникает два вопроса значениях b:
∙ Если а=0, b=0, то уравнение принимает вид 0х=0, значит уравнение имеет бесконечно много решений, решением является любое действительно число. ∙ Если а=0, 𝑏 ≠ 0, то уравнение принимает вид 0х=b, значит уравнение не имеет корней, т.к. нет такого числа, которое при умножении на нуль даст результат, отличный от нуля.
∙ При а≠0, то можем обе части уравнения разделить на а, имеем единственный корень, равный 𝑥 = 𝑏/𝑎
Ответ: при 𝑎 ≠ 0 единственное решение 𝑥 = 𝑏/ 𝑎 ;
при а=0, b=0 х – любое число;
при а=0, 𝑏 ≠ 0 нет решений.
- Решить уравнение ах = 1
- Если а = 0, то 0 = 1, решений не имеет
- Если а 0, то х = 1/а
- – 1) х = а + 1
Решение:
(𝑎 – 1) (𝑎 + 1) х = а + 1
𝑎 +1 =0 , 𝑎 = -1 или 𝑎 -1 = 0 , 𝑎 = 1
- 𝑎 = 1, тогда 0х = 2, нет решений
- 𝑎 = -1, тогда 0х = 0, х – любое
- 𝑎 -1; 1 тогда х = 1/( 𝑎 – 1)
Ответ: если 𝑎 = 1, то решений нет; если 𝑎 = -1, то х – любое; если 𝑎 -1; 1 , то х = 1/( 𝑎 – 1).
Существенным этапом решения задач с параметром является запись ответа. Особенно это относится к примерам, где запись как бы «ветвится» в зависимости от значений параметра. Составление ответа – это сбор ранее полученных результатов.
- В уравнении (𝑎 − 1)𝑥 = 𝑎 − 2 определите 𝑎 так, чтобы число 3 было его корнем.
Решение.
Если 𝑥 = 3 - корень уравнения, то оно обращает его в верное равенство.
Подставим 𝑥 = 3 в уравнение и решим его
(𝑎 − 1) ∙ 3 = 𝑎 − 2
3𝑎 − 𝑎 = 3 − 2
𝑎 = 0,5
Итак, при 𝑎 = 0,5 число 3 является корнем уравнения (𝑎 − 1)𝑥 = 𝑎 − 2.
Ответ: 0,5.
- Для каждого значения параметра а решить уравнение
𝑥 − 1 = 𝑥 + 𝑎.
Решение.
- Приведем уравнение к виду 𝑎𝑥 = 𝑏,
𝑥 − 𝑥 = 𝑎 + 1.
𝑥( = 𝑎 + 1
(𝑎 − 1)(𝑎 + 1)𝑥 = 𝑎 + 1
Найдем значения параметра, при которых коэффициент при x обращается в нуль.
(𝑎 − 1)(𝑎 + 1) = 0
𝑎 = 1 или 𝑎 = −1
1) Если 𝑎 = 1, то уравнение принимает вид 0 ∙ 𝑥 = 2, т.е. уравнение не имеет решений.
2) Если 𝑎 = −1, то уравнение принимает вид 0 ∙ 𝑥 = 0, 𝑥 – любое
3) Если 𝑎 ≠ 1; 𝑎 ≠ −1, то уравнение имеет единственное решение:
𝑥 = 𝑎 + 1/ (𝑎 + 1)(𝑎 − 1) ; 𝑥 = 1/ (𝑎 − 1)
Ответ: Если 𝑎 = 1, то не имеет решений;
Если 𝑎 = −1, то 𝑥 – любое
Если 𝑎 ≠ 1; 𝑎 ≠ −1, то уравнение имеет единственное решение:
𝑥 = 𝑎 + 1/ (𝑎 + 1)(𝑎 − 1) ; 𝑥 = 1/ (𝑎 − 1)
- Решить уравнение: + = 0
Решение.
Это уравнение равносильно системе:
х = 1 или х = -1
- , а = 0 или х = 1
При а = 0, из второго уравнения получаем, 0 = 0, х - любое
При а 0, второе уравнение системы, а значит и сама система имеет единственное решение х = 1
Ответ: При а 0 , х = 1; при а = 0, х = -1; 1
- Решить уравнение
(х – а)/ (х – 1) = 0
Решение.
По условию х – а = 0, х = а, но х – 1 0, х 1
Ответ : Если 𝑎 ≠ 1; то х = а
Если 𝑎 = 1; решений нет
Решить самостоятельно:
- Решить уравнения:
- (𝑎 − 2) 𝑥 = 2 – 𝑎
- (𝑎 + 8) 𝑥 = 8 + 𝑎
7. Укажите все значения параметра 𝑎, при котором уравнение
𝑎𝑥 − 2𝑥 = 3(𝑥 − 1) имеет корень.
Решение.
𝑎𝑥 − 2𝑥 = 3(𝑥 − 1)
- Приведем уравнение к виду 𝑎𝑥 = 𝑏,
𝑎𝑥 − 2𝑥 = 3𝑥 − 3
𝑎𝑥 − 2𝑥 − 3𝑥 = −3
𝑎𝑥 − 5𝑥 = −3
( 𝑎 − 5)𝑥 = −3
- 𝑎 - ?
𝑎 − 5 = 0 , 𝑎 = 5
3) Если 𝑎 = 5, то уравнение принимает вид 0x = -3, т.е. при 𝑎 = 5 уравнение не имеет решений.
4) Если 𝑎 ≠ 5, то уравнение имеет единственное решение 𝑥 = − 3 /𝑎 – 5
Ответ: при 𝑎 =5, нет решений
при 𝑎 ≠ 5, единственный корень 𝑥 = − 3 /𝑎 − 5
2. Решение уравнений с параметрами, приводимых к линейным уравнениям
8. При всех значениях a решите уравнение 2(𝑎 + 1)𝑥/ 𝑎 = 3(𝑥 + 1) + 7/ 𝑎
Обращаем внимание на то, что параметр находится в знаменателе. А знаменатель дроби не должен быть равен нулю (т.е. параметр имеет область допустимых значений).
О.Д. З, 𝑎 ≠ 0
1) При a=0 уравнение не имеет смысла
2)При 𝑎 ≠ 0
2(𝑎+1)𝑥 /𝑎 = 3(𝑥 + 1) + 7 /𝑎
Умножим обе части уравнения на 𝑎 ≠ 0,
2(a+1)x=3a(x+1) + 7
2ах + 2х = 3ах + 3а +7
2х – ах = 3а + 7
(2 – а) х = 3а + 7 (*)
- Если 2-a=0, то a=2, то 0∙x=13 уравнение не имеет корней.
- Если 𝑎 ≠ 2, то уравнение имеет единственное решение
𝑥 = 3𝑎 + 7/(2 – а)
Ответ: Если a=2, то уравнение не имеет корней.
Если 𝑎 ≠ 2, то уравнение имеет единственное решение
𝑥 = 3𝑎 + 7/(2 – а)
9. Решить уравнение - 1)*x = a +1
Решение: Перепишем уравнение (а – 1)(а +1)*х = а +1
- Если а = 1, то 0х = 2 и не имеет решения;
- Если а = -1, то 0х = 0 ; х – любое число;
- Если а ≠ -1; 1, имеем х =
Ответ: если а = 1, нет решения;
если а = -1, то х – любое число;
если а ≠ -1; 1, имеем х = .
3. Решение уравнений с параметром при разложении многочленов на множители
10. При каком значении 𝑎 уравнение не имеет корней:
(х + 1)(х – 3) – х(х – 3) = 𝑎х
Решение:
(х – 3)(х + 1 – х) = 𝑎х
(х – 3) = 𝑎х
х – 𝑎х = 3
(1 – 𝑎) х = 3
- Если 𝑎 = 1, то 0х = 3, то уравнение не имеет корней.
- Если 𝑎 ≠1, то уравнение имеет единственный корень
Х = 3/(1 – 𝑎)
Ответ : если 𝑎 = 1, то уравнение не имеет корней:
если 𝑎 ≠1, то уравнение имеет единственный корень
х= 3/(1 – 𝑎)
11. При каком значении 𝑎 уравнение имеет бесконечно много корней
(х – 4)(х + 𝑎) – (х + 2 )(х – 𝑎) = -6
Решение:
+ ха – 4х – 4а - + ха – 2х + 2а = -6
ха – 6х – 2а = -6
/2
(а – 3)х = а – 3 (*)
- Если а = 3, то 0х = 0, то х – любое;
- Если а ≠ 3, то уравнение имеет единственный корень
х = а – 3/ (а – 3), х = 1.
Ответ:
если а = 3, то уравнение имеет бесконечно много корней;
если а ≠ 3, то уравнение имеет единственный корень
х = 1.
Решить самостоятельно:
- Решить уравнения:
- (𝑎 + 𝑥) (2𝑥 – 5) – (2 𝑥 + 3)( 𝑥 + 1) = 4
Ответ : при а = 5, корней нет
- 𝑥 (3 𝑥 – 2) – (𝑥 + 2 𝑎)(3 𝑥 + 2) = 5 𝑎 +6
Ответ : при а = -2/3 бесконечно много корней
- ( – 25) 𝑥 = 𝑎 + 5
Ответ: при а = 5, корней нет
при а = -5, бесконечно много корней
при а ≠ -5; 5, один корень х = 1/(а - 5)
4. Графический метод решения уравнений c параметром.
Графиком функции y = f(x),𝑥 ∈ 𝐷(𝑓) называется множество всех точек координатной плоскости вида Oxy вида (x, f(x)), где 𝑥 ∈ 𝐷(𝑓). Рассмотрим приемы и методы решений задач с параметрами с использованием метода наглядной графической интерпретации.
Лучше всего приведенный метод работает в тех случаях, когда в условии задачи ставится вопрос о количестве корней в зависимости от значений параметра или определения значений параметра, при которых решение отсутствует или единственно. Эти типы задач отличает то, что при их решении не требуется получить явное решение, а нужно лишь найти те значения параметра, при которых это решение удовлетворяет тем или иным условиям.
Рассмотрим примеры, содержащие модуль.
1. Постройте график функции у = - и найдите значения а, при которых прямая у = а имеет с ним ровно две общие точки.
Решение.
Раскроем модули:
у = - =
у = - =
Построим график кусочно-непрерывной функции:
Прямая у = аимеет с графиком данной функции ровно две общие точки при а = -3 или а = 0 .
Ответ: при а = -3 или а = 0 .
Решить самостоятельно:
Постройте график функции
У =
и определите, при каких значениях прямая у = с имеет с графиком ровно две общие точки.
Ответ: с = 1; -2
2 . Точки А(2; 3) и В(5;) принадлежат прямой y = kx . Найдите значение
Решение:
- Точка А(2; 3) принадлежат прямой y = kx, значит 2к = 3;
- Точка В (5;) принадлежат прямой y = kx, значит 5к=
- Найдем к, к= 3/2 и подставим , = 7,5
Ответ: = 7,5
5. Системы линейных уравнений
1. Подберите такие значения a и b, при которых система уравнений
- имеет бесконечно много решений
- единственное решение
- не имеет решений
Решение:
1) a = -2 b = -6
2) a = 3 b = 7
3) a = -2 b =-12
2. При каком значении а имеет решение система уравнений:
Решение:
- Решим систему 2-х уравнений
- Умножим (1) уравнение на3, (2) уравнение на (-7)
Решим методом алгебраического сложения, получаем
= 63 - 140
-11 = - 77
= 7
Найдем ,
- Подставим найденные значения в третье уравнение
Ответ: при
3. Графики функций y = ax + 12 и y = (3 – a)x + a пересекаются в точке с абсциссой 2. Найдите ординату точки пересечения.
Решение:
- получаем y = 2a + 12 и y = (3 – a)2 + a
- получим
2a + 12 = (3 – a)2 + a
2а+ 12 = 6 – 2а + а
3а = -6
а = - 2
- :
У = -2 * 2 + 12 = 8
Ответ: у = 8
- Рациональные уравнения с параметром
Уравнение, левая и правая части которого являются рациональными выражениями, называются рациональными. Процесс решения заключается в построении алгоритма, позволяющего для любого значения параметра – найти множество корней уравнения.
Пример 1. Решите уравнение
Решение:
Приводим подобные и получаем
Уравнение равносильно системе ;
;
Исследуем на наличие решений:
1) если a =1 , то уравнение системы имеет вид 0x = 0 , с учетом ОДЗ, решением уравнения является любое число, кроме -2
2) если a 1 , то получаем ;
Ответ: если a = 1 , то корнем уравнения является любое число, кроме -2; если a 1, то x=1.
Мы видим, что при решении рационального уравнения с параметром, используем тот же алгоритм решения уравнения, как если бы вместо параметра было фиксированное число.
Пример 2. При каких значениях параметра a уравнение имеет единственное решение?
Решение:
Уравнение равносильно системе ;
;
1) При любом a уравнение имеет корень . Корень будет единственный, если или не удовлетворяет условию
Ответ: или
Пример 3. Для каждого значения параметра решите уравнение?
Решение:
1) если , то , то
2) если , то , то
3) если ; 1, то
Ответ: если , то если , то если ; 1, то
Примеры для самостоятельного решения:
4. Для каждого параметра решите уравнение:
1) ; 2) ; 3)
5. При каких значениях параметра уравнение имеет единственное решение
1) ; 2) ; 3)
7. Квадратные уравнения с параметрами
Квадратное уравнение = 0
Алгоритм решения уравнений:
- Если a = 0, то получается линейное уравнение bх + c=0.
- Если a ≠ 0 и дискриминант уравнения D = b² – 4ac < 0, то уравнение не имеет действительных решений.
- Если, a ≠ 0 и D = 0, то уравнение имеет единственное решение х =
- Если a ≠ 0 и D > 0, то уравнение имеет два различных корня .
Пример 1. При каких значениях параметра a уравнение имеет единственный корень?
Решение: Уравнение имеет один корень, если его дискриминант равен нулю.
D = – 144
– 144 = 0
Ответ: при
Пример 2. При каких значениях параметра b уравнение имеет два корня?
Решение: Уравнение имеет два корня, если его дискриминант больше нулю.
D = 9 – 4b
9 – 4b
– 4b
b
Ответ: Уравнение имеет два корня при b .
Пример 3. Для каждого параметра b решите уравнение:
Ответ: или = 4
Пример 4. При каких значениях параметра a сумма корней уравнения
равна 3?
Решение: По обратной т. Виета =3
+ - 3 = 0, отсюда = 1
Ответ: при = 1
Пример 5. При каких значениях параметра уравнение имеет единственный корень
Решение:
1) если , тогда получаем 15 = 0, решений нет;
2) если ≠ 0, ≠ 4, получаем квадратное уравнение. Уравнение имеет один корень, если дискриминант равен 0.
или Но при уравнение не имеет корней.
Ответ: = 19
Пример 6. При всех значениях параметра a решить уравнение
1) Решим квадратное уравнение по теореме обратной т. Виета, получаем или = 1;
2) уравнение равносильно системе
Исследуем на наличие корней: если а = 1, то ; если а = 7, то если а 1 и а 7, то .
Ответ: если а = 1, то ; если а = 7, то если а 1 и а 7, то .
Пример 7. При каких значениях параметра a уравнение имеет единственный корень?
Решение:
1)при получаем 1 + 3 - + ; - 6 = 0,
если , то = 1 или , но так как по условию , то .
2) при получаем - + ; - 6 = 0,
если , получаем , = 3 или , но так как по условию , то – один корень;
3)если
Получаем D = , отсюда = 3,5.
Ответ: при = 3,5; 3; 4.
Примеры для самостоятельного решения:
Пример 8. При всех значениях параметра a решить уравнение
Пример 9. При каких значениях параметра a уравнение имеет единственный корень
Пример 10. При каких значениях параметра a уравнение имеет единственный корень
Заканчивая курс решения уравнений с параметрами для учащихся 7-8 классов, решим уравнение с модулем.
(ЕГЭ) Найдите все значения 𝑎, при каждом из которых уравнение =3 имеет ровно 3 корня?
- Уравнение имеет четное количество корней, так как все ненулевые корни разбиваются на пары;
- По условию – корней нечетное число, поэтому х = 0 должен быть корнем уравнения
= 3 (*)
а =4 или а = 1
- если а = 4, = 3
= 3 или = -3
= 0 , х = 0 или , корней нет
при а = 4, уравнение имеет 1 корень, не подходит по условию
- если а = 1
= 3
= 3 или = -3
= 0
Уравнение имеет ровно 3 корня при а = 1
Ответ: при а = 1
Подведение итога:
После того, как мои выпускники в 10-11 классах в рамках внеурочной деятельности изучали различные методы решения уравнений и неравенств с параметрами и успешно справились с заданием №18 ЕГЭ, то я решила разработать данный курс для учащихся 7-8 класса, чтобы они в дальнейшем не боялись заданий с параметрами, имели о них представления и умели их решать. В курсе 7-8 классов в основном рассматриваются две темы – Линейные уравнения и сводящиеся к ним и Квадратные уравнения и сводящиеся к ним. В дальнейшем я планирую разработать курс и для учащихся 9-х классов и применять в своей практике курс «Параметры» с 7-11 классы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по матиматике. "Уравнения с параметрами". 9 класс
Программа элективных курсов по теме "Уравнения второй степени с параметрами". В предлагаемых материалах задачи с параметрами рассматриваются как средства обобщения и систематизации знаний учащихся о к...
Элективный курс "Решение уравнений с параметрами для элементарных функций"
Элективный курсРешение уравнений с параметрами для элементарных функций Харитонова Наталья Евгеньевна учитель математики высшей категории Введение. МОУ Лыкошинск...
Уравнения с параметрами в курсе алгебры седьмого класса
В данном учебном пособии представлена подборка заданий для отработки и проверки знаний по теме "Уравнения с параметрами в курсе алгебры седьмого класса"...
Занятие элективного курса в 10 классе: Решение квадратных уравнений с параметрами
Тема: Решение квадратных уравнений с коэффициентами, зависящими от параметра.Цель: • Формирование умения решать квадратные уравнения с параметрами.• Развивать исследовательскую и поз...
Рабочая программа факультативного курса по математике по теме: «Уравнения с параметрами» для учащихся 9 класса.
Программа составлена для учащихся 9 класса. Программа разработана с учетом того, что в 7, 8 классах велось преподавание по общеобразовательной программе. Занятие организуются с испол...
Открытое занятие по математике.10 класс. Элективный курс. Решение квадратных уравнений с параметрами
Сценарий элективного курса. 10 класс. Мультимедийное приложение SMART...
Курс внеурочной деятельности "Параметры. Уравнения с параметрами"
Курс внеурочной деятельности "Параметры. Уравнения с параметрами" является дополнительной программой обучения в профильных классах с 7-8 класса....