Обобщающий урок факультатив по теме "Квадратные уравнения + уравнения с параметром"
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему
Обобщающий урок факультатив по теме
"Квадратные уравнения + уравнения с параметром" 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematiku_ne_zrya_nazyvayut1.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок факультатив по теме
"Квадратные уравнения + уравнения с параметром"
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Power Point (приложение ).
-Математику не зря называют «царицей наук». Ей больше, чем какой–нибудь другой науке, свойственны красота, изящность и точность. Одно из замечательных качеств математики – любознательность. Постараемся доказать это на уроке. Вы уже умеете решать квадратные уравнения, задачи на составление квадратных уравнений. Но знания нужно не только иметь, но и уметь их показывать, что вы, надеюсь и сделаете на сегодняшнем уроке. А я вам в этом помогу.
Я прочитаю вам стихотворение, а вы скажете тему нашего урока.
Чтобы решить уравнение,
Корни его отыскать,
Нужно немного терпения,
Ручку, перо и тетрадь.
Минус напишем сначала,
Рядом с ними пополам,
Плюс – минус знак радикала,
С детства знакомого нам. (дети говорят тему)
-Открываем тетради, записываем число и тему нашего урока: «Решение квадратных уравнений».
Цель урока:
обобщение и систематизация знаний учащихся, закрепление и совершенствование навыков решения квадратных уравнений.
Повторим основные вопросы теории темы. (Слайды
Ученики рассказывают по слайдам блок теории. (фронтальный опрос)
А теперь мы с вами немножко поиграем. Игра наша называется домино. Возьмите по две доминошки.
Т.к. у нас с вами факультатив мы узнаем что такое «Уравнения с параметром».
«Результаты экзаменов по математике показывают, что задачи с параметрами представляют для выпускников и абитуриентов наибольшую сложность, как в логическом, так и в техническом плане и поэтому умение их решать во многом предопределяет успешную сдачу экзамена».
Запишите в тетрадь: 7х=5: -3х =5, 0х = 5 каждое уравнение имеет вид ах = 5, где а некоторое число, х неизвестное число.
Первое уравнение, в котором а = 7, имеет корень .
Второе уравнение, в котором а = -3, имеет корень .
Третье уравнение, в котором а = 0, не имеет корней.
Вообще уравнение вида ах = 5 при а= 0 имеет единственный корень , а при а=0 не имеет корней.
Говорят, что а является параметром, а уравнение ах=5 – уравнение с параметром.
Рассмотрим примеры.
Пример 1. Решим уравнение
bx – 3x = b3 – 3b2 + 4b – 12 c параметром b.
Вынесем в левой части уравнения множитель х за скобки. Получим
(b – 3)х = b3 - 3b2 + 4b – 12
Мы имеем линейное уравнение, число корней которого зависит от того, отличен ли от нуля коэффициент при х или равен нулю.
Если b – 3 = 0, т.е. b = 3, то уравнение имеет единственный корень
х =
Преобразуем числитель дроби, разложив его на множители, получим
х = отсюда х = b2 + 4.
Если b - 3 = 0, т.е. b = 3, то уравнение принимает вид 0х = 0. В этом случае любое число является корнем уравнения. Итак, мы нашли, что при b = 3 уравнение имеет единственный корень b2 + 4, а при b = 3 любое число является корнем уравнения.
Ответ: при b = 3 х = b2 + 4, а при b = 3 любое число является корнем уравнения.
Пример 2. Решим уравнение
py – p – 1 = 0 c параметром p.
Если p = 0, то уравнение имеет единственный корень
рy = р + 1
y =
Если р = 0, то уравнение примет вид: - 1 = 0. Данное уравнение не имеет корней.
Ответ: при р = 0 нет корней, при р = 0 y =
Пример 3. Решите уравнения с параметром а:
ах – 2х = а3 – 2а2 – 9а + 18
х(а – 2)= а2(а – 2) – 9(а – 2)
(а – 2)х = (а – 2)(а2 – 9)
Если а – 2 = 0, то есть а=2, то х – любое число.
Если а – 2 = 0, то есть а=2, то х =
х = а2 – 9
Ответ: при а = 2х – любое число, при а = 2 х = а2 – 9.
Пример 4 Решите относительно х уравнение:
3х2 – 10ах + 3а2 = 0
D = (-10а)2 - 4 3 3а2 = 100а2 – 36а2 = 64а2
Если а = 0, то D = 0 и х =, х = 0
Если а = 0, то D˃ 0 и х =
х=
х1 = , х2 =
Ответ: при а = 0, х = 0; при а = 0, х1 = 3а, х2 =
Занимательная страница (если останется время)
Квадратные уравнения впервые встречаются в работе индийского математика и астронома Ариабхатты.
Другой индийский ученый Брахмагупта (VII в) изложил общее правило решения квадратных уравнений, которое практически совпадает с современным.
В те времена в Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. Задачи часто облекались в стихотворную форму.
Предлагаю вам одну из таких задач
Задача Бхаскары:
Обезьянок резвых стая, всласть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая на полянке забавлялась.
А двенадцать по лианам стали прыгать, повисая.
Сколько ж было обезьянок, ты скажи мне, в этой стае?
Решение задачи Бхаскары
Пусть было х обезьянок, тогда на поляне забавлялось ( )2 обезьянок,
а 12 – прыгали по лианам.
Получим уравнение ( )2 + 12 = х,
х2 – 64х + 12∙64 = 0, х1 = 16 или х2 = 48.
ИТОГ УРОКА
Сегодня на уроке мы с вами повторили и обобщили знания по теме «Квадратные уравнения».
-Благодарю за хорошую работу.
Урок сегодня завершён.
Дружней вас не сыскать.
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К прогрессу приведут!
Всем спасибо. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений".
Данный урок по алгебре в 9 классе проводится как повторительно-обобщающий при завершении темы «Алгебраические уравнения. Системы нелинейных уравнений». Использование групповой формы работы позволяет у...
Урок по теме: "Графическое решение уравнений с параметром"
Краткое повторение графиков элементарных функций. Повторение аналитического способа решения линейного уравненийс параметром. Новый прием решения уравнений с параметром - графический....
Урок по теме: "Графическое решение уравнений с параметром"(продолжение)
Самостоятельная работа и домашнее задание...
Презентация к уроку по теме"Решение квадратных уравнений с параметром",8 класс.
Цели урока:развитие логического мышления учащихся,творческих способностей ,умения сопоставлять,сравнивать,проводить аналогию,развитие комуникативной культуры....
Обобщающий урок факультатив по теме "Квадратные уравнения + уравнения с параметром"
Цель урока:обобщение и систематизация знаний учащихся, закрепление и совершенствование навыков решения квадратных уравнений....
Конспект урока по алгебре "Решение квадратных уравнений с параметрами", 8 класс
Материал содержит конспект урока по алгебре в 8 классе "Решение квадратных уравнений с параметрами"...
Технологическая карта урока по теме"Решение квадратных уравнений с параметром"
Уравнения с параметрами- один из наиболее трудных разделов математики.Это объясняется тем, что при решении таких задач приходится рассматривать различные случаи , в зависимости от значений парам...