«День погружения в школе как механизм реализации пространства выбора»
статья по теме
Одним из механизмов реализации пространства выбора является День погружения
Существуют различные модели «погружения»:
1. «Погружение» как модель интенсивного обучения с применением суггестивного воздействия.
2. «Погружение» как модель длительного занятия одним или несколькими предметами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление заместителя директора по УВР Федотовой Е.Н.
на районном семинаре по теме ««День погружения в школе как механизм реализации пространства выбора»
Одним из механизмов реализации пространства выбора является День погружения
Существуют различные модели «погружения»:
1. «Погружение» как модель интенсивного обучения с применением суггестивного воздействия.
2. «Погружение» как модель длительного занятия одним или несколькими предметами.
Мы остановились на второй модели
- длительное (от нескольких часов до нескольких дней) специально организованное занятие одним или несколькими близкими предметами;
Это направление выражается в многочисленных моделях:
- «погружение» в сравнение,
- межпредметные «погружения»
- метапредметные «погружения»,
- эвристические «погружения»
- выездные «погружения»
- «погружения» в образ
- «погружение» как средство коллективного способа обучения
- «погружение» в культуру
Мы стали заниматься некой интеграцией этих подходов, взяв моменты, помогающие создавать условия для повышения мотивации обучающихся в рамках нашей модели и образовательного учреждения.
Какие проблемы мы пытались разрешить?
- отсутствие понимания целостности окружающего мира у детей;
- мы хотим увязать учебный материал с жизнью, помочь увидеть детям практическое воплощение изучаемого материала в школе;
- желание оживить изучаемые предметы, разорвать монотонную предсказуемую учебу (не случайно дети ждут от этого дня праздника!).
День погружения – это составная часть учебно-воспитательного процесса, который основывается на интеграции развивающих образовательных технологий, опирающийся на системно-деятельностный подход и обеспечивающий технологическую гибкость образовательного процесса. .
День погружения – это образовательное событие проводится 1 раз в четверть.
В ходе этого Дня учащиеся могут стать участниками уроков
- межпредметной или метапредметной направленности,
- творческих мастерских,
- лабораторий,
- интеллектуальных игр,
- встреч с интересными людьми,
- экскурсий,
- мастер-классов и т.д.
Главное, чтобы сохранялись принципы педагогической деятельности Дня погружения, как:
- Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
- Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
- Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
- Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Ожидаемые результаты проведения Дней погружения:
• отработка оснований осознанного самостоятельного выбора и ответственности за него;
• развитие коммуникабельности, умения сотрудничать; создание широкого круга толерантного неформального общения
• совершенствование образовательного пространства школы;
• воспитание у обучающихся интереса к познанию мира;
• профессиональный рост педагогов школы (освоение новых образовательных стандартов, инновационных идей и содержания образования для устойчивого развития, новых образовательных технологий, новых форм внеурочной работы). В своей работе педагоги нашей школы широко используют такие педтехнологии, как технологию развития критического мышления, проблемного диалога, метод проектов, метод интеллект-карты и другие.
В школе апробированы тематические Дни погружения на темы «Моя малая Родина» и «За здоровый образ жизни». Все учащиеся школы были задействованы в этом мероприятии. В начале дня была проведена линейка, на которой учащиеся могли ознакомиться планом необычного дня.
В День погружения на тему «Моя малая Родина» были проведены интегрированные уроки по окружающему миру в 4 классах, литературе, географическому краеведению, по физкультуре, английскому языку. На переменах звучала музыка на тему родины, организована выставка рисунков и плакатов, звучали стихи о родном крае, в 7а и 7б проведен классный час, на который были приглашены гости, рассказавшие много интересного о нашем крае
«За здоровый образ жизни»
День был спланирован таким образом, что погружение в тему проходило не только на уроках, но и на площадках, внеурочке, внеклассных мероприятиях.
У учащихся нашей школы была возможность посетить интегрированные уроки по русскому языку, истории, математике, английскому языку, физкультуре, информатике, музыке. Помимо необычных уроков День погружения состоял из различных внеклассных мероприятий: театральное представление сказки « Волк и семеро козлят» на новый лад, зажигательный флеш – моб ,внеурочное мероприятие в 4 «А» классе на тему: «Здоровый образ жизни». Учащиеся с большим желанием составляли правила здорового образа жизни.
Семиклассники подготовили защиту социального проекта, познакомили всех присутствующих с правилами закаливания, с рациональным питанием, рассказали о вреде алкоголя, табакокурения и наркомании; учащиеся 8 класса приняли участие в викторине «В плену вредных привычек»
Ко Дню погружения учащимися 5-11 классов была организована выставка рисунков и плакатов, посвященная Здоровому образу жизни.
Среди учащихся 5-6 классов состоялся спортивно - интеллектуальный рыцарский турнир
Среди учащихся 9-11 классов состоялись соревнования по волейболу.
В этот день состоялись занятия творческих площадок: школьный театр на английском языке, вокальной студия, фотостудии. Ученица 10 класса продемонстрировала свои фотографии, посвященные спорту и здоровому образу жизни. Закончен День погружения анкетирование среди учащихся на тему «Чем необычен этот день- День погружения?»
Федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО включают в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы: личностным, метапредметным и предметным. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
В настоящее время определяющая тенденция познавательного процесса – интеграция, так как именно она позволяет создать условия для формирования метапредметных компетенций обучающегося.
Интегрированный подход способствует осуществлению компетентностного подхода в преподавании практически всех предметов, развивает потенциал учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышлению, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычно, помогает формированию и развитию универсальных учебных действий.
Метапредметность – принцип интеграции содержания образования. С практической точки зрения интеграция предполагает усиление метапредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации, подкрепление мотивации обучения. На сегодняшний день детей интересуют знания, которые они смогут применять ежедневно уже сейчас, а затем и во взрослой жизни.
Положительные моменты интегрированного подхода в формировании УУД.
Интеграция дает возможность
- показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам.
- планировать предметные цели и результаты обучения на уровне учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения содержания по данной теме.
- создавать благоприятные условия в формировании УУД: познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных.
- использовать высвобождаемое за этот счет время для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.
Таким образом, Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, она позволяет активно формировать универсальные учебные действия.
За счет интеграции с другими областями происходит, на наш взгляд, более эффективное погружение в тему.
Мы считаем, что день погружения – это уникальная возможность создать подобные условия, взглянуть на изучаемый предмет с разных, иногда неожиданных сторон, сломать стереотипы его изучения, увидеть, насколько разнообразны способы познания действительности.
Сегодня мы делимся опытом организации подобных дней погружений. На уроках, фрагментах уроков, внеурочке, внеклассных мероприятиях, на площадках мы будем погружаться в тему войны. Задействованы все учащиеся. На каждом уроке, помимо открытых уроков, будет проходить погружение в данную тему. Вам, уважаемые коллеги, предстоит посмотреть фрагменты уроков, занятий в соответствии с требованиями новых стандартов.
Задача педагога, дающего открытый урок, показать,
с помощью каких технологий, приемов, методов он сможет добиться погружения в тему, достигая при этом развития метапредметности. Будут показаны отдельные этапы уроков, а не полностью урок. В начале урока, учитель назовет тип урока и какие этапы урока он продемонстрирует.
У нас 5 групп. В качестве экспертов мы попросим сегодня быть завучей. После просмотренных фрагментов 15 мин отводится на самоанализ и анализ За круглым столом мы предоставим слово экспертам, которые выскажут мнение от своей группы. Плодотворной вам работы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проект Семь и школа как механизм взаимодействия в воспитательном пространстве ОУ"
В данной работе представлен проект "Семья и школа"...
Модуль 2. Механизмы реализации модели "Цифровая школа" в МОУ "Могойтуйская СОШ №2"
Тема 1. Применение ИКТ в учебном процессе.Тема 2. Применение ИКТ в воспитательной деятельности.Тема 3. Применение ИКТ в проектной деятельности....
Особенности реализации проекта «Основная школа – пространство выбора»
Основная ступень традиционно является наиболее проблемной ступенью школьного образования. У учащихся снижается учебная мотивация, образовательная деятельность теряет для них ...
Описание опыта работы по реализации проекта «Создание модели педагогической системы общественно активной школы как механизма реализации федеральных государственных образовательных стандартов»
Содержание1. Актуальность опыта. Проблемный анализ…………………...32. Основные концептуальные положения………………………..53....
«Основная школа – пространство выбора»
ММОШ в параллели 5 классах...
Доклад «Модель основной ступени образования МОУ Урлукская СОШ «Основная школа - пространство выбора»»
Предлагаемая модель «Основная школа – пространство выбора» предполагает создание в школе на основной ступени образования условий для получения подростками опыта проб и ошибок, ...
презентация основная школа - пространство выбора
Цель модели:создание единой образовательно-воспитательной среды в основной школе, способствующей развитию личности подростка на основе личностно-значимого выбора содержания и форм урочной и внеу...